г. Ессентуки |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А20-3381/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.02.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии в судебном заседании представителя Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации - Тихамокова В.Х. (доверенность от 14.01.2022), в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.12.2021 по делу N А20-3381/2021, принятое по заявлению КабардиноБалкарского акционерного общества энергетики и электрификации, г. Нальчик, к Государственному комитету Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору, г. Нальчик третьи лица: публичное акционерное общество "Россетти Северный Кавказ", г. Пятигорск Кагазежева Женя Абдуллаховна, с. Жемтала о признании недействительным предписания от 29.06.2021 N08/2-523,
УСТАНОВИЛ:
Кабардино-Балкарское акционерное общество энергетики и электрификации (далее - АО "Каббалкэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительным предписания N 08/2-523 от 29.06.2021 об устранении выявленных нарушений по поводу введенного режима ограничения потребления электроснабжения гражданки Кагазежевой Ж.А. и возобновлении подачи электроэнергии в срок до 09.07.2021, вынесенного Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.12.2021 по делу N А20-3381/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.12.2021 по делу N А20-3381/2021 Кабардино-Балкарское акционерное общество энергетики и электрификации обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору г. Нальчик, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации поддержал апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции отменить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.12.2021 по делу N А20-3381/2021 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.12.2021 по делу N А20-3381/2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как видно из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, на основании обращения гражданки Кагазежевой Ж.А. по вопросам о порядке начисления платы за потребленную электроэнергию и ограничения подачи коммунальной услуги по электроснабжению комитетом была проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества, которой было установлено, что общество приостановило коммунальную услугу по электроснабжению потребителя Кагзежевой Ж.А. без надлежащего уведомления и соблюдения двадцатидневного срока на погашение задолженности.
По результатам проверки комитетом было вынесено предписание от 29.06.2021 N 08/2-523 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, которым обществу было предписано устранить выявленные нарушения в срок до 09.07.2021, а именно: снять начисления платы за ограничение и возобновление коммунальной услуги по электроснабжению абоненту Кагазежевой Ж.А., возобновить подачу коммунальной услуги по электроснабжению абоненту Кагазежевой Ж.А.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в суд с требованием о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
На основании пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В свою очередь, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
Согласно пункту 114 Правил N 354 при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.
При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.
В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.
В пункте 117 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
В пункте 119 Правил N 354 установлено, что, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику ^од расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Согласно пункту 118 Правил под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса.
Согласно выписке по лицевому счёту N 73-39/0865 (абонент Кагазежева Ж.А.) по состоянию на 01.01.2021 г. задолженность, с учетом начисленных и оплаченных сумм составляла 1370,51 руб.
Как видно из материалов проверки потребителю Кагазежевой Ж.А. 25.01.2021 г. была приостановлена коммунальная услуга по электроснабжению (акт ограничения режима потребления электрической энергии от 25.01.2021.
По информации Общества 22.12.2020 г. абонент, проживающий в домовладении по адресу: КБР, Черекский район, с.п. Жемтала, ул. Родниковая, д. 9, включен в реестр на отключение, уведомление о возможном отключении размещено на официальном сайте Общества в сети Интернет.
Из буквального текста подпункта "а" пункта 119 Правил N 354 следует, что лицо, предоставляющее коммунальные услуги, вправе известить потребителя любым (любыми) из перечисленных способов, дающих возможность неопровержимо установить, что потребитель получил такое извещение и поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.
Таким образом обеспечивается доведение информации об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги до потребителя, в полной мере содействует защите потребителей от ущерба их здоровью и безопасности, а также защите их экономических интересов, как экономически бодее слабой и зависимой стороны в гражданско-правовых отношениях с организациями и индивидуальными предпринимателями, на что неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации (постановление от 20.12.2011 г. N 29-П, определение от 29.09.2011 г. N ШЗ-О-О), а также Верховный Суд Российской Федерации (Решение от 25.09.2013 N АКПИ13-852).
Сам по себе факт опубликования на официальном сайте Общества в разделе "Клиентам" - "Реестры на ограничение коммунальных услуг (физические лица)" реестра должников в отношении которых планируется ограничение поставки ресурса не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги, как ошибочно полагает Общество.
