Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Алтайского края
от 28.12.2023 N 517
Государственная программа
Алтайского края "Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами"
I. Стратегические приоритеты государственной программы Алтайского края "Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами"
1. Оценка текущего состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края
Инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края включает в себя 1753 котельные малой теплоэнергетики, более 3 тыс. км тепловых, 14 тыс. км водопроводных и 2,2 тыс. км канализационных сетей. Услуги централизованного теплоснабжения поставляются в 263 населенных пункта Алтайского края, услуги водоснабжения и водоотведения - в 820 населенных пунктах. Природным газом пользуются порядка 360 тыс. жителей края, газифицировано более 146 тысяч квартир и домовладений. Уровень газификации Алтайского края на 01.01.2023-16,6%.
В сферах малой теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения Алтайского края работают 268 организаций, в которых трудятся 15 тыс. человек.
Вследствие разветвленной сети объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры уровень их износа в крае существенный: по состоянию на 01.01.2023 он составляет по объектам теплоснабжения: котельные - 59,2%, тепловые сети - 66,3%, водоснабжения: объекты водозабора - 72,7%, станции водоподготовки - 51,1%, водонасосные объекты - 72,4%, водопроводные сети - 72,2%, водоотведения: очистные сооружения - 71,37%, насосные станции - 71,97%, канализационные сети - 77%. Порядка 48% сетей теплоснабжения и 46% сетей водоснабжения требуют замены и, как следствие, существенных капитальных вложений на их обновление.
Ежегодно органам местного самоуправления оказывается финансовая помощь в виде субсидий, направленная на мероприятия по реконструкции и капитальному ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства.
В 2022 году на реализацию мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры из бюджетов всех уровней направлено порядка 3 млрд. рублей. Данные средства направлены на капитальный ремонт 77 водозаборных скважин, 24 водонапорных башен, 32,7 км водопроводных, 23,5 км тепловых и 83,6 км газовых сетей, было построено 16 модульных котельных и 4 газовые котельные, заменено 154 водогрейных котла.
В целом качество теплоснабжения улучшено для 285 тысяч жителей Алтайского края, качество водоснабжения - для 198 тысяч человек.
Результатом такой работы стало сокращение количества технологических нарушений на объектах малой теплоэнергетики в отопительном периоде 2022-2023 годов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем в 2 раза.
Алтайский край в 2022 году своевременно вошел в отопительный сезон, во всех муниципальных образованиях края сформирован нормативный запас угля. Впервые в Алтайском крае по состоянию на 15.11.2022 паспорта готовности к осенне-зимнему периоду получили 96% муниципальных образований.
Новым направлением стало участие региона в реализации мероприятий по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов и Фонда национального благосостояния. На реализацию 7 проектов по реконструкции объектов тепло- и водоснабжения в городах Барнауле, Бийске и Новоалтайске в 2022 году в Алтайский край поступило 762 млн. рублей средств Фонда национального благосостояния, на строительство объектов водоснабжения в рамках 3 проектов привлечено 78 млн. рублей из средств инфраструктурных бюджетных кредитов.
В 2023 году Алтайский край приступил к реализации региональной программы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на период 2023-2027 годов, в рамках которой с участием средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" планируется реализация проектов по реконструкции и капитальному ремонту систем тепло- и водоснабжения Алтайского края (замена инженерных сетей, установка насосных станции, резервуаров чистой воды, реконструкция биологических очистных сооружений производительностью 10 тыс. м3 в г. Яровое).
В целях обеспечения потребителей региона природным газом реализуется Программа развития газоснабжения и газификации Алтайского края на период 2021-2025 годов, утвержденная Губернатором Алтайского края и Председателем Правления ПАО "Газпром". В 2022 году в рамках Программы осуществлен запуск ГРС Ребриха - построено 77 км магистрального газопровода.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 02.05.2021 N Пр-753 в рамках мероприятий по социальной догазификации населенных пунктов в Алтайском крае по состоянию на 01.01.2023 обеспечено технической возможностью подключения к природному газу более 21 тысячи домовладений. При этом газораспределительные сети подведены до границ 10977 земельных участков.
