В целях осуществления и координации работы по повышению бюджетной и финансовой грамотности населения, формирования финансовой культуры в Ямало-Ненецком автономном округе:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию повышения бюджетной и финансовой грамотности населения, формирования финансовой культуры в Ямало-Ненецком автономном округе до 2030 года.
2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа о признании утратившим силу постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 мая 2020 года N 672-П "О Стратегии повышения бюджетной и финансовой грамотности населения в Ямало-Ненецком автономном округе".
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа |
Д.А. Артюхов |
Утверждена
распоряжением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 28 декабря 2023 г. N 1027-РП
Стратегия
повышения бюджетной и финансовой грамотности населения, формирования финансовой культуры в Ямало-Ненецком автономном округе до 2030 года
I. Основные понятия и сокращения
Региональный портал, портал - информационный ресурс Ямало-Ненецкого автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "Бюджет для граждан" (https://fea.yamalfin.ru/).
Стратегия - Стратегия повышения бюджетной и финансовой грамотности населения, формирования финансовой культуры в Ямало-Ненецком автономном округе до 2030 года.
Автономный округ - Ямало-Ненецкий автономный округ.
Бюджетная грамотность - это умение понимать и анализировать информацию, содержащуюся в государственных и местных бюджетах, знание своих прав и обязанностей при формировании, распределении и
использовании бюджетных средств и наличие практических навыков по реализации этих прав в рамках участия в бюджетном процессе.
Финансовая грамотность - основные знания, умения и навыки, необходимые для принятия финансовых решений в целях достижения
финансового благополучия и управления финансовыми рисками.
Финансовая культура - ценности, установки и поведенческие практики граждан в финансовой сфере, зависящие от воспитания, уровня финансовой грамотности, опыта принятия финансовых решений, уровня развития финансового рынка и общественных институтов.
II. Общие положения
Устойчивое повышение качества и уровня жизни населения автономного округа требует повышения бюджетной и финансовой грамотности,
формирования финансовой культуры, обеспечения финансового благополучия граждан, осознанного использования ими финансовых продуктов и услуг, разумного принятия финансовых решений, инвестирования и управления рисками.
В период 2020 - 2023 годов повышение бюджетной и финансовой грамотности населения в автономном округе осуществлялось в рамках Стратегии повышения бюджетной и финансовой грамотности населения в автономном округе, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 26 мая 2020 года N 672-П (далее - Стратегия 2020 - 2023 годов).
Стратегия определяет приоритеты, цели, задачи и инструменты их достижения на период до 2030 года в сфере повышения бюджетной и финансовой грамотности населения, формирования финансовой культуры, укрепления системы финансового образования и просвещения, обеспечения прав и интересов потребителей финансовых услуг, финансовой безопасности граждан.
Стратегия призвана способствовать достижению национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Стратегия основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законе Российской Федерации от 07 февраля 1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", других федеральных законах, а также на нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения, возникающие в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан.
Стратегия учитывает принятые документы, связанные с вопросами повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан, в том числе:
Стратегию повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 года N 2958-р;
Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р;
Стратегию государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года N 1837-р;
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2021 года N 2765-р;
Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 года N 1688-р;
Концепцию формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2022 года N 4088-р;
Стратегию развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года N 4355-р.
