г. Краснодар |
|
20 июня 2022 г. |
Дело N А20-3381/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пострыгай Э.В., при участии в судебном заседании, проводимом с применением видео-конференц-связи с Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики (судья Маирова А.Ю., секретарь судебного заседания Мальбахова А.Б.), от заявителя - акционерного общества "Каббалкэнерго" (ИНН 0711008455, ОГРН 1020700746901) - Сабанова М.М. (доверенность от 14.01.2022), от заинтересованного лица - Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республикик по тарифам и жилищному надзору - Желиготовой К.Б. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Кагазежевой Жени Абдуллаховны, Государственного комитета по тарифам и жилищному надзору Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0725010542, ОГРН 1120725003101), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Каббалкэнерго" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.12.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 по делу N А20-3381/2021, установил следующее.
АО "Каббалкэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Государственного комитета по тарифам и жилищному надзору Кабардино-Балкарской Республики (далее - комитет) от 29.06.2021 N 08/2-523 об устранении выявленных нарушений при введении режима ограничения потребления электроснабжения Кагазежевой Ж.А. и возобновлении подачи электроэнергии.
Решением суда от 08.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.02.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы законностью оспариваемого предписания.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела. Судами необоснованно признано ненадлежащим способом уведомления потребителя электроснабжания направление предупреждения о предстоящем ограничении коммунальной услуги посредством включения соответствующей информации в платежный документ.
В отзыве на жалобу комитет просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании общество поддержало доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в связи с обращением Кагазежевой Ж.А. комитет провел в отношении общества внеплановую документарную проверку законности начисления платы за потребленную электроэнергию и ограничения подачи коммунальной услуги по электроснабжению, в ходе которой установил, что общество приостановило коммунальную услугу по электроснабжению потребителя Кагзежевой Ж.А. без надлежащего уведомления.
По результатам проверки комитет вынес предписание от 29.06.2021 N 08/2-523 об устранении нарушений законодательства, которым обществу предписано устранить выявленные нарушения в срок до 09.07.2021, а именно: снять начисления платы за ограничение и возобновление коммунальной услуги по электроснабжению абоненту Кагазежевой Ж.А., возобновить подачу коммунальной услуги по электроснабжению.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в суд с заявлением о признании предписания недействительным.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по данному делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами. Принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг неразрывно связан с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнителем признается, в том числе юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнитель обязан предоставлять коммунальные услуги потребителю в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами (пункт 31 Правил N 354).
Электроснабжение (снабжение электрической энергией) подпунктом "г" пункта 4 Правил N 354 отнесено к коммунальным услугам. Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги (подпункт "а" пункта 117 Правил N 354).
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (пункт 118 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги. При этом исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи (подпункт "а").
Из содержания подпункта "а" пункта 119 Правил N 354 следует, что лицо, предоставляющее коммунальную услугу, вправе известить потребителя любыми из перечисленных в подпункте "а" пункта 119 Правил N 354 способов, дающих возможность установить, что потребитель получил такое предупреждение (уведомление) и поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.12.2011 N 29-П и определении от 29.09.2011 N 1113-О-О, Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 25.09.2013 N АКПИ13-852, доведение информации об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги до потребителя имеет целью защиту потребителя от ущерба его здоровью и безопасности, а также защиту его экономических интересов, как экономически более слабой и зависимой стороны в гражданско-правовых отношениях с организацией - исполнителем коммунальной услуги.
Таким образом, законом не предусмотрено применение мер воздействия без уведомления об этом должника. Пунктом 119 Правил N 354 установлен специальный порядок уведомления потребителя коммунальной услуги, включающий различные способы предупреждения (путем вручения потребителю-должнику под расписку, направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), иным способом), применяемые для подтверждения факта и конкретной даты получения потребителем соответствующего предупреждения (уведомления).
После получения потребителем - должником направленного ему исполнителем предупреждения (уведомления) в его распоряжении должно быть не менее, чем 20 дней для добровольного погашения образовавшейся задолженности. Другими словами, направленное исполнителем потребителю-должнику предупреждение (уведомление) должно быть получено потребителем-должником не менее чем за 20 дней до предполагаемой даты ограничения (приостановления) предоставления ему коммунальной услуги. Предусмотренное пунктами 117, 119 Правил N 354 право исполнителя на ограничение (приостановление) предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику может быть реализовано им только лишь в случае, если потребитель-должник добровольно не погасит образовавшуюся задолженность в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока.
