Споры о приватизации
Оценка действительности
Ничтожные или оспоримые
Особенности сделок
Процессуальный аспект
Законодательство о приватизации является одним из наиболее динамично развивающихся. Большинство нормативных актов, регулировавших "первую волну" приватизации, уже утратило силу, однако споры, связанные с некоторыми сделками, совершенными в соответствии с этими законами, продолжают рассматриваться в судах и сегодня.
Оценка действительности
При выяснении того, является ли сделка приватизации действительной, судам приходится руководствоваться не только положениями ГК РФ. Особое внимание обращается на специальное законодательство о приватизации. ФАС МО в постановлении от 08.11.2000 N КГ-А40/5030-00 отметил: учитывая, что договор является сделкой приватизации, оценка действительности этого договора возможна только с учетом положений законодательства о приватизации, а именно: каким способом в данном случае осуществлялась приватизация имущества и имело ли место перечисление указанной в договоре суммы за приватизируемое имущество в полном размере.
Одним из условий договора является цена имущества, которая также может повлиять на правовую оценку сделки. При осуществлении выкупа имущества в процессе приватизации должны использоваться только определенные средства платежа, соответствующие закону. Так, ФАС МО в постановлении от 18.03.2002 N КГ-А40/1339-02 указал, что использование незаконных средств платежа является основанием для признания сделки приватизации недействительной согласно п.2 ст.29 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).
Ничтожные или оспоримые
При оценке сделок приватизации на предмет их недействительности суды обращают наибольшее внимание на то, являются ли они ничтожными или оспоримыми. Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" был установлен судебный порядок признания сделок недействительными, но в отдельных случаях на практике его положения толковались таким образом, что все сделки приватизации могут быть только оспоримыми, но не ничтожными. Однако ФАС МО в постановлении от 05.08.98 N КГ-А40/1734-98(2) специально подчеркнул, что в зависимости от оснований недействительности названных сделок они могут быть как оспоримыми, так и ничтожными (ст.166 ГК РФ) (см. также постановление ФАС СЗО от 01.07.2002 N А42-3625/01-10, постановление ФАС ВСО от 28.10.98 N А33-95/98-С2-Ф02-1256/98-С2).
Применительно к юридической квалификации сделки следует также отметить, что обстоятельство в виде признания сделки ничтожной или оспоримой влияет в ходе рассмотрения дела не только на оценку судом самой сделки, но и на то, кому предоставляется право на предъявление иска по делу. ГК РФ четко ограничивает круг лиц, которые могут заявить иск о признании оспоримой сделки недействительной, следовательно, правом на предъявление иска обладают только соответствующие субъекты. В то же время поскольку ничтожная сделка является таковой с момента совершения без признания этого судом в отношении лиц, предъявляющих иск о применении последствий ее недействительности, существует лишь одно ограничение - лицо должно быть заинтересованным в заявлении требования. Поэтому, как указал ФАС МО в постановлении от 08.11.2000 N КГ-А40/5030-00, ссылка суда в данном случае на ст.29 Закона о приватизации как на основание отказа в признании права истца на иск является неверной, поскольку в данной статье содержится перечень лиц, которые могут заявить иски о признании сделки приватизации недействительной, но не ограничивается круг лиц, которые могут заявлять требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки, если они являются заинтересованными лицами.
Оценивая сделки приватизации с точки зрения их ничтожности или оспоримости, суды зачастую делают весьма важные попутные выводы, связанные с определением цены имущества. Так, например, ФАС СКО в постановлении от 12.10.2000 N Ф08-2765/2000 обратил внимание на то, что определение цены программой приватизации фактически означает нормативное положение, которое подлежит применению независимо от воли сторон, поскольку цена выкупа установлена в императивном порядке. Поэтому занижение этой цены будет означать противоречие условия о цене указанному законодательству. Соответственно такая сделка приватизации является ничтожной, но учитывая, что в данном случае недействительность условия о цене не влияет на остальные части сделки, сделка приватизации является ничтожной лишь в части цены.
Для того же, чтобы вся сделка приватизации была ничтожна, в ней должна или полностью отсутствовать стоимостная оценка имущества, или приватизация должна быть осуществлена способами, отличными от способов, установленных законодательством о приватизации. Как указал в упомянутом выше постановлении ФАС СКО, в остальных случаях по фактам нарушения законодательства о приватизации соответствующими органами по управлению имуществом, продавцами и покупателями имущества, органами прокуратуры РФ могут быть предъявлены иски о расторжении сделок приватизации, применении мер ответственности, признании сделок недействительными, устранении допущенных нарушений (но не о применении последствий недействительности ничтожной сделки).
