г. Краснодар |
|
26 июля 2022 г. |
Дело N А32-26900/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Воловик Л.Н., судей Маркиной Т.Г. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Минькова Е.А.(доверенность от 03.02.2022), в отсутствие заинтересованного лица - Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Россия" (ИНН 2308030019, ОГРН 1022301205926), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 по делу N А32-26900/2021, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Россия" (далее - юридическое лицо, предприятие, ГУСХП "Россия") задолженности в связи с не перечислением в краевой бюджет части прибыли по итогам работы за 3 квартал 2020 года в размере 285 535 рублей 79 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 13 198 рублей 97 копеек.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство).
Решением от 09.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.04.2022, суд отказал в удовлетворении заявленных требований. Судебные акты мотивированы тем, что законодателем не предоставлены полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации по изменению периодичности изъятия части прибыли, остающейся в распоряжении государственных унитарных предприятий, после уплаты налогов и иных обязательных платежей; чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подлежит исчислению по итогам налогового периода и перечислению в бюджет не позднее 5 апреля года, следующего за отчетным.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился департамент с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, субъекты Российской Федерации наделены правом по определению сроков перечисления государственными унитарными предприятиями в соответствующий бюджет налоговых доходов - части прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налоговых и иных обязательных платежей, а также определению периодичности их начисления.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя департамента, проверив законность обжалуемых судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприятие не перечислило в краевой бюджет часть прибыли (не позднее 05.11.2020) после уплаты налогов и иных обязательных платежей, по итогам работы за III квартал 2020 года в размере 670 706 рублей 81 копейки.
На обращение департамента с требованием от 02.03.2021 N 52-24-11-7804/21 о погашении задолженности по итогам работы за III квартал 2020 года и уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, предприятие письмом от 22.03.2021 N 97 сообщило об отсутствии у него задолженности перед краевым бюджетом на дату получения требования департамента, при этом платежным поручением от 29.03.2021 N 65 перечислило в краевой бюджет денежные средства в сумме 385 171 рубля 01 копейки.
В соответствии с расчетом подлежащей уплате в бюджет Краснодарского края части прибыли предприятия, оставшейся в распоряжении последнего после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам работы за III квартал 2020 года, предприятие должно перечислить в краевой бюджет 285 535 рублей 79 копеек. По состоянию на 16.06.2021 (дата обращения департамента в суд с заявлением) данная обязанность не исполнена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения департамента в суд с заявлением о взыскании с предприятия 285 535 рублей 79 копеек - части прибыли за III квартал 2020 года и 13 198 рублей 97 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Суды установили, что предприятие является коммерческой организацией, функции учредителя которого осуществляет департамент. С учетом положений абзаца 2 пункта 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия; государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, в части удовлетворили исковые требования департамента.
Статьей 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 постановления главы администрации Краснодарского края от 18.03.2005 N 238 "Об утверждении правил разработки и утверждения программ деятельности государственных унитарных предприятий Краснодарского края" в целях пополнения доходной части краевого бюджета органам исполнительной власти надлежит определять размер части прибыли, остающейся в распоряжении подведомственных государственных унитарных предприятий Краснодарского края после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей зачислению в краевой бюджет, не менее 30 процентов.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке исчисления и уплаты в краевой бюджет государственными унитарными предприятиями Краснодарского края части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 11.04.2006 N 248 (далее - Положение N 248), исчисление подлежащих перечислению в краевой бюджет сумм части прибыли государственных унитарных предприятий Краснодарского края производится по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября.
Согласно пункту 3.1 Положения N 248 перечисление части прибыли осуществляется государственными унитарными предприятиями Краснодарского края в краевой бюджет не позднее 5 дней после наступления установленных сроков представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. С учетом того, что сроки представления квартальной отчетности: 1 мая отчетного года, 1 августа отчетного года, 1 ноября отчетного года, годовой отчетности: 1 апреля года, следующего за отчетным, перечисление части прибыли должно производится не позднее следующих сроков: за 1 квартал отчетного года - не позднее 5 мая отчетного года, за 1 полугодие отчетного года - не позднее 5 августа отчетного года, за 9 месяцев отчетного года - не позднее 5 ноября отчетного года, за отчетный год - не позднее 5 апреля года, следующего за отчетным.
Пунктом 3.2 Положения N 248 предусмотрено, что руководители государственных унитарных предприятий Краснодарского края несут установленную законодательством ответственность за несоблюдение порядка и сроков перечисления части прибыли в краевой бюджет, а также за недостоверность данных о результатах финансовой деятельности предприятия.
В силу пункта 1 статьи 285 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом уплаты налога на прибыль организаций признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 161-ФЗ государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Из буквального толкования указанных норм следует, что федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями в области установления порядка, размеров и сроков ежегодного перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации части прибыли, остающейся в распоряжении государственных унитарных предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей, одновременно определил периодичность изъятия (раз в год) и количественные ограничения (часть прибыли, то есть часть финансового результата деятельности предприятия за прошедший год). В отличие от пункта 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральный законодатель не указал, что по итогам каждого отчетного периода исчисляется сумма авансового платежа по чистой прибыли, которая и подлежит перечислению государственными предприятиями до завершения налогового периода.
Полномочия по изменению периодичности изъятия части прибыли, остающейся в распоряжении государственных унитарных предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей, Федеральный законодатель органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставил.
Данная правовая позиция отражена в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2018 N 1-АПГ18-7.
Таким образом, в Положении N 248 фактически изменено установленное федеральным законодателем правовое регулирование перечисления государственным унитарным предприятием части прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, что прямо противоречит указанным нормам федерального законодательства и учтено судебными инстанциями.
При этом судебные инстанции обоснованно исходили из того, что в числе способов защиты гражданских прав, которые могут быть задействованы лишь при участии юрисдикционных органов, статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет неприменение судом нормативного правового акта этого органа, противоречащего закону. Осуществляемая судом оценка нормативного правового акта на предмет его непротиворечия нормативному правовому акту большей юридической силы (статья 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), выступая частью процедуры выбора применимых норм права, относится к исключительным прерогативам суда, к самому существу судопроизводства, ключевая цель которого защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Следовательно, праву лица, участвующего в деле и распоряжающегося процессуальными правами на всех стадиях процесса самостоятельно, на основе конституционно значимого принципа диспозитивности, поставить перед судом вопрос о неприменении нормативного правового акта, противоречащего нормативному правовому акту большей юридической силы, и о принятии решения в соответствии с последним корреспондирует безусловная обязанность суда рассмотреть этот вопрос, отразив в решении мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 13 и пункт 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из правовых положений, имеющих наибольшую юридическую силу (Налоговый кодекс Российской Федерации), суды правильно указали, что чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подлежала исчислению по итогам налогового периода и перечислению не позднее 5 апреля года, следующего за отчетным.
Вывод судебных инстанций о том, что подлежащая уплате в краевой бюджет часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей за 2020 год составила 385 171 рубль 01 копейку и уплачена предприятием в краевой бюджет платежным поручением от 29.03.2021 N 65 (не позднее 05.04.2021), в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных департаментом требований, основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильном применении норм права к установленным по данному делу обстоятельствам и является правильным. Документально данный вывод департамент не опроверг.
Доводы департамента были предметом исследования судебных инстанций и получили соответствующую правовую оценку.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 по делу N А32-26900/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из буквального толкования указанных норм следует, что федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями в области установления порядка, размеров и сроков ежегодного перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации части прибыли, остающейся в распоряжении государственных унитарных предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей, одновременно определил периодичность изъятия (раз в год) и количественные ограничения (часть прибыли, то есть часть финансового результата деятельности предприятия за прошедший год). В отличие от пункта 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральный законодатель не указал, что по итогам каждого отчетного периода исчисляется сумма авансового платежа по чистой прибыли, которая и подлежит перечислению государственными предприятиями до завершения налогового периода.
Полномочия по изменению периодичности изъятия части прибыли, остающейся в распоряжении государственных унитарных предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей, Федеральный законодатель органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставил.
Данная правовая позиция отражена в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2018 N 1-АПГ18-7.
...
Исходя из правовых положений, имеющих наибольшую юридическую силу (Налоговый кодекс Российской Федерации), суды правильно указали, что чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подлежала исчислению по итогам налогового периода и перечислению не позднее 5 апреля года, следующего за отчетным."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июля 2022 г. N Ф08-6650/22 по делу N А32-26900/2021