г. Краснодар |
|
26 июля 2022 г. |
Дело N А63-9881/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Афониной Е.И. и Мещерина А.И. в отсутствие представителей истца - администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края (ИНН 2605016659, ОГРН 1172651027493), ответчика - министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (ИНН 2636045265, ОГРН 1052600255993), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, правительства Ставропольского края, департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу, прокурора Ставропольского края, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Калаусский Лесхоз", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022 по делу N А63-9881/2021, установил следующее.
Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) об исключении из государственного лесного реестра сведений о части площадью 126 811 кв. м единого землепользования (лесного участка) площадью 11 384 000 кв. м с кадастровым номером 26:13:000000:75, расположенного в квартале 8 Благодарненского участкового лесничества Калаусского лесничества в Благодарненском районе Ставропольского края, относящегося к категории земель лесного фонда, с разрешенным использованием под лесами противоэрозионного назначения (далее - лесной участок, его часть), фактически являющейся земельным участком площадью 126 811 кв. м с кадастровым номером 26:13:100202:90, расположенным по адресу: Ставропольский край, Благодарненский городской округ, г. Благодарный, относящимся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием под территорией общего пользования (далее - земельный участок).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, правительство Ставропольского края, департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу, прокурор Ставропольского края, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Калаусский Лесхоз" (далее - лесхоз).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2022, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы следующим. Земельный участок образован за счет находящихся в федеральной собственности земель лесного фонда. Полномочиями по переводу таких земель в другую категорию обладает Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз). Последний не принимал решение о переводе части лесного участка из земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов. Сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости с нарушением требований земельного и лесного законодательства. Утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории препятствовало пересечение его границ с границами лесничества.
Администрация, обжаловав решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), привела следующие основания проверки законности судебных актов. По данным Правил землепользования и застройки города Благодарного земельный участок относится к зоне озеленения пространств рекреационного назначения ("Р-1"). Администрация предполагала использование земельного участка в целях реализации региональных проектов обустройства искусственного водоема и примыкающей к нему зоны отдыха. Относимость лесного участка к федеральной собственности и его закрепление за лесхозом на праве постоянного (бессрочного) пользования администрация не оспаривает. Поскольку координаты характерных точек границ лесного участка в установленном порядке не определены и соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, основания для однозначного вывода об образовании земельного участка за счет земель лесного фонда отсутствуют.
Отзывы на кассационную жалобу в суд кассационной инстанции не поступили.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на лесной участок осуществлена 19.08.2004 (запись с номером регистрации 26-01/12-23/2004-255), а его государственный кадастровый учет в качестве единого землепользования площадью 11 384 000 кв. м с кадастровым номером 26:13:000000:75 - 11.11.2005. Лесной участок отнесен к категории земель лесного фонда, а сведения о нем имеют статус актуальные, ранее учтенные.
Часть площадью 100 тыс. кв. м лесного участка в квартале 2 Калаусского лесничества по заключенному с министерством договору от 16.11.2011 N 354 закреплена за лесхозом на праве постоянного (бессрочного) пользования. Государственная регистрация соответствующего права постоянного (бессрочного) пользования осуществлена 02.02.2012 (запись с номером регистрации 26-26/001-26-26-06/002/2012-064/2).
В 2019 году по заявлению Рослесхоза в Единый государственный реестр недвижимости под реестровым номером 26.00.2.16 внесены сведения о границах Калаусского лесничества на землях лесного фонда. В квартале 8 Благодарненского участкового лесничества Калаусского лесничества расположена часть площадью 126 811 кв. м лесного участка.
Распоряжением администрации от 29.07.2020 N 515-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях реализации региональных проектов по обустройству искусственного водоема и примыкающей к нему зоны отдыха. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ни министерством, ни Рослесхозом предварительно не согласовывалась. Государственный кадастровый учет земельного участка под кадастровым номером 26:13:100202:90 осуществлен 19.08.2020.
По данным Генерального плана города Благодарного Ставропольского края и утвержденных решением Благодарненской городской Думы от 14.05.2012 N 27 Правил землепользования и застройки земельный участок образован в границах населенного пункта. В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о расположении земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территорий - зоне лесничеств и лесопарков (реестровый номер границ 26.00.2.16).
