I. Общие положения
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов.
II. Виды исполнительных документов о взыскании алиментов и сроки их предъявления к исполнению
2.1. Порядок уплаты алиментов
В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации к лицам, имеющим право на получение алиментов, относятся: несовершеннолетние дети, нетрудоспособные совершеннолетние дети, нетрудоспособные родители, супруг (супруга) и другие члены семьи.
Семейным законодательством предусмотрено два способа уплаты алиментов: договорной (по соглашению сторон об уплате алиментов) и судебный (по решению суда о взыскании алиментов).
Исходя из общих правил, установленных ст. 81 СК РФ, при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.
С учетом материального или семейного положения сторон, а также иных заслуживающих внимания обстоятельств суд может по заявлению стороны исполнительного производства уменьшить или увеличить размер этих долей, а также по заявлению взыскателя установить размер алиментов в твердой денежной сумме или одновременно в долях и в твердой денежной сумме.
При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты взыскиваются в судебном порядке на нетрудоспособных совершеннолетних детей (ст. 85 СК РФ), на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей с трудоспособных совершеннолетних детей (ст. 87 СК РФ), на супруга либо бывшего супруга (ст. 91 СК РФ), на других членов семьи (ст. 98 СК РФ).
В перечисленных случаях размер алиментов определяется судом исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
В соответствии с п. 2 ст. 117 СК РФ размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, в целях его индексации устанавливается судом кратным величине прожиточного минимума, в том числе размер алиментов может быть установлен в виде доли величины прожиточного минимума.
Прекращение алиментных обязательств в отношении одного или нескольких несовершеннолетних детей влечет изменение размера алиментов, взыскиваемых на содержание остальных.
При удержании алиментов на двух или более детей, размер которых установлен в судебном порядке, в случае достижения одним из детей совершеннолетия (если в исполнительном документе указан единый размер алиментов на всех детей, например, 1/2 или 1/3) размер удерживаемых алиментов устанавливается в следующем порядке.
Судебному приставу-исполнителю рекомендуется за три месяца до наступления совершеннолетия одного из детей предлагать плательщику алиментов обратиться в соответствующий суд для изменения доли, подлежащей взысканию на несовершеннолетних детей, либо самостоятельно обращаться в суд.
2.2. Виды исполнительных документов о взыскании алиментов
Исполнительными документами, на основании которых производится взыскание алиментов, в соответствии со ст. 12 Закона являются: исполнительные листы, выданные на основании судебных актов; судебные приказы; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии.
Действующим законодательством определены обязательные требования, предъявляемые к исполнительным документам:
к исполнительным листам, выданным судами общей юрисдикции, установлены ст. 13 Закона;
реквизиты судебного приказа определены ст. 127 ГПК РФ;
соглашение об уплате алиментов должно соответствовать положениям главы 16 СК РФ.
В случае утраты подлинника исполнительного листа или судебного приказа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый судом, принявшим решение о взыскании алиментов, в соответствии со ст. 430 ГПК РФ.
2.3. Сроки предъявления к исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов
Исполнительные документы о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных совершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, супруга (супруги) и других членов семьи (далее - исполнительные документы о взыскании алиментов) могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи (исполнительные документы о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей - до достижения ребенком 18-летнего возраста), а также в течение трех лет после окончания этого срока (ч. 4 ст. 21 Закона).
III. Возбуждение исполнительного производства
3.1. Предъявление взыскателем исполнительного документа о взыскании алиментов в подразделение судебных приставов
Исполнительный документ о взыскании алиментов с соответствующим заявлением предъявляется взыскателем в структурное подразделение территориального органа ФССП России по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 Закона.
В заявлении о возбуждении исполнительного производства взыскателем или его представителем при наличии соответствующей информации предлагается указывать:
фамилию, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, код подразделения, адрес регистрации), а также контактные данные взыскателя;
наименование, номер и дата выдачи исполнительного документа, наименование органа, выдавшего исполнительный документ;
размер требования (с указанием конкретной даты взыскания или суммы задолженности);
сведения о должнике (телефоны, место работы, адрес фактического и предыдущего места жительства и т.д.);
реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислять взысканные денежные средства;
иные сведения (имеющие значение для исполнения).
При перемене фамилии, имени, отчества взыскателя или должника в ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель указывает это в соответствующем постановлении, а также при необходимости может внести изменения в ранее вынесенные постановления в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона. 1 Соответствующие документы, подтверждающие факт перемены имени взыскателя или должника, судебному приставу-исполнителю рекомендуется приобщать к материалам исполнительного производства (свидетельство о регистрации брака, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о перемене имени и т.д.).
------------------------------
1Пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50.
------------------------------
При поступлении исполнительного документа судебный пристав-исполнитель принимает решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 31 Закона.
С учетом того, что в соответствии со ст. 211 ГПК РФ судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов подлежат немедленному исполнению, решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель принимает в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 10 ст. 30 Закона).
Срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в постановлении о возбуждении исполнительного производства на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, исполнительного листа либо судебного приказа, не устанавливается. При этом в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебному приставу-исполнителю рекомендуется указывать, что неисполнением в срок считается неисполнение должником исполнительного документа о взыскании алиментов в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства о взыскании алиментов судебный пристав-исполнитель, помимо сведений, указанных в ч. 2 ст. 14 Закона, в том числе указывает размер удержаний с учетом задолженности (при ее наличии), а также предупреждает должника о возможности применения в отношении него мер принудительного исполнения. Кроме того, предупреждает должника об административной ответственности по ч.ч. 1, 2 ст. 5.35.1 КоАП РФ за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ за нарушение законодательства об исполнительном производстве, об уголовной ответственности по ч.ч. 1, 2 ст. 157 УК РФ за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, предупреждает о возможном установлении в отношении него временных ограничений, предусмотренных ст. ст. 67 и 67.1 Закона (ограничения на выезд должника из Российской Федерации и на пользование должником специальным правом соответственно).
Одновременно в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязывает должника сообщить ему сведения о счетах, находящихся в банке или иной кредитной организации, в том числе о счетах, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, а также обязывает представить сведения о поступлении на указанные счета денежных средств, на которые в соответствии с действующим законодательством не может быть обращено взыскание.
В соответствии с ч. 17 ст. 30 Закона копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется должнику, а также взыскателю и в суд, выдавший исполнительный документ.
В целях соблюдения конституционных прав должника судебным приставам-исполнителям рекомендуется принимать меры к надлежащему уведомлению должника о возбуждении исполнительного производства, в порядке, установленном главой 4 Закона (в том числе получать личную подпись должника о вручении постановления о возбуждении исполнительного производства, приобщать к материалам исполнительного производства почтовое уведомление о вручении и иные).
В случае возбуждения исполнительного производства на основании исполнительного документа о взыскании алиментов, по которому имеется задолженность по алиментам, в целях предупреждения должника об административной и уголовной ответственности, принятия мер, направленных на погашение задолженности по алиментам, судебным приставам-исполнителям необходимо приступить к совершению исполнительных действий не позднее следующего рабочего дня после возбуждения исполнительного производства.
3.2. Порядок возбуждения исполнительного производства о взыскании алиментов в случае увольнения должника с места работы
В случае поступления в структурное подразделение территориального органа ФССП России с места работы должника оригинала исполнительного документа (исполнительного листа, судебного приказа либо нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов) о взыскании алиментов, ранее направленного судебным приставом-исполнителем в организацию для производства удержаний, судебный пристав-исполнитель возбуждает на основании поступившего исполнительного документа исполнительное производство и принимает меры, предусмотренные Законом.
При возврате в структурное подразделение территориального органа ФССП России постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника с места его работы, поступлении информации об увольнении должника и произведенных удержаниях (по ранее оконченному исполнительному производству), дальнейшее исполнение следует производить с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 47 Закона. Начальник отдел - старший судебный пристав или его заместитель выносит постановление об отмене постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства для повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
При наличии информации о произведенных взысканиях и сумме задолженности по алиментам на момент увольнения должника с места работы судебный пристав-исполнитель после возбуждения (возобновления) исполнительного производства производит расчет задолженности по алиментам и выносит соответствующее постановление.
При отсутствии такой информации, после возобновления (возбуждения) исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в бухгалтерии организации (предприятия) запрашивает необходимые для расчета задолженности по алиментам сведения либо обязывает должника предоставить справку о доходах по форме 2-НДФЛ и произведенных удержаниях за необходимый период.
Дальнейшее исполнение требований исполнительного документа производится в порядке, установленном Законом, с применением мер принудительного исполнения.
Одновременно с применением мер принудительного исполнения, для предоставления должнику возможности исполнить судебное решение о взыскании алиментов, нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов в добровольном порядке в рамках взаимодействия с органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации по вопросам содействия в трудоустройстве граждан-должников судебный пристав-исполнитель вручает должнику направление в Центр занятости населения для постановки на учет в качестве безработного или трудоустройства.
При вручении направления судебному приставу-исполнителю рекомендуется разъяснять должнику возможность трудоустройства за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта, в котором проживает должник, в пределах субъекта Российской Федерации или в другом субъекте Российской Федерации с письменной фиксацией факта согласия (несогласия) должника с предложением трудоустройства в другой местности в объяснении должника.
При возврате работодателем в структурное подразделение территориального органа ФССП России оригинала исполнительного документа о взыскании алиментов, ранее направленного судебным приставом-исполнителем в организацию для производства удержаний, в связи с достижением ребенком совершеннолетия и окончанием удержания алиментов в полном объеме, судебный пристав-исполнитель не возбуждает исполнительное производство. Оригинал исполнительного документа помещается в соответствующее номенклатурное дело.
В случае возврата работодателем в структурное подразделение территориального органа ФССП России постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (по ранее оконченному исполнительному производству) в связи с достижением ребенком совершеннолетия и окончания удержания алиментов в полном объеме судебный пристав-исполнитель приобщает данное постановление (информацию) к материалам оконченного исполнительного производства.
3.3. Объединение исполнительных производств о взыскании алиментов и иных исполнительных производств имущественного характера в сводное исполнительное производство
Исполнительные производства о взыскании алиментов являются исполнительными производствами имущественного характера.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера объединяются в сводное исполнительное производство.
Исходя из смысла указанной статьи Закона, исполнительные производства о взыскании алиментов объединяются в сводное исполнительное производство с иными исполнительными производствами имущественного характера, возбужденными в отношении одного должника в пользу одного или нескольких взыскателей.
IV. Порядок исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов при установлении места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника
После возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель извещает должника о вызове на прием с требованием об уплате задолженности по алиментам, предоставлением соответствующей информации (сведений о месте работы, учебы, получения пенсии, иных доходов, жительства и т.д.), необходимой для исполнения исполнительного документа.
Одновременно принимает меры для установления места работы, учебы, получения пенсии и иных доходов должника, запрашивая соответствующую информацию в территориальных отделениях ПФР, налоговых органах, в центрах занятости населения.
В случае установления места работы, учебы, получения пенсии и иных доходов должника при отсутствии задолженности по алиментным обязательствам либо если задолженность не превышает 10 тыс. рублей судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника и постановление об окончании исполнительного производства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона.
При наличии задолженности по алиментным обязательствам, превышающей 10 тыс. рублей, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, но не оканчивает исполнительное производство и продолжает применение мер принудительного исполнения.
В организацию по месту получения дохода судебный пристав-исполнитель направляет следующие документы:
постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 98 Закона;
постановление о взыскании исполнительского сбора за неуплату периодических платежей в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 112 Закона (в случае, если такое постановление выносилось в рамках исполнительного производства);
постановление о взыскании административного штрафа и расходов по совершению исполнительных действий (в случае, если такие постановления выносились в рамках исполнительного производства);
памятку для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам (приложение N 1).
В постановлении об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника наряду с иными требованиями указывается требование о предоставлении судебному приставу-исполнителю не реже одного раза в квартал (либо ежемесячно на усмотрение судебного пристава-исполнителя) информации о производимых удержаниях с должника с приложением платежных документов о перечислении удержанных денежных средств взыскателю.
Кроме того, в постановлении об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника судебному приставу-исполнителю необходимо указывать анкетные данные ребенка (детей), на содержание которого(ых) взыскиваются алименты (фамилию, имя, отчество и дату рождения ребенка (детей), и сумму задолженности, подлежащую удержанию, которую может рассчитывать только судебный пристав-исполнитель.
В соответствии с ч. 3 ст. 98 Закона лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю (за исключением перечислений в консолидированный бюджет Российской Федерации). В связи с этим судебному приставу-исполнителю к постановлению об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника необходимо прикладывать банковские реквизиты взыскателя для перечисления удержанных сумм алиментов.
В случае отсутствия банковских реквизитов взыскателя на момент вынесения постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника судебный пристав-исполнитель принимает меры к получению реквизитов получателя алиментов. Кроме того, денежные средства могут быть перечислены взыскателю почтовым переводом (перевод и перечисление денежных средств производится за счет должника).
