Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Чеченской Республики
от 26 декабря 2023 г. N 356
Государственная программа Чеченской Республики
"Охрана окружающей среды и развитие лесного хозяйства Чеченской Республики"
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Чеченской Республики "Охрана окружающей среды и развитие лесного хозяйства Чеченской Республики"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы "Охрана окружающей среды и развитие лесного хозяйства Чеченской Республики"
В современных условиях охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности населения, сохранение и эффективное использование природных ресурсов приобретают все большее значение при реализации социально-экономической политики.
Чеченская Республика относится к числу достаточно обеспеченных водными ресурсами регионов России и имеет весьма разветвленную речную сеть. Общее количество рек составляет 3198, суммарная протяженность - 6508,8 км. Все реки относятся к речным системам Терека и Сулака (бассейн Каспийского моря). Преобладающее большинство рек (более 97%) представляют собой небольшие водотоки длиной менее 10 км. Число основных рек (длиною более 10 км) - 100. Наиболее крупными по протяженности реками являются: Терек (218 км), Сунжа (205 км), Аргун (125 км), Белка (83,2 км), Джалка (82,5 км), Мартан (61 км), Гехи (57 км), Аксай (57 км), Фортанга (34,7 км), Асса (32,4 км).
Общий объем используемой воды распределяется на следующие нужды: хозяйственно-питьевые, производственные, орошения, сельскохозяйственного водоснабжения, прудового рыбного хозяйства. Незначительны расходы воды в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения. Основными водопользователями являются сельское хозяйство и жилищно-коммунальное хозяйство.
Общие потери воды при транспортировке составляют свыше 2/3 от использованной свежей воды. Таким образом, теряется 158 миллионов кубических метров воды в год, что ориентировочно соответствует ущербу более 3 миллиардов рублей в год, не считая ущербов от подтопления территории грунтовыми водами, при этом нормативно очищенных сточных практически нет. Объем сбрасываемых сточных, транзитных вод за 2022 год составил 22,29 миллионов кубических метров, что на 0,17 миллионов кубических метров больше, чем в 2021 году. Это связано с частичным прекращением организованного сброса, сильным износом и выходом из строя канализационных насосных станций. Сброс сточных вод от предприятий промышленности в республике отсутствует.
Охрана водных объектов в республике реализуется через механизм условий водопользования. В соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения, своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, по предотвращению их загрязнения и засорения. Указанные мероприятия водопользователями реализуются недостаточно. На протяжении ряда лет прослеживается стабильная тенденция ухудшения санитарного состояния малых водотоков, причиной которого является уменьшение их пропускной способности и заиливание. Общая протяженность участков русел, нуждающихся в увеличении пропускной способности, в республике составляет 253,65 км.
Водохозяйственный комплекс в целом обеспечивает текущие водоресурсные потребности республики. По состоянию на 1 декабря 2023 года в республике насчитывается 11 действующих договоров водопользования, общий плановый объем забора водных ресурсов по договорам составляет 52 074,54 тыс. м 3. Количество действующих решений на право пользования водными объектами - 37. Развитие социальной инфраструктуры, рост промышленного производства уже в ближайшем будущем потребует увеличение объема забора водных ресурсов соответствующего качества, предназначенных для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, а также для использования в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и в рекреационных целях.
В рамках проведения мероприятий по предотвращению загрязнения, засорения водных объектов по состоянию на конец 2023 года общая протяженность установленных границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов составляет 1671,48 км. Общая протяженность береговой линии, требующей установления границ водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие) составляет 2 295,34 км.
В целях осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий на территории республики в период с 2007 по 2023 год проведены мероприятия по расчистке и спрямлению участков русел рек в 15 населенных пунктах на 8 водных объектах, осуществлено строительство 5 гидротехнических сооружений.
Для предотвращения негативного воздействия вод на территории и объекты Чеченской Республики необходимо дальнейшее строительство берегоукрепительных сооружений и ремонт сооружений инженерной защиты.
Впервые с 2015 года реализована уникальная возможность ликвидации и рекультивации объектов накопленного вреда окружающей среде. За период 2015 - 2022 годов в рамках реализации государственной программы Чеченской Республики "Охрана окружающей среды и развитие лесного хозяйства Чеченской Республики" (далее - государственная программа) регионального проекта "Чистая страна" национального проекта "Экология" ликвидировано и рекультивировано 45 объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе 29 объектов с нефтесодержащими отходами и 16 несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов. Возвращено в хозяйственный оборот 224,4 га загрязненных земель. Улучшены экологические условия проживания населения для 351,4 тысяч человек. Рост промышленного производства в Чеченской Республике может обострить экологическую обстановку, а также увеличить вероятность возникновения техногенных аварий с негативными экологическими последствиями. В целях снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду необходимо реализовать мероприятия по экологической реабилитации загрязненных территорий площадью 91,3 га.
Леса оказывают огромное воздействие на экологическое состояние природных комплексов Чеченской Республики. В соответствии с экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями, леса Чеченской Республики отнесены к защитным лесам, основным назначением которых является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций. Почти полное отсутствие финансирования лесного хозяйства в 1992 - 2004 годах отрицательно сказалось на состоянии лесов, привело к резкому истощению материально-технической базы. В целях воспроизводства лесов на территории Чеченской Республики и поддержания их устойчивости в период с 2013 года по настоящее время проведены мероприятия по лесовосстановлению на общей площади 9037,5 га, в том числе по искусственному лесовосстановлению - на площади 3060,5 га. Впервые за последние 40 лет проведены работы по лесоустройству и закреплению на местности местоположения границ лесничеств Чеченской Республики общей площадью 352,719 тыс. га. Значительная площадь лесных земель на севере республики (14 тыс. га) находится в аридной зоне, где происходит процесс опустынивания и имеется потребность в их закреплении посадкой лесных насаждений.
