г. Краснодар |
|
28 июня 2022 г. |
Дело N А53-45031/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Конопатова В.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - закрытого акционерного общества "Донобувь" (ИНН 6163013800 ОГРН 1026103161930) и заинтересованного лица - Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2310009818 ОГРН 1022301623684), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 04084 0, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Донобувь" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 по делу N А53-45031/2021, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Донобувь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об изменении постановления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) от 21.12.2021 N 724-14-21 о взыскании с общества 200 тыс. рублей штрафа по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) и его снижении до 100 тыс. рублей.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что действия общества содержат состав вменяемого правонарушения, срок и процедура привлечения к ответственности соблюдены, основания для отмены, изменения наказания или замены его на предупреждение отсутствуют.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить требования. Ссылается на обстоятельства, позволяющие снизить штраф до 100 тыс. рублей.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что на основании лицензии от 24.10.2016 N ВХ-00-006201 общество эксплуатирует опасные производственные объекты (алее - ОПО) I, II, III классов опасности - системы газопотребления общества (N А29-00505-0001, А29-00505-0002, А29-00505-0004, А29-00505-0005).
На основании решения от 26.11.2021 N 270-1314-рш управление с 02.12.2021 по 10.12.2021 провело плановую выездную проверку деятельности общества, по результатам которой составило акт от 10.12.2021, зафиксировавший такие нарушения при эксплуатации опасного производственного объекта, как:
1. не обеспечено проведение подготовки и аттестации руководителя в области промышленной безопасности (генерального директора Пикова Н.А. (не аттестована по общим требованиям промышленной безопасности (категория А1) и по требованиям промышленной безопасности при эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления (категория Б7.1)), чем нарушена часть 1 статьи 9, статья 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), пункт 4 Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 532 (далее - Приказ N 532), пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 N 1365 "О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики" (далее - Постановление N 1365);
2. Руководитель эксплуатирующей организации (Пикова Н.А.) и работник, ответственный за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты (Сухинин М.А.), реже одного раза в пять лет получают дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности по дополнительным профессиональным программам, соответствующим области аттестации общих правил промышленной безопасности, безопасности сетей газораспределения и газопотребления, чем нарушен пункт 1 статьи 14 Закона N 116-ФЗ; пункт 1 Постановления N 1365;
3. Допускается эксплуатация предназначенных для осуществления технологических процессов зданий по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы промышленной безопасности (далее - ЗЭПБ), не проведена экспертиза промышленной безопасности котельных, чем нарушены часть 1 статьи 9, части 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ, пункт 5 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 (далее - приказ N 420);
4. На ОПО N А29-00505-0004, III класса опасности эксплуатируется здание котельной, предназначенное для осуществления технологических процессов, в отсутствие проектной документацией на здание и (или) проектной документации о сроке этой эксплуатации. Не проведена экспертиза промышленной безопасности здания котельной, включающая в себя оценку фактического состояния здания, выполненную на основании проведенного обследования, результаты которого прикладываются к заключению экспертизы промышленной безопасности, чем нарушены часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ, пункты 5, 23, 26, 27, 31 Приказа N 420;
5. На ОПО эксплуатируются сооружения в отсутствие в проектной документации данных о сроке их эксплуатации без положительных заключений экспертиз промышленной безопасности - не проведена экспертиза промышленной безопасности подземных и надземных газопроводов на объектах III класса опасности N А29-00505-0004, А29-00505-0005, чем нарушены часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ, пункт 5 Приказа N 420;
6. Не обеспечены полнота и достоверность представленных для регистрации ОПО в государственном реестре опасных производственных объектов сведений - не внесены данные в сведения об объектах III класса опасности N А29-00505-0002 (о газопроводах среднего давления), А29-00505-0005 (о газопроводах низкого давления), чем нарушены часть 2 статьи 2, статья 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" (далее - Постановление N 1371);
7. Проектная и исполнительно-техническая документация на ОПО N А29-00505-0002 III класса опасности представлена не в полном объеме. Порядок и условия хранения документации не определены приказом руководителя эксплуатирующей организации, чем нарушены часть 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 6 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531 (далее - Приказ N 531);