III. Общее состояние бюджетной и финансовой грамотности населения, финансовой культуры в автономном округе
В период до 2023 года совместными действиями департамента финансов автономного округа, департамента образования автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе (далее - органы местного самоуправления), Центрального банка Российской Федерации в сфере повышения бюджетной и финансовой грамотности населения автономного округа достигнуты следующие результаты:
разработано постановление Правительства автономного округа от 18 июля 2019 года N 773-П "О повышении финансовой грамотности населения в Ямало-Ненецком автономном округе";
образован координационный совет по повышению финансовой грамотности;
образован региональный центр финансовой грамотности населения; образован региональный методический центр по финансовой грамотности;
разработана программа "Повышение уровня финансовой и бюджетной грамотности населения Ямало-Ненецкого автономного округа в 2023 году" (приложение N 4 к государственной программе "Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1134-П") (далее - государственная программа автономного округа "Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами");
создан раздел "Финансовая и бюджетная грамотность" на официальном сайте департамента финансов автономного округа;
элементы финансовой грамотности включены в образовательные программы учреждений, осуществляющих деятельность на территории автономного округа (бюджетная и финансовая грамотность преподается во всех общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях);
обучено более 362 педагогических работников общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, а также специалистов в области финансового просвещения по программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности;
проведены мероприятия по повышению бюджетной и финансовой грамотности, в которых приняли участие более 516 тыс. учащихся и студентов;
организовано движение волонтеров финансового просвещения, активно осуществляющих просветительскую деятельность со всеми целевыми аудиториями, в том числе с гражданами старшего возраста, жителями отдаленных населенных пунктов, лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
проведена первая эстафета по финансовой грамотности "ФИНКУЛЬТ - ПРИВЕТ! ЯМАЛ!". В эстафете приняли участие представители финансовых органов муниципальных образований в автономном округе;
ежегодно департаментом финансов автономного округа проводится конкурс "Бюджет глазами детей" среди учащихся 1 - 11 классов;
автономный округ вошел в каталог лучших региональных практик 2023 года в сфере финансового просвещения и финансовой безопасности по направлениям "Финансовое просвещение детей и молодежи" ("Конкурс рисунков "Бюджет глазами детей") и "Специальные проекты с органами социальной защиты, МФЦ, ПФР, ФНС, Роспотребнадзором и др." (создание "Регионального методического центра по финансовой грамотности");
на системной основе обеспечена координационная и экспертная поддержка деятельности муниципальных образований в автономном округе;
на системной основе обеспечено размещение на официальном сайте и в социальных сетях материалов, направленных на повышение бюджетной и финансовой грамотности.
Таким образом, за период реализации Стратегии 2020 - 2023 годов удалось добиться заметных успехов в сфере повышения бюджетной и финансовой грамотности.
Кроме того, для информирования населения автономного округа о бюджетной политике и обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса в автономном округе разработан отдельный информационный ресурс "Бюджет для граждан" (http://feaweb.yamalfin.ru), а также аналогичные ресурсы на сайтах органов местного самоуправления.
Департаментом финансов автономного округа регулярно готовятся брошюры "Бюджет для граждан" на основании проекта закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, принятого закона о бюджете, отчета об исполнении бюджета и внесении изменений в действующий закон о бюджете. В брошюрах содержатся краткие разъяснения основных терминов, используемых при планировании бюджета и его исполнении, в доступной форме представлены общие сведения о доходах и расходах окружного и консолидированного бюджетов, их сбалансированности, а также приоритетных направлениях расходования бюджетных средств, направляемых на финансирование социально значимых мероприятий в сфере образования, культуры, спорта и других сферах.
Повышению вовлечения населения в процесс планирования местных бюджетов, контроль муниципальных закупок, контроль качества выполняемых в рамках муниципальных контрактов работ (оказываемых услуг) способствует внедрение инициативного бюджетирования. Практика инициативного бюджетирования реализуется в автономном округе с 2018 года в рамках проекта "Бюджетная инициатива граждан" ("Уютный Ямал") (далее - проект "Уютный Ямал").
С 2019 года в рамках проекта "Уютный Ямал" в целях повышения бюджетной и финансовой грамотности учащихся внедряется школьное инициативное бюджетирование.
Школьное инициативное бюджетирование:
- содействует формированию в образовательных организациях благоприятной среды для формирования гражданской компетентности и активной жизненной позиции учащихся;
- способствует созданию положительного опыта взаимодействия учащихся с представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- дает возможность учащимся участвовать в определении приоритетов расходования средств местного бюджета;
- способствует получению знаний в области ценообразования и бюджетных полномочий;
- способствует формированию навыков коммуникации, презентации, ведения проектной деятельности, умения работать в команде.
Согласно опросу, проведенному в 2022 году автономной некоммерческой организацией "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга", каждый второй молодой россиянин в возрасте от 14 до 35 лет (53 процента) считает, что ему не хватает знаний об основах финансовой безопасности, чтобы защитить себя от мошенничества и других рисков потери денег, 87 процентов россиян моложе 35 лет заявляют о желании повысить свою грамотность в этой сфере.
Уровень финансовой грамотности заметно различается в разных группах граждан. Люди более молодого возраста, а также граждане с высоким доходом, что часто обусловлено высоким уровнем образования и (или) проживанием в крупном городе, демонстрируют большую финансовую активность и, как следствие, более высокий уровень финансовой грамотности.