Среди проблем лесного хозяйства в настоящее время наиболее острыми являются:
недостаточность лесных дорог, необходимых для обеспечения повышения показателей пользования всеми лесными ресурсами;
отсутствие современного лесопромышленного комплекса;
эрозия бурунных земель в Наурском и Шелковском районах;
эрозия горных лесов в Ножай-Юртовском районе.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты и цели государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности отражены в следующих стратегических документах:
Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2035 года";
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года N 350 "О федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах";
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства";
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 322 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов";
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р "Об одобрении Экологической доктрины Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 года N 2914-р "О Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года N 1724-р "Об Основах государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 1216-р "Об утверждении Стратегии развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 года N 1089-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 апреля 2004 года N 323 "Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 июля 2008 года N 151 "Об утверждении Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья";
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 августа 2013 года N 298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации";
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года);
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года от 29 сентября 2018 года.
Общие приоритеты социально-экономического развития Чеченской Республики определены Стратегией социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Чеченской Республики от 4 марта 2021 года N 62-р.
Собственные приоритеты Чеченской Республики в сфере реализации государственной программы установлены Законом Чеченской Республики от 4 июля 2006 года N 10-РЗ "Об охране окружающей среды в Чеченской Республике".
Реализация настоящей государственной программы призвана обеспечить проведение сбалансированной и рациональной политики в сферах охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, лесных отношений, сохранения биологического разнообразия, недропользования.
Основными приоритетами и целями государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности являются:
сохранение и воспроизводство природных ресурсов, переход к устойчивому развитию;
экологическое оздоровление водных объектов;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
ликвидация несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.
Основными приоритетами и целями государственной политики в сфере лесных отношений являются:
обеспечение воспроизводства лесов на уровне не менее 100% к объему вырубленных и погибших лесов;
повышение эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, обеспечение кадрового развития лесного хозяйства, а также обеспечение комфортной и безопасной среды для жителей Российской Федерации.
Основными приоритетами и целями государственной политики в сфере недропользования являются:
повышение геологической изученности территории Чеченской Республики;
воспроизводство запасов полезных ископаемых для обеспечения потребности экономики Чеченской Республики;
снижение негативного влияния освоения недр на окружающую среду.
Основными приоритетами и целями в сфере сохранения биологического разнообразия являются:
обеспечение долговременного сохранения природных экологических систем, видового разнообразия в естественной среде обитания с особым вниманием к редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира и местам их обитания;
повышение роли гражданского общества в охране окружающей среды и сохранении биологического разнообразия, формирование экологической культуры граждан, а также создание эффективной системы экологического воспитания и образования на базе особо охраняемых природных территорий Чеченской Республики.
Основные цели, задачи, индикаторы оценки результатов целей и задач, а также объемы финансирования структурных элементов представлены в паспорте государственной программы.
Основными макроэкономическими показателями, характеризующими результаты экономических преобразований и формирования инновационной экономики в рамках реализации государственной программы, являются:
отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений;
численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод;
численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе находящихся в собственности Российской Федерации;
уровень выполнения государственными автономными учреждениями, подведомственными Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики, установленных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ).
3. Взаимосвязь государственной программы со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Цели и задачи государственной программы сформированы с учетом национальной цели развития "Комфортная и безопасная среда для жизни" и ее целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Приоритеты и цели государственной политики в сфере рационального природопользования и обеспечение экологической безопасности направлены на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение эффективности государственного управления.
В целях обеспечения достижения показателей социально-экономического развития Чеченской Республики предусматривается решение следующих задач:
обеспечение ответственного лесопользования путем лесоустройства и осуществления мониторинга лесов;
освоение новых месторождений полезных ископаемых за счет обеспечения условия для разработки новых месторождений и привлечения российских и иностранных инвесторов;
инвентаризация запасов всех видов полезных ископаемых;
пересчет запасов всех видов полезных ископаемых;
переоценка запасов пресных вод.
5. Состав Государственной программы
N п/п |
Тип документа |
Наименование документа |
Вид и реквизиты документа |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Стратегические приоритеты государственной программы |
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Чеченской Республики "Охрана окружающей среды и развитие лесного хозяйства Чеченской Республики" |
Постановление Правительства Чеченской Республики |
2. |
Паспорт государственной программы |
Охрана окружающей среды и развитие лесного хозяйства Чеченской Республики |
Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
3. |
Паспорт комплекса процессных мероприятий |
Обеспечение реализации государственной программы "Охраны окружающей среды и развитие лесного хозяйства Чеченской Республики" |
Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
4. |
Паспорт регионального проекта, входящего в состав национального проекта |
Сохранение лесов |
Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
5. |
Паспорт регионального проекта, входящего в состав национального проекта |
Сохранение уникальных водных объектов |
Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
6. |
Паспорт регионального проекта, не входящего в состав национального проекта |
Защита от наводнений и иных негативных воздействий вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений |
Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
7. |
Паспорт регионального проекта, не входящего в состав национального проекта |
Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы |
Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Чеченской Республики от 26 декабря 2023 г. N 356 "О государственной программе Чеченской Республики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.