г. Краснодар |
|
05 июля 2022 г. |
Дело N А32-24184/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Черновой В.В. (доверенность от 28.10.2021), в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шляхтова Юрия Иосифовича (ИНН 234303683301, ОГРНИП 312237211500013), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2022 по делу N А32-24184/2021, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шляхтов Юрий Иосифович (далее - предприниматель, глава хозяйства) обратился в арбитражный суд к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра, регистрирующий орган) с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение управления Росреестра об отказе в осуществлении государственной регистрации прав от 09.07.2021 N КУВД-001/2021-11828139/3;
- обязать управление Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности за главой хозяйства в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0206000:40 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Заявление основано на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), нормах Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ). Требования мотивированы незаконностью отказа управления Росреестра в государственной регистрации права собственности главы хозяйства на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:21:0206000:40.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2022, заявление удовлетворено. Признано незаконным решение управления Росреестра об отказе в государственной регистрации прав от 09.07.2021 N КУВД-001/2021-11828139/3. На управление Росреестра возложена обязанность по осуществлению государственной регистрации права собственности за главой хозяйства на земельный участок с кадастровым номером 23:21:0206000:40. С управления Росреестра в пользу предпринимателя взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Суды установили, что 29.03.2021 глава хозяйства обратился в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 56 200 кв. м с кадастровым номером 23:21:0206000:40, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, сельское поселение Ляпинское, в 830 м западнее х. Камышеваха. Управление Росреестра направило предпринимателю уведомление о приостановлении государственной регистрации прав от 12.04.2021 N КУВД-001/2021-11828139/1. Уведомлением от 09.07.2021 N КУВД-001/2021-11828139/3 в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению регистрации, главе хозяйства отказано в осуществлении государственной регистрации прав. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с соглашением от 09.10.2013 земельный участок находится в общей совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Ссылаясь на незаконность отказа регистрирующего органа, предприниматель оспорил его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались статьями 57, 252, 253, 258 Гражданского кодекса, статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), статьями 1, 3, 5, 6, 9, 17 Закона N 74-ФЗ. Отказ в государственной регистрации за главой хозяйства права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:21:0206000:40 управление Росреестра мотивировало тем, что данное имущество в соответствии с соглашением от 09.10.2013 (пункт 7.2) находится исключительно в общей совместной собственности. Материалы дела подтверждают, что в 2012 году на основании решения общего собрания фермерского хозяйства Шляхтова Ю.И. данное юридическое лицо было преобразовано, глава хозяйства зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. Реорганизация фермерского хозяйства Шляхтова Ю.И., осуществленная в форме преобразования, происходила путем получения статуса индивидуального предпринимателя без прекращения деятельности как таковой. Это отражено в графе 23 "Способ прекращения" выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), представленной в материалы дела в отношении фермерского хозяйства Шляхтова Ю.И. Деятельность фермерского хозяйства Шляхтова Ю.И. прекращена 24.04.2012 и в тот же день орган государственной регистрации юридических лиц внес в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) запись о главе хозяйства. В графе 57 "Причина внесения записи в ЕГРИП" указано - заявление о внесении в ЕГРИП записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части I Гражданского кодекса. В графе 65 "Наименование документа" выписки из ЕГРИП регистрирующий орган указал акт приема-передачи от 17.04.2012, согласно которому имущество от фермерского хозяйства Шляхтова Ю.И. перешло к главе хозяйства. Следовательно, фермерское хозяйство Шляхтова Ю.