г. Краснодар |
|
15 июля 2022 г. |
Дело N А53-35674/2021 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Воловик Л.Н.,
рассмотрев по правилам упрощенного производства (часть 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Портгрейн ЛТД", (ОГРН 1026101925739, ИНН 6143042440), на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.12.2021 (резолютивная часть от 13.12.2021) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2022 по делу N А53-35674/2021,
установил следующее.
Сальский транспортный прокурор (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Портгрейн ЛТД" (далее - общество, ООО "Портгрейн ЛТД") к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства (глава 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 22.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.03.2022, суд привлек общество к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса в виде 20 тыс. рублей штрафа. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения, соблюдением прокурором процедуры по делу об административном правонарушении, наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.24 Кодекса.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой на указанные судебные акты, которые просит отменить, полагая, что в действиях общества отсутствует событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.24 Кодекса. По мнению общества, прокурором нарушены требования законодательства в части уведомления общества о возбуждении дела об административном правонарушении.
В отзыве на кассационную жалобу прокурор просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.07.2022.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суды установили, что Сальский транспортный прокурор провел проверку общества на предмет соблюдения требований законодательства, регламентирующего использование государственного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в ходе которой выявил использование обществом недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью, без надлежаще оформленных документов. По результатам проверки прокурор составил справку от 01.10.2021, согласно которой после окончания действия договора аренды от 30.03.2009 N 946/09 (арендодатель ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области, арендатор общество), ООО "Портгрейн ЛТД" продолжает использовать имущество, являющееся собственностью Российской Федерации. Дополнительными соглашениями к договору аренды предусмотрено, что по истечении срока действия договора аренды заключение договора аренды на новый срок осуществляется по результатам проведения аукциона на право заключения такого договора; арендатор не имеет преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок; арендодателем всех объектов федерального имущества, включенных в договор от 30.03.2009 N 946/09, является ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области. ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области уведомлением от 01.04.2019 сообщило обществу об одностороннем отказе от исполнения договора в соответствии с пунктом 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации по истечении трех месяцев с момента получения уведомления - 01.07.2019. В обоснование указало на использование обществом федерального имущества без надлежаще оформленных документов, поскольку договор аренды прекратил свое действие, конкурс на право заключения договора аренды федерального имущества не проводился.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода прокурора о наличии в действиях общества признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.24 Кодекса.
Частью 2 статьи 7.24 Кодекса предусмотрена административная ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьей 608 Гражданского кодекса установлено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции установили факт использования обществом имущества, находящегося в федеральной собственности, поименованного в договоре от 30.03.2009 N 946/09, при отсутствии надлежаще оформленных документов, позволяющих использовать в установленном законом порядке данный объект при истекшем сроке договора аренды. Доказательства обратного общество не представило. Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 Кодекса.
Довод общества о том, что ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области, принимая исполнение обществом договора (оплата коммунальных платежей), тем самым согласилось на пролонгацию договора аренды, судами правомерно отклонен. Суды установили, что общество было предупреждено о том, что право аренды прекращается с 01.07.2019, на что указано в уведомлении управления, однако уклонилось от возврата имущества собственнику и продолжило использовать спорное имущество в отсутствие надлежаще оформленных документов, в том числе, как установили судебные инстанции, и на дату рассмотрения дела судом.
Суды проверили довод общества об отсутствии надлежащего уведомления общества о возбуждении прокурором дела об административном правонарушении и, установив, что 01.10.2021, согласно направленному обществу уведомлению от 28.09.2021 N 23/1-4-2021/665 (электронной почтой), для дачи объяснений и возбуждения дела об административном правонарушении явилась представитель общества по доверенности от 30.09.2021 Реморенко Е.С., заявившая о переносе даты возбуждения дела об административной правонарушении до 04.10.2021 для представления документов, т. е. представитель общества располагала информацией о переносе даты возбуждения дела об административном правонарушении на 04.10.2021; кроме того, 01.10.2021 представителю общества Карповой Г.Г. вручено уведомление от 01.10.2021 N 23/1-4-2021/686 о необходимости явки руководителя и представителя общества в Сальскую транспортную прокуратуру 04.10.2021 для дачи объяснений и возбуждения дела об административном правонарушении, сделали вывод о надлежащем извещении общества о времени и месте возбуждения дела об административном правонарушении. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.24 Кодекса, в отношении общества, вынесено полномочным на то лицом в соответствии с требованиями Кодекса. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела (л. д. 141 - 142, том 1) и документально обществом не опровергнуты.
Удовлетворяя заявленное требование, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 Кодекса, выразившегося в использовании обществом находящегося в федеральной собственности объекта недвижимости без надлежаще оформленных документов.
Процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена, административное наказание назначено обществу в виде административного штрафа в минимальном размере санкции части 2 статьи 7.24 Кодекса. Срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса для данной категории дел, соблюден.
Обстоятельства, свидетельствующие об исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения и наличии оснований для применения статьи 2.9 Кодекса, суды не установили.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным ими обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы общества не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.12.2021 (резолютивная часть от 13.12.2021) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2022 по делу N А53-35674/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 7.24 Кодекса предусмотрена административная ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьей 608 Гражданского кодекса установлено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 июля 2022 г. N Ф08-6180/22 по делу N А53-35674/2021