г. Краснодар |
|
04 июля 2022 г. |
Дело N А32-41649/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Конопатова В.В. и Маркиной Т.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного автономного учреждения Краснодарского края "Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения" (ИНН 2311127638, ОГРН 1102311005389) - Остапенко В.И. (доверенность от 09.11.2020 N 26), от заинтересованного лица - Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ИНН 2311290803, ОГРН 1192375047622) - Мешкова С.А. (доверенность от 10.01.2022 N 11-16/3), рассмотрев кассационную жалобу государственного автономного учреждения Краснодарского края "Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2022 по делу N А32-41649/2021, установил следующее.
Государственное автономное учреждение Краснодарского края "Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 30.08.2021 N 02-05/113 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 27.01.2022 заявленные учреждением требования удовлетворены. Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.04.2022 решение суда от 27.01.2022 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Гулькевичского района с участием Южного межрегионального управления Россельхонадзора проведена проверка в отношении государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края "Гулькевичский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
В ходе проведения проверки в отношении указанной организации были выявлены нарушения требований технических регламентов, допущенные отделением N 1 филиала ГАУ КК "Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения". Указанный филиал учреждения осуществлял организацию питания в ГБУ СО КК "Гулькевичский доминтернат для престарелых и инвалидов".
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения, выразившиеся в следующем:
- на хранении находилась молочно-жировая продукция в количестве 3,68 кг, не имеющая маркировки, содержащей сведения о наименовании продукта, производителе, дате изготовления, сроках годности;
- в морозильной камере на хранении находилась говядина общим весом 50,97 кг без маркировки;
- кости пищевые говяжьи в количестве 19 кг, не имеющие маркировки, содержащей сведения о наименовании продукта, производителе, дате изготовления, сроках годности.
По результатам проверки управлением составлен протокол от 16.08.2021 N 02-05/113 об административном правонарушении и вынесено постановление от 30.08.2021 N 02-05/113 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением учреждение обратилось в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 14.43 Кодекса действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) в обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 29-ФЗ запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий, которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Технического регламента Таможенного союза "ТР ТС 021/2011. О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011) пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
В силу пункта 6 статьи 7 ТР ТС 021/2011 сроки годности и условия хранения пищевой продукции устанавливаются изготовителем.
Пунктом 7 статьи 17 ТР ТС 021/2011 установлено, что при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно пункту 9 статьи 17 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 4.1 Технического регламента Таможенного союза "ТР ТС 022/2011. Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать сведения, в том числе, о дате изготовления пищевой продукции; сроке годности пищевой продукции; условиях хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки.
В силу пункта 117 Технического регламента Таможенного Союза "ТР ТС 034/2013. О безопасности мяса и мясной продукции", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68, маркировка мяса в тушах, полутушах, четвертинах и отрубах должна соответствовать требованиям, указанным в пунктах 106 - 116 настоящего технического регламента, а также следующим требованиям:
а) непосредственно на тушу, полутушу и четвертину наносится оттиск ветеринарного клейма в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами государств-членов в области ветеринарии;
б) непосредственно на тушу, полутушу и четвертину допускается дополнительно наносить оттиск товароведческого клейма;
в) в товаросопроводительной документации на неупакованные продукты убоя указывается следующая информация:
вид мяса продуктивного животного, от которого получен продукт убоя, наименование продукта убоя, термическое состояние туш, полутуш, четвертин и отрубов ("охлажденное", "замороженное"), анатомическая часть туши (для отрубов);
наименование и место нахождения изготовителя продуктов убоя;
количество продуктов убоя;
дата изготовления, срок годности и условия хранения продуктов убоя.
При наличии транспортной и (или) потребительской упаковки - вышеуказанная информация указывается в маркировке и (или) товаросопроводительной документации.
Судом апелляционной инстанции надлежащим образом исследованы материалы административного производства и сделан обоснованный вывод о том, что в действиях учреждения усматривается нарушение требований указанных технических регламентов, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению обществом требований действующего законодательства в области осуществляемой деятельности, не представлены. Доказательства, свидетельствующие о принятии заявителем полного комплекса мер, направленных на соблюдение установленных законом требований, в материалах дела отсутствуют.
Применительно к доводам заявителя о том, что легальность производства и оборота спорной пищевой продукции следует из товаросопроводительных документов, суд апелляционной инстанции исследовал представленные сторонами доказательства и сделал вывод о том, что установить прослеживаемость партий товара не представляется возможным.
Доводы кассационной жалобы о том, что на учреждение не должны распространяться требования указанных технических регламентов, поскольку спорная продукция находилась на хранении в объекте приготовления пищи, подлежат отклонению, поскольку согласно пункту 117 ТР ТС 034/2013 требования технического регламента распространяются, в том числе, на отрезы (отрубы) мясной продукции, находящиеся на временном хранении.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2022 по делу N А32-41649/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
В.В. Конопатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 4.1 Технического регламента Таможенного союза "ТР ТС 022/2011. Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать сведения, в том числе, о дате изготовления пищевой продукции; сроке годности пищевой продукции; условиях хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки.
В силу пункта 117 Технического регламента Таможенного Союза "ТР ТС 034/2013. О безопасности мяса и мясной продукции", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68, маркировка мяса в тушах, полутушах, четвертинах и отрубах должна соответствовать требованиям, указанным в пунктах 106 - 116 настоящего технического регламента, а также следующим требованиям:
...
Судом апелляционной инстанции надлежащим образом исследованы материалы административного производства и сделан обоснованный вывод о том, что в действиях учреждения усматривается нарушение требований указанных технических регламентов, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 июля 2022 г. N Ф08-5734/22 по делу N А32-41649/2021