г. Краснодар |
|
23 июня 2022 г. |
Дело N А53-16622/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление" (ИНН 6162053261, ОГРН 1086162000220), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства транспорта Ростовской области, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства транспорта Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2022 по делу N А53-16622/2021, установил следующее.
ООО "Ремонтно-строительное управление" (далее - общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) о признании недействительным решения от 20.02.2021 N РНП 61-110 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство транспорта Ростовской области (далее - министерство, заказчик).
Решением суда от 29.11.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.03.2022, признано недействительным решение управления от 20.02.2021 N РНП 61-110. Суд обязал управление исключить сведения об обществе из реестра недобросовестных поставщиков. Взыскал с управления в пользу общества 3 тыс. рублей расходы по оплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указал, что проекты организации дорожного движения должны быть рассмотрены в срок не более 30 дней со дня поступления таких проектов на согласование. Министерством схема согласована по истечении 25 дней с момента ее поступления. Приостановление работ ввиду ухудшения погодных условий необоснованно. При выполнении работы добросовестно в установленный срок, смена времени года не повлияла бы на качество работ. Работы должны были быть выполнены подрядчиком до 15.11.2020, а указанный министерством срок является сроком, предоставленным ему для устранения недостатков, возникших по его вине. Дефекты обнаружены заказчиком 06.11.2020, 10.12.2020. Решение об одностороннем отказе связано с тем, что подрядчик неоднократно извещался об имеющихся дефектах дорожного покрытия, о необходимости выполнения работ по укреплению обочин, которые фактически подрядчиком не устранялись. Подрядчик несвоевременно приступил к работам: 28.10.2020 - через 49 дней после заключения контракта, что подтверждается общим журналом работ N 1.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, 07.08.2020 министерство (заказчик) в единой информационной системе разместило извещение о проведении электронного аукциона N 0158200000520000207 "Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Магистраль Дон пос. Щепкин г. Ростов-на-Дону на участке км 4+530 - км 6+500 в Аксайском районе". Начальная (максимальная) цена контракта: 11 540 654 рубля.
По результатам процедуры электронного аукциона между заказчиком и обществом заключен контракт от 10.09.2020 N 0158200000520000192_71556-ГК на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения Магистраль Дон - пос. Щепкин - г. Ростов-на-Дону на участке км 4+530 - км 6+500 в Аксайском районе.
Срок выполнения работ согласно пункту 4.1 контракта установлен до 15.11.2020.
Согласно пункту 5.1.7 контракта до начала выполнения работ подрядчик должен разработать и представить на утверждение государственному заказчику схему организации дорожного движения на время производства работ и ограждения места выполнения дорожных работ. Во исполнение данного пункта контракта 14.09.2020 подрядчик направил в адрес заказчика схему организации дорожного движения на время производства работ.
Заказчик утвердил указанную схему 09.10.2020.
Завершив производство работ, общество 13.11.2020 известило об этом заказчика и направило ему акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, а также счета и счета-фактуры.
После проведения осмотра результатов работ министерство письмом от 20.11.2020 сообщило о наличии недостатков в работах по укреплению обочин.
В ответ на вышеназванное письмо общество 10.12.2020 известило заказчика об устранении недостатков.
В результате проведенного 18.12.2020 осмотра объекта, министерство выявило недостатки в верхнем слое асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги и 700 м обочины. Для устранения недостатков установлен срок до 27.12.2020.
Общество направило в адрес министерства письмо от 21.12.2020 N 2112/2020-1 о приостановке выполнения работ по причине неблагоприятных погодных условий.
Министерство 30.12.2020 приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неустранения недостатков и приостановки работ обществом.
Министерство направило обращение в управление о включении сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контрактов.
Решением управления от 20.02.2021 N РНП 61-110 сведения в отношении общества включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Общество оспорило решение управления в судебном порядке.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 310, 405, 406, 450, 702, 711, 716, 719, 754, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 34, 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 33, пунктами 11, 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, пунктом 12.3.1 СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85, утвержденного приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 272.
Суды исходили из следующих обстоятельств.
Согласно пункта 10.1 контракта последний может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из решения министерства об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.12.2020, причиной отказа от контракта является нарушение срока устранения недостатков выполненных работ.
Вместе с тем, общество письмом от 21.12.2020 N 2112/2020-1 уведомило заказчика о приостановлении работ ввиду ухудшения погодных условий, препятствующих выполнению работ.
Действительность одностороннего отказа министерства от 30.12.2020 от исполнения спорного контракта была предметом рассмотрения судов в рамках дела N А53-6157/2021.
Решением суда от 02.07.2021, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанции, признан недействительным односторонний отказ министерства от 30.12.2020 от исполнения муниципального контракта от 10.09.2020 N 0158200000520000192_71556-ГК. Суды пришли к выводу, что у министерства отсутствовали основания на принятия указанного решения об одностороннем отказе, поскольку с учетом требований пункта 1 статьи 401, пункта 3 статьи 405, пункта 1 статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации в действиях общества отсутствует вина, так как невозможность исполнения контракта подрядчиком возникла в связи с неисполнением заказчиком своих обязательств по своевременному утверждению схемы организации дорожного движения и ненадлежащей приемке работ, неотражением всех недостатков при осмотре результата работ 20.11.2020. Со своей стороны подрядчик принял меры к уведомлению ответчика о приостановлении работ и не отказывался от исполнения контракта после установления погодных условий, позволяющих выполнять соответствующие работы.
Суды признали преюдициальное значение для рассматриваемого дела обстоятельств, установленных судами в рамках дела N А53-6157/2021.
Делая вывод о недействительности решения от 20.02.2021 N РНП 61-110 о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков, судебные инстанции исходили из того, что с учетом положений статьи 104 Закона N 44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С учетом вышеизложенного, является правомерным вывод судебных инстанций, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведшее к невозможности исполнения контракта в установленные сроки.
Оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе, поскольку в его действиях не установлено недобросовестное поведение при исполнении спорного контракта.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судами норм права применительно к установленным обстоятельствам дела не свидетельствует о необходимости отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущены, основания для пересмотра обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2022 по делу N А53-16622/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением суда от 02.07.2021, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанции, признан недействительным односторонний отказ министерства от 30.12.2020 от исполнения муниципального контракта от 10.09.2020 N 0158200000520000192_71556-ГК. Суды пришли к выводу, что у министерства отсутствовали основания на принятия указанного решения об одностороннем отказе, поскольку с учетом требований пункта 1 статьи 401, пункта 3 статьи 405, пункта 1 статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации в действиях общества отсутствует вина, так как невозможность исполнения контракта подрядчиком возникла в связи с неисполнением заказчиком своих обязательств по своевременному утверждению схемы организации дорожного движения и ненадлежащей приемке работ, неотражением всех недостатков при осмотре результата работ 20.11.2020. Со своей стороны подрядчик принял меры к уведомлению ответчика о приостановлении работ и не отказывался от исполнения контракта после установления погодных условий, позволяющих выполнять соответствующие работы.
...
Делая вывод о недействительности решения от 20.02.2021 N РНП 61-110 о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков, судебные инстанции исходили из того, что с учетом положений статьи 104 Закона N 44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июня 2022 г. N Ф08-5056/22 по делу N А53-16622/2021