По запросу министерства от 11.06.2021 N 06/07-5709 федеральным государственным бюджетным учреждением "Рослесинфорг" в лице Южного филиала подготовлено заключение от 09.07.2021 N Ф35/215 о наложении земельного участка (с кадастровым номером 26:13:100202:90) на части выделов 11, 10, 9, 6, 7, 8, 12, 13 квартала 8 Благодарненского участкового лесничества Калаусского лесничества. Земельный участок фактически образован в границах Калаусского лесничества за счет лесного участка, относящегося к категории земель лесного фонда.
Предположив, что сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке имеют приоритет по отношению к сведениям государственного лесного реестра о лесном участке, администрация обратилась в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Законодатель допускает перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности при изменении границ населенных пунктов в установленном Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) порядке. Нарушение этого порядка влечет признание недействительным акта о переводе земель из одной категории в другую (пункты 1, 3 статьи 8 Земельного кодекса). Изменение генерального плана поселения, отображающего границы расположенных в границах соответствующего муниципального образования населенных пунктов, признается изменением границ населенных пунктов. Включение земельного участка в границы населенного пункта не влечет за собой прекращение прав его собственника (пункты 1, 3 статьи 84 Земельного кодекса).
Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ) включение земельного участка в границы населенного пункта квалифицируется как перевод такого участка из других категорий в земли населенных пунктов (часть 1 статьи 8). Изменение границы населенного пункта включено в перечень случаев перевода земельного участка в составе земель лесного фонда, занятого защитными лесами, в земли других категорий (пункт 2 части 1 статьи 11).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса.
В случае, если содержащиеся в проекте генерального плана предложения предполагают изменение существующих границ земель лесного фонда, такой проект до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По смыслу норм Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178, и Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Рослесхоз являлся федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов в области лесных отношений.
При включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством изменения таких границ необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Рослесхозом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 238-О-О). Отсутствие соответствующего положительного заключения Рослесхоза свидетельствует о существенном нарушении порядка принятия генерального плана (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2020 N 24-АПА19-8).
Нормами Земельного кодекса не допускается, за рядом исключений, образование земельного участка из земельного участка, находящегося в публичной собственности, в соответствии с утвержденной схемой его расположения на кадастровом плане территории (пункт 2 статьи 11.3), если границы такого участка пересекают границы лесничеств, лесопарков (пункт 7 статьи 11.9). В утверждении схемы расположения такого участка должно быть отказано в связи с допущенными при ее разработке нарушениями предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса требований (подпункты 1, 3 пункта 16 статьи 11.10).
В случае, если по сведениям лесного реестра земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями реестра недвижимости - к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями реестра недвижимости. Данное правило применяется в отношении земельного участка, права на который возникли до 01.01.2016 (часть 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ). Данные нормы приняты в целях защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в реестре недвижимости, исключает возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 N 423-О).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о следующем. Рослесхоз не принимал решение о переводе части лесного участка, за счет которой образован земельный участок, из земель лесного фонда в земли населенных пунктов. В деле отсутствуют доказательства подготовки им соответствующего положительного заключение относительно проекта генерального плана. Пересечение границ земельного участка с границами лесничества исключало возможность образования такого участка путем утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории. Земельный участок образован за счет земель лесного фонда в противоречие приведенным нормативным положениям. Администрация не является лицом, добросовестно приобретшим земельный участок до 01.01.2016 на законном основании в смысле части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ. Соответствующая административная процедура устранения противоречий сведений лесного реестра и реестра недвижимости в рассматриваемом случае не применима.
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают.
В части они направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022 по делу N А63-9881/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о следующем. Рослесхоз не принимал решение о переводе части лесного участка, за счет которой образован земельный участок, из земель лесного фонда в земли населенных пунктов. В деле отсутствуют доказательства подготовки им соответствующего положительного заключение относительно проекта генерального плана. Пересечение границ земельного участка с границами лесничества исключало возможность образования такого участка путем утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории. Земельный участок образован за счет земель лесного фонда в противоречие приведенным нормативным положениям. Администрация не является лицом, добросовестно приобретшим земельный участок до 01.01.2016 на законном основании в смысле части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ. Соответствующая административная процедура устранения противоречий сведений лесного реестра и реестра недвижимости в рассматриваемом случае не применима.
...
В части они направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июля 2022 г. N Ф08-6976/22 по делу N А63-9881/2021