8. На ОПО N А29-00505-0002 неудовлетворительно выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг технического состояния, обеспечивающий содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии - не проводится своевременное восстановление повреждений защитного лакокрасочного покрытия на наружном газопроводе, чем нарушены часть 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 6 приказа N 531, пункт 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 (далее - Технический регламент N 870);
9. Средства измерения, применяемые в процессе эксплуатации ОПО, не проходят своевременную поверку в установленном порядке - допускается применение манометров, не прошедших периодическую поверку, чем нарушены часть 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 6 Приказа N 531, пункты 8, 15 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2168 (далее - Правила N 2168);
10. Эксплуатирующей организацией не обеспечено аварийно-диспетчерское обслуживание ОПО - сетей газопотребления, обеспечивающего содержание сетей газопотребления в исправном и безопасном состоянии, чем нарушены часть 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 6 Приказа N 531;
11. На ОПО III класса опасности N А29-00505-0005 эксплуатируются технические устройства по истечении срока службы, установленных их производителем - не выведены из эксплуатации и не заменены сигнализаторы загазованности в котельной (СН4) и в помещении с установленными печами ПГ-6 (СО, СН4) (установленный срок службы 10 лет, эксплуатируются с 2007 года), чем нарушены часть 1 статьи 9, пункт 2 статьи 7 Закона N 116-ФЗ, пункт 6 Приказа N 531, пункт 76 Технического регламента N 870, паспорта на приборы);
12. На ОПО N А29-00505-0005 не в полной мере обеспечен контроль за устранением повреждений креплений газопровода - пространство между стеной и футляром на вводе газопровода в здание котельной не заделано на всю толщину пересекаемой конструкции, чем нарушена часть 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 70 Технического регламента N 870;
13. При эксплуатации ОПО N A29-00505-0001 не обеспечен мониторинг и выполнение регламентных работ: в помещении встроенной котельной отсутствует приточная вентиляция (не обеспечивает воздухообмен не менее трехкратного в час для помещений котельных), чем нарушены части 1 и 2 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 6 Приказа N 531, пункт 55 Технического регламента N 870;
14. При эксплуатации ОПО N A29-Q0505-0001 не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг технического состояния, обеспечивающий содержание сетей газораспределения в исправном и безопасном состоянии - нарушена охранная зона надземных газопроводов нахождением в ней деревьев и вьющихся растений, что препятствует нормальным условиям эксплуатации и исключению повреждения газопроводов, чем нарушены части 1 и 2 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 7 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила N 878);
15. На входных дверях в помещениях котельных отсутствуют надписи, предусмотренные проектом, указывающие категорию опасности помещения, чем нарушены пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 6 приказа N 531;
16. При эксплуатации ОПО N А29-00505-0001 не обеспечен мониторинг и устранение повреждений наружных газопроводов - установленные на опорах хомуты не обеспечивают крепление надземного хода к опорам исходя из требований проектной документации, чем нарушены пункт 6 Приказа N 534, пункт 70 Технического регламента N 870;
17. На объекте N А29-00505-0001 не в полной мере обеспечен контроль за устранением повреждений креплений газопровода - отсутствует футляр на газопроводе в месте входа газопровода в помещение котельной с двумя котлами Beretta Novella MAXIMA 99N RAI, чем нарушены часть 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 70 Технического регламента N 870;
18. На ОПО N А29-00505-0001 не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии - не восстановлено повреждение изоляционного покрытия внутреннего газопровода ШУУРГ (окраска), чем нарушены части 1 и 2 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 6 Приказа N 531, пункт 70 Технического регламента N 870;
19. При эксплуатации ОПО N 29-00505-0001 не обеспечен мониторинг и выполнение регламентных работ - в помещении встроенной котельной отсутствуют легкосбрасываемые конструкции, площадь которых должна быть не менее 0,05 квадратного метра на 1 кубический метр свободного объема помещения (в окнах установлены однокамерные стеклопакеты), чем нарушены части 1 и 2 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 6 Приказа N 531, пункт 36 Технического регламента N 870;
20. На ОПО N А29-00505-0001 не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии - не проводится восстановление опор газопровода, чем нарушены части 1 и 2 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 6 Приказа N 531, пункт 70 Технического регламента N 870;
21. На ОПО N А29-00505-0001 не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления, обеспечивающих содержат сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, - не проводится восстановление повреждений изоляционного покрытия надземного газопровода (окраска), чем нарушены частей 1 и 2 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 6 Приказа N 531, пункт 70 Технического регламента N 870.
