г. Краснодар |
|
15 июля 2022 г. |
Дело N А32-53459/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Маркиной Т.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595 ОГРН 1062309019794) - Шашарина С.О. (доверенность от 10.01.2022), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Павловой Ольги Петровны - Павловой О.Н. (доверенность от 15.06.2022), Павловой О.П. (паспорт), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Департамента городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (ИНН 2320180758 ОГРН 1102366001880), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 11427 5, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Павловой Ольги Петровны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по делу N А32-53459/2021, установил следующее.
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Кубань" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Департамента городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - департамент) от 15.11.2021 N 000279. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Павлова Ольга Петровна.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, предписание признано недействительным по мотивам надлежащего уведомления обществом как исполнителем коммунальной услуги Павловой О.П. о наличии задолженности за оплату услуги энергоснабжения, отсутствия технической возможности для введения режима ограничения потребления электроэнергии.
В кассационной жалобе Павлова О.П. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и отправить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Ссылается на неправомерное отклонение ходатайств, отрицает наличие задолженности, неправомерное начислений, ненадлежащее уведомление о задолженности по электронной почте.
В отзыве на жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Павлова О.П. заявила ходатайство о приобщении к материалам дела доказательств, свидетельствующих о незаконности начисления ей платы за электроэнергию.
Ходатайство подлежит отклонению, поскольку при решении вопроса о принятии дополнений, письменных пояснений к кассационной жалобе либо отзыва на кассационную жалобу судам кассационной инстанции необходимо иметь в виду, что сугубо правовое обоснование доводов и возражений стороны вправе приводить на всех стадиях рассмотрения дела, если они основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела, и если такие дополнения, пояснения к кассационной жалобе не содержат ни новых требований, ни новых доказательств, которые в силу положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться и исследоваться судом кассационной инстанции.
Новые и (или) дополнительные доказательства, имеющие отношение к установлению обстоятельств по делу, судом кассационной инстанции не принимаются. Если лицо, участвующее в деле, представило в суд кассационной инстанции дополнительные доказательства, не представленные им в суд первой, апелляционной инстанции, в том числе вместе с отзывом на кассационную жалобу, то такие доказательства судом кассационной инстанции к материалам дела не приобщаются и при необходимости возвращаются, о чем выносится определение (абзац третий пункта 29, пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции". Приложения к ходатайству подлежат возврату третьему лицу.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что департамент на основании распоряжения от 09.11.2021 N 279 провел внеплановую выездную проверку обращения потребителя о прекращения предоставления обществом исполнителем коммунальной услуги электроснабжения по адресу: Краснодарский край, Сочи, Дмитриева, 23/3, жилых помещений N 516, 517 (далее - помещение). Из выписки из лицевой карты потребителя (лицевой счет N 230201104555) следует, что у потребителя Павловой О.П. на январь 2021 года образовалось 1 408 рублей 67 копеек задолженности по оплате электроэнергии.
По результатам внеплановой выездной проверки департамент составил акт от 15.11.2021 N 000279, зафиксировав в нем нарушение обществом: порядка уведомления потребителя при введении режима ограничения предоставления коммунальной услуги по электроснабжению (далее - уведомление об ограничении), установленного подпунктом "а" пункта 119 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) - не представлены доказательства направления уведомления об ограничении на электронную почту Павловой О.П.; порядка ограничения предоставления коммунальной услуги по электроснабжению (далее - электроснабжение, ограничение электроснабжения), установленный подпунктом "б" пункта 119 Правил N 354 - не представлены доказательства отсутствия технической возможности введения ограничения режима потребления (частичного ограничения).
По результатам проверки департамент вынес предписание от 15.11.2021 N 000279 о возобновлении предоставления потребителю коммунальной услуги электроснабжения по спорному адресу, которое общество обжаловало в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование по делу, суд сослался на подпункт "и" пункта 33 Правил N 354, возлагающий на потребителя обязанность своевременной и в полном объеме оплаты коммунальных услуг, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (пункт 118 Правил N 354).
Исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение двадцати дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи (подпункт "а" пункта 119 Правил N 354).
Отклоняя аргументы департамента о несоблюдении обществом установленного порядка уведомления о предстоящем ограничении подачи электроэнергии и полном ее отключении, суд счел подтвержденным наличие у Павловой О.П. задолженности за потребленную электроэнергию перед обществом как исполнителем коммунальной услуги, сославшись на направление обществом потребителю 15.01.2021 на его электронную почту olesianev@mail.ru уведомления с текстом о наличии задолженности и последствиях в случае неоплаты. Уведомление получено потребителем 16.01.2021 в 12 час. 31 мин., что подтверждается скриншотом экрана статуса доставки сервиса уведомлений, этот адрес электронной почты числится в согласии о предоставлении официальной контактной информации, так и в копии обращения Павловой О.П., в которых она контактом для общения и получения квитанций указывает тот же адрес электронной почты. В акте от 09.04.2021 N 158 отражено отсутствие технической возможности введения частичного ограничения поставки электроэнергии. Поскольку Павлова О.П. по истечении десяти дней не уплатила задолженность за потребленную электроэнергию, предоставление этой коммунальной услуги приостановлено путем отключения фазового провода от прибора учета, о чем составлен акт от 22.04.2021 N 157-9. Суд счел недоказанным принятие департаментом мер к получению соответствующих доказательств у общества, ссылаясь на постановления Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) о прекращении производства по делам об административном правонарушении от 28.12.2021 N 001441, N 001442, где отражено отсутствие состава правонарушения в действиях общества при введении режима ограничения потребления электроэнергии по адресу: Краснодарский край, Сочи, Дмитриевой, 23/3, ж/п 516 - 517, отзыв департаментом 25.01.2022 повторного предписания от 28.12.2021 с аналогичными требованиями в адрес исполнителя коммунальной услуги, сделал вывод о правомерном приостановлении обществом оказания услуги электроснабжения.
Правильно ссылаясь на установленный порядок уведомления потребителя о предстоящем ограничении (приостановлении оказания услуги электроснабжения), суд неполно проверил доводы участвующих в деле лиц, мОгущие непосредственным образом повлиять на рассмотрение вопроса о наличии (отсутствии) оснований для производства обществом как гарантирующим поставщиком обжалуемых Павловой О.П. действий.
Так, из жалобы Павловой О.П. следует, что общество прекратило оказание ей услуги электроснабжения по адресу: Краснодарский край, Сочи, Дмитриева, 23/3, жилых помещений N 516, 517, а в договоре энергоснабжения от 16.08.2017 и протокола разногласий к нему от 25.10.2017 помещением, в котором оказывается услуга, указана квартира N 50. Причины расхождения в указании спорного помещения, в которое прекращена подача электроэнергии, суд не выяснил.
Не получили оценки аргументы Павловой О.П. о включении в состав спорной задолженности платы за услугу электроснабжения помещений, находящихся в общедолевой собственников всех помещений в "блокированном" доме, а фактически потребляемой на иные нужды, не связанные с использованием общих помещений в домостроении.
Соглашаясь с наличием у Павловой О.П. задолженности по оплате коммунального ресурса, суд не проверил, из чего она сложилась (непосредственно за услугу подачи электроэнергии в помещение, принадлежащее Павловой О.П., или на общедомовые нужды), тогда как потребитель утверждал о таком основании возникновения долга, как исключительно общедомовые нужды, а потребление в принадлежащем ей помещении, в котором установлен индивидуальный прибор учета, не производится с момента передачи ей помещения застройщиком. По этим же причинам является неполной оценка доводов потребителя об отсутствии факта самовольного подключения к потреблению коммунальной услуги - счетчик в помещении установлен застройщиком в установленном порядке.
Исходя из подпункта "а" пункта 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
Согласно пункту 118 Правил N 354 Правил, находящемуся в разделе XI "Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг", под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 3 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (абзац первый). В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности (абзац второй). В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы (абзац третий).
Приказом Минрегионразвития России от 19.09.2011 N 454 утверждены примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг согласно приложению N 1 и Методические рекомендации по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг согласно приложению N 2 (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 5 Методических рекомендаций для оплаты потребителем услуг в суммах, не соответствующих указанным в платежном документе за расчетный период, в том числе для осуществления авансовых платежей и частичной оплаты без нарушения установленного срока внесения платы за коммунальные услуги согласно подпунктам "в" и "г" пункта 65 Правил, рекомендуется выдавать потребителю незаполненный платежный документ, не содержащий расчет размера платы по каждому виду услуг, сумму к оплате, указание на расчетный период. При этом потребителю не рекомендуется вносить в платежный документ произвольные суммы за услуги по его усмотрению.
Пропорциональное распределение оплаты за услуги ЖКХ увеличивает период погашения задолженности за эти услуги, а также ставит потребителей, заключивших договор управления МКД с управляющей компанией, в неравное положение с гражданами, вступившими в договорные отношения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, на которых действие данной нормы не распространяется.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему ремонту общего имущества в МКД; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги часть 1 статьи 153, часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления МКД либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (части 1, 2 статьи 155 Жилищного кодекса).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса).
Абзац третий пункта 118 Правил N 354 устанавливает, что при частичной оплате потребителем коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту жилого помещения пропорциональное распределение исполнителем полученной от потребителя платы между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения. Это же положение содержится в подпункте "а" пункта 5 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253, в целях реализации пункта 2 статьи 155 Жилищного кодекса которых определено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, в общем размере платежей потребителя при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу не в полном размере определяется в размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.
Плательщик, обязанный внести несколько платежей, вправе сам, если иное не предусмотрено законом, определять назначение своего платежа и обязательство, которое он погашает этим платежом.
Каким образом распределялась плата за электроэнергию (общедомовые нужды и (или) за используемую в помещении потребителя), как и принцип расчета и деления электроэнергии (неоплаченные коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, дополнительные услуги (например, видеонаблюдение, обслуживание СКУД, которые по правилам пункта 118 Правил N 354 включаться в отсутствие соответствующего общего собрания собственников помещения, установленного тарифа и т.д. не могли), заключался ли при этом на электроснабжение на общедомовые нужды, и кем, соответствующий договор энергоснабжения, суд не указал.
Возможность направления поступивших от потребителя денежных средств на погашение задолженности по дополнительным услугам действующим жилищных законодательством не предусмотрена. Основан ли на положениях пункта 118 Правил N 354 расчет общества задолженности потребителя, образовалась ли она в результате не основанного на пункте 118 Правил N 354 порядка распределения поступающих от Павловой О.П. денежных средств у нее образовалась задолженность по коммунальным платежам, суд проверил неполно.
Из абзацев второго и третьего пункта 118 Правил N 354 следует, что если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности и исходя из частично неоплаченной суммы (абзац третий пункта 118 Правил N 354), в том числе потребляемой на общедомовые нужды) в отдельности.
В спорной платежной квитанции услуга, по которой образовалась задолженность, указана в общем виде, без ссылки потребления на общедомовые нужды. Производило ли общество перерасчет и делило ли задолженность на неоплаченные коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, а также дополнительные услуги (например, видеонаблюдение, обслуживание СКУД), суд не проверил.
Кроме того, неполная оплата за текущий месяц распределяется на плату за коммунальные услуги и плату за содержание жилого помещения. В последнюю могут входить отражаемые отдельными строками (в силу закона - коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества, и дополнительные платежи). Если дополнительные платежи входят в состав платы за содержание жилого помещения, задолженность распределяется и на них, в противном случае они не учитываются при определении задолженности за коммунальные услуги.
Из подпункта "з" пункта 69 Правил N 354 следует, что в платежном документе должны содержаться сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
При разнесении суммы неполной оплаты управляющая компания не может делить полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами услуг, в том числе, и дополнительными услугами, что является нарушением пункта 118 Правил N 354.
На основании статьи 319 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) сумма произведенного платежа, недостаточная для исполнения денежного обязательства полностью, при отсутствии иного соглашения погашает прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем - проценты, а в оставшейся части - основную сумму долга.
В случае, если исполненного должником недостаточно для погашения всех однородных обязательств должника перед кредитором, исполненное засчитывается в счет обязательства, указанного должником при исполнении или без промедления после исполнения (пункт 1 статьи 319.1 Гражданского кодекса). Если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон, в случае, когда должник не указал, в счет какого из однородных обязательств осуществил исполнение, и среди таких обязательств имеются те, по которым кредитор имеет обеспечение, исполнение засчитывается в пользу обязательств, по которым кредитор не имеет обеспечения (пункт 2 стать 319.1 Кодекса). Если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон, в случае, когда должник не указал, в счет какого из однородных обязательств осуществлен исполнение, преимущество имеет то обязательство, срок исполнения которой наступил или наступит раньше, либо, когда обязательство не имеет срока исполнения, то обязательство, которое возникло раньше. Если сроки исполнения обязательств наступили одновременно, исполненное засчитываем пропорционально в погашение всех однородных требований (пункт 3 статьи 319.1 Кодекса).
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" отражено, что в платежном документе должны быть указаны в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг. Денежные средства, внесенные на основании платежного документа, содержащего указание на расчетный период, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платежном документе. Если платежный документ не содержит данных о расчетном периоде, денежные средства, внесенные на основании данного платежного документа, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (статьи 319.1 Гражданского кодекса). В случае, когда наниматель (собственник) не указал, в счет какого расчетного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истек (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса и пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 Гражданского кодекса).
Исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, отраженной в платежке. В платежном документе, таким образом, плата исчисляется и распределяется именно пропорционально суммам, отраженным по отдельным строкам. Плата за содержание жилого помещения, исходя из пункта 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса, состоит: из платы за услуги, работы по управлению МКД; платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД. По этим причинам в платежном документе отражаются отдельными строками по каждому виду ресурсов плату за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД. В составе платы за содержание жилого помещения должна выделяться в том числе плата за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества (пункт 29 Правил N 354).
В платежное поручение отдельной строкой также может включаться и определенная общим собранием собственников помещений в МКД (нормативом) отдельно от статьи "содержание общего имущества") дополнительная плата, которая может входить в состав общего имущества - тогда техническое обслуживание включается в договор управления, оплата производится за счет платы за содержание жилого помещения. Если используемое при оказании дополнительной услуги имущество (например, домофон) не является элементом общего имущества, его обслуживание может осуществляться на основании отдельного договора с управляющей компанией или напрямую с подрядной организацией (Письмо Минстроя России от 11.04.2016 N 10686-АТ/04). В отсутствие специальных правовых оснований такие услуги, как охрана, содержание дежурных по подъезду, ремонт системы видеонаблюдения, не входят в перечень работ и услуг, являющихся предметом договора управления, и не должны оплачиваться за счет платы за содержание жилого помещения. В такой ситуации взнос собственника в квитанции, выставляемой ТСЖ для компенсации расходов на оказание названных услуг, не должен оттягивать на себя денежные средства, вносимые собственником помещения в оплату коммунальных услуг и содержания жилого помещения (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 305-АД16-12902).
В пункте 69 Правил N 354 установлено, что в платежном документе указывают: оплачиваемый месяц (подпункт "в"), размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг (подпункт "г"), сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды (подпункт "з"). Задолженность отражается в квитанции в качестве справочной информации отдельно от платы за коммунальные услуги за оплачиваемый месяц, включение задолженности в итоговую сумму к уплате незаконно, поскольку потребитель вправе оплатить платежный документ по своему выбору как в сумме за расчетный период, так и в итоговой сумме (с учетом долга). При разнесении сумм оплаты в счет погашения платы за истекший месяц или прошедшие периоды, как следует из статьи 319.1 Гражданского кодекса, приоритет отдается названному должником расчетному периоду - в отсутствие специального указания потребителя исполнитель не вправе засчитывать поступившие денежные средства в счет задолженности с истекшим сроком исковой давности.
В связи с изложенным вывод суда о соблюдении обществом установленных в подпункте "а" пункта 119 Правил N 354 требований, предъявляемых к содержанию и способу доведения до сведения потребителя предупреждения (уведомления) должника об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги за долги, включенных в текст платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги, выставлено с соблюдением пункта 2 статьи 165.1 Гражданского кодекса и статьей 7 Жилищного кодекса, доведено до сведения Павловой О.П. законным способом направления юридически значимого сообщения о введении ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги, является преждевременным.
При рассмотрении дела суд также не дал надлежащей правовой оценки о наличии у общества оснований для взыскания задолженности по оплате коммунального ресурса непосредственно с ее потребителя.
Каким образом рассчитывался объем коммунальной услуги, потребляемой на общедомовые нужды; методику расчета (норматив, соотношение площади потребителя к общей площади в доме или иным образом; установлены ли в доме и помещениях общедомовой и индивидуальные приборы учета у всех собственников помещений или только их части; категории помещений в доме (жилые, нежилые); и кто в силу закона обязан оплачивать спорную задолженность, суд также проверил неполно.
Размер платы за коммунальную услугу в жилом или нежилом помещении в МКД, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, рассчитываются по различным формулам; зависит как объема (количества) потребленной за расчетный период электроэнергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета энергии, которым оборудован МКД, тарифов на электроэнергию в зависимости от категорий потребителей и т.д.
Энергия оплачивается за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса).
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (часть 1 статьи 541 Гражданского кодекса).
Оборудован ли дом, в котором расположено помещение Павловой О.П., центральным индивидуальным пунктом, единым узлом учета электроэнергии, как общество определило размер коммунальной услуги (и в отношении каких объектов), учитывались ли при этом общая площади всех жилых и нежилых помещений в доме, суд, несмотря на многочисленные доводы Павловой О.П. в этой части, не проверил. Не получил при этом оценки и аргументы об отказе застройщика дома допустить собственников помещений в нем к общедомовому узлу учета электроэнергии, включении им в общедомовые нужды оплату электроэнергии площадей парковочных мест и площади въезда на парковку и вспомогательных помещений, а также при строительстве соседнего блока; о наличии расхождений в количестве помещений (начисляется общедомовая плата на 106 помещений, а в доме их 160). Из каких параметров рассчитывалась спорная плата, неясно.
Согласно ГОСТу Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения, утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст, МКД - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения. В состав общего имущества включается оборудование, с помощью которой в МКД поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений МКД, обеспеченного внутридомовой системой электроснабжения, подключенной к централизованным электроснабжения, потребляют ее в том числе на свои и общедомовые нужды.
Обязательства по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, собственникам и пользователям жилых домов возникают на основании возмездного договора. В таких сферах деятельности, как предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, собственникам и пользователям жилых домов, заключается публичный договор.
Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию представляет собой документальное оформление в установленном порядке готовности средства измерений к использованию по назначению, производится исполнителем и является необходимой составляющей для осуществления расчетов за коммунальные услуги по приборам учета. Регулируя отношения по договору энергоснабжения, Гражданский кодекс предусматривает возможность заключения договора с абонентом при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 Кодекса). Обеспечение учета потребления энергии предполагает приобретение и установку абонентом индивидуального прибора учета, а оформление в установленном порядке готовности средства измерений к использованию по назначению, производится исполнителем.
Наличию у общества правовых оснований напрямую выставлять платежную квитанцию на оплату собственником помещения электроэнергии, израсходованной на общедомовые нужды; заключались ли между собственниками помещений и застройщиками дома договоры о передаче функций по управлению домом, его содержанию, обслуживанию и ремонту, кто обеспечивает надлежащее содержание имущества и предоставление необходимых коммунальных услуг, в том числе энергоснабжения, суд правовой оценки не дал.
С какого момента потребитель принял на себя обязательство оплачивать электроэнергию на общедомовые нужды (или в принадлежащее ему помещение), вносил ли он плату за управление, содержание и ремонт помещения, за их содержание и коммунальное обслуживание, суд не проверил.
Между тем от проверки этих обстоятельств зависит проверка вопроса о лице, обязанном нести расходы по содержанию помещений до момента передачи их собственникам (например, застройщик).
Статьей 210 Гражданского кодекса предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по оплате за коммунальные услуги несут собственники жилых помещений, а также лица, использующие жилые помещения по договору найма, аренды или на других законных основаниях (статья 153 Жилищного кодекса).
Отношения сторон по созданию объекта недвижимости регулируются в том числе и положениями статьи 740 Гражданского кодекса, в соответствии с которой подрядчик обязуется в установленный срок построить по заданию заказчика определенный объект. Порядок сдачи и приемки работ, выполненных подрядчиком, определен статьей 753 Гражданского кодекса, где в пункте 4 установлено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. В силу договоров инвестирования, заключенных застройщиком с инвесторами, последние несут расходы по ремонту, содержанию, техническому и коммунальному обслуживанию с момента подписания акта приема-передачи помещения. У инвесторов обязанность по оплате коммунальных услуг возникает с момента подписания акта приема-передачи помещения. До момента подписания актов приема-передачи помещениями владеет и пользуется застройщик, который и должен нести бремя их содержания. С момента ввода в эксплуатацию жилого дома и до передачи квартир участникам долевого строительства застройщик несет обязанность по оплате коммунальных услуг, в том числе электроэнергии.
В связи с исполнением каких обязательств потребитель получил от застройщика спорные помещения, суд не проверил, тогда как, например, по договору о долевом участии жилых помещений застройщик мог являться и подрядчиком по отношению к дольщикам до передачи результата работ по актам, обязанным нести бремя содержания имущества (результата работ).
Когда прекратилась обязанность застройщика как владельца помещений в доме оплачивать стоимость коммунальных услуг и расходов на содержание помещений, определяемых соразмерно доле в праве собственности на это имущество; кому общество подавало спорную электроэнергию (потребителю или застройщику), периоды и для каких целей, когда дом сдан в эксплуатацию застройщиком; кто и в какие периоды нес расходы за содержание общедомового имущества, когда помещения переданы их собственникам застройщиком, суд не проверил.
Обязанностью энергоснабжающей организации по договору энергоснабжения в соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса является подача абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергии, которая оплачивается абонентом (статья 544 Кодекса) при соблюдении предусмотренного договором режима ее потребления, обеспечения безопасности эксплуатации находящихся его ведении энергетических сетей и исправности используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статей 137, 153, 161, 164, пункта 1 статьи 135, подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса, пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, у застройщика после передачи помещений в доме утрачивается интерес, отличный от интересов заказчиков, в расходах по коммунальному обслуживанию переданных им во владение от застройщика по актам приемки-передачи квартир. Сходные положения установлены в отношении ТСН, не являющихся хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества.
С учетом изложенного не получили надлежащей оценки суда правовые основания возникновения обязанности у потребителя и сроках ее возникновения перед исполнителем коммунальной услуги с учетом правового статуса "блокированного" дома с находящимися в нем жилыми и нежилыми помещениями. Остались невыясненными основания передачи потребителю помещений в домостроении застройщиком, какой способ управления домом выбрали собственники помещений в нем, кем заключался с ресурсоснабжающей организацией договор энергоснабжения помещений, находящихся в общем пользовании собственников помещений, и в отношении какой площади. Как распределялась поставленная электроэнергия в отношении общедолевой собственности между ее участниками (процентное соотношение от общей площади и размера помещений, занимаемых конкретным собственником помещения), и с какого периода, кто оказывал услуги содержания и управления общедомовыми помещениями в спорные расчетные периоды, и основания такого управления (застройщик, ТСН, управляющая компания, кооператив и др.) и установленный в зависимости от способа управления домом механизм распределения коммунального ресурса на общедомовые нужды, тариф, формула расчета и т.д.
При рассмотрении дела суд также не проверил наличие у департамента полномочий на проведение проверки с учетом части 1.1, части 4, пункта 4 части 1, части 13 статьи 20, пункта 6 статьи 2, пункта 9 части 1 статьи 14, подпункта 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса, действующих в момент проверки и выдачи предписания правил, установленных законом Краснодарского края о передаче органам местного самоуправления полномочий по проведению проверок при осуществлении жилищного муниципального контроля, в том числе в отношении муниципального жилищного фонда, с учетом правовых подходов, сформированных в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2020 N 309-ЭС20-4823, 06.04.2018 N 304-КГ18-2348, 12.07.2019 N 309-ЭС19-9905, 25.07.2019 N 307-ЭС19-11043, 20.07.2015 N 304-КГ15-9505, 04.08.2021 N 18-КАД21-44-К4.
В силу части 3 статьи 20 Жилищного кодекса к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса.
Муниципальный жилищный контроль может быть осуществлен только в отношении муниципального жилищного фонда. Полномочия по проверке качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами N 354, отнесены к государственному контролю, осуществляемому соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 N 309-КГ17-4921).
Раздел ХУП Правил N 354 регламентирует вопросы контроля за соблюдением правил предоставления коммунальных услуг, пунктом 161 Правил установлено, что государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса.
Исходя из статьи 1 Закона Краснодарского края от 05.10.2021 N 4539-КЗ органы местного самоуправления муниципальных образований город-курорт Анапа, город Армавир, город-курорт Геленджик, город Краснодар, город Новороссийск, городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Ейский район, Крымский район, Туапсинский район (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Краснодарского края (далее - отдельные государственные полномочия) по осуществлению государственного жилищного надзора в части организации и проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий по вопросам соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда.
Редакция статьи 1 Закона в спорный период изменялась (в том числе в части проведения проверок соблюдения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию (подпункт "а"); выполнению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в МКД, при непосредственном управлении МКД собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (подпункт "ж"); предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах (за исключением требований, установленных к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги) (подпункт "з"); по проведению внеплановых проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии, в части соблюдения требований, установленных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса, исполнения обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса (за исключением требований, установленных к порядку передачи технической документации на МКД и иных документов, связанных с управлением этим домом, определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, осуществлению расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в МКД коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, а также установленных частью 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса) (пункт 2 статьи 1 в редакции Законов Краснодарского края от 05.10.2018 N 3856-КЗ, от 03.04.2020 N 4255-КЗ); по принятию предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению нарушений, выявленных в результате указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части внеплановых проверок (пункт 3 статьи 1 Закона в редакции от 05.10.2018 N 3856-КЗ).
В преамбуле Закона в редакции от 03.11.2021 N 4571 отражено, что его действие не распространяется на отношения, связанные с соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 20 Жилищного кодекса, в отношении муниципального жилищного фонда.
Поскольку суд не проверил, имелись ли в спорном доме муниципальные помещения, действовал департамент в пределах имеющихся у него полномочий по проверке деятельности исполнителя коммунальной услуги с учетом редакции соответствующего закона Краснодарского края в период проведения проверки и выдачи обжалуемого предписания, выводы суда о наличии у департамента полномочий на проведение проверки в отношении исполнителя коммунальной услуги также является преждевременным.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для устранения названных недостатков.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по делу N А32-53459/2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Редакция статьи 1 Закона в спорный период изменялась (в том числе в части проведения проверок соблюдения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию (подпункт "а"); выполнению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в МКД, при непосредственном управлении МКД собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (подпункт "ж"); предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах (за исключением требований, установленных к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги) (подпункт "з"); по проведению внеплановых проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии, в части соблюдения требований, установленных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса, исполнения обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса (за исключением требований, установленных к порядку передачи технической документации на МКД и иных документов, связанных с управлением этим домом, определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, осуществлению расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в МКД коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, а также установленных частью 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса) (пункт 2 статьи 1 в редакции Законов Краснодарского края от 05.10.2018 N 3856-КЗ, от 03.04.2020 N 4255-КЗ); по принятию предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению нарушений, выявленных в результате указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части внеплановых проверок (пункт 3 статьи 1 Закона в редакции от 05.10.2018 N 3856-КЗ).
В преамбуле Закона в редакции от 03.11.2021 N 4571 отражено, что его действие не распространяется на отношения, связанные с соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 20 Жилищного кодекса, в отношении муниципального жилищного фонда."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 июля 2022 г. N Ф08-6562/22 по делу N А32-53459/2021
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8345/2023
28.06.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8746/2023
07.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6562/2022
10.02.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1882/2023
29.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13840/2022
28.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14389/2022
10.11.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18357/2022
15.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6562/2022
19.05.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6963/2022
03.03.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53459/2021