И. не прекратило свою деятельность, а было реорганизовано путем преобразования и получения иного статуса. Поэтому правила пункта 1 статьи 258 Гражданского кодекса не распространяются на данные правоотношения. Довод управления Росреестра о том, что с заявлением о государственной регистрации прав должен был обратиться не только предприниматель, но и член крестьянского (фермерского) хозяйства Шляхтова Вера Федоровна, не принят судами со ссылкой на положения статьи 17 Закона N 74-ФЗ и пункт 6.2 соглашения от 09.10.2013. Соглашением от 10.10.2013 определены доли участников крестьянского (фермерского) хозяйства. В пункте 4 названного соглашения указано, что земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 56 200 кв. м с кадастровым номером 23:21:0206000:40 передан главе хозяйства. Действующим законодательством не предусмотрена государственная регистрация таких соглашений об определении долей, так как государственной регистрации подлежит только соглашение об учреждении крестьянского (фермерского) хозяйства. Соглашением от 10.10.2013 установлен порядок раздела общего имущества участников фермерского хозяйства Шляхтова В.И., согласно которому при выходе членов из хозяйства раздел имущества не производится. Из содержания заявлений дочерей предпринимателя (Ханоян О.Ю. и Беликовой И.Ю.) следует, они вышли из фермерского хозяйства, получив соответствующую компенсацию и претензий к главе хозяйства не имеют. Довод управления Росреестра о том, что при реорганизации фермерского хозяйства все члены должны быть выведены из юридического лица, а имущество должно быть разделено между ними, отклонен судебными инстанциями. Предприниматель обратился в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права не за собой лично, а за крестьянским (фермерским) хозяйством, в состав которого входят члены такого хозяйства. Кроме того, 24.04.2012, то есть непосредственно перед реорганизацией фермерского хозяйства Шляхтова Ю.И. в индивидуального предпринимателя, главу крестьянского (фермерского) хозяйства, между членами данного фермерского хозяйства (юридического лица) заключено соглашение о разделе земельных долей на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Из соглашения следует, что в связи с выходом Ханоян О.Ю. и Беликовой И.Ю. из фермерского хозяйства Шляхтова В.И., доля предпринимателя на земельный участок с кадастровым номером 23:21:0206000:40 составляет 56 200 кв. м (100%). В числе членов крестьянского (фермерского) хозяйства остались предприниматель и его супруга (Шляхтова В.Ф.). Указанным соглашением располагало управление Росреестра при рассмотрении заявления предпринимателя. Между членами крестьянского (фермерского) хозяйства 09.10.2013 заключено соглашение, утвержденное протоколом от 09.10.2013 N 1, в котором предусмотрено, что имущество находится в общей совместной собственности. При этом в пункте 4 соглашения от 10.10.2013 об определении долей в праве общей совместной собственности указано, что земельный участок с кадастровым номером 23:21:0206000:40 передается именно предпринимателю. Следовательно, в силу названных соглашений установлен порядок владения, пользования и распоряжения имуществом. С учетом установленных обстоятельств, решение управления Росреестра от 09.07.2021 N КУВД-001/2021-11828139/3 об отказе в государственной регистрации права собственности главы хозяйства на земельный участок с кадастровым номером 23:21:0206000:40 признано не соответствующим закону и нарушающим его права (интересы). С целью восстановления нарушенных прав предпринимателя, на управление Росреестра возложена обязанность по осуществлению государственной регистрации права собственности на данный земельный участок за главой хозяйства.
Управление Росреестра обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Суды не учли, что юридическое лицо (фермерское хозяйство Шляхтова Ю.И.) прекратило деятельность в связи с приобретением статуса индивидуального предпринимателя с 24.04.2012. Данное преобразование состоялось с участием Ханоян О.Ю. и Беликовой И.Ю. Согласно пункту 1 статьи 258 Гражданского кодекса при прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства по иным основанием общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным статьями 252 и 254 данного Кодекса, то есть имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Однако в нарушение названных норм в соглашении между членами индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шляхтова И.Ю. только 2 члена, а заявления о выходе из состава членов крестьянского (фермерского) хозяйства датированы только 07.10.2013. Следовательно, на этапе ликвидации юридического лица не соблюдены требования законодательства. Суды также не приняли во внимание, что на государственную регистрацию представлено соглашение между членами индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шляхтова Ю.И. от 2013 года. В данном соглашении указано, что членом крестьянского (фермерского) хозяйства является гражданка Шляхтова В.Ф., главой крестьянского (фермерского) хозяйства - предприниматель. Пункт 7.2 соглашения содержит информацию о том, что имущество принадлежит на праве общей совместной собственности, однако заявление о государственной регистрации, содержащее просьбу о регистрации права собственности, подано только предпринимателем, что противоречит требованиям действующего законодательства. Таким образом, управление Росреестра приняло решение об отказе в государственной регистрации в соответствии с нормами действующего законодательства, нарушений прав и законных интересов предпринимателя регистрирующий орган не допустил.