Через Алтайский край с севера на юго-восток проходит магистральный газопровод "Новосибирск - Барнаул - Бийск - Горно-Алтайск с отводом на г. Белокуриха" проектной пропускной способностью 1,5 млрд. куб. м в год.
По состоянию на 01.01.2023 в Алтайском крае действует 23 газораспределительных станции. Сеть распределительных газопроводов состоит из 6048,3 км, природным газом газифицировано 146202 квартиры и 2049 потребителей (коммунально-бытовые и жилищно-коммунальные объекты, сельскохозяйственные и промышленные объекты, отопительные котельные).
Потребление природного газа в крае за 2022 год составило 809,3 млн. куб. м. Структура потребления природного газа в Алтайском крае выглядит следующим образом:
промышленные предприятия - 65,8%;
коммунально-бытовые предприятия - 2,1%;
население - 32,1%.
В целом деятельность коммунального комплекса Алтайского края характеризуется неравномерным развитием систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, высоким уровнем износа, низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.
Данная ситуация в коммунальном хозяйстве сложилась вследствие неудовлетворительного финансового положения организаций, осуществляющих деятельность в указанной сфере, высокими затратами и отсутствием экономических стимулов для снижения издержек, неэффективной системы управления, неразвитой конкурентной среды.
Кроме того, высокая степень износа основных фондов коммунальной инфраструктуры связана с недоступностью долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов.
Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на коммунальные услуги с использованием нормативной рентабельности не стимулирует организации коммунального комплекса к снижению собственных издержек.
Во многих муниципальных образованиях отмечается несоответствие требуемого и фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем уступил место аварийно-восстановительным работам.
Следствием высокого износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры также является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей.
Для повышения качества коммунальных услуг, снижения износа основных фондов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунального комплекса при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы повысить качество предоставления коммунальных услуг, улучшить экологическую ситуацию на территории края без значительного повышения тарифов.
Существующие очистные сооружения сточных вод на территории Алтайского края в большинстве своем находятся в неудовлетворительном состоянии, морально устарели и физически изношены. Некоторые очистные сооружения не обеспечивают нормативной очистки сточных вод из-за неполного состава сооружений.
К основным проблемам водоснабжения и водоотведения населения края относятся:
дефицит доброкачественной воды, обусловленный недостаточной мощностью отдельных водопроводов, нерациональным использованием в летний период на полив приусадебных участков, значительными потерями воды в изношенных системах транспортировки;
использование водоисточников, в том числе без очистки и обеззараживания, и питьевой воды, не отвечающих гигиеническим требованиям;
отсутствие ограждений I пояса зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения;
отсутствие установленных зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения;
невостребованность большинства разведанных участков месторождений подземных вод из-за удаленности их от потребителей и необходимости прокладки магистральных водоводов;
неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных и канализационных сооружений и сетей;
ухудшение качества воды поверхностных и подземных водных объектов, в ряде случаев до уровня непригодного для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Сектор водоснабжения и водоотведения является наиболее капиталоемким из всех секторов коммунального хозяйства. Многие инвестиционные проекты имеют значительный срок окупаемости, что делает их непривлекательными для частных инвесторов. Возможности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций ограничены. Организации коммунального комплекса также не в состоянии реализовывать затратные проекты в секторе водоснабжения и водоотведения.
Потенциал развития жилищно-коммунального хозяйства региона заключается в повышении надежности и эффективности работы систем тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения путем строительства новых объектов и проведения капитального ремонта существующих, во внедрении новейших технологий, в том числе с учетом требований научно-технического прогресса.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Приоритеты государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства обозначены в следующих документах:
указах Президента Российской Федерации:
от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р;
национальном проекте "Жилье и городская среда", паспорт которого утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16);
Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268-р;
стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года, утвержденной законом Алтайского края от 06.09.2021 N 86-ЗС;
стратегии цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Алтайского края, утвержденной Губернатором Алтайского края, Председателем Правительства Алтайского края 24.11.2023 N 150-п.
