г. Ессентуки |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А63-10603/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., с участием представителей: от заявителя - акционерного общества "Кавминкурортресурсы" - Лепилова В.А. (доверенность от 25.11.2021), от заинтересованного лица - Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Слюсаревой С.В. (доверенность от 29.12.2021), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Кавминкурортресурсы" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.01.2022 по делу N А63-10603/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Кавминкурортресурсы" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об изменении постановления Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) от 28.06.2021 N 26в-21-001-2021- в/А/Ф-96/5 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизив размер назначенного наказания в виде штрафа до 150 000 руб. и признании недействительным представления от 28.06.2021 N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-96/6 в части возложения на общество обязанности представления в Росприроднадзор плана мероприятий по устранению нарушений пункта 3.3. условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018 (не приобщен в установленном порядке горноотводный акт от 09.10.2018 N 26-3500- 00016), пункта 4.2. условий пользования недрами (отсутствует документация, свидетельствующая о бурении скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков, а также не обеспечена разработка мероприятий, предусматривающих оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ), пункта 4.1.9., 4.2. условий пользования недрами (отсутствует программа мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами).
Решением от 10.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение процедуры и срока привлечения общества к административной ответственности, отсутствие оснований для применения статьи 4.1.1 Кодекса и законность принятого управлением представления, которым обществу предложено принять меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда изменить, исключив из него выводы о том, что им допущены следующие нарушения: не приобщен в установленном порядке горноотводный акт от 09.10.2018 N 26-3500-00016 в нарушение пункта 3.3. условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018; отсутствует документация, свидетельствующая о бурении скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков; не обеспечена разработка мероприятий, предусматривающих оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ; отсутствует программа мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступил.
Представители лиц, участвующих в судебном заседании поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, обществу выдана лицензия на право пользования недрами от 29.05.2018 СТВ 01248 МЭ с целевым назначением и видами работ - "для добычи лечебной грязи на месторождении озера Тамбукан для бальнеотерапивтического применения" сроком - 01.05.2035.
Управлением в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт 15.04.2021 N 001-2021-в/А и зафиксированы допущенные обществом нарушения:
- не приобщен установленном порядке к лицензии СТВ 01248 МЭ горноотводный акт от 09.10.2018 N 26-3500-00016, что является нарушением пункта 3.3 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018;
- не обеспечено заключение дополнительного соглашения к лицензии в части уровней добычи лечебной грязи Тамбуканского месторождения, что является нарушением пункта 3.2.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018;
- не осуществлено бурение скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков (отсутствует документация, свидетельствующая о бурении), что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018;
- не разработаны мероприятия, предусматривающие оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, поддержание постоянного уровня воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018;
- не разработана программа мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами, что является нарушением пунктов 4.1.9, 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018;
- имеется технологическая схема не соответствующая структуре, форме и содержанию (в проектной документации отсутствуют мероприятия по рациональному использованию и охране недр, по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами), что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ 29.05.2018.
По результатам проверки управление составило протокол от 24.05.2021 N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-96/1, вынесло постановление от 28.06.2021 N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-96/5 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 300 тыс. рублей штрафа и выдало обществу представление от 28.06.2021 N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-96/6 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии которым обществу необходимо приобщить в установленном порядке к лицензии СТВ 01248 МЭ горноотводный акт от 09.10.2018 N 26-3500-00016, обеспечить заключение дополнительного соглашения к лицензии в части уровней добычи лечебной грязи Тамбуканского месторождения; представить документацию, свидетельствующую о бурении скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков, разработку мероприятий, предусматривающих оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, поддержание постоянного уровня воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ; программу мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами; привести в соответствие технологическую схему по структуре, форме и содержанию.
В соответствии со статьями 197, 198, 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление в части размера назначенного штрафа и частично представление в арбитражный суд.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суд сделал вывод о законном привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, и выдаче представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
При этом условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (статья 12 Закона о недрах).
Таким образом, лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о недрах (в редакции, действовавшей в период проверки и принятия оспариваемых правовых актов) предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Согласно части 4 статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество является недропользователем, осуществляет добычу лечебной грязи на Тамбуканском месторождении на основании лицензии от 29.05.2018 СТВ 01248 МЭ.
Технологическая схема разработки Тамбуканского месторождения лечебной грязи согласована начальником отдела горного надзора и охраны недр управления Ставропольского округа по технологическому и экологическому надзору России 12.11.2007. Горноотводный акт от 30.04.2015 N 339 включен обществом в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Однако при проверке обществом представлен горноотводный акт от 09.10.2018 N 26-3500-00016, которым согласованны планы развития горных работ на 2019-2020 года в границах Тамбуканского месторождения.