Отзыв на жалобу в суд округа не поступил.
В судебном заседании представитель управления Росреестра поддерживал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Глава хозяйства, извещенный о времени и месте судебного заседания, явку представителя в окружной суд не обеспечил.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя управления Росреестра, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 29.03.2021 глава хозяйства обратился в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 56 200 кв. м с кадастровым номером 23:21:0206000:40, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, сельское поселение Ляпинское, в 830 м западнее х. Камышеваха.
Управление Росреестра направило предпринимателю уведомление о приостановлении государственной регистрации прав от 12.04.2021 N КУВД-001/2021-11828139/1.
Уведомлением от 09.07.2021 N КУВД-001/2021-11828139/3 в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению регистрации, главе хозяйства отказано в осуществлении государственной регистрации прав. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с соглашением от 09.10.2013 земельный участок, право собственности на который просит зарегистрировать за собой предприниматель, находится в общей совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства.
Предприниматель, ссылаясь на незаконность решения регистрирующего органа, нарушающего его права (интересы), оспорил данное решение в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, если иной порядок не предусмотрен данным Кодексом.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы. Отказ в государственной регистрации прав на имущество либо уклонение от государственной регистрации могут быть оспорены в суде (пункты 1, 2, 5, 8 статьи 8.1 Гражданского кодекса).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
С государственной регистрацией прав Закон N 218-ФЗ связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Обязательными этапами проведения государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2, 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав приведен в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
Действия регистрирующего органа по приостановлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть оспорены заинтересованным лицом в судебном порядке (статья 29 Закона N 218-ФЗ).
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 23 Гражданского кодекса, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 5 статьи 23 Гражданского кодекса).
Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство. Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов (пункт 1 статьи 86.1 Гражданского кодекса).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность существования трех видов крестьянского (фермерского) хозяйства: в форме индивидуального предпринимателя, являющегося главой хозяйства и действующего единолично, в форме договорного объединения членов крестьянского (фермерского) хозяйства и в форме коммерческого юридического лица.
В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства (пункты 1, 2, 5 и 7 статьи 4 Закона N 74-ФЗ).
Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию (пункты 3, 4 статьи 6 Закона N 74-ФЗ).
Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат (статья 7, пункты 1, 2 статьи 8, пункт 1 статьи 9 Закона N 74-ФЗ).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, заявленных главой хозяйства. Суды первой и апелляционной инстанций установили, что предприниматель представил документы, необходимые для государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:21:0206000:40. Мотивы, приведенные регистрирующим органом в обоснование принятого им решения, проверены судебными инстанциями при разрешении спора, и не признаны в качестве законных оснований для отказа в регистрационных действиях, за совершением которых обратился глава хозяйства.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы управления Росреестра повторяют доводы, которые приводились регистрирующим органом в качестве возражений на заявление главы хозяйства, а также в апелляционной жалобе. Данные доводы проверены судебными инстанциями, которыми отклонены со ссылкой на нормы действующего законодательства и доказательства, представленные в материалы дела. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам спора, они основаны на всестороннем и полном исследовании материалов дела, им не противоречат и переоценке судом кассационной инстанции не подлежат. Нормы материального права применены судебными инстанциями правильно. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке (часть 3 статьи 288 Кодекса), не выявлено. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения и (или) апелляционного постановления в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), также не установлено. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2022 по делу N А32-24184/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы управления Росреестра повторяют доводы, которые приводились регистрирующим органом в качестве возражений на заявление главы хозяйства, а также в апелляционной жалобе. Данные доводы проверены судебными инстанциями, которыми отклонены со ссылкой на нормы действующего законодательства и доказательства, представленные в материалы дела. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам спора, они основаны на всестороннем и полном исследовании материалов дела, им не противоречат и переоценке судом кассационной инстанции не подлежат. Нормы материального права применены судебными инстанциями правильно. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке (часть 3 статьи 288 Кодекса), не выявлено. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения и (или) апелляционного постановления в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), также не установлено. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 июля 2022 г. N Ф08-5965/22 по делу N А32-24184/2021