При установлении реквизитов лица, в пользу которого взыскиваются алименты, судебный пристав-исполнитель направляет их лицу, выплачивающему должнику заработную плату или иные периодические платежи.
Судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать, что размер удержаний из заработной платы и иных доходов должника не может превышать 70 % (ч. 3 ст. 99 Закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 100 Закона взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату должников-граждан, осужденных к исправительным работам, за вычетом удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда.
По исполнительным документам в отношении граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных должников, взыскание обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы должника, в том числе на денежные средства, поступающие на Лицевые счета осужденных от родственников и иных лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 866-О), с учетом положений ст. 107 УИК РФ.
Положения ч. 3 ст. 107 УИК РФ устанавливают гарантированный минимум денежных средств, который должен находиться в распоряжении осужденного независимо от всех удержаний. В исправительных учреждениях такой минимум составляет 25% от начисленных осужденному заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50% в начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.
По неоконченному исполнительному производству при наличии задолженности, либо при недостаточности заработка и (или) иного дохода должника судебный пристав-исполнитель принимает меры по обращению взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах в банках или иных кредитных организациях, а также на любое имущество лица, обязанного уплачивать алименты, на которое по Зaкону может быть обращено взыскание.
Кроме того, в рамках указанных исполнительных производств судебным приставам-исполнителям необходимо не реже одного раза в квартал проводить проверки имущественного положения должников путем направления запросов в соответствующие организации и проверок имущества по месту их жительства, пребывания до полного погашения задолженности.
При выявлении принадлежащего должнику имущества судебный пристав-исполнитель при необходимости запрашивает в организации, где должник получает заработную плату или иные доходы, актуальные сведения о произведенных взысканиях и оставшейся сумме задолженности по алиментам и иным взысканиям.
В случае если размер задолженности превышает сумму, полученную после реализации имущества должника, судебный пристав-исполнитель перечисляет взыскателю денежные средства в пределах суммы задолженности, и направляет в организацию, где должник получает заработную плату или иные доходы, информацию о частичном погашении задолженности по алиментам.
Если размер задолженности меньше суммы, полученной после реализации имущества должника, судебный пристав-исполнитель возвращает должнику денежные средства, оставшиеся после погашения задолженности перед взыскателем, возмещения расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и наложенных в рамках исполнительного производства административных штрафов.
Одновременно судебный пристав-исполнитель направляет в организацию информацию об отсутствии задолженности по исполнительному производству, после этого оканчивает исполнительное производство по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона. Аналогичным образом необходимо оканчивать исполнительное производство при погашении задолженности по алиментам, превышающей 10 тыс. рублей, и взыскании исполнительского сбора за счет удержания денежных средств из заработной платы, пенсии, стипендии или иных периодических платежей должника.
В случае обращения взыскания только на пенсию должника судебному приставу-исполнителю рекомендуется одновременно принимать меры для установления иного дохода должника (места работы), запрашивая соответствующую информацию в территориальных отделениях ПФР и налоговых органах, и в случае получения отрицательных ответов оканчивать исполнительное производство по основанию, предусмотренному п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона.
При окончании либо прекращении исполнительного производства (например, в связи с отзывом исполнительного листа по заявлению взыскателя, со смертью должника и т.д.) мера по обращению взыскания на заработную плату и иные доходы должника отменяется судебным приставом-исполнителем.
В случае отзыва исполнительного документа по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель отменяет меры принудительного исполнения соответствующим постановлением, которое направляется в организацию, производящую удержание, и запрашивает информацию об оставшейся задолженности либо ее отсутствии. После поступления указанной информации судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном или частичном исполнении требований исполнительного документа и выносит постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю.
Постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника может быть отменено вышестоящим должностным лицом в случае его несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации либо по результатам рассмотрения жалоб, заявлений, ходатайств сторон исполнительного производства. Постановление об отмене не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации постановления об обращении взыскании на заработную плату и иные доходы должника направляется в организацию, производящую удержание алиментов.
В соответствии со ст. 14 Закона при необходимости судебным приставом-исполнителем могут быть внесены изменения в ранее вынесенное постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.
В случае изменения размера алиментов либо изменения размера задолженности по исполнительному документу о взыскании алиментов судебный пристав-исполнитель выносит постановление об изменении размера удержания и направляет его в организацию, производящую удержание.
V. Порядок расчета задолженности по алиментам
5.1. Определение размера задолженности по алиментам
В соответствии с ч. 2 ст. 102 Закона размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, которое должно соответствовать требованиям ст. 14 Закона. В постановлении о расчете задолженности по алиментам отражается арифметический расчет задолженности по алиментам с момента начала взыскания алиментов.
В рамках исполнительных производств о взыскании алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением. Каждое новое постановление о расчете задолженности по алиментам направляется сторонам исполнительного производства.
В случае наличия в постановлении о расчете задолженности по алиментам описок или явных арифметических ошибок судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные описки и арифметические ошибки.
При несогласии с размером задолженности по алиментам, определенным судебным приставом-исполнителем, любая из сторон, интересы которой нарушены, может обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
При этом в соответствии с ч. 4 ст. 102 Закона сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель разъясняет сторонам исполнительного производства сроки и порядок обжалования вынесенных постановлений, в том числе постановлений о расчете задолженности по алиментам.
В случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения (ч. 1 ст. 32 Закона).
5.2. Расчет размера задолженности по алиментам, установленным в долях к заработку и (или) иному доходу
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
При расчете задолженности по алиментам, установленным судебным актом или соглашением об уплате алиментов в долях к заработку должника, с целью исключения подмены предмета исполнения судебному приставу-исполнителю рекомендуется размер текущих алиментов указывать в числовых значениях, установленных в исполнительных документах (доля 1/3 не равна 33%).
Пример расчета:
ДP=
,
где:
Д - значение ежемесячного дохода лица, обязанного к выплате алиментов, с вычетом налога на доходы физических лиц;
Р - размер удерживаемых алиментов в долях к заработку и иному доходу должника (1/6, 1/4, 1/3,1/2);
- сумма ежемесячных алиментов.
Если должник, обязанный уплачивать алименты, не работал или не представил документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (ч. 3 ст. 102 Закона, ст. 113 СК РФ).
В случае неуплаты алиментов за весь период образования задолженности моментом взыскания задолженности будет являться дата вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности по алиментам. При этом период задолженности определяется с момента взыскания до даты расчета с нарастающим итогом.
Таким образом, за весь период неуплаты должником алиментов задолженность будет рассчитана исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации по состоянию на день вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности,
При расчете размера задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации налог на доходы физических лиц в размере 13% не подлежит удержанию (т.е. не вычитается), поскольку размер средней заработной платы в Российской Федерации, рассчитываемый Федеральной службой государственной статистики, не является реальным доходом должника.
Сведения о размере средней заработной платы территориальным органам ФССП России следует ежемесячно запрашивать в органах Федеральной службы государственной статистики (Росстате). При необходимости актуальная информация может быть получена в информационно-правовых системах или на официальном сайте Росстата.
Пример расчета:
CP=
,
где:
С - размер средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности;
Р - размер удерживаемых алиментов в долях к заработку и иному доходу должника (1/6, 1/4, 1/3, 1/2);
- сумма ежемесячных алиментов.
В случае частичной уплаты алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо выяснить размер средней заработной платы в Российской Федерации за каждый месяц в период, когда должником производилась частичная оплата алиментов. Далее (нужно установить долю погашенных алиментов от алиментов, подлежавших уплате в каждом месяце отдельно, исходя из средней заработной платы в Российской Федерации за этот месяц.
Пример расчета:
100 - (У/Со х 100) = Д%
где:
У - размер выплаченных алиментов должником;
Со - размер алиментов, подлежащих взысканию исходя из средней заработной платы в Российской Федерации на момент частичной оплаты алиментов, и доли, подлежащей взысканию к доходу должника;
Д% - доля (процент) неоплаченных должником алиментов за месяц, в котором произведена частичная оплата;
Далее производится расчет задолженности исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности:
CД%=
,
где:
С - размер алиментов, подлежащих взысканию исходя из средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности, и доли, подлежащей взысканию;
Д% - доля (процент) неоплаченных должником алиментов за месяц, в котором произведена частичная оплата;
- сумма алиментов.
Расчет доли (процента) неоплаченных должником алиментов за месяц, в котором произведена частичная оплата, производится отдельно за каждый месяц, в котором производилась оплата.
5.3. Расчет размера задолженности по алиментам в твердой денежной сумме
В соответствии с ч. 1 ст. 102 Закона и п. 1 ст. 117 СК РФ в случае, если по решению суда алименты взыскиваются в твердой денежной сумме, судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, производящие удержание алиментов из заработной платы или иного дохода должника, производят индексацию алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, и определяется ежеквартально.
При отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель производит индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.
Об индексации алиментов судебный пристав-исполнитель выносит постановление.
При индексации алиментов судебному приставу-исполнителю в первую очередь необходимо установить величину прожиточного минимума по месту жительства лица, получающего алименты, с даты последнего увеличения прожиточного минимума.
Пример расчета:
КB=
,
где:
К - кратность прожиточного минимума (0,5 прожиточного минимума, 2 прожиточных минимума, 3 прожиточных минимума и т.д.);
В - величина прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленная в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, или в целом по Российской Федерации;
- сумма ежемесячных алиментов.
При индексации алиментов, установленных пропорционально минимальному размеру оплаты труда, необходимо применять МРОТ, установленный ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с 1 июля 2016 года - 7 500 руб.), в соответствии с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2006 года, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2006.
Пример расчета:
КМРОТ=
,
где:
К - кратность МРОТ (1 МРОТ, 2 МРОТ, 3 МРОТ и т.д.);
МРОТ - законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии со ст. 133 ТК РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Для индексации и последующего расчета задолженности необходимо применять МРОТ, установленный ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда";
- сумма ежемесячных алиментов.
В случае отсутствия в судебном решении размера кратности взыскиваемых алиментов, судебный пристав-исполнитель определяет, какому количеству величин прожиточного минимума (или МРОТ) кратен размер алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме. Получившееся кратное число умножается на величину прожиточного минимума (или МРОТ) на момент расчета.
Таким образом, при исполнении судебного решения о взыскании алиментов, установленных в виде фиксированной суммы (например, 2,5 тыс. руб.), индексация размера алиментов за период до 30.11.2011 1 производится исходя из величины МРОТ на конкретный период и с учетом изменения величины МРОТ, с 01.12.2011 2 - пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.
------------------------------
1 Положения статьи 117 Семейного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в редакции до изменений, внесенных Федеральным законом от 30.11.2011 N 363-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2 Положения статьи 117 Семейного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 30.11.2011 N 363-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
------------------------------
Пример расчета:
1/B 1=К;
К*B 2= 2,
где:
1 - твердая денежная сумма алиментов, установленная в исполнительном документе (5 тыс. руб., 10 тыс. руб., 15 тыс. руб.);
B 1 - величина прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленная в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, или в целом по Российской Федерации на момент вынесения судом решения о взыскании алиментов (или МРОТ, установленный ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда");
К - кратность, в соответствии с которой производится индексация суммы алиментов, установленная в исполнительном документе в твердой денежной сумме;
B 2 - величина прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленная в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, или в целом по Российской Федерации на момент расчета задолженности (или МРОТ, установленный ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда");
2 - сумма ежемесячных алиментов.
При взыскании алиментов не за весь календарный месяц судебному приставу-исполнителю необходимо рассчитать сумму алиментов, подлежащих выплате ежедневно в течение календарного месяца:
/ККДМ=
1;
1
КДМ=
2,
где:
- сумма ежемесячных алиментов, подлежащая удержанию;
ККДМ - количество календарных дней месяца;
1 - сумма алиментов, подлежащая выплате ежедневно в течение календарного месяца;
КДМ - количество дней в месяце, в течение которых должник обязан к выплате алиментов;
2 - сумма алиментов, подлежащая выплате с учетом календарных дней месяца.
Индексация алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производится судебным приставом независимо от того, указано ли в судебном акте (исполнительном документе) на возможность такой индексации, либо нет. 1
------------------------------
1Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 N 1417-О.
------------------------------
В связи с тем, что индексация алиментов, взысканных в твердой денежной сумме, предусмотрена только пропорционально росту величины прожиточного минимума, судебным приставам-исполнителям необходимо учитывать, что при снижении величины прожиточного минимума индексация не производится.
В связи с ежеквартальным изменением величины прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации, а также в целом по Российской Федерации территориальным органам ФССП России следует ежеквартально получать актуальную информацию о величине прожиточного минимума в информационно-правовых системах или на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики.
5.4. Порядок расчета размера алиментов (задолженности) должников - индивидуальных предпринимателей, применяющих различные системы налогообложения
В соответствии с подпунктом "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841, удержание алиментов производится с доходов от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
С учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20.07.2010 N 17-П, расчет алиментов (задолженности) рекомендуем производить с учетом выбранной индивидуальным предпринимателем налоговой базы, исходя из сведений, представленных в налоговой декларации.
В настоящее время налоговым законодательством предусмотрены несколько систем налогообложения индивидуального предпринимателя:
общий режим налогообложения (уплата налога на доходы физических лиц);
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - ЕСХН);
упрощенная система налогообложения (далее - УСН);
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД);
патентная система налогообложения.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.11.2013 N 703н/112н/1294 "Об утверждении разъяснения о порядке применения подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841" установлен перечень документов, подтверждающих доходы индивидуальных предпринимателей и понесенные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
При расчете размера алиментов (задолженности) должников-индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, судебному приставу-исполнителю следует затребовать у должника налоговую декларацию (форма N 3-НДФЛ) и производить расчет размера алиментов (задолженности) с учетом данных, указанных в декларации.
При определении размера алиментов (задолженности) индивидуального предпринимателя, применяющего ЕСХН, либо упрощенную систему налогообложения судебному приставу-исполнителю следует затребовать у должника книгу учета доходов и расходов, которую индивидуальный предприниматель должен вести для исчисления налоговой базы по налогу.
При определении размера алиментов (задолженности) индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения "доходы", также необходимо учитывать понесенные им расходы, непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и подтвержденные надлежащим образом. 1
------------------------------
1Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2010 N 17-П.
------------------------------
Вместе с тем при УСН с объектом налогообложения "доходы", налог уплачивается со всей суммы дохода (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Понесенные расходы в таком случае не учитываются при расчете налоговой базы, и подтверждать их налогоплательщик не обязан. Подтверждением понесенных расходов в связи с осуществлением предпринимательской деятельности являются первичные документы, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - ФЗ "О бухгалтерском учете").
При расчете размера алиментов должников-индивидуальных предпринимателей, применяющих налогообложение в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, судебному приставу-исполнителю рекомендуется затребовать у должника в соответствии с положениями ФЗ "О бухгалтерском учете" первичную финансовую документацию (накладные, счета-фактуры, квитанции, иные бланки строгой отчетности, расходные счета и др.) и произвести расчет задолженности по алиментам с учетом указанных документов.
Аналогичным образом определяется размер алиментов (задолженность) индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения.
С целью выявления фактического дохода индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения "доход" и ЕНВД, судебный пристав-исполнитель может рекомендовать индивидуальным предпринимателям вести книгу доходов и расходов.
При этом во всех указанных случаях порядка расчета размера алиментов (задолженности) для должника-индивидуального предпринимателя судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать сумму его дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы налогообложения.
В случае уменьшения суммы дохода индивидуального предпринимателя на величину расходов судебному приставу-исполнителю следует руководствоваться п. 2 ст. 346.5, п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
В случае, если должник не предоставляет соответствующие документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, размер алиментов (задолженность) полагаем возможным определять исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания алиментов (задолженности) в соответствии с п. 4 ст. 113 СК РФ.
При предъявлении судебному приставу-исполнителю декларации о доходах должника-индивидуального предпринимателя в случае увеличения его дохода размер алиментов (задолженности) подлежит перерасчету.
VI. Распределение взысканных денежных средств и очередность удовлетворения требований взыскателей по исполнительным производствам о взыскании алиментов
При распределении взысканных денежных средств по исполнительным производствам о взыскании алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо руководствоваться положениями ст. 110 Закона.
В соответствии с положениями ст. 111 Закона требования по взысканию алиментов удовлетворяются в первую очередь, наряду с требованиями по возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещением вреда в связи со смертью кормильца, ущерба, причиненного преступлением, о компенсации морального вреда.
В случае если в отношении должника возбуждено сводное исполнительное производство, очередность удовлетворения требований взыскателей, предъявивших на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, определяется положениями ст. 111 Закона.
В рамках одной очереди (в том числе при наличии нескольких исполнительных документов о взыскании алиментов) требования удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе (ч. 3 ст. 111 Закона).
При нахождении на исполнении двух и более исполнительных документов о взыскании алиментов, например, бухгалтеру необходимо удерживать текущие алименты по ним, a из оставшейся суммы заработной платы, из которых возможно удержать алименты (не более 70%), удерживается задолженность по алиментам.
VII. Виды доходов, из которых производится удержание алиментов
При взыскании алиментов, уплачиваемым на несовершеннолетних детей, на содержание нетрудоспособных совершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, супруга (супруги) и других членов семьи для определения видов заработков или доходов, на которые следует обращать взыскание, судебному приставу-исполнителю необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 N 841 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2015 N 332) (далее - Перечень).
Статья 101 Закона устанавливает исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
В соответствии с п. 9 ч. 1 статьи 101 Закона не допускается обращение взыскания на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Перечня, алименты удерживаются, в том числе из пособия по безработице только на основании судебного акта о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.
Пособие по безработице законодательством не отнесено к виду обеспечения по обязательному социальному страхованию, поэтому на такое пособие может быть обращено взыскание по исполнительному документу. 1
------------------------------
1Пункт 57 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50.
------------------------------
В целях предотвращения обращения взыскания на денежные средства, указанные в ст. 101 Закона, судебному приставу-исполнителю необходимо затребовать и проверять информацию об источниках формирования денежных средств на счетах должника. 2
------------------------------
2Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2011 N 49-В11-11.
------------------------------
В соответствии с ч. 7 ст. 69 Закона на должника возложена обязанность по предоставлению судебному приставу-исполнителю документов, подтверждающих наличие принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.
При удержании алиментов из денежных средств, полученных лицом, имеющим алиментные обязательства, по договору купли-продажи объектов недвижимого и движимого имущества, следует учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации.
С учетом необходимости обеспечения баланса интересов обеих сторон алиментных отношений алименты подлежат удержанию из доходов, полученных их плательщиком только по тем заключенным в соответствии с гражданским законодательством договорам, заключая которые лицо реализует принадлежащие каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности, а также право на труд (ст. 34, ч. 1; ст. 37, ч. 1 Конституции Российской Федерации). 1
------------------------------
1Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 122-О-О.
------------------------------
Таким образом, не могут взыскиваться алименты с доходов, полученных гражданином от разовых сделок по продаже недвижимости (квартиры, земельного участка, садового домика и др.), т.е. с доходов, не связанных с осуществлением им экономической деятельности.
В соответствии с законодательством Российской Федерации после смерти должника по исполнительному производству у кредиторов должника возникает право на предъявление требований имущественного характера к наследникам должника, принявшим наследство, в том числе о взыскании задолженности по алиментам. 2
------------------------------
2Пункт 15 и пункт 58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании".
------------------------------
Судебное постановление, предусматривающее взыскание алиментов с обязанного лица, возлагает на него обязанность ежемесячно выплачивать определенную денежную сумму, неуплата которой влечет за собой возникновение денежной задолженности (денежного обязательства). Такое денежное обязательство является долгом, не связанным с личностью, а потому обязанность по его уплате переходит к наследнику должника, которую последний, при условии принятия им наследства, обязан погасить в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. 3
------------------------------
3Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2016 N 45-КГ16-1.
------------------------------
В соответствии с положениями ст. 411 ГК РФ и ст. 116 СК РФ алименты не могут быть зачтены другими встречными требованиями.
Выплаченные суммы алиментов не могут быть истребованы обратно, за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 116 СК РФ.
В соответствии со ст. 118 СК РФ лицо, выезжающее на постоянное жительство в иностранное государство, вправе заключить с членами семьи, которым оно по закону обязано предоставлять содержание, соглашение об уплате алиментов в соответствии со ст. ст. 99, 100, 103 и 104 СК РФ. При этом в соответствии с п. 2 ст. 118 СК РФ при недостижении соглашения заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с требованием об определении размера алиментов в твердой денежной сумме и о единовременной выплате алиментов, или о предоставлении определенного имущества в счет алиментов, или об уплате алиментов иным способом,
VIII. Порядок проведения проверок бухгалтерий предприятий (организаций). Ответственность должностных лиц организаций (предприятий), имеющих обязанности по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя либо по собственной инициативе имеет право проводить у работодателя проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам в отношении работающих в указанной организации должников.
Взыскатель имеет право подать в службу судебных приставов письменное заявление о проведении проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам о взыскании алиментов.
При этом заявление может быть подано в структурное подразделение судебных приставов, в котором велось (ведется) исполнительное производство о взыскании алиментов, либо в структурное подразделение судебных приставов по месту жительства взыскателя либо по месту нахождения организации, с приложением копии постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (при наличии).
Организация (предприятие), в которую судебный пристав-исполнитель направляет постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, включается в реестр организаций (предприятий), который ведется в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России (приложение N 2). Соответствующий реестр формируется с использованием ПК ОСП.
По оконченным и неоконченным (при наличии задолженности) исполнительным производствам о взыскании алиментов проверка бухгалтерий организаций (предприятий) проводится не реже одного раза в год по инициативе судебного пристава-исполнителя.
В обязательном порядке проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по постановлению об обращении взыскания на заработную плату или иные доходы должника судебный пристав-исполнитель проводит по заявлению либо по жалобе взыскателя или в случае непредоставления бухгалтерией организации (предприятия) информации по требованию судебного пристава-исполнителя, отмеченному в указанном постановлении.
Исполнительные действия, предусмотренные п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона, судебный пристав-исполнитель вправе совершать самостоятельно либо в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона.
В случае если проверяемая организация располагается на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, то действия по проверке бухгалтерии организации (предприятия) осуществляются самостоятельно путем выезда в организацию (предприятие) и истребования необходимых документов либо направления требования о представлении документов в структурное подразделение территориального органа ФССП России.
При проведении проверки бухгалтерии организации (предприятия) судебный пристав-исполнитель составляет акт проведения проверки правильности удержания и перечисления денежных средств бухгалтерией организации (предприятия) (приложение N 3).
Акт проведения проверки правильности удержания и перечисления денежных средств бухгалтерией организации (предприятия) с документами, подтверждающими правильность (либо допущенные нарушения) удержания и перечисления алиментов, приобщаются к материалам исполнительного производства, в рамках которого организована проверка.
Копия акта проверки бухгалтерии с соответствующими документами подшивается в наряд "Акты проверок бухгалтерий (организаций), производящих удержание".
При обнаружении в действиях должностных лиц организации (предприятия) нарушений законодательства Российской Федерации судебный пристав-исполнитель решает вопрос о привлечении их к установленной законодательством ответственности.
В случае выделения при проверке бухгалтерии (организации) нарушений трудового (фактов выплаты должнику заработной платы ниже МРОТ в соответствии со ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации) или налогового законодательства (фактов выплаты должнику заработной платы в размере ниже среднеотраслевого уровня), судебный пристав-исполнитель о данных фактах информирует территориальные органы Роструда и ФНС России с приложением документов, подтверждающих выявленные нарушения (приложения N 4, N 5).
При этом начальник отдела - старший судебный пристав организует работу по контролю за исполнением территориальными органами Роструда и ФНС России положений межведомственных соглашений по принятию мер реагирования на полученные от судебных приставов-исполнителей сведения о нарушениях.
При выявлении в ходе проверки бухгалтерии организации (предприятия) фактов нарушения руководителем либо иным ответственным лицом организации законодательства об исполнительном производстве, выразившихся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, судебный пристав-исполнитель составляет в отношении виновного лица протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.
Порядок действий должностных лиц ФССП России по привлечению правонарушителей к административной ответственности разъяснен в соответствующих методических рекомендациях ФССП России.
В случае установления признаков злостного неисполнения, а равно воспрепятствования исполнению вступившего в законную силу судебного акта со стороны руководителя организации (предприятия), производящей удержания, судебный пристав-исполнитель составляет рапорт о наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, который с копиями материалов исполнительного производства незамедлительно направляется начальнику отдела - старшему судебному приставу для организации регистрации, проверки и принятия процессуального решения.
IX. Порядок исчисления исполнительского сбора по исполнительным производствам о взыскании алиментов
В соответствии с ч. 5 ст. 102 и ч. 4 ст. 112 Закона исполнительский сбор за неуплату алиментов исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.
Одновременно с вынесением постановления о расчете задолженности судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора на сумму задолженности, накопившейся за период с момента вынесения предыдущего постановления, а также с указанием общей суммы исполнительского сбора (нарастающим итогом).
X. Взыскание неустойки
В соответствии со ст. 115 СК РФ при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по соглашению об уплате алиментов, виновное лицо несет ответственность в порядке, предусмотренном этим соглашением.
При образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, виновное лицо уплачивает получателю алиментов неустойку в размере 0,5% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки.
Взыскание неустойки при образовании задолженности по алиментам является гражданско-правовой формой ответственности за неисполнение данного обязательства и предусмотрена законом, в связи с чем ответственность наступает не за нарушение законодательства об исполнительном производстве. Данный вид гражданско-правовой ответственности налагает на виновное лицо суд по правилам искового производства.
Неустойка, установленная п. 2 ст. 115 СК РФ, является специальной мерой ответственности, гарантирующей осуществление прав нуждающихся членов семьи на получение содержания, и взыскивается в виде фиксированного размера процентов, взимаемых за каждый день просрочки.
