Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Алтайского края
от 28.12.2023 N 534
Государственная программа
Алтайского края "Развитие транспортной системы Алтайского края"
I. Стратегические приоритеты государственной программы Алтайского края "Развитие транспортной системы Алтайского края"
1. Оценка текущего состояния дорожно-транспортного комплекса Алтайского края
Развитие транспортной и дорожной отраслей влияет на развитие сфер экономики.
В 2022 году в 1,4 раза увеличен объем средств на развитие дорожного хозяйства по сравнению с предыдущим годом. На строительство, реконструкцию, ремонт и приведение в нормативное состояние около 800 км автодорог и 26 искусственных сооружений направлено более 22 миллиардов рублей.
Основные средства направлены на масштабные и стратегически важные объекты дорожной инфраструктуры. За счет инфраструктурного кредита реализован крупный проект - реконструкция путепровода через железнодорожные пути в центре города Барнаула. Кроме того, велась разработка проектно-сметной документации на строительство новой трехуровневой развязки на Змеиногорском тракте, строительство обхода села Сузоп, подъезда к селу Яново, реконструкция автодороги Алтайское - Ая - Бирюзовая Катунь, а также ряд других объектов.
Значительный объем средств направлен на покупку техники. В 2022 году приобретено более 250 единиц (из них около половины - для нужд муниципальных образований) на общую сумму 2,1 миллиарда рублей. 39 единиц техники передано Славяносербскому району Луганской Народной Республики.
По сравнению с 2021 годом пассажиропоток Барнаульского аэропорта увеличился на 20 процентов и превысил 600-тысячный рубеж (в 2022 году - 627,6 тысячи пассажиров). Для дальнейшего увеличения его пропускной способности (до 1 миллиона 150 тысяч пассажиров) в год и повышения качества обслуживания в 2022 году дан старт проекту по строительству нового аэровокзального комплекса внутренних авиалиний (ООО "Новапорт Холдинг"). Работы планируется завершить в 2026 году.
Алтайский край первым в России начал заниматься перевозками скорыми пригородными поездами на неэлектрифицированных участках. Сегодня востребованы жителями современные поезда "Калина красная", "ВОСТОК", "Просторы Алтая" и "Просторы Алтая II", "Степной Экспресс". Ежемесячный пассажиропоток возрос до 70 тысяч пассажиров в месяц, что позволило обеспечить рентабельность маршрутов. Очередным этапом стал запуск в конце 2022 года скорого поезда "Барнаул - Славгород". Таким образом, пригородное сообщение стало доступно 845 тысячам жителей 23 районов и 9 городов (ранее - 16 районов и 7 городов).
В 2022 году речные грузоперевозки в Алтайском крае превысили почти тридцатилетний рекорд (1,2 миллиона тонн грузов), в том числе благодаря соглашению, заключенному между Правительством Алтайского края и Росморречфлотом. Это единственное в России подобное соглашение, заключенное на региональном уровне. Впервые за несколько десятилетий для Алтайского края в целях улучшения судоходной ситуации на реках приобретено новое судно - несамоходный земснаряд. В целом за год перенаправлено с автомобильного на внутренний водный транспорт более 59 тысяч грузовых автомобилей.
Продолжается обновление муниципального транспорта. 193 автобуса, приобретенные в 2021 году для нужд муниципальных образований края, обеспечили бесперебойное транспортное сообщение по 202 муниципальным маршрутам, из которых 34 маршрута были вновь установлены в 2022 году.
В 2022 году впервые выделены средства (более миллиарда рублей) на развитие системы городского электротранспорта. Реализуется мероприятие по приобретению 10 новых трамваев для города Барнаула, закуплено 7 троллейбусов для города Рубцовска. Городу Бийску в рамках мероприятий по развитию городского электрического транспорта предоставлены средства на предотвращение возможного банкротства. Кроме этого, в городах Барнауле, Бийске, Рубцовске проведена модернизация инфраструктуры городского электрического транспорта. В 2023 году на модернизацию и ремонт инфраструктуры городского электротранспорта предусмотрено 100 миллионов рублей.
