г. Краснодар |
|
08 июля 2022 г. |
Дело N А25-1728/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Маркиной Т.Г. и Посаженникова М.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Емтыль Ф.А., при участии в судебном заседании от Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике - Байкулова А.Х. (доверенность от 30.07.2021), в отсутствие представителей Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, Министерства экономического развития Российской Федерации, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 по делу N А25-1728/2020, установил следующее.
Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики (далее - министерство) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным представления от 04.12.2019 N 79-12-15/21-2669.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.03.2022 решение суда от 24.11.2019 отменено, признано недействительным представление управления от 04.12.2019 N 79-12-15/21-2669 как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 24.03.2022 и оставить в силе решение суда от 24.11.2021. По мнению подателя жалобы, постановление суда апелляционной инстанции принято с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. У министерства отсутствовали основания для увеличения срока выполнения мероприятий программы и внесения изменений в соглашение от 18.02.2017 N 370-08-002.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить принятый по делу судебный акт без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы заинтересованного лица.
От министерства поступило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы.
Рассмотрев заявленное ходатайство, судебная коллегия пришла к выводу о возможности удовлетворения ходатайства путем объявления перерыва в судебном заседании до 07.07.2022. После перерыва рассмотрение кассационной жалобы продолжено в отсутствие представителей управления (ходатайство без участия).
В судебном заседании до перерыва представитель управления поддержал доводы жалобы, просил постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 309 утверждена государственная программа "Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года" (далее - госпрограмма N 309).
Во исполнение госпрограммы N 309 на основании Федерального закона от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" утверждена ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2017 год в рамках мероприятий по социально-экономическому развитию Карачаево-Черкесской Республики, согласно которой Карачаево-Черкесской Республике предусмотрено перечисление 500 млн рублей средств федерального бюджета.
Законом Карачаево-Черкесской Республики от 23.12.2016 N 92-РЗ "О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годы" также утверждена ведомственная структура расходов республиканского бюджета, подтверждающая наличие бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих расходных обязательств министерством в размере 513 817 тыс. рублей, из которых 500 млн рублей - средства федерального бюджета, 13 817 000 рублей - средства республиканского бюджета. Перечень инвестиционных проектов в рамках госпрограммы N 309 утвержден приказом Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа от 14.02.2017 N 28 "Об утверждении перечня инвестиционных проектов, реализуемых в рамках подпрограмм социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, с 2016 по 2025 год государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года"". В данный перечень вошли инвестиционные следующие проекты: "Строительство агропромышленного парка на территории Карачаево-Черкесской Республики", "Расширение и модернизация туристско-рекреационного комплекса "Домбай"" (срок исполнения инвестиционных проектов 2017 - 2018 годы), "Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике" (срок исполнения - до 2020 года).
Во исполнение госпрограммы N 309 правительством Карачаево-Черкесской Республики издано постановление от 09.02.2017 N 17 "Государственная программа "Стимулирование экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на 2017 - 2020 годы"" (далее - подпрограмма).
18 февраля 2017 года Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа и правительство Карачаево-Черкесской Республики заключили соглашение N 370-08-002 о предоставлении из федерального бюджета в 2017 году бюджету Карачаево-Черкесской Республики субсидии в целях софинансирования расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Карачаево-Черкесской Республики с 2016 по 2025 год" (далее - соглашение от 18.02.2017 N 370-08-002).
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения от 18.02.2017 N 370-08-002 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Карачаево-Черкесской Республики на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях которых предоставляется субсидия, составляет в 2017 году 513 817 млн рублей.
Согласно пункту 2.2 соглашения от 18.02.2017 N 370-08-002 размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики по названному соглашению, составляет 97,31% от общего объема бюджетных ассигнований, указанного в пункте 2.1 данного соглашения, но не более 500 млн рублей.
Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа доведены средства федерального бюджета в размере 500 млн рублей; данный факт подтверждается уведомлением от 08.02.2017 N 01 по расчетам между бюджетами (т. 3, л. д. 97 - 98). Министерству в рамках реализации соглашения от 18.02.2017 N 370-08-002 как ответственному исполнителю подпрограммы по заявке от 21.06.2017 (л/с 03792000140) доведены объемы финансирования в соответствии с расходным расписанием от 22.06.2017 N 7 по КБК 816041203219R5230853 в сумме 513 817 тыс. рублей (код цели 79-987). Данные денежные средства направлены на реализацию перечисленных инвестиционных проектов на основании соглашения от 18.02.2017 N 370-08-002 платежным поручением от 27.06.2017 N 469417 на расчетный счет АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики".
