Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Алтайского края
от 28.12.2023 N 538
Государственная программа
Алтайского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края"
I. Стратегические приоритеты государственной программы Алтайского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края"
1. Оценка текущего состояния сферы охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, развития лесного хозяйства Алтайского края
1.1. Охрана окружающей среды на территории Алтайского края
Состояние окружающей среды в Алтайском крае характеризуется в целом как удовлетворительное, однако уровень загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв на отдельных территориях превышает установленные нормативы. Экологическими проблемами по-прежнему остаются загрязнение поверхностных водных ресурсов и воздуха в результате деятельности промышленных предприятий и транспорта, постоянное увеличение количества отходов производства и потребления. Основная территория Алтайского края расположена в зоне повышенного природного потенциала загрязнения атмосферы, который характеризуется частой повторяемостью штилей и приземных инверсий, что затрудняет рассеивание вредных веществ и способствует их накоплению в атмосфере.
Загрязнение атмосферного воздуха складывается из поступлений вредных веществ от стационарных и передвижных источников, больше всего загрязняющих веществ приходится на транспорт - от общего объема выбросы составляют 62%, оставшиеся 38% выбрасывают в атмосферу предприятия.
Общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в крае в 2022 году (включая автомобильный и железнодорожный транспорт) составил 483,0 тыс. тонн.
Тем не менее, по оценке независимой экспертной комиссии "Зеленый патруль", которая более 10 лет формирует рейтинг экологического благополучия России, Алтайский край по итогам 2022 года удерживает свою позицию в десятке лидеров.
В Алтайском крае по состоянию на 01.01.2023 года функционирует 117 особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения: 35 государственных природных заказников, 80 памятников природы, природные парки "Ая" и "Предгорье Алтая". Общая площадь региональных и федеральных ООПТ в Алтайском крае составляет 1002,45 тыс. гектаров, или 5,97% от общей площади края. По России в целом ООПТ различных уровней и категорий занимают около 14,14% общей площади страны.
В целях расширения совокупной площади ООПТ проводятся научные исследования с привлечением квалифицированных специалистов.
1.2. Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края
Одной из основных задач развития строительной отрасли Алтайского края является обеспечение строительных организаций и организаций, осуществляющих производство строительных материалов, основными общераспространенными полезными ископаемыми (далее - ОПИ).
ОПИ, используемыми в данной сфере и разрабатываемыми на территории Алтайского края, являются пески строительные, песчано-гравийная смесь, строительный камень, кирпичные суглинки. Ведение кадастра и баланса общераспространенных полезных ископаемых обеспечивает надлежащую работу системы недропользования Алтайского края.
1.3. Развитие системы обращения с отходами на территории Алтайского края
К основным проблемам в сфере обращения с отходами в крае относятся: несоответствие значительного количества объектов размещения отходов требованиям природоохранного и санитарного законодательства; отсутствие стопроцентного охвата населения края централизованной системой сбора твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО); низкая степень вовлечения ТКО в материальную сферу производства и слабое развитие переработки твердых коммунальных отходов вследствие недостаточности специализированных мусороперерабатывающих предприятий.
Действующая Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, предусматривает 7 зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; 16 полигонов твердых коммунальных отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Объем образования ТКО в 2022 году составил 527,7 тыс. тонн.
По состоянию на 01.01.2023 коммунальная услуга "Обращение с твердыми коммунальными отходами" предоставляется во всех городах и практически во всех крупных населенных пунктах края более чем 2118 тыс. человек (93,38%) в 879 населенных пунктах (54,77%).
На территории края функционирует 9909 мест накопления ТКО, на которых размещено более 35 тысяч контейнеров и бункеров.
1.4. Развитие лесов Алтайского края
Земли лесного фонда Российской Федерации на территории Алтайского края занимают 4438 тыс. га, что составляет 26,4% всех земель региона. Площадь лесов Алтайского края составляет 1,4% площади лесов Сибирского федерального округа.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные и эксплуатационные. Площадь защитных лесов составляет 72%, эксплуатационных - 28%. Изменение запасов лесных насаждений из года в год незначительно. Это свидетельствует о недостаточном использовании древесины, особенно малоценных пород березы и осины.
Средняя лесистость по краю составляет 23,0%.