Судебные инстанции установили, и это следует из материалов дела, что задолженность абонента Кагазежевой Ж.А. за потребленную электроэнергию по состоянию на 01.01.2021 с учетом начисленных и оплаченных сумм составила 1370 рублей 51 копейку. В связи с наличием задолженности, 22.12.2020 общество на официальном сайте в сети Интернет опубликовано уведомление о включении абонента в реестр на отключение. Информация о наличии задолженности и предстоящем ограничении коммунальной услуги была указана на счетах-извещениях на оплату электроэнергии. В связи с непогашением имеющейся задолженности 25.01.2021 потребителю Кагазежевой Ж.А. приостановлено оказание коммунальной услуги по электроснабжению.
Судебные инстанции, обоснованно указав, что получение потребителем - должником предупреждения о возможном ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги и день получения такого уведомления имеют существенное значение в рамках процедуры ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги и в обязательном порядке подлежат установлению исполнителем коммунальной услуги в целях соблюдения прав потребителя на оплату задолженности в установленный в подпункте "а" пункта 119 Правил N 354 двадцатидневный срок со дня получения предупреждения (уведомления), оценили доводы общества и представленные им доказательства, свидетельствующие по мнению заявителя, о надлежащем извещении потребителя об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги и пришли к выводу о том, что Кагазежева Ж.А. не была надлежащим образом уведомлена о наличии задолженности и возможности отключения услуги электроснабжения в связи с нарушением обществом процедуры приостановления предоставления коммунальной услуги электроснабжения, определенной Правилами N 354. При этом судебные инстанции исходили из того, что сам по себе факт опубликования на официальном сайте общества в разделе "Клиентам" - "Реестры на ограничение коммунальных услуг (физические лица)" реестра должников не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможном введении ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги; общество не представило документальные доказательства, подтверждающие дату доставки потребителю Кагазежевой Ж.А. платежных документов с предупреждением о предстоящем ограничении (приостановлении) коммунальной услуги по электроснабжению.
Суды обоснованно указали, что, несмотря на многообразие способов доведения до потребителя-должника предупреждения (уведомления) об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней с момента получения такого уведомления, в том числе путем включения текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги, факт фиксации и дата доставки потребителю уведомления остаются юридически значимыми и подлежащими подтверждению исполнителем коммунальной услуги.
Таким образом, установив, что общество не представило доказательства надлежащего уведомления потребителя Кагазежевой Ж.А. о возможном ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги, судебные инстанции сделали правильный вывод о нарушении обществом процедуры приостановления предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, определенной Правилами N 354 и законности выданного ему предписания.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что предписание от 29.06.2021 N 08/2-523 вынесено в пределах полномочий комитета, содержит конкретные требования, четкую формулировку предлагаемых действий. Общество не представило доказательства невозможности исполнения оспариваемого им предписания комитета.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовались судебными инстанциями и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.12.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 по делу N А20-3381/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции, обоснованно указав, что получение потребителем - должником предупреждения о возможном ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги и день получения такого уведомления имеют существенное значение в рамках процедуры ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги и в обязательном порядке подлежат установлению исполнителем коммунальной услуги в целях соблюдения прав потребителя на оплату задолженности в установленный в подпункте "а" пункта 119 Правил N 354 двадцатидневный срок со дня получения предупреждения (уведомления), оценили доводы общества и представленные им доказательства, свидетельствующие по мнению заявителя, о надлежащем извещении потребителя об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги и пришли к выводу о том, что Кагазежева Ж.А. не была надлежащим образом уведомлена о наличии задолженности и возможности отключения услуги электроснабжения в связи с нарушением обществом процедуры приостановления предоставления коммунальной услуги электроснабжения, определенной Правилами N 354. При этом судебные инстанции исходили из того, что сам по себе факт опубликования на официальном сайте общества в разделе "Клиентам" - "Реестры на ограничение коммунальных услуг (физические лица)" реестра должников не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможном введении ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги; общество не представило документальные доказательства, подтверждающие дату доставки потребителю Кагазежевой Ж.А. платежных документов с предупреждением о предстоящем ограничении (приостановлении) коммунальной услуги по электроснабжению.
Суды обоснованно указали, что, несмотря на многообразие способов доведения до потребителя-должника предупреждения (уведомления) об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней с момента получения такого уведомления, в том числе путем включения текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги, факт фиксации и дата доставки потребителю уведомления остаются юридически значимыми и подлежащими подтверждению исполнителем коммунальной услуги.
Таким образом, установив, что общество не представило доказательства надлежащего уведомления потребителя Кагазежевой Ж.А. о возможном ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги, судебные инстанции сделали правильный вывод о нарушении обществом процедуры приостановления предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, определенной Правилами N 354 и законности выданного ему предписания."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 июня 2022 г. N Ф08-5038/22 по делу N А20-3381/2021