Приложением N 5 к соглашению от 18.02.2017 N 370-08-002 утвержден график выполнения мероприятий по инвестиционным проектам, согласно которому по инвестиционным проектам "Расширение и модернизация туристско-рекреационного комплекса "Домбай"" и "Строительство агропромышленного комплекса", "Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике" сроком его исполнения является 2017 год. Денежные средства доведены в соответствии с первоначально утвержденным графиком.
В соответствии с пунктом 4.3.8.2 соглашения от 18.02.2017 N 370-08-002 правительство Карачаево-Черкесской Республики обязано обеспечивать исполнение графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам согласно приложению N 5 к названному соглашению.
Поскольку соответствующие мероприятия в установленный срок не выполнены, Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа и правительство Карачаево-Черкесской Республики заключили дополнительное соглашение от 28.12.2017 N 370-08-002/1 к соглашению от 18.02.2017 N 370-08-002, положения которого предусматривают увеличение и перенос сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий по реализации следующих инвестиционных проектов:
- по объекту "Строительство агропромышленного парка на территории Карачаево-Черкесской Республики": каркас выше 0,000 - на март 2018 года; устройство каркаса здания парка выше 0,000 - на июнь 2018 года; конструкция покрытия - на июнь 2018 года, прочие общестроительные работы по зданию, инженерная инфраструктура - на сентябрь 2018 года;
- по объекту "Расширение и модернизация туристско-рекреационного комплекса "Домбай"": прочие общестроительные работы - на март 2018 года; инженерная инфраструктура по зданию, электрические сети, водоснабжение и канализация - на июнь 2018 года; отделочные работы, инженерная инфраструктура по зданию, электрические сети, обустройство гостиницы, строительные работы на территории, твердое покрытие, озеленение территории - на сентябрь 2018 года.
13 февраля 2018 года Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа и правительство Карачаево-Черкесской Республики заключили соглашение N 370-08-2018-016 о предоставлении из федерального бюджета в 2018 году бюджету Карачаево-Черкесской Республики субсидии в целях софинансирования расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2025 годы" (далее - соглашение от 13.02.2018 N 370-08-2018-016).
В соответствии с пунктом 2.2 соглашения от 13.02.2018 N 370-08-2018-016 размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики по названному соглашению, составляет 95% от общего объема бюджетных ассигнований, указанного в пункте 2.1 данного соглашения, но не более 500 млн рублей.
По итогам проведения плановой проверки соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета Федеральное казначейство Российской Федерации 20.11.2018 выдало Министерству Российской Федерации по делам Северного Кавказа предписание N 17-02-03/24848, в котором отражено, что правительство Карачаево-Черкесской Республики в установленный срок не исполнило в установленный срок мероприятия по инвестиционным проектам (приложение N 5 к соглашению от 18.02.2017 N 370-08-002) в части реализации мероприятий по проектам "Строительство агропромышленного парка на территории Карачаево-Черкесской Республики", "Расширение и модернизация туристско-рекреационного комплекса "Домбай"" (т. 2, л. д. 43 - 54).
22 марта 2019 года Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа во исполнение предписания Федерального казначейства Российской Федерации направило главе Карачаево-Черкесской Республики письмо, в котором просило главу Карачаево-Черкесской Республики поручить правительству Карачаево-Черкесской Республики обеспечить возврат из бюджета Карачаево-Черкесской Республики в доход федерального бюджета 35 млн. рублей до 01.04.2019 года, рассчитанный в соответствии с пунктом 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 (далее - Правила N 999).
11 апреля 2019 года Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа направило правительству Карачаево-Черкесской Республики письмо с требованием обеспечить возврат из бюджета Карачаево-Черкесской Республики в доход федерального бюджета 11 685 тыс. рублей до 01.06.2019 (т. 2, л. д. 56 - 59).
1 октября 2019 года Федеральное казначейство направило руководителю Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике письмо, в котором содержатся сведения о том, что Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа направило требование правительству Карачаево-Черкесской Республики о необходимости осуществления возврата денежных средств, рассчитанных в соответствии со статьей 19 Правил N 999, в связи с невыполнением Карачаево-Черкесской Республикой обязательств, предусмотренных соглашениями от 18.02.2017 N 370-08-002 и от 13.02.2018 N 370-082018-016 по исполнению в установленный срок мероприятий по инвестиционным проектам. С учетом изложенного Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике в соответствии с Правилами N 999 необходимо провести внеплановую выездную проверку в части исполнения Карачаево-Черкесской Республикой требований Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа от 22.03.2019 N ЧС-1-01223 и от 11.04.2019 N ЯГ-2-01559 по возврату в федеральный бюджет 35 млн рублей и 11 685 тыс. рублей соответственно (т. 2, л. д. 60 - 61).