Статья 30 Закона РФ от 03.07.91 N 1353-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий" предусматривала возможность признания сделки приватизации недействительной в силу ряда оснований (п.1). В судебной практике отмечается, что в тех случаях, когда речь идет о нарушении нормативно-правовых актов как основании для признания приватизации недействительной, суд должен потребовать конкретизации истцом перечня соответствующих нарушений как юридического и фактического основания заявленных требований. В тех же случаях, когда указывается, что покупателю были предоставлены незаконные льготы и преимущества перед другими покупателями, истец должен указать, в чем конкретно заключались эти льготы (см. постановление ФАС МО от 12.06.99 N КГ-А40/2040-99).
Таким образом, при предъявлении иска о признании сделки приватизации недействительной истец должен четко сформулировать как основания недействительности, установленные законом, так и подробно разъяснить, в чем заключалось нарушение закона, а не только указать на имеющееся нарушение конкретного пункта закона. Данное условие напрямую соотносится с положениями о необходимости доказывания всех обстоятельств, на которые сторона ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Особенности сделок
При рассмотрении споров, связанных с приватизацией, судам часто приходится сталкиваться с таким документом, как план приватизации. В определенных случаях данный документ оценивается фактически как сделка, поскольку содержит все существенные условия приватизации. Так, ФАС СЗО в постановлении от 01.07.2002 N А42-3625/01-10 отметил следующее: необоснованными являются доводы о том, что для признания сделки приватизации недействительной недостаточно решения суда о признании плана приватизации недействительным.
ФАС СКО в постановлении от 15.03.2001 N Ф08-665/2001 прямо указал, что сделкой приватизации являются решения об утверждении плана приватизации, о внесении имущества в уставный капитал акционерного общества.
Сделка приватизации предполагает изменение формы собственности на имущество, для этих случаев законодатель предусмотрел специальные нормы, суть которых состоит в обеспечении интересов государства как публичного образования. В этой связи особенности совершения сделок носят в том числе и публично-правовой характер. Так, ФАС ЗСО в постановлении от 08.09.99 N Ф04/1822-404/А75-99 указал на то, что выставление государством определенных условий при продаже государственного (муниципального) предприятия является элементом сделки приватизации, носящим публично-правовой характер. Данное обстоятельство предопределяет обязанность всех участников гражданского оборота в случае приобретения такого объекта приватизации в период действия соответствующих условий обеспечить их соблюдение в полном объеме.
Особенности приватизации специальных объектов должны быть четко определены в законодательстве. Так, например, ст.44 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 09.10.92 N 3612-1 установлено, что культурное наследие народов Российской Федерации не подлежит приватизации. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, с соблюдением условий, установленных названной нормой.
ФАС ЗСО, рассматривая спор об объектах культурного наследия, в постановлении от 18.11.98 N Ф04/1703-474/А45-98 указал, что особые условия приватизации объектов культуры, не отнесенных к объектам культурного наследия народов Российской Федерации, данным законом не установлены и сделана отсылка к законодательству РФ, которым должен быть определен особый порядок приватизации названных объектов. Однако, поскольку этот порядок нормативно не установлен, правовых оснований для приватизации названных объектов в порядке, установленном законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий, нет. Поэтому доводы об отсутствии ограничений на приватизацию объектов истории и культуры местного значения противоречат названным нормам права.
Процессуальный аспект
Заявление иска о признании сделки приватизации недействительной является не единственным способом защиты нарушенных в процессе проведения приватизации прав. Недействительной сделка будет являться лишь в том случае, когда указанные нарушения являются неустранимыми. Если же нарушения могут быть устранены, то способом защиты права является предъявление иска об устранении нарушений. В этом случае результат сделки сохранится. В качестве одного из примеров упомянутых нарушений можно привести отсутствие в приватизационных документах плана расположения земельного участка (см. постановление ФАС СЗО от 30.09.98 N Ф08-1555/98).
Законодательством о приватизации был четко определен круг лиц, имеющих право на предъявление иска о признании сделки приватизации недействительной. Однако эти сделки могут затрагивать прямо или косвенно права иных лиц, не указанных в законодательстве о приватизации. В связи с этим ФАС ЗСО в постановлении от 23.01.2001 N Ф04/135-961/А27-2000 обратил внимание на то, что лицо, право которого нарушено (заинтересованное лицо), может обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов. Следовательно, перечень тех лиц, которые могут обратиться с иском, в законе не является исчерпывающим. Итак, следует сделать вывод, что споры о приватизации (в том числе и по уже отмененным нормам законодательства) еще долгое время будут предметом судебных разбирательств, и связано это в первую очередь с многочисленностью лиц, заинтересованных в данных делах, а также с неясностью и противоречивостью отдельных положений закона.
О. Струнская,
эксперт "эж-ЮРИСТ"
"эж-ЮРИСТ", N 44, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru