г. Краснодар |
|
27 июля 2022 г. |
Дело N А32-46653/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Маркиной Т.Г. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края и заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Шоколад" (ОГРН 1032309094586, ИНН 2315101207), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шоколад" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 по делу N А32-46653/2021, установил следующее.
Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - заявитель, административный орган, департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Шоколад" (далее - общество, ООО "Шоколад") к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 18.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.03.2022, ООО "Шоколад" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса в виде 100 тыс. рублей штрафа. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения, соблюдением порядка производства по делу об административном правонарушении, отсутствием оснований для признания правонарушения в качестве малозначительного.
В арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой на указанные судебные акты, которые просит отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного департаментом требования. По мнению общества, административный орган не доказал наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.17 Кодекса. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о фактическом ведении обществом деятельности на дату составления протокола осмотра от 09.06.2021, контрольная закупка не проводилась.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в рамках проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара (алкогольной продукции) на территории Краснодарского края, на основании приказа департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 27.05.2021 N 112 "О проведении информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка алкогольной продукции на территории Краснодарского края" 09.06.2021 в 17 часов 20 минут проверяющими установлен факт оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО "Шоколад" с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции. В ходе проверки составлен протокол осмотра, принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09.06.2021 N 12-24/07-21.
Согласно сведениям из государственного сводного реестра выданных, прекращенных, приостановленных лицензий и лицензий, действие которых прекращено, ООО "Шоколад" по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Набережная им. Адмирала Серебрякова, 61 выдана лицензия серии ДК N 012729, N 23РПО0010910 от 05.09.2019 сроком действия с 06.09.2019 по 05.10.2022, на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
При проведении осмотра установлено, что по состоянию на 09.06.2021 ООО "Шоколад" фактически осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в организации общественного питания (ресторан "Шоколад"), расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск ул. Дзержинского, д. 21, на основании договора аренды нежилых помещений от 10.03.2020; выявлен факт нахождения на реализации алкогольной продукции в ассортименте за барной стойкой, на полках ресторана "Шоколад", а также имеется меню с указанием цен на алкогольную продукцию.
Установив указанные обстоятельства, а также то, что согласно лицензии ДК N 012729, регистрационный N 23РПО0010910 от 05.09.2019, обществу разрешено осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Набережная им. Адмирала Серебрякова, 61, тогда как фактически общество осуществляет деятельность по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Дзержинского, 21, департамент составил в отношении общества протокол об административном правонарушении от 20.09.2021 N 12-24/07-21 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса, и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа (пункт 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
Лицензии выдаются на осуществление, в частности, следующих видов деятельности: хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, розничная продажа алкогольной продукции (пункт 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).
Пунктом 19 статьи 19 Закона N 171-ФЗ установлено, что в лицензии указываются, в том числе полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма лицензиата, место его нахождения, места нахождения его обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах лицензиата, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности, иные места осуществления лицензируемых видов деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 названного Закона.
В силу пункта 20 статьи 19 Закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановлении от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" разъяснил, что в силу пункта 20 статьи 19 Закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений при условии указания в лицензии мест их нахождения; в связи с этим осуществление организацией деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на базе обособленного подразделения, не указанного в лицензии, следует квалифицировать как нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением - лицензией (нарушение лицензионных требований).
В соответствии с частью 1 статьи 14.17 Кодекса производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Судебные инстанции в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе в совокупности с иными доказательствами по делу протокол осмотра от 20.09.2021 N 12-24/07-21, фототаблицу, лицензию серии ДК N 012729, регистрационный N 23РПО0010910 от 05.09.2019, договор аренды от 10.03.2020, протокол об административном правонарушении от 09.06.2021 N12-24/07-21 и, установив, что на момент проведения департаментом проверки лицензия, выданная обществу на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией серии ДК N 012729, регистрационный N 23РПО0010910 от 05.09.2019, являлась действующей, сделали правильный вывод о необходимости в рассматриваемом случае квалификации действий общества по части 1 статьи 14.17 Кодекса, поскольку обществом допущено нарушение лицензионных требований, выразившееся в осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в помещениях, расположенных по адресу: Краснодарский край, город Новороссийск, ул. Дзержинского, 21, в то время как лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции выдана на основании документов, предусматривающих осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции по иному адресу: г. Новороссийск, ул. Набережная им. Адмирала Серебрякова, 61, офис 1.
Сделав вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 Кодекса, учитывая характер совершенного обществом правонарушения, совершение правонарушения впервые, принципы дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, исходя из конкретных обстоятельств данного дела, суд назначил обществу минимальное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 14.17 Кодекса.
Суд апелляционной инстанции указал, что выявленные при проверке 09.06.2021 обстоятельства, подтвержденные средствами фотофиксации, представленными в материалы дела, являются достаточным основанием для вывода о нарушении обществом лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции. Нарушений департаментом производства по делу об административном правонарушении суды не установили. Суд апелляционной инстанции указал, что уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 02.08.2021 направлено обществу по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений, распечаткой с официального сайта "ГУП "Почта России" отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, выпиской из ЕГРЮЛ.
Суд кассационной инстанции отмечает, что согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В данном случае уведомление от 02.08.2021 о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении направлялось обществу по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ, что установлено судами и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Согласно информации с официального сайта ФГУП "Почта России" (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80083163090022), почтовое отправление прибыло в место вручения по адресу общества 06.08.2021, 07.08.2021 имела место неудачная попытка вручения и по истечении срока хранения почтового отправления (06.09.2021), оно возвращено департаменту. С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о надлежащем уведомлении общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Судебные инстанции не установили оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса.
Доводы департамента были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 по делу N А32-46653/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции отмечает, что согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Судебные инстанции не установили оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 июля 2022 г. N Ф08-5903/22 по делу N А32-46653/2021