На основании приказа управления от 08.10.2019 N 323 в отношении министерства с 11.10.2019 по 24.10.2019 проведена внеплановая выездная проверка исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации требования главного распорядителя средств федерального бюджета по возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет объема средств, рассчитанного в соответствии с пунктами 16, 19 Правил N 999 (т. 2, л. д. 52 - 54).
По результатам проверки казначейство пришло к выводу о том, что в нарушение требований, установленных пунктом 4.3.6 соглашения от 18.02.2017 N 370-08-002, министерство не представило отчеты об исполнении в установленный срок мероприятий по инвестиционным проектам за 2017 год в Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", которые должны были быть представлены не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором была получена субсидия; в нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 19 Правил N 999, пунктом 36 госпрограммы N 309, нарушены сроки выполнения мероприятий по инвестиционным проектам.
Управление пришло к выводу о том, что Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа заключило дополнительное соглашение от 28.12.2017 N 370-08-002/1 к соглашению от 18.02.2017 N 370-08-002 с правительством Карачаево-Черкесской Республики об увеличении сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий по реализации следующих инвестиционных проектов: "Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике" и "Расширение и модернизация туристического комплекса "Домбай"" в отсутствие правовых оснований.
В нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 19 Правил N 999 (в редакции от 31.01.2018), пункта 36 госпрограммы N 309 (в редакции от 29.05.2017) и пункта 4.3.6.1 соглашения от 13.02.2018 N 370-082018-016 не соблюден срок выполнения мероприятия по инвестиционному проекту "Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике".
По результатам проверки управление вынесло представление от 04.12.2019 N 79-12-15/21-2669, в соответствии с которым на министерство возложена обязанность в срок до 02.03.2020 обеспечить возврат из бюджета Карачаево-Черкесской Республики в федеральный бюджет объем средств, рассчитанный Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа с учетом пункта 19 Правил N 999 в размере 35 млн рублей и 11 685 тыс. рублей (т. 1, л. д. 48 - 51).
Полагая, что названное представление является незаконным, министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктом 67 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере".
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал, что у министерства отсутствовали основания для увеличения срока выполнения мероприятий подпрограммы и внесения изменений в соглашение от 18.02.2017 N 370-08-002, а также для освобождения от ответственности в соответствии с Правилами N 999. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 19 Правил N 999, пункта 36 госпрограммы N 309, пункта 4.3.8.2 соглашения от 18.02.2017 N 370-08-002 правительством Карачаево-Черкесской Республики и министерством не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), нарушены сроки выполнения мероприятий по инвестиционным проектам.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд, сославшись на положения пункта 8 приложения N 11 к госпрограмме N 309 (редакция от 29.05.2017), на постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2017 N 654 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года", которым плановое значение показателя госпрограммы было изменено с 23 900 млн рублей на 16 600 млн рублей (т. 1, л. д. 33, 44), пришел к выводу о том, что данные обстоятельства допускают увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением в отношении объектов капитального строительства мероприятий.
Кроме того, в соответствии с графиком выполнения мероприятий по инвестиционным проектам (приложение N 5 к соглашению) средства консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской Республики должны были быть доведены до оператора проекта (АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики") ко II кварталу 2017 года. Согласно платежному поручению от 27.06.2017 N 468075 бюджетные ассигнования поступили в министерство лишь 27.06.2017 (т. 7, л. д. 116). Министерство, будучи ответственным исполнителем подпрограммы и главным методологом соглашения, не заложило в график выполнения мероприятий по инвестиционным проектам сроки эмиссии ценных бумаг АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики", что вызвало существенное смещение сроков реализации проекта (т. 1, л. д. 38).
В связи с методологическими пробелами со стороны министерства, а также поздним доведением Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа до министерства средств субсидий, что повлекло за собой позднюю эмиссию ценных бумаг, АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" в целях предупреждения риска несвоевременного выполнения мероприятий по проектам Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа как ответственного исполнителя подпрограммы (согласно паспорту подпрограммы "Социально-экономическое развитие Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2025 годы") инициировало 15.06.2017 заключение дополнительного соглашения о продлении сроков реализации проекта.
