г. Краснодар |
|
08 июля 2022 г. |
Дело N А32-32922/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Маркиной Т.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сталкер" (ИНН 3904608895, ОГРН 103392503353) - Соболевского Д.С. (доверенность от 18.05.2021), от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Рябуцева А.В. (доверенность от 27.06.2022), рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу N А32-32922/2020, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Сталкер" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным и отмене решения Сочинской таможни (далее - таможня, административный орган) от 11.06.2020 N 10318000/110620/Т000044/001.
Решением суда первой инстанции от 18.11.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.03.2022, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.09.2019 на таможенном посту МАПП Адлер Сочинской таможни иностранные товары (табак для кальяна в ассортименте) помещены обществом (перевозчик) под таможенную процедуру таможенного транзита по транзитной декларации от 16.09.2019 N 11206533/160919/0103193, на основании сведений, представленных в транспортной накладной от 20.08.2019 N 001.
В рамках таможенного контроля принято решение о досмотре, в результате которого выявлены существенные различия (упаковка, наименование, внешний вид товаров и т.д.) между товарами, заявленными в декларациях и товарами, фактически представленными для таможенного контроля на таможенный пост МАПП Адлер Сочинской таможни.
Административным органом принято решение о проведении таможенной экспертизы, по результатам которой установлено (заключение от 30.10.2019 N 12406002/0036491), что исследуемые образцы по своему описанию не соответствуют сведениям, заявленным в транзитных декларациях N11206533/160919/0103194, N 11206533/160919/0103193, а также не относятся к табаку и табачным изделиям.
Таможенным органом возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении общества по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9, частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам камеральной таможенной проверки от 17.12.2019 составлен акт от 28.04.2020 N 10318000/210/280420/А000044, в соответствии с которым установлены факты, свидетельствующие о подмене товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита по транзитным декларациям N 11206533/160919/0103193, N 11206533/160919/0103194.
Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия административным органом в отношении общества решения от 11.06.2021 N 10318000/210/110620/Т000044/001 о выявлении нарушения таможенного законодательства и возникновении обязанности по уплате таможенных платежей.
Общество, не согласившись с указанным решением, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу пункта 26 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс) перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
Согласно пунктом 1 статьи 92 Кодекса для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено Кодексом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 89 Кодекса при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик представляет: документы на транспортное средство международной перевозки; транспортные (перевозочные) документы; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки, перевозчике товаров (наименование и адрес), стране отправления и стране назначения товаров (наименования), отправителе и получателе товаров (наименования и адреса), продавце и покупателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами, количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров, товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков), весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), наличии (отсутствии) товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен, месте и дате составления международной товаротранспортной накладной, идентификационных номерах контейнеров.
Пунктом 1 статьи 142 Кодекса установлено, что таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Согласно пункту 3 статьи 105 Кодекса транзитная декларация используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
В силу пункта 1 статьи 107 Кодекса в транзитной декларации подлежат указанию сведения: об отправителе и получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, декларанте, перевозчике; о стране отправления и стране назначения товаров; о транспортном средстве, которым перевозятся товары; о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами; о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков. В отношении товаров (компонентов товаров), перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в течение определенного периода одним или несколькими транспортными средствами, могут указываться сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне 10 знаков в соответствии с принятым в отношении таких товаров предварительным решением о классификации товаров либо решением о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде; о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; о количестве грузовых мест; о пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами; о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса; о планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути.
Согласно пункту 4 статьи 143 Кодекса при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления устанавливает срок таможенного транзита в соответствии со статьей 144 настоящего Кодекса, определяет место доставки товаров в соответствии со статьями 145, 263 и 304 настоящего Кодекса, осуществляет идентификацию товаров, документов на них в соответствии со статьей 341 настоящего Кодекса.
В случае если перевозка товаров, за исключением перевозки товаров водными или воздушными судами, осуществляется в грузовом помещении (отсеке) транспортного средства, соответствующего требованиям, указанным в статье 364 настоящего Кодекса, или его части, идентификация, помимо иных способов идентификации, предусмотренных статьей 341 настоящего Кодекса, должна быть обеспечена путем наложения пломб на такие грузовые помещения (отсеки) транспортного средства или его части, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.
Наложение пломб на грузовые помещения (отсеки) транспортного средства или его части не требуется при перевозке живых животных, международных почтовых отправлений, находящихся в почтовых емкостях (почтовых мешках, почтовых контейнерах), а также при перевозке по территории государств, не являющихся членами Союза, в одном грузовом помещении (отсеке) транспортного средства или его части товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, совместно с товарами, не помещаемыми под таможенную процедуру таможенного транзита.
В силу статьи 150 Кодекса при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, за исключением случая, указанного в пункте 2 настоящей статьи, обязан: доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен; обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись; не допустить разгрузку, перегрузку (перевалку) и совершение иных грузовых операций с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замену транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 148 настоящего Кодекса.
Судами установлено, что обществом товар принят к перевозке 20.08.2019 (CMR от 20.08.2019 N 001, транспортное средство КАМАЗ г/н С077АО39) и 21.08.2019 (CMR от 21.08.2019 N 002, транспортное средство БАБг/н Р838ТН39). Вместе с тем таможенные досмотры в Новороссийской таможне состоялись 20.03.2019 и 21.03.2019, то есть до принятия к перевозке товара ООО "Сталкер".
Таможенные органы самостоятельно подтвердили целостность средств идентификации на всем пути следования груза, перевозимого ООО "Сталкер", товар и документы на него доставлены в установленный таможенным органом отправления срок и место доставки товара, следуя по установленному маршруту, обеспечена сохранность таможенных пломб, печатей, целостность грузового отделения, не допущены грузовые операции с товаром без разрешения таможенного органа, то есть перевозчиком соблюдены требования к перевозке товара.
Из материалов проверки следует, что следов нарушения средств идентификации и повреждения грузового отделения автомобиля, отклонения от маршрута, не установлено. Достоверных и допустимых документальных доказательств таким фактам суду не представлено.
Суды сделали верный вывод о том, что Сочинской таможней в дело не представлены доказательства утраты товара на таможенной территории Российской Федерации в период действия процедуры таможенного транзита, не указаны обстоятельства, свидетельствующие об объективной возможности выбытия товара из владения перевозчика без нарушения средств идентификации.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды, правильно применив нормы действующего таможенного законодательства, пришли к обоснованному выводу об отсутствии вины перевозчика.
Требования заявителя о признании незаконным и отмене решения Сочинской таможни от 11.06.2020 по результатам таможенного контроля N 10318000/110620/Т000044/001 правомерно удовлетворены судебными инстанциями.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судами правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу N А32-32922/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 150 Кодекса при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, за исключением случая, указанного в пункте 2 настоящей статьи, обязан: доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен; обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись; не допустить разгрузку, перегрузку (перевалку) и совершение иных грузовых операций с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замену транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 148 настоящего Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июля 2022 г. N Ф08-5581/22 по делу N А32-32922/2020
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15652/2024
06.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9195/2023
05.07.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9314/2023
08.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5581/2022
10.03.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-24277/2021
18.11.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-32922/20