Заметно меньшую финансовую компетентность проявляют граждане старшего возраста, граждане с невысоким уровнем доходов, низким уровнем образования и граждане, проживающие в небольших населенных пунктах.
Взрослые граждане, в отличие от молодежи, менее восприимчивы к новой информации. Взрослый гражданин готов изучать новые для себя вопросы в случае возникновения интереса к ним, при необходимости (например, для решения профессиональных или личных практических задач, при существенных изменениях внешней среды) или под влиянием общественного мнения, поведения окружающих людей (эффект социального подражания). Поэтому в рамках реализации Стратегии необходимо повысить заинтересованность взрослых граждан в финансовой грамотности и формировании финансовой культуры.
На современном этапе рост благополучия граждан может обеспечить их более активное осознанное участие в российской экономике, что, в свою очередь, будет фактором ее развития. Финансовая грамотность является необходимым, но не достаточным условием такого участия. Знания и компетенции не всегда автоматически обеспечивают продуктивное финансовое поведение, особенно в ситуации, если они вступают в конфликт с социокультурными установками и ценностями людей - например, низким уровнем доверия, коротким горизонтом планирования, недостаточным самоконтролем и ответственностью.
Необходимо также учитывать, что быстрое развитие цифровых технологий существенно изменило традиционные подходы к оказанию финансовых услуг, повысило требования к финансовой киберграмотности, под которой понимаются основные знания, умения и навыки граждан в области безопасного пользования цифровыми финансовыми технологиями. В настоящее время многие граждане в России могут совершать большинство финансовых операций в онлайн-режиме круглосуточно с помощью мобильных приложений. Развитие подобных решений наряду с плюсами для потребителей финансовых услуг привело также к росту мошеннических действий с использованием цифровых технологий, увеличению количества нелегальных участников финансового рынка и "финансовых пирамид", осуществляющих деятельность посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этой связи в ближайшие годы приоритет в вопросах финансовой безопасности будут иметь вопросы финансовой кибербезопасности, под которой понимается совокупность методов и практик управления киберрисками, в том числе защиты от атак злоумышленников в отношении цифровых финансовых технологий.
Поэтому в рамках реализации Стратегии ставится задача перехода от финансовой грамотности как набора знаний, умений и навыков к финансовой культуре, которая включает в себя ценности, установки и поведенческие практики, определяет качество использования гражданами финансовой грамотности. Для этого необходимо целенаправленное воздействие на все компоненты финансовой культуры через различные каналы коммуникации и соответствующих субъектов - государство, образовательные организации, финансовые организации, бизнес, креативные индустрии, добровольцев (волонтеров), семью, гражданское общество.
Положительное влияние на уровень финансовой культуры будут оказывать опыт пользования разнообразными финансовыми продуктами и услугами, рост уровня доходов, повышение доступности финансовых услуг и вовлеченности граждан в операции на финансовом рынке. Важную роль в этих процессах будет играть клиентоориентированный и этичный финансовый бизнес, нацеленный на долгосрочные взаимовыгодные отношения с клиентами.
В процессе формирования финансовой культуры необходимо учитывать и факторы, связанные с самой природой человека, когнитивные и эмоциональные механизмы финансового поведения, которые приводят к ошибкам и нерациональным действиям. Поэтому повышение уровня финансовой культуры должно включать в себя не только финансовое просвещение, но и обучение людей общим навыкам принятия решений в условиях неопределенности и с учетом когнитивных искажений.
В начале десятилетия российская экономика и финансовый рынок столкнулись с серьезными вызовами, включая новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), геополитическую турбулентность, широкомасштабные санкции со стороны ряда зарубежных государств и связанную с этим "заморозку" иностранных активов частных инвесторов. Эти вызовы потребовали оперативных решений Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации, принятия новых нормативных правовых актов. Граждане со своей стороны также продемонстрировали высокий уровень адаптации к внешним факторам, способность преодолевать кризисные явления, чему способствовала в том числе и последовательно проводившаяся в предыдущие годы работа по повышению финансовой грамотности.
Реализация Стратегии 2020 - 2023 годов позволила заложить устойчивый фундамент для дальнейшего повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан. Сформирована система управления программами повышения финансовой грамотности на региональном уровне, внедрены эффективные инструменты продвижения финансовой грамотности в рамках системы образования, создана базовая архитектура работы со взрослыми гражданами через информационно-просветительские мероприятия.
Это позволяет ставить более сложные задачи на горизонт до 2030 года, связанные с формированием финансовой культуры и финансово грамотного поведения.
IV. Цели и задачи Стратегии
Целью Стратегии является формирование к 2030 году у большинства граждан автономного округа ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих финансовому благополучию гражданина, семьи и общества, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, расширение практических навыков и опыта принятия финансовых решений, обеспечение надежности функционирования финансовой системы.
Формирование финансовой культуры будет способствовать повышению благосостояния граждан, достижению национальных целей развития Российской Федерации, решению приоритетных задач. Результатами повышения финансовой культуры должны стать увеличение горизонта планирования граждан, их способности осознанно формулировать финансовые и инвестиционные цели и обеспечивать их реализацию, повышение приемлемости осознанного риска при исключении неоправданно рискованного поведения, рост доверия в целом и, в частности, доверия граждан к финансовым институтам.
Это благоприятно отразится на повышении реальных доходов и финансового благополучия граждан, увеличении потенциала формирования долгосрочных сбережений и инвестиций, что будет способствовать структурной трансформации экономики и ее более эффективному развитию, снижению рисков для финансовой стабильности.
В равной степени бюджетная и финансовая грамотность, финансовая культура важны для формирования поведения граждан в сфере общественных финансов. В целях лучшего понимания гражданами важности роли общественных финансов в их жизни и своих возможностей принимать участие в бюджетном процессе необходимо акцентировать внимание в первую очередь на воспитании гражданской ответственности, укреплении доверия граждан к органам государственной власти и органам местного самоуправления, на существующих инструментах участия граждан в бюджетном процессе и общественного контроля за эффективным использованием бюджетных средств.
Стратегия направлена на повышение бюджетной и финансовой грамотности, формирование финансовой культуры, рост благосостояния населения автономного округа и ориентирована на учет потребностей и возможностей гражданина на разных стадиях его жизненного цикла. Вместе с тем в ней учитываются интересы отдельных групп граждан, для которых требуются специальные меры и программы по повышению их финансовой грамотности и формированию их финансовой культуры с учетом возможностей и жизненных ситуаций. Стратегия также способствует повышению уровня финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности, населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи Стратегии:
сохранение и развитие накопленного опыта в рамках системы образования по повышению финансовой грамотности детей и молодежи, дополнение образовательных программ элементами финансовой культуры;
подготовка и распространение информационных и обучающих материалов, направленных на повышение бюджетной и финансовой грамотности, формирование финансовой культуры различных категорий населения;
совершенствование функционала и содержания официальных информационных ресурсов, содержащих сведения об окружном бюджете и бюджетах муниципальных образований автономного округа, повышение осведомленности широкой общественности о наличии указанных ресурсов;
разработка и распространение учебных материалов в сфере бюджетной и финансовой грамотности, финансовой культуры для школьников и студентов профессиональных образовательных организаций;
подготовка педагогов в сфере обучения бюджетной и финансовой грамотности, финансовой культуры;
обучение добровольцев (волонтеров), работников некоммерческих организаций и журналистов в сфере бюджетной и финансовой грамотности, финансовой культуры, а также развитие навыков работников органов местного самоуправления по вопросам взаимодействия с гражданами в сфере бюджетной и финансовой грамотности, финансовой культуры;
формирование доверительного отношения граждан к финансовому рынку и финансовым институтам;
обеспечение финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности, путем формирования у граждан навыков, установок и поведенческих практик для защиты от возможных рисков в финансовой сфере, эффективного противодействия нелегальной деятельности на финансовом рынке и мошенничеству;
обеспечение регулярного мониторинга состояния бюджетной и финансовой грамотности, финансовой культуры в автономном округе, в том числе по муниципальным образованиям автономного округа;
обеспечение открытости (прозрачности) бюджетов бюджетной системы автономного округа для осуществления контроля за эффективным использованием бюджетных средств в целях воспитания гражданской ответственности и укрепления доверия граждан к органам государственной власти и органам местного самоуправления.
V. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Основными результатами реализации Стратегии является повышение уровня бюджетной и финансовой грамотности, финансовой культуры.
Направления, характеризующие уровень бюджетной и финансовой грамотности, финансовой культуры населения в автономном округе:
1. Сфера личных финансов:
планирование финансов, ведение учета личных доходов и расходов, умение ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные финансовые цели и выстраивать траекторию достижения этих целей;
установка на рациональное и ответственное потребление во всех сферах жизнедеятельности, умение отказаться от спонтанных трат;
осознанный выбор финансовой организации и умение проверить ее надежность, умение выбрать финансовые продукты, соответствующие жизненной ситуации и целям гражданина;
умение пользоваться платежными инструментами; ответственное заимствование, умение оценить свои финансовые возможности при принятии решения о получении кредита (займа), дисциплинированное обслуживание кредитов (займов), понимание кредитной истории, индивидуального кредитного рейтинга, условий личного банкротства и его последствий;
наличие установки на формирование сбережений для различных жизненных ситуаций (крупные покупки, непредвиденные трудности, будущая пенсия и др.) и умение реализовать эту установку, формирование и поддержание резервного фонда ("финансовой подушки безопасности") на 3 - 6 месяцев;
понимание сущности инвестирования и адекватное представление об уровне принимаемых рыночных, кредитных, операционных, инфраструктурных, других внешних и внутренних рисков, умение выбирать подходящие инвестиционные продукты с учетом приемлемого уровня риска, установка на диверсификацию и долгосрочность вложений;
умение управлять личными рисками, в том числе путем страхования, осознанный выбор подходящих страховых продуктов;
планирование и регулярное формирование дополнительных накоплений к будущей пенсии;
умение защищать свои права потребителя с помощью правовых инструментов, в том числе в цифровой среде;
понимание сути инфляции, информированность о целевом показателе инфляции и его учет при формировании инфляционных ожиданий, потребительских и сберегательных стратегий;
готовность к приобретению знаний о новых финансовых технологиях и финансовых инструментах (цифровой рубль, партнерское финансирование, цифровые финансовые активы, утилитарные цифровые права, криптоактивы, инвестиционные платформы, финансовые платформы, использование искусственного интеллекта в финансовой сфере и др.) и осознанный подход к их использованию в своей практике.
2. Сфера общественных финансов:
понимание смысла уплаты налогов как источника доходов государства, благодаря которому оно предоставляет гражданам необходимые им блага;
установка на официальное трудоустройство, понимание взаимосвязи официальной заработной платы и уровня пенсионного обеспечения в будущем;
установка на соблюдение положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ориентация на работу с официальной зарплатой, регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя или плательщика налога на профессиональный доход;
выбор подходящего налогового режима для бизнеса, использование полагающихся налоговых льгот;
знания о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, о структуре их доходов и направлениях расходов;
установка на участие в проектах инициативного бюджетирования, иных практиках, а также использование других существующих инструментов участия граждан в бюджетном процессе;
использование полагающихся по закону государственных и муниципальных услуг и льгот, социальных выплат.
3. Сфера финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности:
понимание требований финансовой безопасности как личной ответственности потребителя, соблюдение правил финансовой безопасности при управлении личными финансами;
знание и умение безопасно пользоваться цифровыми финансовыми технологиями;
умение распознавать нелегальных участников финансового рынка и "финансовые пирамиды", распознавать и противостоять угрозе мошенничества, в том числе связанного с использованием социальной инженерии;
умение осмотрительно относиться к размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" личных данных, в том числе финансовых, сокращать свой "цифровой след";
установка на взаимодействие с финансовыми организациями и правоохранительными органами в случае обнаружения мошеннических действий.
Реализация Стратегии будет осуществляться с учетом особенностей различных целевых групп: дети и подростки; молодежь;
экономически активное население; население старшего возраста.
VI. Направления реализации Стратегии
Основными направлениями реализации Стратегии являются: информационно-просветительская деятельность; образовательная деятельность; взаимодействие с финансовыми организациями; взаимодействие с бизнесом;
взаимодействие с гражданским обществом и некоммерческими организациями;
развитие практик инициативного бюджетирования, иных практик, а также обеспечение открытости бюджетной информации.
1. Информационно-просветительская деятельность.
Целью информационно-просветительской деятельности являются
популяризация финансовой грамотности и финансовой культуры, содействие закреплению знаний и навыков осознанного финансового поведения,
продвижение ценностей и установок финансовой культуры в целях выработки разумных поведенческих практик.
В задачи информационно-просветительской деятельности в области повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры входят:
формирование общественного интереса к различным аспектам
повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан через социальную рекламу и другие каналы информирования, включая продукцию креативных индустрий;
продвижение ценностей и установок, обеспечивающих финансовое благополучие граждан и финансовую безопасность, в том числе ответственное заимствование, культуру сбережений и инвестирования денежных средств, повышение доверия к финансовому рынку и
осведомленности о возможности вложения денежных средств в российскую экономику, контроль за персональными рисками и их страхование, отказ от нелегальных или непонятных финансовых продуктов;
продвижение знаний, умений и навыков безопасного пользования цифровыми финансовыми технологиями, обеспечивающих финансовую кибербезопасность граждан и бизнеса;
взаимодействие участников реализации Стратегии с различными аудиториями, включающими социально уязвимые группы граждан, с учетом их потребностей;
координация и взаимодействие между участниками реализации Стратегии, способствующие созданию информационно-просветительского контента, для повышения доверия потребителей к соответствующей информации;
развитие эффективных каналов коммуникаций с учетом актуальных форматов и медиаресурсов (специализированные информационные ресурсы, официальные сайты участников Стратегии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", социальные сети, мессенджеры), распространение информационно-просветительского контента через различные каналы в форматах, удобных разным целевым аудиториям;
обеспечение информирования о важности роли общественных финансов в жизни граждан, о доступных мерах социальной поддержки, а также о взаимосвязи официальной заработной платы и будущего уровня пенсионного обеспечения.
2. Образовательная деятельность.
Целью образовательной деятельности являются распространение и систематизация знаний по финансовой грамотности и создание предпосылок для формирования финансовой культуры.
В задачи образовательной деятельности в области повышения бюджетной и финансовой грамотности, формирования финансовой культуры входят:
обеспечение системного подхода к повышению бюджетной и финансовой грамотности, формирования финансовой культуры населения, повышению уровня финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности;
проведение конкурсов, направленных на повышение бюджетной и финансовой грамотности, финансовой культуры;
подготовка и регулярное повышение квалификации педагогических работников дошкольных образовательных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций;
выявление и продвижение лучших педагогических практик при преподавании финансовой грамотности посредством проведения конкурсов профессионального мастерства для педагогических работников, преподающих образовательные программы, содержащие элементы финансовой грамотности;
обеспечение доступности обучения и самообучения в области повышения бюджетной и финансовой грамотности, формирования финансовой культуры;
анализ общественного мнения по вопросам бюджетной и финансовой грамотности, финансовой культуры, изучение потребностей общества в получении знаний в области бюджетной и финансовой грамотности, финансовой культуры и обеспечение своевременной реакции на соответствующие запросы.
3. Взаимодействие с финансовыми организациями.
К реализации мероприятий Стратегии необходимо привлечь широкий круг участников финансового рынка в сфере финансового рынка. Необходимо пропагандировать культуру добросовестного предоставления финансовыми организациями финансовых услуг потребителям, стимулировать их ответственное и этичное поведение в отношении клиентов, уделять внимание вопросам верификации распространяемой ими информации в сфере финансовой грамотности.
Взаимодействие с финансовыми организациями при реализации мероприятий Стратегии должно быть основано на принципах стратегического партнерства, недопущения конфликта интересов, обеспечения повышения доверия граждан к финансовому рынку.
4. Взаимодействие с бизнесом.
Взаимодействие с бизнесом в рамках реализации Стратегии включает следующие направления:
поддержка инициатив со стороны организаций (как финансового, так и нефинансового сектора) по разработке и реализации программ, направленных на повышение уровня финансовой грамотности и финансовой культуры собственных работников в рамках внутреннего корпоративного образования;
обучение представителей микро и малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей и плательщиков налога на профессиональный доход навыкам правильного отношения к финансам в рамках предпринимательской деятельности;
взаимодействие с объединениями, представляющими бизнес, и бизнессообществами по вопросам финансовой грамотности и финансовой культуры;
вовлечение бизнеса в добровольческую (волонтерскую) деятельность в области финансового просвещения.
Последующее развитие корпоративных программ долгосрочного накопления позволит максимально увеличить охват работающих граждан, у которых при участии работодателей будет формироваться дополнительный доход к будущей пенсии независимо от уровня финансового обеспечения.
5. Взаимодействие с гражданским обществом и некоммерческими организациями.
К реализации мероприятий Стратегии необходимо на постоянной основе привлекать широкий круг участников, включая образовательные и научные организации, общественные объединения потребителей, объединения работодателей, иные некоммерческие организации, экспертное сообщество и активных граждан.
Развитие взаимодействия с гражданским обществом в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры должно сопровождаться формированием этических правил поведения участников такого взаимодействия.
Участники реализации Стратегии и некоммерческие организации поддерживают и способствуют развитию добровольчества (волонтерства) в сфере финансовой грамотности и финансовой культуры.
6. Развитие практик инициативного бюджетирования, иных практик, а также обеспечение открытости бюджетной информации.
Исполнительные органы автономного округа и органы местного самоуправления поддерживают и способствуют развитию инструментов участия граждан в бюджетном процессе, практик инициативного бюджетирования и иных практик, а также в сфере своего ведения обеспечивают размещение актуальной информации о бюджетной системе Российской Федерации в открытом и понятном формате для широкого круга лиц.
VII. Механизмы реализации, индикаторы (показатели), мониторинг и риски реализации Стратегии
Участниками реализации Стратегии являются исполнительные органы автономного округа, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации и другие организации.
Инструментом достижения целей Стратегии в автономном округе является государственная программа автономного округа "Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами".
Для оценки достижения целей реализации Стратегии предусмотрены индикаторы (показатели) реализации Стратегии, которые приведены в Приложении.
Порядок проведения мониторинга реализации Стратегии устанавливается координационным советом по повышению финансовой грамотности населения в автономном округе.
Данные мониторинга реализации Стратегии являются основой для принятия управленческих решений по корректировке Стратегии.
К основным рискам реализации Стратегии относятся: риски, связанные с изменением макроэкономической ситуации; риски, связанные с нормативной базой;
риски, связанные с развитием российского финансового рынка; риски, связанные с опережающим технологическим развитием финансовых услуг;
риски, связанные с недостаточным ресурсным обеспечением реализации мероприятий Стратегии;
риски, связанные с работой системы управления реализацией Стратегии.
Приложение
к Стратегии повышения бюджетной
и финансовой грамотности, формирования
финансовой культуры в Ямало-Ненецком
автономном округе
Индикаторы (показатели)
реализации стратегии повышения бюджетной и финансовой грамотности населения, формирования финансовой культуры до 2030 года
Наименование индикатора (показателя) |
Базовое значение (2023 год) |
Прогнозный диапазон (2030 год) |
1 |
2 |
3 |
Отношение количества обучающихся в общеобразовательных организациях, охваченных образовательными программами по бюджетной и финансовой грамотности, формированию финансовой культуры, к общему количеству обучающихся общеобразовательных организаций (проценты) |
не менее 40% |
100% |
Отношение количества обучающихся в профессиональных образовательных организациях, охваченных образовательными программами по бюджетной и финансовой грамотности, формированию финансовой культуры, к общему количеству обучающихся профессиональных образовательных организаций (проценты) |
не менее 40% |
100% |
Отношение количества педагогических работников образовательных организаций, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по образовательным программам, включающим элементы финансовой грамотности, к общему количеству педагогических работников образовательных организаций (проценты) |
не менее 2-х в учреждении |
50% |
Отношение количества образовательных организаций в автономном округе, внедривших программы по повышению бюджетной и финансовой грамотности, формирование финансовой культуры, к общему количеству образовательных организаций в автономном округе (проценты) |
50% |
100% |
Численность взрослого населения, принявшего участие в мероприятиях инициативного бюджетирования |
30% |
70% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2023 г. N 1027-РП "Об утверждении Стратегии повышения бюджетной и финансовой грамотности населения, формирования финансовой культуры в Ямало-Ненецком автономном округе до 2030 года"
Вступает в силу с 26 февраля 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (http://www.yamalfin.ru) 29 декабря 2023 г.