г. Краснодар |
|
06 июля 2022 г. |
Дело N А63-10603/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Маркиной Т.Г., в отсутствие в судебном заседании заявителя - акционерного общества "Кавминкурортресурсы" (ИНН 2626003072 ОГРН 1022601222027), направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, заинтересованного лица - Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2626042723 ОГРН 1102650002212), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626801466 ОГРН 1122651022449), Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2632101222 ОГРН 1127747288910), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 05554 7, 05553 0, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Кавминкурортресурсы" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.01.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по делу N А63-10603/2021, установил следующее.
Акционерное общество "Кавминкурортресурсы" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об изменении постановления Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) от 28.06.2021 N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-96/5 о привлечении к ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), снижении наказания до 150 тыс. рублей штрафа и признании недействительным представления от 28.06.2021 N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-96/6 в части возложения на общество обязанности представления в управление плана мероприятий об устранении следующих нарушений: пункта 3.3. условий пользования недрами к лицензии от 29.05.2018 N СТВ 01248 МЭ (далее - лицензия) (не приобщен в установленном порядке горноотводный акт от 09.10.2018 N 26-3500-00016); пункта 4.2. условий пользования недрами (отсутствует документация, свидетельствующая о бурении скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков, а также не обеспечена разработка мероприятий, предусматривающих оптимальные экологические условия, такие, как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ); пункта 4.1.9., 4.2. условий пользования недрами (отсутствует программа мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами).
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что действия общества содержат состав правонарушения, срок и процедура привлечения к ответственности соблюдены, основания для изменения наказания и отмены требований об устранении способствующих совершению правонарушения причин и условий отсутствуют.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, а решение суда первой инстанции изменить, исключив выводы о том, что общество допустило следующие нарушения: не приобщен в установленном порядке горноотводный акт от 09.10.2018 N 26-3500-00016 в нарушение пункта 3.3. условий пользования недрами к спорной лицензии; отсутствует документация, свидетельствующая о бурении скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков; не обеспечена разработка мероприятий, предусматривающих оптимальные экологические условия, такие, как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ; отсутствует программа мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество осуществляет деятельность по лицензии на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ "для добычи лечебной грязи на месторождении озера Тамбукан для бальнеотерапивтического применения" сроком до 01.05.2035. Проведенной управлением внеплановой выездной проверкой деятельности общества, результаты которой зафиксированы в акте от 15.04.2021 N 001-2021-в/А, выявлено совершение обществом нарушений:
- не приобщен установленном порядке к лицензии СТВ 01248 МЭ горноотводный акт от 09.10.2018 N 26-3500-00016, чем нарушен пункт 3.3 условий пользования недрами к лицензии;
- не обеспечено заключение дополнительного соглашения к лицензии в части уровней добычи лечебной грязи Тамбуканского месторождения, чем нарушен пункт 3.2.2 условий пользования недрами к лицензии;
- не осуществлено бурение скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков (отсутствует документация, свидетельствующая о бурении), чем нарушен пункт 4.2 условий пользования недрами к лицензии;
- не разработаны мероприятия, предусматривающие оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, поддержание постоянного уровня воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ, чем нарушен пункт 4.2 условий пользования недрами к лицензии;
- не разработана программа мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами, чем нарушены пункты 4.1.9, 4.2 условий пользования недрами к лицензии;
- имеется технологическая схема не соответствующая структуре, форме и содержанию (в проектной документации отсутствуют мероприятия по рациональному использованию и охране недр, по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами), чем нарушен пункт 4.2 условий пользования недрами к лицензии.
По результатам проверки управление составило протокол от 24.05.2021 N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-96/1, привлекло общество к ответственности постановлением от 28.06.2021 N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-96/5 по части 2 статьи 7.3 Кодекса в виде взыскания 300 тыс. рублей штрафа и выдало представление от 28.06.2021 N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-96/6 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в мотивировочной части которого обществу вменено отсутствие горноотводного акта от 09.10.2018 N 26-3500-00016 к лицензии, необеспечение заключения дополнительного соглашения к лицензии в части уровней добычи лечебной грязи Тамбуканского месторождения; непредставление документации, свидетельствующей о бурении скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков, неразработка мероприятий, предусматривающих оптимальные экологические условия, таких, как оптимальная минерализация рапы, поддержание постоянного уровня воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ; неразработка программы мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами. Предложено привести в соответствие технологическую схему по структуре, форме и содержанию.
Общество обжаловало в арбитражный суд названные постановление в части размера назначенного штрафа и обязанности представить в управление плана мероприятий по устранению приводимых им нарушений.
Недропользователь обязан выполнять условия, установленные лицензией, своевременно и правильно вносить платежи за пользование недрами (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах). Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (статья 12 Закона). Осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения лицо может быть привлечено к ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено.
Исходя из части 3 статьи 7 Закона о недрах предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Суд установил, что общество включило горноотводный акт от 30.04.2015 N 339 в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части, но при проведении проверки представило горноотводный акт от 09.10.2018 N 26-3500-00016, которым согласованны планы развития горных работ на 2019 - 2020 года в границах Тамбуканского месторождения. Этот в установленном порядке не включен в лицензию как ее неотъемлемая составная часть.
