г. Краснодар |
|
21 июня 2022 г. |
Дело N А63-13097/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - акционерного общества "Газпром газораспределение Ставрополь" (ИНН 2635014240, ОГРН 1022601966551), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Гусейнова Аслана Нурутиновича, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Ставрополь" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.12.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 по делу N А63-13097/2021, установил следующее.
АО "Газпром газораспределение Ставрополь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконными и отмене постановления от 05.08.2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 600 тыс. рублей штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Гусейнов Аслан Нурутинович.
Решением от 21.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.03.2022, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы доказанностью наличия в деянии общества состава вмененного ему административного правонарушения.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что судами не принят во внимание тот факт, что Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314), в редакции действующей на момент возникновения спора, не содержали прямого запрета на неоднократное продление сроков выполнения мероприятий по подключению, а также прямого указания о необходимости расторжения договора о подключении в связи с нарушением заявителем срока осуществления мероприятий по подключению. По мнению общества, суды не учли разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", согласно которым при установлении факта злоупотребления доминирующим положением, судам необходимо установить являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом действий (бездействий), в отсутствие доминирующего положения на рынке.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Гусейнов А.Н. и общество заключили договор от 06.06.2019 N ДП0028-000801-01 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства по адресу: г. Кисловодск, ул. Суворова, д. 19 к сетям газораспределения. В соответствии с условиями договора срок исполнения мероприятий по подключению составляет 9 месяцев с момента заключения договора. Дополнительными соглашениями от 12.02.2020, 06.04.2020, 09.10.2020, 05.03.2021 срок выполнения работ по подключению продлен до 09.09.2021.
Гусейнов А.Н. обратился в антимонопольный орган с заявлением о нарушении обществом сроков по технологическому подключению к сетям газораспределения принадлежащего ему объекта капитального строительства.
Управлением возбуждено дело об административном правонарушении N 026/04/9.21-1221/2021 и проведено административное расследование, в ходе которого антимонопольный орган установил нарушение в действиях общества требований пунктов 85, 85(4) Правил N 1314.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении управление 21.07.2021 составило протокол и постановлением от 05.08.2021 привлекло общество к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса в виде 600 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что постановление административного органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 9.21 Кодекса нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тыс. до 500 тыс. рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 600 тыс. до 1 млн рублей.
Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
Согласно пункту 2 Правил N 1314 под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Пунктами 59, 60 Правил N 1314 установлено, что подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Как установлено судами и следует из материалов дела, Гусейнов А.Н. относится к заявителям первой категории.
В соответствии с пунктом 85 Правил N 1314, в редакции, действовавшей на момент заключения договора (редакция от 21.02.2019), срок осуществления мероприятий по подключению для заявителей первой категории не может превышать (с учетом положений пункта 85(3) настоящих Правил) 9 месяцев.
Пунктом 85(4) Правил N 1314, в редакции, действовавшей на момент заключения дополнительных соглашений о продлении срока мероприятий по подключению (ред. от 21.02.2019), предусмотрено, что в случае если мероприятия по подключению, выполняемые заявителем, не могут быть осуществлены в срок, предусмотренный заключенным договором о подключении, срок осуществления мероприятий по подключению может быть продлен по инициативе заявителя (за исключением случая установления срока осуществления мероприятий по подключению в соответствии с пунктом 85(3) настоящих Правил). При этом срок, на который продлевается срок осуществления мероприятий по подключению, для заявителей первой категории, не может превышать 6 месяцев.
Учитывая изложенное, судами обоснованно сделан вывод о том, что максимально возможный срок продления исполнения мероприятий по технологическому присоединению (подключению) к сетям газораспределения объекта, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя истек 05.09.2020, то есть спустя 15 месяцев с даты заключения договора.
Судами установлено, что фактическое подключение объекта осуществлено 07.04.2021, что подтверждается актом от 07.04.2021 N 0028-000801/12, доказательства, указывающие на выполнение мероприятий по технологическому присоединению ранее 07.04.2021 обществом не представлены.
С учетом изложенного, вывод судов о наличии в данном случае в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, является правильным.
Оспариваемое постановление принято управлением в пределах срока давности привлечения к ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса, для данной категории дел.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности суды не установили.
Учитывая характер и степень общественной опасности правонарушения, конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суды указали на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса. Не установили судебные инстанции и основания для применения статей 4.1.1 и 4.1 Кодекса. Суд кассационной инстанции принимает во внимание, что возможность применения статей 2.9, 4.1, 4.1.1 Кодекса является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела. Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющих применить в рассматриваемом случае положения указанных статей, с учетом положений статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Административный штраф в размере 600 тыс. рублей назначен обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 Кодекса.
Доводы общества выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.12.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 по делу N А63-13097/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 600 тыс. до 1 млн рублей.
Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
...
Оспариваемое постановление принято управлением в пределах срока давности привлечения к ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса, для данной категории дел."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 июня 2022 г. N Ф08-4890/22 по делу N А63-13097/2021