Согласно заявлению Общества информация о наличии задолженности за потребленную электроэнергию, и предупреждение о предстоящем ограничении коммунальной услуги в случае неоплаты задолженности Обществом ежемесячно, на протяжении 6-ти месяцев, направлялась потребителю-должнику посредством включения названной информации в платежный документ (счета-извещения на оплату стоимости электроэнергии).
В соответствии с частью 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Следовательно, факт получения (уклонения от получения) потребителем-должником предупреждения о возможном ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги и дата получения такого уведомления имеют существенное значение в рамках процедуры ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги и в обязательном порядке подлежат установлению исполнителем коммунальной услуги в целях соблюдения права потребителя на оплату задолженности в двадцатидневный срок со дня получения предупреждения (уведомления).
Указанное означает, что, несмотря на расширение способов доведения до потребителя-должника предупреждения (уведомления) об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней с момента получения такого уведомления, в том числе путем включения текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги, факт фиксации и дата доставки потребителю уведомления остаются юридически значимыми и подлежащими подтверждению исполнителем коммунальной услуги.
При этом Общество не представило документальные доказательства, подтверждающие дату доставки Кагазежевой Ж.А. указанных платежных документов, ни в ходе осуществления Комитетом внеплановой документарной проверки, ни в материалы дела.
Представленные Обществом материалы не позволяют бесспорно и однозначно установить конкретную дату доставки (получения) Кагазежевой Ж.А. счета-извещения с уведомлением о наличии задолженности и возможном приостановлении предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в связи с неоплатой данной задолженности.
Общее правило о том, что риск наступления последствий неполучения юридически значимого сообщения (уведомления) несет адресат (потребитель), не обеспечивший надлежащее получение корреспонденции, в данном случае не применяется.
Применение статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации к данным правоотношениям между Обществом и потребителем коммунальной услуги по энергоснабжению не соответствует нормам материального права, поскольку правоотношения по обеспечению коммунальными услугами жилого дома (помещения, квартиры) находятся в сфере регулирования жилищным законодательством о защите прав потребителей, а нормы гражданского законодательства в части защиты потребителей и в части жилищных правоотношений носят общий характер.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 10.07.2019 г. N 302-ЭС19-9896.
Таким образом, доводы Общества о том, что подтверждение факта вручения и/или ознакомления потребителя-должника с содержанием предупреждения (уведомления), включенного в платежный документ, не требуется и указанное предупреждение считается доставленным потребителю- должнику с даты направления платежного документа нельзя признать правильными, поскольку сам по себе факт направления в адрес Кагазежевой Ж.А. счета-извещения, не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.
Иных доказательств, подтверждающих надлежащим образом факт и дату получения Кагазежевой Ж.А. предупреждения об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, Общество в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представило.
Таким образом, поскольку Кагазежева Ж.А. не была надлежащим образом уведомлена о наличии задолженности и возможности отключения услуги электроснабжения, Обществом нарушена процедура приостановления предоставления коммунальной услуги электроснабжения, определенная Правилами N 354.
Также общество не учло, что как верно установил суд первой инстанции Потребителю 82 года, является инвалидом второй группы, отключение произведено в зимний период. Более этого, Правительством Российской Федерации принято постановление от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление Правительства N 424), вступившее в силу со дня его официального опубликования - 06.04.2020, которым действие пункта 119 Правил N 354 было приостановлено до 01.01.2021.
Таким образом, предписание Комитета об устранении нарушения законодательства Российской Федерации от 29.06.2021 г. N 08/2-523, вынесенное в пределах полномочий органа исполнительно власти КБР, уполномоченного на осуществление регионального государственного жилищного надзора, направлено на устранение допущенного нарушения и недопущение совершения нарушений в дальнейшем, и не нарушает прав Заявителя, поскольку не возлагает на него незаконной обязанности, исходя из смысла статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка в апелляционной жалобе на судебную практику по делу А32-5979/2020 не подлежит применению, поскольку в рамках данного дела решение принято с иными фактическими обстоятельствами дела.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.12.2021 по делу N А20-3381/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-3381/2021
Истец: АО "Каббалкэнерго"
Ответчик: ГК по тарифам и жилищному надзору
Третье лицо: Кагазежева Ж.А., ПАО "Россети Северный Кавказ", Сабанов Мурат Мухамедович, Шестнадцатый Арбитражный Апелляционный, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд