г. Краснодар |
|
06 июля 2022 г. |
Дело N А53-38831/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видео-конференцсвязи с Арбитражным судом Ростовской области (протокол судебного заседания ведет помощник судьи Королькова Н.Н.),от истца - общества с ограниченной ответственностью "Рини Консалтинг" (ИНН 6140032420, ОГРН 1126188002192) - Кандыбка А.И. (доверенность от 06.11.2021), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город"" (ИНН 3435085647, ОГРН 1073435002761) - Белоусова М.А. (доверенность от 15.12.2021), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рини Консалтинг" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 по делу N А53-38831/2021, установил следующее.
ООО "Рини Консалтинг" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ООО "Группа компаний "Чистый город"" (далее - ответчик, компания) об урегулировании разногласий по типовому договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 20.05.2019 N 0104/01527, изложив приложения к договору в следующих редакциях истца:
- "Местом хранения и адресом для вывоза ТКО установить контейнерную площадку ТСЖ "Социалистическая, 150", по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 150";
- "График вывоза ТКО установить в договоре в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21";
- "Расчеты по объему ТКО производить по фактическому объему накопления, исходя из объема контейнера 120 л для вывоза ТКО" (уточненные требования).
Решением от 07.02.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.03.2022, урегулированы разногласия сторон по договору на оказание услуг по обращению с ТКО от 20.05.2019 N 0104/01527 путем изложения приложений к договору в следующих редакциях:
- приложение к типовому договору (информация по предмету договора): "Местом хранения и адресом для вывоза ТКО установить контейнерную площадку по адресу:
г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 141";
- приложение к типовому договору график вывоза ТКО: "График вывоза ТКО установить в договоре в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21";
- приложение N 2 к типовому договору "Расчет объемов ТКО производить исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объемов с учетом расчета отраженного в приложении N 2 к типовому договору".
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в части изложения приложения к типовому договору (информация по предмету договора): "Местом хранения и адресом для вывоза ТКО установить контейнерную площадку по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 141" и приложения N 2 к типовому договору "Расчет объемов ТКО производить исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объемов с учетом расчета отраженного в приложении N 2 к типовому договору", и удовлетворить иск в редакции истца. Заявитель указывает на наличие у потребителя права выбора порядка учета ТКО: расчетным путем - исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления. Расчет общего объема образуемых ТКО, приведенный ответчиком, не соответствует выбранному истцом порядку учета ТКО. Утверждение компании о превышении объема накопления ТКО по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 150 не соответствует действительности. Ранее региональный оператор направлял обществу дополнительное соглашение к типовому договору с указанием адреса контейнерной площадки по ул. Социалистической, 150 в г. Ростове-на-Дону. Определенные региональным оператором условия договора лишают истца права выбрать учет объема ТКО по количеству и объему контейнеров, что является злоупотреблением доминирующим положением компании.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156 компания (региональный оператор) направила обществу типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 20.05.2019 N 0104/01527.
Письмом от 04.06.2019 общество направило региональному оператору предложение о внесении изменений в типовой договор с изложением приложений к договору в следующих редакциях:
- "Местом хранения и адресом для вывоза ТКО установить контейнерную площадку ТСЖ "Социалистическая, 150", по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 150";
- "График вывоза ТКО установить - еженедельно";
- "Расчеты по объему ТКО производить по фактическому объему накопления, исходя из объема контейнера для вывоза ТКО".
Ответчик отказался от согласования договорных условий в редакции истца, сославшись на их несоответствие положениям утвержденного Правилами типового договора.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций разрешили спор на основании положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон с учетом изложенных норм, суды проверили предложенные сторонами редакции спорных условий договора на соответствие нормам действующего законодательства, урегулировали возникшие разногласия с учетом специфики правоотношений, указав основания и обстоятельства, по которым сделали соответствующие выводы.
В кассационной жалобе общество указало на несогласие с утвержденной судами редакцией приложения к типовому договору (информация по предмету договора): "Местом хранения и адресом для вывоза ТКО установить контейнерную площадку по адресу: г. Ростов н/Д, ул. Социалистическая, 141" вместо ул. Социалистическая, 150.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В пункте 10 названных Правил предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) их накопления складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Установив, что 25.01.2019 между компанией и ТСЖ "Социалистическая, 150" заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО, которым место сбора ТКО определено по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 150, приняв во внимание, что перенакопление отходов на контейнерной площадке является нарушением Правил благоустройства территории г. Ростова-на-Дону, принятых решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398, а также что складирование ТКО на контейнерной площадке по ул. Социалистической, 150 для истца невозможно ввиду превышения норматива (исходя из количества ранее прикрепленных к площадке потребителей по количеству расчетных единиц и количеству существующих контейнеров оператора по данному адресу), суды определили место для складирования мусора общества с учетом предусмотренной в приложении к проекту типового договора площадки, расположенной по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 141, принадлежащей администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону, и предназначенной для неопределенного круга лиц, на которой находится 7 контейнеров для накопления ТКО объемом 1,1 куб. м каждый.
С учетом изложенного апелляционный суд не принял во внимание ссылку общества на то, что ранее региональный оператор направлял ему дополнительное соглашение к типовому договору с указанием адреса контейнерной площадки по ул. Социалистической, 150.
Общество также указало на наличие между сторонами разногласий относительно выполнения расчета объемов ТКО, который, по мнению общества, следует производить по фактическому объему накопления исходя из объема приобретенного им контейнера для вывоза ТКО - 120 л. Компания считает необходимым расчет объемов ТКО производить исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации; в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО; нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
С учетом положений жилищного законодательства, в том числе Правил N 354, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО (пункт 148 (30) Правил N 354).
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м общей площади жилого помещения.
В случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении.
Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении N 2 к Правилам N 354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 N 2 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области" утверждены нормативы накопления ТКО на территории Ростовской области.
Согласно положениям статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, определенных Правительством Российской Федерации. Указанные случаи установлены Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил.
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505.
Раздельное накопление ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического разделения ТКО потребителями по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Принимая приложение N 2 к типовому договору в редакции: "Расчет объемов ТКО производить исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объемов с учетом расчета отраженного в приложении N 2 к типовому договору", суды исходили из отсутствия в деле доказательств организации органами местного самоуправления г. Ростова-на-Дону территориальной схемы по обращению с отходами, предусматривающей раздельное накопление ТКО, соблюдения потребителем требований раздельного накопления ТКО (создание площадки по раздельному накоплению сортированных ТКО), поэтому сделали вывод, что расчет стоимости услуг регионального оператора в данной ситуации необходимо осуществлять исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Доказательств, опровергающих данные выводы судов, общество не представило.
Доводы кассационной жалобы повторяют утверждения, исследованные судом апелляционной инстанции, и отклоненные ею. Они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушениях судами норм материального и процессуального права, а указывают на несогласие с судебной оценкой доказательств, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 по делу N А53-38831/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, определенных Правительством Российской Федерации. Указанные случаи установлены Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:
...
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил.
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 июля 2022 г. N Ф08-5294/22 по делу N А53-38831/2021