Суд апелляционной инстанции признал неправомерными выводы суда первой инстанции о том, что в нарушение требований, установленных пунктом 4.3.6 соглашения от 18.02.2017 N 370-08-002, министерство не представляло отчеты об исполнении графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам за 2017 год в Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", поскольку названной государственной системой не предусмотрена соответствующая форма отчетности и Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа не обеспечило техническую возможность подачи отчетности данной формы.
Таким образом, у сотрудников министерства отсутствовала объективная возможность формирования соответствующей отчетной документации.
Отчет по итогам года направлен правительством Карачаево-Черкесской Республики на бумажном носителе письмом от 09.04.2018 N 06/1386 (т. 4, л. д. 146 - 148).
Согласно паспорту подпрограммы "Социально-экономическое развитие Карачаево-Черкесской Республики с 2016 по 2025 год" (т. 2, л. д. 91), утвержденному Правительством Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа является ответственным исполнителем подпрограммы.
Таким образом, вывод суда о том, что Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа не отвечает за исполнение подпрограммы, является неверным.
Суд апелляционной инстанции также признал незаконным вывод суда первой инстанции о том, что нарушены сроки работ по мероприятию "Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике", а именно не исполнены работы, запланированные на декабрь 2018 года, по приобретению материалов для установки противоградовой защиты на 40 га сада. Как указал суд апелляционной инстанции, в акте управления от 24.10.2019 (на основании которого и составлено оспариваемое представление) в качестве нарушения отражено отсутствие противоградовой защиты на 160 га (т. 1, л. д. 81). Вместе с тем в отзыве заинтересованного лица на иск в качестве нарушения приводится неосуществление закупки противоградовой защиты (т. 2, л. д. 38). Кроме того, ни в акте от 24.10.2019 (т. 1, л. д. 81), ни в оспариваемом представлении (т. 1, л. д. 48) не значатся сведения о том, что сроки строительно-монтажных работ по инвестиционным соглашениям были нарушены (за исключением неустановки противоградовой защиты на 160 га).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований, необходимых для признания оспариваемого представления недействительным.
Вместе с тем выводы суда апелляционной инстанции нельзя признать законными и обоснованными.
Согласно пунктам 4.1, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3 соглашений от 18.02.2017 N 370-08-002 и от 13.02.2018 N 370-08-2018-016 на Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа возложены обязанности по обеспечению предоставления субсидии бюджету Карачаево-Черкесской Республики, осуществлению контроля за соблюдением условий предоставления субсидий, по оценке результативности осуществления мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в случае нарушения условий соглашения предоставлено право требовать возврата в федеральный бюджет денежных средств.
В свою очередь пунктом 4.3 соглашений от 18.02.2017 N 307-08-002 и от 13.02.2018 N 370-08-218-016 на правительство Карачаево-Черкесской Республики возложены обязанности по обеспечению: выполнения условий предоставления субсидий; исполнению требований по возврату средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 - 19, 22 (1) Правил N 999; достижению значений показателей результативности исполнения мероприятий; представления посредством электронного документооборота отчетности по форме, утвержденной приложениями N 3, 4, 5, и на бумажном носителе отчета об исполнении графика мероприятий по инвестиционным проектам по утвержденной форме согласно приложению N 6.
Согласно Правилам N 999 основанием для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 16, 19 и 19 (1) названных Правил, является документально подтвержденное наступление четко обозначенных обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
Доказательства наличия обстоятельств непреодолимой силы, перечисленных в Правилах N 999, заявитель не представил.
Кроме того, соглашение от 18.02.2017 N 370-08-002 не предусматривает возможности внесения изменений в график выполнения мероприятий инвестпроекта, а только внесение изменений в части увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований (пункты 2.2.1, 4.2.2, 7.3).
Суд округа считает необходимым отметить, что суд апелляционной инстанции пришел к ошибочным выводам относительно законности изменения сроков исполнения инвестиционных проектов, на реализацию которых предоставлена субсидия в размере 513 817 тыс. рублей в соответствии с соглашением от 18.02.2017 N 370-08.002, установив, что изменение значений показателей результативности госпрограммы с 23 900 млн рублей на 16 600 млн рублей являлось основанием для увеличения сроков реализации данных инвестиционных проектов.
Делая названный вывод суд апелляционной инстанции сослался на постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2017 N 654 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года". Суд округа принимает во внимание, что аналогичные разъяснения закреплены в приложении N 11 к госпрограмме N 309.