Данный акт в установленном порядке не был включен в лицензию СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018 в качестве ее неотъемлемой составной части.
Суд правильно применил к установленным им фактическим обстоятельствам Требования к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденные приказом Ростехнадзора от 01.11.2017 N 461, а также Порядок выдачи, оформления, регистрации лицензий на пользование недрами, установленный Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 N 315. В связи с чем, суд признал обоснованным вывод административного органа о том, что невыполнение требований по включению в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части документа, удостоверяющего уточненные границы горного отвода, а именно горноотводного акта от 09.10.2018 N 26-3500-00016, образует состав административного правонарушения и влечет ответственность по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Пунктом 4.1.9. лицензионного соглашения (приложение N 1 к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018) предусмотрена обязанность владельца лицензии обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ.
Основные требования по обеспечению рационального использования и охраны недр, окружающей среды и безопасного ведения работ, связанных с добычей лечебной грязи (включая доразведку месторождения) должны устанавливаться в проектных документах соответствующих видов работ, прошедших необходимые согласования и экспертизы (пункт 4.2. лицензионного соглашения).
Технологической схемой разработки Тамбуканского месторождения установлена необходимость периодического бурения скважин на всю мощность озерной толщи осадков до 5-8 метров в целях определения глубины, затронутой процессом распреснения грязевого раствора. Однако соответствующих документов о выполнении обществом указанной обязанности обществом не представлено.
Отсутствие таких документов правомерно расценено управлением как нарушение обществом Технологической схемы разработки месторождения, в том числе пункта 4.2 условий лицензионного соглашения.
Кроме того, разделом 8 Технологической схемы установлено, что в пределах горного отвода недропользователю необходимо продолжать контроль состояния рапы озера и лечебной грязи по специальной программе мониторинга месторождения, составляемой в соответствии с действующими нормативными документами и утверждаемой в установленном порядке. Кроме этого, необходимо проводить геолого-маркшейдерский контроль добычи лечебной грязи в соответствии с инструкцией по производству маркшейдерских работ с учетом дополнений и изменений к ней (РДН 07-282-99). Для поддержания процесса формирования лечебной грязи на озере Тамбукан и сохранения ее лечебных свойств недропользователю необходимо создать оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ.
В ходе проведенной проверки, управление пришло к выводу о том, что обществом не организованы и не осуществляются мероприятия, обеспечивающие оптимальные экологические условия, в частности: оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ, а также не разработана и не утверждена программа мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами, что является нарушением пунктов 4.1.9, 4.2 условий пользования недрами (Приложение N 1 к лицензии СТВ 01248 МЭ).
В соответствии с пунктом 3.2.2. приложения 1 к лицензии на пользование недрами установлено, что вопрос об уровне добычи, начиная с 2006 года, будет решен дополнительным соглашением между сторонами после получения результатов государственной экспертизы геологических материалов в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых. Однако и названая обязанность обществом не исполнена.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждают вывод административного органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с представлением управления от 28.06.2021N 26в-21-001-2021-в/А/Ф-96/6 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, обществу необходимо приобщить в установленном порядке к лицензии СТВ 01248 МЭ горноотводный акт от 09.10.2018 N 26-3500-00016, обеспечить заключение дополнительного соглашения к лицензии в части уровней добычи лечебной грязи Тамбуканского месторождения; представить документацию, свидетельствующую о бурении скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков, разработку мероприятий, предусматривающих оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, поддержание постоянного уровня воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ; программу мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами; привести в соответствие технологическую схему по структуре, форме и содержанию.
Доказательства неразумности срока устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, или неясности формулировок в оспариваемом представлении общество не представило.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что в спорном случае отсутствуют основания для исключения из мотивировочной части обжалуемого судебного акта, а также постановления о привлечении к административной ответственности и представления выводов, указанных заявителем в просительной части апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы заявителя апелляционной жалобы были предметом оценки судом первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции исследовал и дал оценку всем представленным в материалы дела доказательствам, в том числе в их совокупности. Неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690).
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.01.2022 по делу N А63-10603/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-10603/2021
Истец: АО "КАВМИНКУРОРТРЕСУРСЫ"
Ответчик: СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Третье лицо: КАВКАЗСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ, ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, Лепилов Виталий Александрович