Основными проблемами в сфере развития транспортной системы на текущем этапе являются:
перегруженность основных автомобильных магистралей и городских агломераций, слабая пропускная способность инфраструктуры, высокая степень износа инфраструктуры и основного капитала на транспорте и, как следствие, невосприимчивость к новым технологиям, в частности, к контейнерным перевозкам, высокие техногенные нагрузки транспорта на экологию и здоровье населения, недостаточно эффективная система безопасности;
высокий износ подвижного состава общественного транспорта.
Потенциал развития транспортной системы региона направлен на приведение качества дорог в соответствие с современными технологическими требованиями и стандартами, развитие инфраструктуры авиасообщения и расширение маршрутной сети, модернизацию железнодорожной инфраструктуры, развитие водного транспорта и создание современной транспортно-логистической инфраструктуры.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере развития транспортной системы
Приоритеты государственной политики в сфере развития транспортной системы установлены в следующих документах:
указы Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации";
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р;
транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р;
национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 15);
стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года, утвержденная законом Алтайского края от 06.09.2021 N 86-ЗС;
стратегия цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Алтайского края, утверждённая Губернатором Алтайского края, Председателем Правительства Алтайского края.
Приоритетами государственной политики в сфере реализации настоящей государственной программы являются:
развитие пассажирского транспорта общего пользования, включая обновление подвижного состава, развитие транспортных систем крупных городских агломераций, создание современной системы скоростных пассажирских перевозок, транспортно-пересадочных узлов и перехватывающих парковок;
увеличение пропускной способности и улучшение параметров автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, строительство автодорожных подходов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам;
увеличение пропускной способности внутренних водных путей;
обеспечение содержания и развития объектов транспортной инфраструктуры;
повышение экологичности и безопасности транспортного комплекса;
цифровизация транспортного комплекса в целях достижения "цифровой зрелости" транспортной отрасли и развития новых управленческих технологий.
Целью настоящей государственной программы является развитие сбалансированной транспортно-логистической системы Алтайского края, обеспечивающей высокие темпы развития экономики, реализацию экспортного и туристического потенциала региона, высокую транспортную мобильность населения.
3. Взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа разработана с учетом стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596.
4. Задачи государственного управления в сфере развития транспортной системы, способы их эффективного решения
С учетом приоритетов и целей государственного управления в сфере развития транспортной системы определены следующие ключевые задачи:
1. Развитие инфраструктуры авиасообщения и расширение маршрутной сети.
Расширение сети авиационных маршрутов будет достигаться применением механизма субсидирования авиаперевозчиков с целью компенсации недополученных доходов от осуществления воздушных перевозок пассажиров.
2. Повышение связанности территории края качественными автомобильными дорогами.
Продолжится формирование сети автомобильных дорог, отвечающей современным потребностям развивающейся экономики, содействие снижению аварийности и травматизма на автомобильных дорогах, сохранение дорожного хозяйства края как единого дорожно-транспортного комплекса и приведение в нормативное состояние сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, автоматизация управления дорожным движением.
3. Модернизация железнодорожной инфраструктуры.
Повышение доступности услуг железнодорожного транспорта будет обеспечено за счет развития современной эффективной транспортной инфраструктуры, строительство новых железнодорожных линий для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения, обновления парка пассажирского подвижного состава, модернизации постоянных устройств и сооружений.
4. Развитие водного транспорта.
Решение данной задачи будет обеспечено путем проведения дополнительных путевых работ с целью поддержания повышенных габаритов судового хода для увеличения грузо- и пассажиропотока, также для сохранения пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте предусматриваются средства на погашение убытков, полученных от перевозки пассажиров на пригородных линиях.
5. Создание современной транспортно-логистической инфраструктуры.
Повышение доступности услуг автомобильного общественного транспорта и городского электрического транспорта будет обеспечено за счет развития современной эффективной транспортной инфраструктуры, обновления парка общественного транспорта.
II. Правила предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в рамках реализации государственной программы Алтайского края "Развитие транспортной системы Алтайского края"
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на развитие городского электрического транспорта приведены в приложении 1 к государственной программе.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию инфраструктурных проектов в области дорожного хозяйства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета, приведены в приложении 2 к государственной программе.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения приведены в приложении 3 к государственной программе.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в целях внедрения интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек, в рамках реализации регионального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" национального проекта "Безопасные качественные дороги" приведены в приложении 4 к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.