Вместе с тем апелляционный суд не принял во внимание, что изменение значений целевых показателей результативности госпрограммы допускается только в случае, если данное изменение привело к невозможности выполнения условий предоставления субсидии, а именно достижения установленных показателей результативности без изменения соответствующих сроков реализации предусмотренных госпрограммой мероприятий.
В материалах дела отсутствуют доказательства негативных последствий изменения показателя размера инвестиций для исполнения заявителем своих обязательств по соглашению от 18.02.2017 N 370-08.002.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что субсидии в полном объеме доведены до бюджета Карачаево-Черкесской Республики еще в феврале 2017 года. Тот факт, что заявка на финансирование министерством подана только 21.06.2017 (т. 2, л. д. 62), не может влиять на сроки выполнения инвестиционных проектов. Доказательств более раннего формирования заявки в материалы не представлено. Выпуск дополнительных акций АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" зависел только от министерства.
Кроме того, финансирование инвестиционных проектов должно быть осуществлено не только за счет средств федерального и регионального бюджетов, но и за счет частных инвестиций, размер которых должен был превышать бюджетные вложения.
Таким образом, у министерства отсутствовали основания для увеличения срока выполнения мероприятий программы и внесения соответствующих изменений в соглашение от 18.02.2017 N 370-08-002, а также для освобождения от ответственности в соответствии с Правилами N 999. Следовательно, в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 19 Правил N 999, пункта 36 госпрограммы N 309, пункта 4.3.8.2 соглашения от 18.02.2017 N 370-08-002 правительство Карачаево-Черкесской Республики и заявитель как уполномоченный орган не обеспечили соблюдение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно нарушили сроки по инвестиционным проектам.
Поскольку на финансирование инвестпроектов по объектам "Строительство агропромышленного парка на территории Карачаево-Черкесской Республики" и "Расширение и модернизация туристско-рекреационного комплекса "Домбай"" соглашением от 18.02.2017 N 370-08.002 предусмотрено 211 932 тыс. рублей и 138 068 тыс. рублей соответственно, следовательно, с учетом положений пункта 19 Правил N 999 общая сумма денежных средств, подлежащих возврату в доход федерального бюджета, составила 35 млн рублей.
Из материалов дела видно, что названное нарушение установлено Федеральным казначейством, в отношении Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа проведена проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета, предоставленных на реализацию программ социально- экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года", в том числе полноты и достоверности отчетности о ее реализации.
По результатам проверки Министерству Российской Федерации по делам Северного Кавказа направлено предписание от 20.11.2018 N 11-02-03/24848 об устранении выявленных нарушений, в котором в числе прочего содержалось требование о направлении высшим исполнительным органам государственной власти Карачаево-Черкесской Республики требования о возврате средств в федеральный бюджет в размере, рассчитанном в соответствии с пунктом 19 Правил N 999.
Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа, согласившись с перечисленными нарушениями, во исполнение названного предписания направило главе Карачаево-Черкесской Республики требование об обеспечении возврата 35 млн рублей в доход федерального бюджета до 01.04.2019. В настоящее время указанное требование в нарушение пункта 4.3.8.2 соглашения от 18.02.2017 N 370-08.002 не исполнено.
Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа довело до Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики объем финансирования на 2018 год; данный факт подтверждается уведомлением от 06.12.2017 N 910-2018-1-004 о предоставлении субсидии. Денежные средства доведены заявителю расходным списанием от 22.05.2018 N 28 по КБК 816041203219R5230853 в размере 526 316 тыс. рублей (код цели 18-987). Заявитель как ответственный исполнитель перечислил названные денежные средства на реализацию инвестиционных проектов в соответствии с соглашением от 13.02.2018 N 370-08-2018-016 платежным поручением от 29.05.2018 N 413378, перечислив их на расчетный счет АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики".
Из названных денежных средств на инвестиционный проект "Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике" согласно приложению N 1 к соглашению от 13.02.2018 N 370-08-2018-016 предусмотрено 116 850 тыс. рублей.
Однако заявитель не обеспечил достижение значений показателей результативности названного мероприятия, что подтверждается отчетом от 15.02.2019 о достижении показателей результативности по состоянию на 01.01.2019, в котором отражена величина отклонения 6,645% (т. 7, л. д. 69 - 72).
Кроме того, по инвестиционному проекту "Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике" не соблюден график выполнения мероприятия, а именно: не исполнены работы по приобретению материалов для установки против оградной защиты на 40 га сада, запланированные на декабрь 2018 года. Данный факт подтверждается отчетом об исполнении графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам по состоянию на 31.03.2019, в котором не значатся сведения о фактическом исполнении названного мероприятия.