Сухинин М.А. (представитель общества по доверенности от 01.12.2021) получил уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 10.12.2021, управление 21.12.2021 в его присутствии составило протокол N 724-14-21 по части 1 статьи 9.1 Кодекса, определением от 21.12.2021 назначило рассмотрение дела об административном правонарушении на 21.12.2021 (копия вручена Сухинину М.А.) и 21.12.2021 в его присутствии вынесло постановление N 724-14-21 о взыскании с общества 200 тыс. рублей штрафа по части 1 статьи 9.1 Кодекса, которое общество обжаловало в арбитражный суд.
Нарушение требований промышленной безопасности влечет наступление ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса. Организация, эксплуатирующая ОПО, обязана в том числе соблюдать Закон N 116-ФЗ и других актов в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности (часть 1 статьи 9 Закона).
Суд установил, материалы дела подтверждают и общество не оспаривает совершение вмененных нарушений промышленной безопасности при эксплуатации ОПО III класса опасности. Вмененные обществу деяния охватываются признаками объективной стороны правонарушения, изложенной в части 1 статьи 9.1 Кодекса, а назначенное наказание соответствует минимальному размеру санкции. Срок и процедура привлечения к ответственности соблюдены. Проверяя доводы о наличии оснований для снижения размера штрафа до 100 тыс. рублей, суд таковые не усмотрел, отметив, что принятие мер к устранению выявленных нарушений после привлечения к ответственности не влечет уменьшение наказания. Суд счел существенной угрозу отношениям в области промышленной безопасности совершенным правонарушением, пренебрежительное отношение обществом имеющихся у него обязанностей в области обеспечения безопасной эксплуатации ОПО, что направлено на защиту жизни и здоровья и (или) имущества владельца сооружения, его сотрудников, окружающей среды и третьих лиц, которые могут попасть в зону воздействия в случае аварийной ситуации на объекте. Суд проверил и правомерно отклонил доводы общества о наличии исключительных и смягчающих обстоятельств. Выводы суда об установленных обстоятельствах соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм права. Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 по делу N А53-45031/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд установил, материалы дела подтверждают и общество не оспаривает совершение вмененных нарушений промышленной безопасности при эксплуатации ОПО III класса опасности. Вмененные обществу деяния охватываются признаками объективной стороны правонарушения, изложенной в части 1 статьи 9.1 Кодекса, а назначенное наказание соответствует минимальному размеру санкции. Срок и процедура привлечения к ответственности соблюдены. Проверяя доводы о наличии оснований для снижения размера штрафа до 100 тыс. рублей, суд таковые не усмотрел, отметив, что принятие мер к устранению выявленных нарушений после привлечения к ответственности не влечет уменьшение наказания. Суд счел существенной угрозу отношениям в области промышленной безопасности совершенным правонарушением, пренебрежительное отношение обществом имеющихся у него обязанностей в области обеспечения безопасной эксплуатации ОПО, что направлено на защиту жизни и здоровья и (или) имущества владельца сооружения, его сотрудников, окружающей среды и третьих лиц, которые могут попасть в зону воздействия в случае аварийной ситуации на объекте. Суд проверил и правомерно отклонил доводы общества о наличии исключительных и смягчающих обстоятельств. Выводы суда об установленных обстоятельствах соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм права. Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 июня 2022 г. N Ф08-5673/22 по делу N А53-45031/2021