Расчет неустойки осуществляется в судебном порядке (гл. 23 ГК РФ).
В целях расчета суммы неустойки в соответствии с п. 2 ст. 115 СК РФ судебный пристав-исполнитель производит помесячный расчет задолженности по алиментам по соответствующему заявлению стороны исполнительного производства.
Получатель алиментов вправе также взыскать с виновного в несвоевременной уплате алиментов лица, обязанного уплачивать алименты, все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части, не покрытой неустойкой.
XI. Исполнительный розыск должников и их имущества по исполнительным производствам о взыскании алиментов
В случае если совершенные исполнительные действия, предусмотренные Законом не позволили установить местонахождение должника и/или его имущества, судебный пристав-исполнитель объявляет исполнительный розыск.
При организации и производстве исполнительного розыска следует руководствоваться Методическими рекомендациями по организации и производству исполнительного розыска в Федеральной службе судебных приставов.
XII. Применение мер уголовно-правового воздействия и полномочий административной юрисдикции к должникам, не исполняющим требования исполнительных документов о взыскании алиментов
По исполнительным производствам о взыскании алиментов при наличии оснований судебный пристав-исполнитель принимает меры к привлечению должника к административной ответственности, предусмотренной ч.ч. 1, 2 ст. 5.35.1 КоАП РФ.
В соответствии с диспозицией ст. 5.35.1 КоАП РФ к административной ответственности привлекаются родители или нетрудоспособные дети, являющиеся должниками по исполнительным производствам, возбужденным на основании судебных актов либо нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов, не уплачивающие без уважительных причин средства на содержание несовершеннолетних детей (нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста) либо нетрудоспособных родителей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Особенностями данных правонарушений являются: обязательное наличие судебного решение или нотариально удостоверенного соглашения об уплате денежных средств (алиментов), невыплата денежных средств без уважительных причин в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.
Под уважительными причинами следует понимать обстоятельства, при которых задолженность по алиментам образовалась у лица не по его вине либо по вине других лиц, в частности, в связи с несвоевременной выплатой заработной платы работодателем, задержкой или неправильным перечислением банком алиментных сумм.
При этом необходимо учитывать, что приведенный перечень обстоятельств не является исчерпывающим и причины неуплаты алиментов должны устанавливаться в каждом конкретном случае отдельно.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 5.35.1 КоАП РФ, возбуждаются должностными лицами ФССП России, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов, установленных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Перечень должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, установлен соответствующим приказом ФССП России.
Протокол об административном правонарушении составляется должностным лицом ФССП России в сроки, установленные ст. 28.5 КоАП РФ. Требования к содержанию протокола установлены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным. В соответствии с ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления. При этом ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Исходя из указанных норм административного законодательства Российской Федерации обязанность по обеспечению явки лица, в отношении которого ведется производство по делу, возлагается на должностное лицо ФССП России, составившее протокол об административном правонарушении, предусмотренный ст. 5.35.1 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении и соответствующие материалы передаются в суд (не направляются) одновременно с явкой правонарушителя для рассмотрения дела судом.
После вступления в силу постановления суда о назначении административного наказания по ст. 5.35.1 КоАП РФ, и в случае дальнейшей неуплаты алиментов должник может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ.
Статья 157 УК РФ устанавливает уголовную ответственность родителей или совершеннолетних трудоспособных детей за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате средств на содержание несовершеннолетних детей (нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста) либо нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно.
Под неоднократностью в ст. 157 УК РФ следует понимать совершение лицом аналогичного деяния, за которое оно ранее подвергалось административному наказанию в соответствии с ч. 1, 2 ст. 5.35.1 КоАП РФ в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. В свою очередь, аналогичными следует считать деяния, совпадающие по своим объективным и субъективным признакам.
Учитывая, что в диспозицию ст. 157 УК РФ введена административная преюдиция, привлечение должника к уголовной ответственности в случае уклонения от уплаты алиментов возможно только при условии, что он ранее подвергался административному наказанию за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, постановление суда о назначении наказания по делу об административном правонарушений вступило в законную силу и не истек срок, установленный ст. 4.6 КоАП РФ, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления).
Алименты с родителей взыскиваются на содержание детей до достижения ими 18-летнего возраста. Однако лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности за действия, совершенные до достижения ребенком 18 лет, и тогда, когда ребенок достиг совершеннолетия, в случае если сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности (2 года) не истекли.
Также подлежат уголовной ответственности родители, отцовство которых установлено в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 48, ст. 49 СК РФ, и лица, усыновившие (удочерившие) ребенка. В то же время опекуны и попечители не могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ.
Кроме того, следует учитывать, что факт уклонения от отбывания назначенного судом административного наказания, предусмотренного в диспозиции ст. 5.35.1 КоАП РФ, в том числе в виде административного ареста, обязательных работ либо наложения административного штрафа, не исключает, при наличии оснований, возможности привлечения должника к уголовной ответственности за неуплату алиментов и может быть использован в качестве дополнительного подтверждения наличия состава преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ.
В случае если должник в течение двух и более месяцев после вступления в законную силу постановления о назначении наказания по делу об административном правонарушении либо после отбытия административного наказания без уважительных причин не выплачивает установленные судом или нотариально удостоверенным соглашением средства на содержание несовершеннолетних детей (нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста) либо нетрудоспособных родителей, судебный пристав-исполнитель в порядке ст. 143 УПК РФ составляет рапорта об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ, который незамедлительно передает начальнику отдела - старшему судебному приставу (лицу, исполняющему его обязанности) для принятия решения о регистрации сообщения о преступлении и проведении проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ.
Для надлежащего процессуального закрепления факта совершения преступления к рапорту прилагаются следующие документы:
копия постановления по делу об административном правонарушении по ст. 5.35 1 КоАП РФ;
копии сведений об отбытии (уклонении от отбывания) виновным лицом назначенного судом наказания;
копия постановления о расчете задолженности по алиментам (с разбивкой по месяцам);
объяснение должника о причинах неисполнения судебного решения или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов на содержание детей (нетрудоспособных родителей);
информация от взыскателя по факту неуплаты должником алиментов, о местонахождении и месте работы должника, и т.п.
копии иных документов, указывающих на признаки преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ, в деянии должника.
Копии указанных документов заверяются судебным приставом-исполнителем в установленном порядке.
XIII. Исполнение исполнительных документов о взыскании алиментных платежей при осуществлении должником оплаты алиментов в добровольном порядке, а также после наступления оснований для прекращения их выплаты
При осуществлении должником оплаты алиментов в добровольном порядке исполнительное производство о взыскании алиментов может быть окончено на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона только в случае если должником каждый месяц осуществляется самостоятельная регулярная выплата алиментов и отсутствует задолженность; в материалах исполнительного производства имеется информация, полученная из компетентных органов, об отсутствии у должника дополнительных доходов, из которых возможно производить удержания, а также платежные документы (квитанции, расписки, платежные поручения и др.), подтверждающие факт регулярной ежемесячной выплаты алиментов должником.
В пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 разъяснено, что если исполнительное производство было окончено на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (в том числе требований периодического характера), однако впоследствии в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению должник перестал совершать действия, исполнять требования периодического характера или нарушил запрет на совершение действий, в отношении которых был выдан исполнительный лист, старший судебный пристав или его заместитель (по собственной инициативе или по заявлению взыскателя) вправе в силу ч. 9 ст. 47 Закона отменить постановление об окончании исполнительного производства с указанием на необходимость повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
При окончании исполнительного производства в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона судебный пристав-исполнитель направляет сторонам исполнительного производства копии постановления об окончании исполнительного производства и сопроводительное письмо, в котором взыскателю разъясняется возможность возобновления исполнительного производства в случае если должник перестал исполнять требования исполнительного документа о взыскании алиментов.
В постановлении об окончании исполнительного производства судебный пристав-исполнитель указывает сведения об отсутствии задолженности и добровольной регулярной ежемесячной выплате периодических платежей.
В случае прекращения выплат лицом, обязанным к выплате алиментов, постановление об окончании исполнительного производства отменяется старшим судебным приставом или его заместителем (по собственной инициативе или по заявлению взыскателя) с указанием на необходимость повторного совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения (ч. 9 ст. 47 Закона), и исполнительное производство возобновляется.
Перечень оснований для прекращения выплаты алиментов установлен ст. 120 СК РФ.
В случае достижения ребенком совершеннолетия по исполнительному документу, выданному судом либо истечения срока действия нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов при отсутствии задолженности по исполнительному производству, судебным приставом-исполнителем исполнительное производство оканчивается в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона.
При наличии задолженности по исполнительным документам о взыскании алиментов судебный пристав-исполнитель производит расчет задолженности и принимает комплекс мер принудительного исполнения в целях ее погашения. 1 Расчет задолженности по алиментам производится на дату совершеннолетия ребенка.
------------------------------
1 Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2005.
------------------------------
В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 разъяснено, что исполнительные производства о взыскании периодических платежей могут быть окончены в силу п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона в связи с возвращением исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 - 6 ст. 46 Закона, не ранее окончания срока взыскания периодических платежей.
При принятии решения об окончании исполнительного производства о взыскании алиментов в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона судебный пристав-исполнитель совершает комплекс исполнительных действий, направленных на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе о взыскании периодических платежей.
В остальных случаях вопросы, связанные с прекращением исполнительного производства рассматриваются:
судом 2 по заявлению заинтересованных лиц по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 4 ч. 1 статьи 43 Закона;
судебным приставом-исполнителем по основанию, предусмотренному п. 1. ч. 2 ст. 43 Закона.
------------------------------
2Пункт 17 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 N 8.
------------------------------
В случае наличия оснований для прекращения исполнительного производства судом судебному приставу-исполнителю рекомендуется самостоятельно обращаться в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства либо рекомендовать заинтересованным лицам (сторонам исполнительного производства) обратиться в суд с соответствующим заявлением.
XIV. Исполнение решения суда Российской Федерации на территории иностранного государства и исполнение решения суда иностранного государства на территории Российской Федерации
Порядок исполнения решений судов Российской Федерации на территории иностранного государства и исполнения решений судов иностранного государства на территории Российской Федерации урегулирован Методическими рекомендациями по международной деятельности.
XV. Особенности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов в пользу воспитанников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей, состоящих на учете в органах, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних
Порядок принудительного исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов в пользу воспитанников государственных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по общим правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве.
Средства, причитающиеся в качестве алиментов детям, оставшимся без попечения родителей и находящимся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и в аналогичных организациях, зачисляются на счета этих организаций, где учитываются по каждому ребенку отдельно.
Территориальными органами ФССП России не реже одного раза в квартал проводятся сверки поступления исполнительных документов о взыскании алиментов с государственными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
XVI. Организация рабочего места судебного пристава-исполнителя, исполняющего исполнительные производства о взыскании алиментов
Исполнительные производства о взыскании алиментных платежей в зависимости от длительности нахождения на исполнении должны быть распределены на рабочем месте судебного пристава-исполнителя на две группы и помещены в отдельные категории:
I группа - исполнительные производства, находящиеся на исполнении менее 2 месяцев (по которым принимаются меры по сбору информации о должнике и его имущественном положении, а также по обращению взыскания на его имущество);
II группа - исполнительные производства, находящиеся на исполнении свыше 2 месяцев. В рамках указанной группы исполнительные производства должны быть распределены по следующим категориям:
исполнительные производства, по которым должники объявлены в розыск в соответствии со ст. 65 Закона;
исполнительные производства, по которым проводятся мероприятия, направленные на привлечение должника к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ (и административной ответственности по ст. 5.35.1. КоАП РФ);
исполнительные производства, по которым должники привлечены к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ;
исполнительные производства, по которым должниками осуществляется уплата алиментов в добровольном порядке при отсутствии задолженности по алиментам;
исполнительные производства, по которым должниками осуществляется уплата алиментов в добровольном порядке при наличии задолженности по алиментам (с принятием мер по обращению взыскания на денежные средства и имущество должника);
исполнительные производства с растущей суммой задолженности, по которым должниками осуществляются незначительные выплаты, несоизмеримые с общим размером задолженности;
исполнительные производства с суммами задолженности, по которым копии исполнительных документов направлены по месту работы для удержания периодических платежей (задолженность не может быть погашена в разумный срок без принятия других мер принудительного исполнения);
исполнительные производства с суммами задолженности, по которым копии исполнительных документов направлены по месту работы для удержания периодических платежей (задолженность может быть погашена в разумный срок без принятия других мер принудительного исполнения);
исполнительные производства, по которым имеется задолженность по алиментам после достижения ребенком совершеннолетия;
исполнительные производства, приостановленные в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", за исключением случаев объявления должников в розыск;
исполнительные производства, находящиеся на исполнении по иным основаниям.
В структурных подразделениях организуется ведение нарядов, в которых формируются копии следующих документов:
акты проверок бухгалтерий организаций, производящих удержания;
акты сверок с детскими домами;
иные организационные материалы по вопросам исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов.
Директор |
А.О. Парфенчиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. Федеральной службой судебных приставов 30 ноября 2016 г. N 0001/14)
Опубликование:
-