Приоритетами государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются:
развитие и повышение эффективности функционирования энергетических отраслей и системы жилищно-коммунального хозяйства;
снижение уровня потерь тепловой энергии и аварийности на тепловых сетях, в том числе за счет увеличенного темпа обновления объектов теплосетевой инфраструктуры;
снижение удельного расхода топлива, увеличение доли использования в виде топлива природного и сжиженного газа;
развитие магистральных и распределительных сетей теплоснабжения, в том числе для надежного и качественного обеспечения потребностей нового жилищного строительства;
сокращение нормативных и коммерческих потерь на сетях водоснабжения, снижение уровня аварийности на сетях и объектах водоснабжения;
снижение неконтролируемого аварийного износа сетей водоотведения, приводящего к попаданию неочищенных стоков на рельеф местности и в водные объекты;
снижение уровня аварийности на объектах коммунального хозяйства;
создание условий для бесперебойного обеспечения населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами;
обеспечение сохранности источников питьевого водоснабжения и экологической безопасности водных ресурсов.
Целью настоящей государственной программы является обеспечение населения качественными жилищно-коммунальными услугами на территории края.
3. Взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Настоящая государственная программа разработана с учетом стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710.
4. Задачи государственного управления в сфере развития жилищно-коммунального хозяйства, способы их эффективного решения
С учетом приоритетов и целей государственного управления в сфере развития жилищно-коммунального хозяйства определены следующие ключевые задачи:
1. Повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса -
будет обеспечено за счет строительства и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки, предусмотренных региональными программами.
2. Повышение надежности функционирования систем водоснабжения и водоотведения -
будет обеспечено за счет модернизации, строительства, проведения капитального ремонта водопроводных и канализационных сетей, водозаборных скважин, водонапорных башен.
3. Создание условий для модернизации объектов теплоснабжения -
будет обеспечено путем установки модульных котельных установок, отопительных котлов, проведения капитального ремонта тепловых сетей.
4. Модернизация систем коммунальной инфраструктуры -
будет осуществляться посредством увеличения протяженности замененных инженерных сетей.
5. Повышение доступности и качества услуг по газификации потребителей сжиженным и природным газом -
будет обеспечено путем строительства внутрипоселковых газопроводов и газовых котельных.
6. Развитие и повышение эффективности функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства -
будет осуществляться поддержка муниципальных учреждений с целью расчета за топливно-энергетические ресурсы, граждан путем обеспечения затрат, связанных с оплатой коммунальных услуг, а также формирование аварийного запаса материально-технических средств и резерва оборудования в целях своевременного устранения повреждений и неисправностей на объектах коммунальной инфраструктуры.
7. Возмещение территориальным сетевым организациям, функционирующим в Алтайском крае, выпадающих доходов, образованных вследствие установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии ниже уровня единых (котловых) тарифов -
будет обеспечена компенсация территориальным сетевым организациям, функционирующим в Алтайском крае, выпадающих доходов, образованных вследствие установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии ниже уровня единых (котловых) тарифов.
II. Правила предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в рамках реализации государственной программы Алтайского края "Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами"
Правила предоставления из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований субсидий на обеспечение расчетов за топливно-энергетические ресурсы, потребляемые муниципальными учреждениями, а также создание муниципальных запасов твердого топлива приведены в приложении 1 к настоящей государственной программе.
Правила предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, техническому перевооружению объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения приведены в приложении 2 к настоящей государственной программе.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию инфраструктурных проектов в области коммунального хозяйства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета, приведены в приложении 3 к настоящей государственной программе.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры приведены в приложении 4 к настоящей государственной программе.
Правила предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов газификации и капитальному ремонту эксплуатируемых газовых котельных приведены в приложении 5 к настоящей государственной программе.
Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий в области коммунального хозяйства, источником финансового обеспечения которых является бюджетный кредит, предоставляемый за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, приведены в приложении 6 к настоящей государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.