Суд также счел доказанным управлением, что общество не организовало и не проводило мероприятия, обеспечивающие оптимальные экологические условия: на оптимальную минерализацию рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ; не разработало и не утвердило программу мониторинга месторождения по действующим правилам. Тем самым общество нарушило пункты 4.1.9, 4.2 условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии), что охватывается признаками объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса.
Проверяя доводы о величине назначенного обществу штрафа, суд отметил непредставление в материалы дела доказательств того, что имущественное и финансовое положение общества не позволяют выплатить ему назначенный штраф, или его взыскание повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности. Штраф назначен в минимальном размере.
Отклоняя аргументы общества об отсутствии у него обязанности по устранению оспариваемых им нарушений, совершение которых вменено ему в представлении, суд правомерно исходил из установленных пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, Требованиями к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденных приказом Ростехнадзора от 01.11.2017 N 461, Порядком выдачи, оформления, регистрации лицензий на пользование недрами, установленным Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 у общества обязанностей: включить в лицензию документ, удостоверяющий уточненные границы горного отвода (горноотводный акт от 09.10.2018 N 26-3500-00016); обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ (пункт 4.1.9. лицензионного соглашения); выполнять основные требования по обеспечению рационального использования и охраны недр, окружающей среды и безопасного ведения работ, связанных с добычей лечебной грязи (включая дополнительную разведку месторождения), устанавливаемые в проектных документах соответствующих видов работ, прошедших необходимые согласования и экспертизы (пункт 4.2. лицензионного соглашения); выполнение изложенных в технологической схеме разработки Тамбуканского месторождения периодических бурений скважин на всю мощность озерной толщи осадков до 5 - 8 метров в целях определения глубины, затронутой процессом распреснения грязевого раствора; представления управлению соответствующих доказательств о выполнении этих обязанностей. Отсутствие таких документов суд правомерно признал нарушением Технологической схемы разработки месторождения, в том числе пункта 4.2 условий лицензионного соглашения.
Разделом 8 Технологической схемы также предусмотрено, что в пределах горного отвода недропользователю необходимо продолжать контроль состояния рапы озера и лечебной грязи по специальной программе мониторинга месторождения, составляемой в соответствии с действующими нормативными документами и утверждаемой в установленном порядке; проводить геолого-маркшейдерский контроль добычи лечебной грязи в соответствии с инструкцией по производству маркшейдерских работ с учетом дополнений и изменений к ней (РДН 07-282-99). Для поддержания процесса формирования лечебной грязи на озере Тамбукан и сохранения ее лечебных свойств недропользователю необходимо создать оптимальные экологические условия, такие, как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ.
Поскольку суд признал доказанным невыполнение обществом мероприятий, обеспечивающих оптимальные экологические условия: по оптимальной минерализации рапы, постоянного уровня воды в водоеме, сохранения анаэробных условий деструкции органических веществ, а также отсутствие программы мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами (нарушение пунктов 4.1.9, 4.2 условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии)), в связи с чем необходимо привести в соответствие технологическую схему по структуре, форме и содержанию.
Суд также счел доказанным нарушение обществом пунктам 3.2.2. приложения N 1 к лицензии, исходя из которого вопрос об уровне добычи с 2006 года, разрешается дополнительным соглашением между сторонами после получения результатов государственной экспертизы геологических материалов в государственной комиссии по запасам полезных ископаемых, что общество не выполнило.
Выводы суда об установленных им фактических обстоятельствах совершения обществом вмененных ему нарушений условий недропользования соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Обоснованными и основанными на правильном применении норм права являются выводы суда о наличии у общества обязанностей по устранению изложенных в представлении управления нарушений и ненадлежащем их выполнении в момент проведения проверки.
Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.01.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по делу N А63-10603/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проверяя доводы о величине назначенного обществу штрафа, суд отметил непредставление в материалы дела доказательств того, что имущественное и финансовое положение общества не позволяют выплатить ему назначенный штраф, или его взыскание повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности. Штраф назначен в минимальном размере.
Отклоняя аргументы общества об отсутствии у него обязанности по устранению оспариваемых им нарушений, совершение которых вменено ему в представлении, суд правомерно исходил из установленных пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, Требованиями к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденных приказом Ростехнадзора от 01.11.2017 N 461, Порядком выдачи, оформления, регистрации лицензий на пользование недрами, установленным Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 у общества обязанностей: включить в лицензию документ, удостоверяющий уточненные границы горного отвода (горноотводный акт от 09.10.2018 N 26-3500-00016); обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ (пункт 4.1.9. лицензионного соглашения); выполнять основные требования по обеспечению рационального использования и охраны недр, окружающей среды и безопасного ведения работ, связанных с добычей лечебной грязи (включая дополнительную разведку месторождения), устанавливаемые в проектных документах соответствующих видов работ, прошедших необходимые согласования и экспертизы (пункт 4.2. лицензионного соглашения); выполнение изложенных в технологической схеме разработки Тамбуканского месторождения периодических бурений скважин на всю мощность озерной толщи осадков до 5 - 8 метров в целях определения глубины, затронутой процессом распреснения грязевого раствора; представления управлению соответствующих доказательств о выполнении этих обязанностей. Отсутствие таких документов суд правомерно признал нарушением Технологической схемы разработки месторождения, в том числе пункта 4.2 условий лицензионного соглашения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 июля 2022 г. N Ф08-5797/22 по делу N А63-10603/2021