г. Краснодар |
|
22 июня 2022 г. |
Дело N А53-22685/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 202 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Малыхиной М.Н. и Трифоновой Л.А., при ведении протокола помощником судьи Шуляк О.С. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, от истца - муниципального предприятия "Азовводоканал" (ИНН 6140000097, ОГРН 1026101790846) - Евтушеко П.Г. (доверенность от 04.08.2021), от ответчика - индивидуального предпринимателя Таранушич Марины Петровны (ИНН 610103800097, ОГРНИП 307610105700021) - Корсун Н.И. (доверенность от 12.01.2022), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Таранушич Марины Петровны на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 по делу N А53-22685/2021, установил следующее.
МП "Азовводоканал" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Таранушич Марине Петровне (далее - предприниматель) о взыскании 307 470 рублей 60 копеек платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения и платы за превышение нормативов загрязняющих веществ в составе сточных вод по формулам, предусмотренным пунктами 123(4) и 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), 44 285 рублей 39 копеек неустойки, начисленной с 11.12.2020 по 15.11.2021, с последующим ее начислением по день оплаты долга.
Решением от 19.11.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.03.2022, иск удовлетворен частично: с предпринимателя в пользу предприятия взыскано 307 470 рублей 60 копеек платы, 44 108 рублей неустойки, а также неустойка с 16.11.2021 по день фактической оплаты задолженности. В удовлетворении остальной части иска отказано. Суды исходили из того, что предусмотренный пунктами 123(4) и 203 Правил N 644 расчетный способ определения названной платы применяется без проведения контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, которые соответствуют условиям, перечисленным в указанных пунктах, в том числе в части среднесуточных объемов сбрасываемых сточных вод по всем канализационным выпускам менее 30 кубических метров.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, взимание платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения и платы за превышение нормативов загрязняющих веществ может производиться только после проведения предприятием мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод. Заявитель указывает на то, что им обеспечена возможность отбора проб сточных вод. Предприниматель считает, что он не соответствуют условиям, перечисленным в пунктах 123(4) и 203 Правил N 644, поскольку среднесуточные объемы сбрасываемых им сточных вод с принадлежащего ему объекта составляют более 30 куб. метров (заявитель указывает на то, что для расчета среднесуточного объема необходимо месячный объем сбрасываемых сточных вод поделить на количество рабочих дней в месяце с учетом режима работы общества "Производственная компания "Акомп"" - арендатора спорного объекта у предпринимателя); не осуществляет виды деятельности, перечисленные в абзаце четвертом пункта 167 и абзаце втором пункта 203 Правил N 644.
Заявитель ссылается на то, что взимание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод возможно только в отношении объектов абонентов, для которых установлены персональные нормативы состава сточных вод. По мнению предпринимателя, нормативы состава сточных вод в отношении принадлежащего ему объекта не установлены, поэтому плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод начислена истцом необоснованно.
По мнению заявителя, суды приняли решение о правах и обязанностях не привлеченного к участию в деле лица (ООО "Производственная компания "Акомп""), который арендует у предпринимателя спорный объект и непосредственно осуществляет деятельность по производству пищевых продуктов (сгущенного молока). Суды необоснованно отказали ответчику в удовлетворении ходатайства о проведении по делу судебной экспертизы в целях обоснования довода о том, что принадлежащие ему объект негативное воздействие на централизованную систему водоотведения не оказывает.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыве на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как установлено судами, 01.03.2007 предприятие и предприниматель (абонент) заключили договор N 2475 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.
С ноября 2020 года по май 2021 года предприятие оказало услуги по приему в централизованную систему водоотведения сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Предприятием произведен расчет платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения и платы за превышение нормативов загрязняющих веществ в составе сточных вод по формулам, предусмотренным пунктами 123(4) и 203 Правил N 644, и выставлены счета, неоплата которых послужила основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с иском.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 12, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), пунктами 35, 36, 114, 118, 119, 120, 123, 123(4), 124, 203 Правил N 644, и исходили из доказанности ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по внесению платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения и платы за превышение нормативов загрязняющих веществ в составе сточных вод с ноября 2020 года по май 2021 года, наличия оснований для взыскания пени в порядке части 6.2 статьи 14 Закона о водоснабжении.