Представленная в материалы дела копия договора аренды комплекса противоградовых конструкций от 12.03.2019 подтверждает позицию управления о нарушениях сроков выполнения мероприятий (т. 7, л. д. 122).
Пунктами 4.3.3 и 4.3.6.1 соглашения от 13.02.2018 N 370-08-2018-016 на Карачаево-Черкесскую Республику возложена обязанность по достижению значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, а также по обеспечению исполнения графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам согласно приложению N 5 к соглашению, которое уполномоченный орган Карачаево-Черкесской Республики не исполненил.
Таким образом, в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 19 Правил N 999, пункта 36 госпрограммы N 309, пункта 4.3.6.1 соглашения от 13.02.2018 N 370-08-2018-016 правительство Карачаево-Черкесской Республики и заявитель как уполномоченный орган не обеспечили соблюдение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно ими нарушены сроки по инвестиционным проектам.
Поскольку на финансирование инвестиционного проекта "Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике" приложением N 1 к соглашению от 13.02.2018 N 370-08-2018-016 предусмотрено 116 850 тыс. рублей, следовательно, с учетом положений пункта 19 Правил N 999, общая сумма денежных средств, подлежащих возврату в доход федерального бюджета, составила 11 685 тыс. рублей.
Из материалов дела видно, что в предписании от 20.11.2018 N 11-02-03/24848, направленном Министерству Российской Федерации по делам Северного Кавказа, в числе прочего содержались сведения и о названном нарушении условий предоставления субсидии, совершенном заявителем. Во исполнение данного предписания Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа направило правительству Карачаево-Черкесской Республики, являющемуся стороной соглашения от 13.02.2018 N 370-08-2018-016, требование от 11.04.2019 N ГЯ-2-01559 о возврате в доход федерального бюджета 11 685 тыс. рублей. В настоящее время указанное требование не исполнено, возврат денежных средств в доход федерального бюджета не обеспечен.
Суд апелляционной инстанции, указывая на отсутствие нарушений пункта 4.3.6 соглашения от 18.02.2017 N 370-08-002, в связи с непредставлением отчета об исполнении графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам за 2017 год в Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа, исходил из того, что у сотрудников министерства отсутствовала объективная возможность формирования соответствующей отчетной документации.
Судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что форма отчетности доведена до сведений при заключении соглашения от 18.02.2017 N 370-08-002. В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что, столкнувшись с затруднениями в виде направления отчета посредством информационной системы "Электронный бюджет", министерство в кратчайшие сроки в соответствии с положениями пункта 4.4.1 соглашения от 18.02.2017 N 370-08-002 обратилось за разъяснениями порядка представления отчета.
Министерство не указало, почему не представило отчет по итогам квартала на бумажном носителе.
С учетом изложенного спорное представление является законным и обоснованным.
Как указано в статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений. Суд первой инстанции правильно разрешил спор по существу, нарушения им норм материального и процессуального права, являющиеся основанием для отмены (изменения) судебного акта в силу статьи 288 названного Кодекса, не установлены. Основания для отмены данного решения суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствовали.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции от 24.03.2022 следует отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 24.11.2021.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 по делу N А25-1728/2020 отменить.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.11.2021 по делу N А25-1728/2020 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 4.3.3 и 4.3.6.1 соглашения от 13.02.2018 N 370-08-2018-016 на Карачаево-Черкесскую Республику возложена обязанность по достижению значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, а также по обеспечению исполнения графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам согласно приложению N 5 к соглашению, которое уполномоченный орган Карачаево-Черкесской Республики не исполненил.
Таким образом, в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 19 Правил N 999, пункта 36 госпрограммы N 309, пункта 4.3.6.1 соглашения от 13.02.2018 N 370-08-2018-016 правительство Карачаево-Черкесской Республики и заявитель как уполномоченный орган не обеспечили соблюдение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно ими нарушены сроки по инвестиционным проектам.
Поскольку на финансирование инвестиционного проекта "Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике" приложением N 1 к соглашению от 13.02.2018 N 370-08-2018-016 предусмотрено 116 850 тыс. рублей, следовательно, с учетом положений пункта 19 Правил N 999, общая сумма денежных средств, подлежащих возврату в доход федерального бюджета, составила 11 685 тыс. рублей."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июля 2022 г. N Ф08-5932/22 по делу N А25-1728/2020