В настоящее время в аренду переданы лесные участки площадью 2581,5 тыс. га, в том числе для заготовки древесины - 68 лесных участков площадью 2242,2 тыс. га. Установленный объем заготовки древесины на арендуемых лесных участках составляет 2993,3 тыс. куб. м. Для осуществления рекреационной деятельности в аренду переданы 126 лесных участков площадью 257,9 га.
Для получения точной и объективной оценки эксплуатационных запасов лесных насаждений, ежегодного определения возможного объема заготовки древесины при планировании мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов необходимы данные лесоустройства. В настоящее время на площади более 2 млн. га мероприятия по лесоустройству не проводились более 10 лет. Необъективность оценки лесных ресурсов является одним из сдерживающих факторов развития лесного комплекса.
Лесовосстановительные мероприятия направлены на своевременное восстановление лесов на вырубаемых площадях, гарях и сокращение площади не покрытых лесной растительностью земель. Фонд лесовосстановления лесов на землях лесного фонда Алтайского края на начало 2023 составил 59,6 тыс. га.
В крае сформирована устойчивая система прогнозирования, предупреждения, обнаружения и ликвидации лесных пожаров. Важным элементом этой системы являются пожарно-химические комплексы, включающие в себя 161 пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, 2 пожарно-химические станции, 157 пожарных наблюдательных вышек, 57 из которых оборудованы современными системами видеонаблюдения.
Большое внимание уделяется своевременному и качественному проведению профилактических противопожарных мероприятий, противопожарному обустройству лесов.
В связи с благоприятными для развития вредных организмов погодными условиями с 2012 года наблюдается увеличение их очагов. В первую очередь это происходит за счет массового распространения нового инвазивного вида стволового вредителя - полиграфа уссурийского, способы и методы борьбы с которым до сих пор не разработаны. Также активизировались вредные организмы, ранее формировавшие очаги на территории края, что связано с цикличностью их развития.
В настоящее время за всеми очагами вредных организмов установлен постоянный надзор.
1.5. Развитие водохозяйственного комплекса Алтайского края
Водные ресурсы Алтайского края представлены поверхностными и подземными водами, которые служат источниками водоснабжения для хозяйственно-питьевых, производственных целей, для нужд энергетики, орошения, а также являются водоприемниками сточных вод.
По территории Алтайского края протекает 17085 рек общей протяженностью более 51 тыс. км.
Наиболее крупным искусственным водным объектом Алтайского края является Гилевское водохранилище на р. Алей. Его емкость составляет 471 млн. куб. м. Плотина протяженностью 2760 м создает водоем с площадью зеркала 59,5 кв. км. Склюихинское водохранилище является вторым по величине и предназначено для обеспечения водой г. Рубцовска в период весенне-летнего паводка р. Алей, летнюю и зимнюю межени. Проектная емкость водохранилища составляет 36,8 млн. куб. м, длина дамбы - 6,5 км.
В Алтайском крае количество озер превышает 11 тыс., из них свыше 230 имеют площадь более 1 кв. км. Наиболее крупные озера находятся в степной зоне края: оз. Кулундинское (728 кв. км), оз. Кучукское (181 кв. км), оз. Горькое в Романовском районе (140 кв. км), оз. Большое Топольное (76,6 кв. км), оз. Большое Яровое (66,7 кв. км).
Неравномерное распределение водных ресурсов на территории Алтайского края и их интенсивное использование создают проблемы водообеспечения, что усугубляется загрязнением и нерациональным использованием водных источников. Основными источниками загрязнения поверхностных водных объектов являются сточные воды, поступающие в реки Алей, Бия, Обь, Барнаулка, Чарыш, Чумыш, Катунь и др. Около трети промышленно-ливневых сточных вод предприятий сбрасывается в водоемы без достаточной степени очистки и использования в системах оборотного водоснабжения.
Основными веществами, загрязняющими поверхностные воды на протяжении последних лет, остаются нефтепродукты, железо общее и фенолы летучие.
В первую очередь в экологической реабилитации нуждаются водные объекты, подверженные интенсивной антропогенной нагрузке, а также частично или полностью измененные. Такие водные объекты расположены в пределах городских и сельских территорий, в районах добычи полезных ископаемых и интенсивного сельскохозяйственного освоения.
Причинами необходимости реабилитации являются высокий уровень загрязнения водоемов, изменение русел и гидрологических характеристик рек, обмеление или эвтрофикация водных объектов, замусоривание и захламление русел рек и прибрежных территорий.
Одним из самых опасных природных явлений является половодье, прохождение которого почти ежегодно на территории Алтайского края носит разрушающий характер. При анализе паводковой обстановки прошлых лет определены 22 муниципальных района и 54 населенных пункта, где наиболее вероятны риски затопления склоновыми и паводковыми водами, установлен 21 затороопасный участок на реках края. При превышении критических уровней в зону затопления попадает 16836 домов с населением 44283 человека.
В Алтайском крае имеются гидротехнические сооружения (далее - ГТС), ненадлежащее состояние которых угрожает возникновением чрезвычайных ситуаций, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей. До настоящего времени остается актуальной проблема обеспечения безопасности ГТС, оставшихся без собственника в результате ликвидации хозяйствующего субъекта, а также сооружений, эксплуатирующие организации которых не принимают мер, направленных на обеспечение безопасности принадлежащих им объектов. Большинство из них (свыше 90%) построено из грунтовых и каменно-грунтовых материалов, во многих случаях хозяйственным способом, без проектно-сметной документации. Средний срок эксплуатации ГТС на сегодняшний день составляет 30 лет и более. В то же время доля таких сооружений со сроками эксплуатации более 30 лет составляет свыше 50%. Капитальный ремонт требуется 20% из них.
1.6. Сохранение, рациональное использование и прирост численности объектов животного мира Алтайского края
В современных условиях вопросы охраны и устойчивого использования охотничьих и водных биологических ресурсов приобретают особое значение.
Общая площадь охотничьих угодий Алтайского края составляет 15,2 млн. га, в том числе переданная в долгосрочное пользование юридическим лицам - 11,9 млн. га. Общедоступные охотничьи угодья занимают площадь 3,3 млн. га и расположены на территории 22 районов края.
Наличие общедоступных охотничьих угодий, не закрепленных за охотпользователями и не входящих в состав ООПТ регионального значения, приводит к необходимости принятия комплекса мер по охране охотничьих ресурсов, проведению биотехнических мероприятий, регулированию численности объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты.
В настоящее время наиболее масштабно реализуются только природоохранные мероприятия, охватывающие практически всю площадь охотничьих угодий. Биотехнические мероприятия, направленные на поддержание и увеличение численности охотничьих ресурсов, обеспечение их воспроизводства, осуществляются только в закрепленных охотничьих угодьях и в государственных природных заказниках регионального значения.
1.7. Развитие рыбохозяйственного комплекса Алтайского края
Алтайский край обладает достаточным потенциалом для развития рыбохозяйственного комплекса, включающим широкий спектр направлений деятельности - от прогнозирования сырьевой базы отрасли до организации торговли рыбной продукцией.
Рыбохозяйственные мероприятия направлены на зарыбление водоемов в целях формирования ихтиофауны с преобладанием ценных в потребительском отношении видов водных биоресурсов. Результатом станет увеличение объемов добычи (вылова) водных биоресурсов в целях промышленного рыболовства, аквакультуры (рыбоводства) и любительского рыболовства, что значительно повысит доступность свежей рыбы и рыбной продукции для жителей края.
Основными пользователями водных биологических ресурсов на территории Алтайского края являются: ОАО "Каменский рыбозавод", ОАО "Рыбпром "Алтайский", ООО "Барром", ООО "Арсал", ООО "Корал", ООО "Магтал", ИП Кошмак С.А., ОАО "Биокапитал", ООО "Био-салина", ООО "Морская Звезда", рыбоперерабатывающее предприятие "Диаф".
Объемы возможной добычи (вылова) водных биологических ресурсов в водоемах Алтайского края в 2022 году составили 3539,0 тонн, из них: рыба - 2183,0 тонны, речной рак - 60,0 тонн, гаммарус - 157,0 тонн, циста артемии - 1055,0 тонн, другие водные биоресурсы - 84,0 тонны.
Таким образом, основными проблемами в сфере экологии и охраны окружающей среды на текущем этапе являются:
загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами от стационарных и передвижных источников;
отсутствие достоверной информации о состоянии минерально-сырьевой базы строительных материалов и слабое развитие отраслей, связанных с добычей ОПИ;
сложности в области обращения с отходами, в том числе из-за отсутствия достаточных мощностей для их сортировки и переработки;
давность материалов лесоустройства, неактуальность данных таксации лесов, высокий класс пожарной опасности (вследствие аномальных погодных условий и высокой ветровой нагрузки), зараженность лесных массивов вредными организмами;
недостаточность защиты территории края от наводнений;
высокий уровень загрязнения крупных водных объектов, засорение и захламление русел рек;
недостаток штатной численности государственных охотничьих инспекторов по причине недофинансирования;
несовершенство законодательной базы препятствует созданию рыбоводно-рыболовных участков, искусственному воспроизводству рыбных ресурсов, проведению мелиоративных и противозаморных мероприятий.
Потенциал развития в сфере экологии и охраны окружающей среды региона заключается в достижении эффективного развития системы инженерно-защитных и берегоукрепительных сооружений, а также проведении мероприятий по увеличению пропускной способности русел рек, обеспечении устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, выполнении поисковых работ с целью оценки ранее изученных, но не учтенных государственным балансом участков ОПИ, а также выявлении новых участков, строительстве комплексов для сортировки и переработки твердых коммунальных отходов, обеспеченности высококвалифицированными кадрами.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, развития лесного хозяйства Алтайского края
Приоритеты государственной политики в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, развития лесного хозяйства Алтайского края" установлены в следующих документах:
указы Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации";
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30.04.2012;
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176;
Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р;
Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 N 212-р;
стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 N 312-р;
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р;
комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденная приказом Минприроды России от 14.08.2013 N 298;
стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года, утвержденная законом Алтайского края от 06.09.2021 N 86-ЗС;
национальный проект "Экология", утвержденный протоколом заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 N 2;
Стратегия цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Алтайского края, утвержденная Губернатором Алтайского края, Председателем Правительства Алтайского края В.П. Томенко.
Приоритетами государственной политики в сфере реализации настоящей государственной программы являются:
формирование современной эффективной системы государственного управления в природоохранной сфере;
сохранение биологического разнообразия, формирование экологического мышления, экологической культуры граждан, а также создание эффективной системы экологического воспитания и образования на базе особо охраняемых природных территорий;
создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами и снижение объема отходов, направляемых на полигоны;
восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод;
повышение эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов.
Целью настоящей государственной программы является защита окружающей природной среды и снижение влияния на нее неблагоприятных антропогенных факторов.
3. Взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа разработана с учетом стратегических приоритетов, целей и показателей государственных программ Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326, "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318, и "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 322.
4. Задачи государственного управления в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, развития лесного хозяйства Алтайского края, способы их эффективного решения
С учетом приоритетов и целей государственного управления в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, развития лесного хозяйства Алтайского края определены следующие ключевые задачи:
1. Обеспечение экологической безопасности водных объектов и предотвращение негативного воздействия поверхностных вод на территории региона.
Для решения задачи планируется реализация комплекса мероприятий, направленных на проведение работ на водных объектах с целью предотвращения затопления и подтопления населенных пунктов.
2. Обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов.
Для решения задачи продолжится реализация комплекса мероприятий по проведению работ по лесовосстановлению и лесоразведению, а также приобретению специализированной техники и оборудования.
3. Развитие ООПТ.
Для решения задачи планируется реализация комплекса мероприятий, направленных на развитие ООПТ, проведение на них контрольных (надзорных), биотехнических и учетных мероприятий и мониторинг редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных в рамках ведения Красной книги Алтайского края.
4. Создание современной и эффективной системы обращения с отходами.
Для решения задачи планируется реализация комплекса мероприятий по содействию строительству и вводу в эксплуатацию объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО.
5. Развитие экологической культуры образования и воспитания.
Для решения задачи планируется реализация комплекса мероприятий, направленных на предоставление государственной поддержки в сфере экологического воспитания, образования и просвещения, на информационное содействие формированию экологической культуры населения.
6. Сохранение, рациональное использование и прирост численности объектов животного мира.
Для решения задачи планируется реализация комплекса мероприятий, направленных на содействие сохранению и рациональному использованию водных биологических ресурсов.
II. Правила предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в рамках реализации государственной программы Алтайского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края"
Правила предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации региональных проектов по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде для достижения целей, показателей и результатов регионального проекта "Чистая страна" в рамках федерального проекта "Чистая страна", входящего в состав национального проекта "Экология", приведены в приложении 1 к настоящей государственной программе.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий, направленных на экологическую реабилитацию водных объектов, капитальный ремонт ГТС, строительство сооружений инженерной защиты от наводнений и берегоукрепления приведены в приложении 2 к настоящей государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.