г. Краснодар |
|
27 июля 2022 г. |
Дело N А32-43617/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии от третьих лиц: администрации Краснодарского края - Болдиной Н.В. (доверенность от 25.12.2020), администрации Северского района Краснодарского края - Дюпиной И.И. (доверенность от 07.07.2022), в отсутствие истца - индивидуального предпринимателя Иванченко Ильи Андреевича (ИНН 231151020534, ОГРНИП 310231115900030), ответчика - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида N 14 станицы Северской муниципального образования Северский район (ИНН 2348032527, ОГРН 1112348001369), третьего лица - администрации Северского сельского поселения, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Иванченко Ильи Андреевича на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по делу N А32-43617/2020, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Иванченко И.А. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 14 станицы Северской муниципального образования Северский район" (далее - учреждение) о взыскании 71 227 рублей 72 копеек задолженности по договору на услуги водопотребления и водоотведения от 24.01.2020 N 74 с 01.01.2020 по 29.09.2020, 1265 рублей 26 копеек пеней с 12.02.2020 по 29.09.2020, а также расходов по уплате госпошлины.
Решением от 15.11.2021 иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 30.03.2022 решение от 15.11.2021 отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить постановление апелляционного суда. Заявитель ссылается на то, что в договоре стороны согласовали стоимость ресурса и услуг по водоотведению в размере, в котором они были установлены для предыдущей организации. Заключенный договор является правомерным. Факт поставки ресурса и оказания услуг по водоотведению не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В отзывах на жалобу учреждение, администрация муниципального образования Северский район и администрация Краснодарского края указали на законность и обоснованность постановления и отклонили ее доводы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что предприниматель и учреждение заключили договор от 24.01.2020 N 74, в соответствии с пунктом 1.1 которого первый подает через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения воду и отводит сточные воды, а второй принимает энергоресурс и услуги и их оплачивает.
Пунктом 3.1 договора установлено, что оплата осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду и прием сточных вод.
Сторонами в договоре согласованы тарифы: на холодную воду с 01.01.2020 - 34,14 руб./куб. м, на водоотведение - 59,09 руб./куб. м.
Пунктом 3.2 договора установлено, что расчетным периодом является один календарный месяц.
Оплата осуществляется согласно пункту 3.2 договора до 18 числа отчетного месяца 50% и 10 числа следующего за отчетным месяцем вторые 50 % заявленной договорной величины водопотребления и водоотведения по показаниям приборов учета.
В соответствии с пунктом 14.1 договор вступает в силу с 01.01.2020 и считается заключенным до 31.01.2020.
Истец указывает, что в январе - сентябре 2020 года была поставлена вода и осуществлено водоотведение на сумму 71 227 рублей 72 копейки, что подтверждается первичными документами. Ответчик ресурс и услуги не оплатил.
Претензия предпринимателя от 21.09.2020 N 135 о необходимости оплаты задолженности ответчиком оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства привели к судебному спору.
При рассмотрении спора апелляционный суд верно руководствовался Федеральным законом Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 4-ФЗ), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
Отменяя решение и отказывая в иске, апелляционный суд правомерно исходил из того, что при заключении договора о водоснабжения и водоотведения предпринимателем учреждением истец не мог использовать тариф на водоснабжение предыдущей ресурсоснабжающей организации - ООО "Северское водоснабжение", а также тариф на водоотведение, установленный ранее для ООО "Северское водоотведение", поскольку стоимость ресурсов относится к государственному регулированию.
Таким образом, стороны не вправе самостоятельно устанавливать стоимость поставляемых ресурсов без решения уполномоченного органа государственной власти об установлении соответствующего тарифа.
Из решения суда следует, что заключению договора водоснабжения и водоотведения предшествовало постановление администрации Северского сельского поселения Северского района от 4 октября 2018 N 396 "О заключении концессионного соглашения в отношении водопроводно-канализационного хозяйства Северского сельского поселения Северского района". Вместе с тем администрацией Краснодарского края концессионное соглашение не подписано, в связи с чем соглашение считается незаключенным.
На основании изложенного апелляционный суд пришел к правомерному выводу о том, что у предпринимателя отсутствует основание для заключения договоров холодного водоснабжения с потребителями.
Кроме того, апелляционный суд установил, что в у предпринимателя отсутствовала лицензия на недропользование (на добычу воды).
Согласно абзацу 4 пункта 3, абзацу 9 пункта 6 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) основаниями возникновения права пользования участками недр являются, в том числе:
- решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения;
- принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
В соответствии со статьей 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В статьи 17.1 Закона N 2395-1 закреплено, что право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности, в том числе в случае заключения концессионного соглашения, договора аренды и иных договоров в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, предусмотренных Законом N 416-ФЗ. При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Таким образом, апелляционный суд правильно отказал в иске.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства, установленные судом апелляционной инстанции по результатам оценки представленных доказательств и позиций участвующих в деле лиц, основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения норм процессуального права не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по делу N А32-43617/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
...
В статьи 17.1 Закона N 2395-1 закреплено, что право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности, в том числе в случае заключения концессионного соглашения, договора аренды и иных договоров в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, предусмотренных Законом N 416-ФЗ. При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 июля 2022 г. N Ф08-6284/22 по делу N А32-43617/2020