г. Краснодар |
|
19 июля 2022 г. |
Дело N А32-49313/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Маркиной Т.Г., Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Экологический центр" - Беликовой В.С. (доверенность от 20.12.2021), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского края - Втулкина Д.А. (доверенность от 21.04.2022 N 03-24/04435), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экологический центр" (ИНН 3123215636, ОГРН 1103123008262) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2022 по делу N А32-49313/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Экологический центр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского края (далее - инспекция) о признании незаконным постановления от 08.10.2021 N 23012125000026200005, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением от 27.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.03.2022, в удовлетворении требования отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 15.25 Кодекса, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением общества к ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса, отсутствием оснований для признания правонарушения в качестве малозначительного, а также применения положений статей 3.4, 4.1.1 Кодекса.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой на указанные судебные акты, которые просит отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
По мнению общества, невозможность получать зарплату в кассе, обусловленная для нерезидента Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), представляет собой ограничение его прав по сравнению с работниками, которые на основании статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации могут по договоренности с работодателем выбирать между наличным и безналичным способами выплаты заработной платы.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они являются законными и обоснованными.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поручения заместителя начальника инспекции от 23.06.2021 N 230120210031004 инспекция провела документарную проверку общества по соблюдению валютного законодательства, в ходе которой выявила, что общество в период с ноября 2018 года по август 2019 года заключило трудовые договоры с временно пребывающими на территории Российской Федерации, в частности, тринадцатью гражданами Украины (нерезидентами) - Андрух М.А., Андрух М.В., Бобровской Е., Бурлака В.А., Данилейко Я.Ю., Дядевой А., Кубко В.Н., Мирской Н., Сипко Н.С., Самарец Н.М., Тодоровым Н.Г., Чумаченко И.В., Шикиным А.В., которым 10.10.2019 начислило и выплатило заработную плату по трудовым договорам от 24.04.2019, 09.01.2019, 03.06.2019, 01.08.2019, 09.01.2019, 17.07.2019, 24.04.2019, 14.01.2019, 15.07.2019, 02.11.2018, 03.06.2019, 03.06.2019, 09.01.2019 в наличной денежной форме по платежной ведомости от 10.10.2019 N 16 на общую сумму 160875 рублей, нарушив требования части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, что выразилось в осуществлении валютных операций, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
По факту выявленного нарушения инспекция составила в отношении общества протокол об административном правонарушении от 07.10.2021 N 23012125000026200003 и постановлением от 08.10.2021 N 23012125000026200005 привлекла общество к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса в виде административного штрафа в размере 120656 рублей 25 копеек.
В соответствии со статьями 207, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав фактические обстоятельства по делу, оценив представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Закона N 173-ФЗ, Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу об обоснованном привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса, согласно которой осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции.
В соответствии со статьей 1 Закона N 173-ФЗ резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств. Частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ установлен перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Закон N 173-ФЗ не допускает возможность осуществления юридическим лицом - резидентом расчетов с физическими лицами - нерезидентами по выплате заработной платы наличными денежными средствами (пункт 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2021 N 1664-О).
Установленные частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках, обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями.
Таким образом, заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, при этом выплата заработной платы наличными денежными средствами из кассы учреждения является незаконной валютной операцией.
Порядок открытия и ведения банковских счетов нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, устанавливает Центральный Банк Российской Федерации. Такой порядок определен Инструкцией Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (далее - Инструкция N 153-И), пунктом 2.2 которой предусмотрено, что физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.
Судебные инстанции исследовали и оценили доводы общества, в том числе об отсутствии вредных последний совершенного деяния, и дали им соответствующую правовую оценку. При этом суды обоснованно исходили из того, что совершенное обществом правонарушение носит формальный характер, в связи с чем, существенная угроза охраняемым общественным интересам заключается не в наступлении негативных последствий, а в пренебрежительном отношении учреждения к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Суды установили, что работники общества - Андрух М.А., Андрух М.В., Бобровская Е., Бурлака В.А., Данилейко Я.Ю., Дядева А., Кубко В.Н., Мирская Н., Сипко Н.С., Самарец Н.М., Тодоров Н.Г., Чумаченко И.В., Шикин А.В., являются иностранными гражданами - гражданами Украины. Доказательства наличия у Андрух М.А., Андрух М.В., Бобровской Е., Бурлака В.А., Данилейко Я.Ю., Дядевой А., Кубко В.Н., Мирской Н., Сипко Н.С., Самарец Н.М., Тодоровым Н.Г., Чумаченко И.В., Шикиным А.В. в спорном периоде гражданства Российской Федерации или вида на жительство, общество не представило.
Признав, что выплата обществом иностранным гражданам-нерезидентам денежных средств в наличной форме, минуя счета в уполномоченных банках, является нарушением валютного законодательства, установив наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 15.25 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о законности оспариваемого обществом постановления инспекции. При этом суды обоснованно указали, что правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса, считается оконченным в момент выплаты наличных денежных средств резидентом нерезиденту, минуя счет в уполномоченном банке.
Судебные инстанции не установили объективных препятствий для соблюдения обществом запретов и ограничений, предусмотренных нормами валютного законодательства, а также принятие им исчерпывающих мер для соблюдения требований валютного законодательства.
Сходная правовая позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации (определения от 30.05.2022 N 309-ЭС22-10037, от 31.05.2022 N 306-ЭС22-10046).
Судебные инстанции установили соблюдение инспекцией порядка привлечения общества к административной ответственности и срока для привлечения к ответственности, установленного статьёй 4.5 Кодекса для данной категории дел. Доказательства обратного общество не представило.
Довод общества о том, что выбранный способ выплаты заработной платы соответствует положениям трудового законодательства и исключает противоправный характер его действий, противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 20.07.2021 N 1664-О, от 27.01.2022, от 31.03.2022 N 552-О.
Основания для применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса судебные инстанции не усмотрели. Суд кассационной инстанции принимает во внимание, что возможность применения статей 2.9, 4.1.1 Кодекса является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела. Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющих применить в рассматриваемом случае положения указанных статей, с учетом положений статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суд округа отмечает, что наказание для юридических лиц по части 1 статьи 15.25 Кодекса назначается в виде штрафа в размере от 75 до 100 процентов размера суммы незаконной (ых) валютной (ых) операции (й). Размер штрафа не зависит от количества вменяемых субъекту незаконных операций (административных правонарушений). При объединении нескольких правонарушений в один протокол и постановление штраф подлежит исчислению от всей указанной в постановлении суммы выплаты наличных денежных средств резидентом нерезидентам, минуя счета в уполномоченном банке.
Доводы кассационной жалобы выводы судебных инстанций не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2022 по делу N А32-49313/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок открытия и ведения банковских счетов нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, устанавливает Центральный Банк Российской Федерации. Такой порядок определен Инструкцией Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (далее - Инструкция N 153-И), пунктом 2.2 которой предусмотрено, что физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.
...
Сходная правовая позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации (определения от 30.05.2022 N 309-ЭС22-10037, от 31.05.2022 N 306-ЭС22-10046).
...
Довод общества о том, что выбранный способ выплаты заработной платы соответствует положениям трудового законодательства и исключает противоправный характер его действий, противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 20.07.2021 N 1664-О, от 27.01.2022, от 31.03.2022 N 552-О."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июля 2022 г. N Ф08-6238/22 по делу N А32-49313/2021