На основании подпункта "г" пункта 36 Правил N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установлены разделом VII Правил N 644.
Пункт 123(4) Правил N 644 предусматривает формулу расчета размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод для объектов абонентов, при наличии любого из условий: среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которого менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644, то есть менее 30 куб. м в сутки (абзац второй);
с которого осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения (абзац третий); расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем (абзац четвертый); для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов (абзац пятый), то есть когда отсутствует возможность отбора проб сточных вод конкретного объекта (абзацы третий - пятый), что соответствует принципу достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, закрепленному в пункте 4 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении.
Указанные положения нормативного правового акта направлены на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, имеют целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона о водоснабжении.
Пункт 123(4) Правил N 644, определяет условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может осуществляться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов.
Приведенный в пункте 123(4) Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится в исключительных случаях. Указанные положения нормативного правового акта предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента.
В случае если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 123(4) Правил N 644, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется.
Данная правовая позиция нашла отражение в решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 N АКПИ20-722, письме Федеральной антимонопольной службы от 07.04.2021 N МШ/27138/21 "По вопросам взимания платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод".
Судами установлено, что среднесуточные объемы сбрасываемых сточных вод по всем канализационным выпускам ответчика составляют менее 30 кубических метров, а декларация в отношении сточных вод, сбрасываемых с объекта, предпринимателем не подавалась, поэтому пришли к выводу, что плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644, начислена истцом правомерно.
Судами отклонен довод ответчика о необходимости использования при расчете среднесуточных объемов сбрасываемых сточных вод предложенной им методики ввиду несоответствия положениям Правил N 644.
Позиция предпринимателя, который указывает на то, что среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод превышает 30 кубических метров, но при этом не представляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, является противоречивой и непоследовательной.
В силу пункта 124 Правил N 644 для абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года в среднем составляет 30 куб. м в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Для иных абонентов подача декларации в организацию водопроводно-канализационного хозяйства является их правом и не носит обязательного характера.
Вопреки доводу ответчика, в материалах дела имеются сведения об объеме сточных вод, сброшенных с объекта предпринимателя с 01.07.2019 по 30.06.2020 (т. 1, л. 45), и из содержания апелляционной жалобы следует, что представленные истцом сведения ответчиком не оспаривались и использовались для подготовки контррасчета среднесуточного объема сбрасываемых сточных вод по предложенной им методике.
Заявитель также выражает несогласие с начислением истцом платы за превышение нормативов загрязняющих веществ в составе сточных вод по формуле, предусмотренной пунктом 203 Правил N 644, указывая на то, что согласно Единому государственному реестру индивидуальных предпринимателей он не осуществляет виды деятельности, перечисленные в абзаце четвертом пункта 167 и абзаце втором пункта 203 Правил N 644, при этом не оспаривает, что принадлежащий ему объект, в отношении которого заключен договор от 01.03.2007 N 2475, используется в целях осуществления деятельности по производству пищевых продуктов, но иным лицом, арендующим объект у предпринимателя.
В соответствии с пунктом 203 Правил N 644 расчет платы может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, в том числе без результатов контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из условий, предусмотренных пунктом 203 Правил N 644:
- среднесуточный объем сточных вод с объекта абонента составляет менее 30 куб. метров при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644 (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц);
- отсутствие физической возможности отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента (абзацы третий - пятый пункта 203 Правил N 644).
Следует отметить, что взимание платы в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 возможно только в отношении тех объектов абонентов, на которые распространяются нормативы состава сточных вод.
Согласно пункту 167 Правил N 644 нормативы состава сточных вод распространяются в отношении объектов абонентов:
а) при среднесуточном сбросе с объекта абонента более 30 куб. метров - вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности;
б) при среднесуточном сбросе с объекта абонента менее 30 куб. метров - при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце четвертом пункта 167.
Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение (пункт 2 статьи 30.1 Закона о водоснабжении).
Постановлением администрации города Азова от 29.12.2015 N 2597 "Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения г. Азова" установлены нормативы состава сточных вод, которые распространяются на объект, принадлежащий предпринимателю, поскольку он используется в целях осуществления вида деятельности, указанного в абзаце четвертом пункта 167.
Таким образом, плата в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 может взиматься вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности с объектов абонентов со сбросом сточных вод более 30 куб. метров в сутки при отсутствии физической возможности отбора проб сточных вод с объекта абонента отдельно от сточных вод иных абонентов или с объектов абонентов, с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения, либо с объектов абонентов со сбросом сточных вод менее 30 куб. метров в сутки, но при обязательном условии использования данного объекта абонента в целях осуществления определенных ("вредных") видов деятельности.
Абзацем восьмым пункта 203 Правил N 644 предусмотрено, что если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728) произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем пункта 203 Правил N 644, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы определяется в соответствии с пунктом 197 Правил N 644.
Отбор проб сточных вод на объекте, принадлежащем предпринимателю, в спорный период не производился, соответствующая декларация предпринимателем в организацию водопроводно-канализационного хозяйства не подавалась. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Довод заявителя о том, что в соответствии и с присвоенный ему код ОКВЭД не охватывает деятельность, обуславливающую начисление платы за превышение нормативов загрязняющих веществ в составе сточных вод, подлежит отклонению, как противоречащий пункту 203 Правил N 644, в котором особо оговаривается, что соответствующая деятельность охватывается предусмотренными этим пунктом регулятивными последствиями, в том числе когда эта деятельность осуществляется фактически.
По договору от 01.03.2007 N 2475 именно предприниматель является абонентом и лицом, обязанным оплачивать услуги по водоотведению. Предприниматель как собственник недвижимого имущества в силу закона несет расходы по его содержанию, поскольку непосредственно на арендатора законом указанное бремя не возложено. Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц) (пункт 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации). Договор аренды регулирует отношения собственника и арендатора.
Предусмотренный пунктами 123(4) и 203 Правил N 644 расчетный способ определения названной платы применяется без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и рассчитан на случаи, когда отбор проб сточных вод физически затруднен либо обустройство отдельного канализационного выпуска и контрольного канализационного колодца является для абонента экономически нецелесообразным ввиду небольших объемов сброса сточных вод. В последнем случае абоненты не лишены права выбрать наиболее благоприятный для них порядок оплаты, в том числе по фактическому содержанию загрязняющих веществ, обеспечив проведение контроля за составом и свойствами сточных вод путем осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 10 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, и подачи декларации сточных вод, сбрасываемых с объекта.
С учетом изложенного ссылка ответчика на необходимость проведения по делу судебной экспертизы в целях обоснования его довода о том, что объект негативное воздействие на централизованную систему водоотведения не оказывает, подлежит отклонению.
Довод предпринимателя о неправомерном непривлечении судом первой инстанции к участию в деле арендатора нежилого помещения (ООО "Производственная компания "Акомп""), является необоснованным, поскольку из решения суда не следует, что оно принято о правах и обязанностях арендатора, а также что им устанавливаются права арендатора относительно предмета спора или другого лица либо на арендатора непосредственно возлагаются какие-либо обязанности.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы ответчика отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 по делу N А53-22685/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предусмотренный пунктами 123(4) и 203 Правил N 644 расчетный способ определения названной платы применяется без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и рассчитан на случаи, когда отбор проб сточных вод физически затруднен либо обустройство отдельного канализационного выпуска и контрольного канализационного колодца является для абонента экономически нецелесообразным ввиду небольших объемов сброса сточных вод. В последнем случае абоненты не лишены права выбрать наиболее благоприятный для них порядок оплаты, в том числе по фактическому содержанию загрязняющих веществ, обеспечив проведение контроля за составом и свойствами сточных вод путем осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 10 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, и подачи декларации сточных вод, сбрасываемых с объекта."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июня 2022 г. N Ф08-4057/22 по делу N А53-22685/2021