город Ростов-на-Дону |
|
31 марта 2022 г. |
дело N А32-46653/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Шоколад"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2022 по делу
N А32-46653/2021
по заявлению Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края
к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Шоколад"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Шоколад" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Шоколад") к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2022 ООО "Шоколад" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
ООО "Шоколад" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просит судебный акт отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на отсутствие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, а также на нарушение самой процедуры административного производства. В данном случае контрольная закупка не проводилась, объяснения не отбирались, протокол составлен в отсутствие законного представителя общества. При этом факт работы ООО "Шоколад" и ведения деятельности на дату составления протокола заинтересованным лицом отрицается, а доводы об осуществлении деятельности и реализация алкогольной продукции, не подтверждены.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара (алкогольной продукции) на территории Краснодарского края, на основании приказа департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 27.05.2021 N 112 "О проведении информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка алкогольной продукции на территории Краснодарского края" 09.06.2021 в 17 час. 20 мин. установлен факт оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО "Шоколад" (ИНН 2315101207) с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Согласно сведениям из государственного сводного реестра выданных, прекращенных, приостановленных лицензий и лицензий, действие которых прекращено, ООО "Шоколад" по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Набережная им. Адмирала Серебрякова, 61, департаментом была выдана лицензия серии ДК N 012729, N 23РПО0010910 от 05.09.2019 сроком действия с 06.09.2019 по 05.10.2022, на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
При проведении осмотра установлено, что по состоянию на 09.06.2021 ООО "Шоколад" фактически осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в организации общественного питания (ресторан "Шоколад"), расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск ул. Дзержинского, д. 21, на основании договора аренды нежилых помещений от 10.03.2020.
Административным органом установлено, что ООО "Шоколад" согласно лицензии ДК N 012729, регистрационный N 23РПО0010910 от 05.09.2019, разрешено осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Набережная им. Адмирала Серебрякова, 61, в то время как фактически указанная деятельность обществом осуществляется по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Дзержинского, д. 21.
20.09.2021 в присутствии надлежащим образом извещенного представителя общества в отношении юридического лица, был составлен протокол об административном правонарушении N 12-24/07-21 по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ установлена ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.17 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовую основу производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
Согласно статье 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа, на которые распространяется действие указанного закона.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что к видам деятельности, на осуществление которых выдаются лицензии, относится закупка, хранение и поставка алкогольной и спиртосодержащей продукции, розничная продажа алкогольной продукции.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, организацией представляются в лицензирующий орган, в том числе, заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, адреса его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона), срока, на который испрашивается лицензия.
В соответствии со статьей 19 пунктом 12 Федерального закона N 171-ФЗ в случае изменения наименования лицензиата (без его реорганизации), изменения места его нахождения или указанных в лицензии мест нахождения его обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, получения лицензии на производство, хранение и поставки произведенной российской винодельческой продукции защищенных наименований при наличии лицензии на производство, хранение и поставки произведенной винодельческой продукции переоформление лицензии осуществляется на основании заявления лицензиата с приложением документов, подтверждающих указанные изменения. Данные документы могут быть направлены лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронных документов в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 настоящей статьи.
В предусмотренных абзацем первым настоящего пункта случаях переоформление лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется путем внесения в государственный сводный реестр выданных лицензий записи о переоформлении лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия. Датой переоформления лицензии является дата внесения в государственный сводный реестр выданных лицензий записи, содержащей сведения о переоформлении лицензии. После внесения в государственный сводный реестр выданных лицензий записи, содержащей сведения о переоформлении лицензии, федеральным органом по контролю и надзору лицензиату выдается выписка из государственного сводного реестра выданных лицензий.
Согласно статье 3 Федерального закона N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4.1 Закона Краснодарского края от 04.06.2012 N 2497-КЗ (ред. от 10.04.2017) "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков" не допускается размещение объектов розничной торговли алкогольной продукцией (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в одном торговом зале с объектами, оказывающими услуги общественного питания.
Из материалов настоящего дела следует, что ООО "Шоколад" согласно лицензии ДК N 012729, регистрационный N 23РПО0010910 от 05.09.2019, разрешено осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Набережная им. Адмирала Серебрякова, 61 (л.д. 34).
При проведении осмотра административным органом установлено, что организация общественного питания (ресторан "Шоколад"), принадлежащая ООО "Шоколад" (ИНН 2315101207), расположенная по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Дзержинского, д. 21, осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, также в реализации находится алкогольная продукция в ассортименте, находящаяся за барной стойкой, на полках ресторана "Шоколад" (л.д. 23 -25).
В ходе осмотра административным органом также установлено, что в организации общественного питания (ресторан "Шоколад"), принадлежащей ООО "Шоколад" (ИНН 2315101207), имеется меню с указанием цен на алкогольную продукцию за 50 мл и 100 мл и бутылку (л.д. 26-33). На входе в ресторан имеется вывеска с указанием информации о хозяйствующем субъекте ООО "Шоколад" (ИНН 2315101207) и ИП Козырева А.Е. (ИНН 231507800120, ОГРНИП 307231508900041) (л.д. 23, 26).
Выявленные при проверке 09.06.2021 обстоятельства, подтвержденные средствами фотофиксации, представленными в материалы дела, являются достаточным основанием для вывода о нарушении обществом лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, является доказанным.
В рассматриваемом случае у общества имелась реальная возможность для соблюдения норм Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", однако оно не приняло все зависящие от него меры по их исполнению.
Нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не допущено и судом апелляционной инстанции не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд апелляционной инстанции не усматривает.
Принимая во внимание, что вменяемое правонарушение совершено обществом впервые, а также учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд первой инстанции обоснованно назначил обществу минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 14.17 Кодекса, в виде штрафа в сумме 100 000 рублей.
С учетом изложенного основания для отмены решения Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2022 у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Довод о том, что протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, судом апелляционной инстанции не может быть принят во внимание, поскольку протокол составлен в отсутствие законного представителя общества при наличии доказательства его надлежащего извещения. Уведомление о времени и месте составления протокола от 02.08.2021 было направлено в адрес общества, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений и распечаткой с официального сайта отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (л.д. 69-75).
Довод общества со ссылкой на недоказанность материалами административного дела события вмененного административного правонарушения вследствие не проведения административным органом контрольной закупки, судом апелляционной инстанции не принимается.
Согласно положениям пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ к числу поводов для возбуждения дела об административном правонарушении отнесено, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание, что документы, содержащиеся в материалах административного дела, составлены, оформлены и удостоверены уполномоченными сотрудниками Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
С учетом изложенного следует признать, что имеющимися в деле доказательствами подтверждается событие вменяемого административного правонарушения, а не проведение контрольной закупки не исключает основания для возбуждения дела об административном правонарушении на основании иных доказательств, в том числе при непосредственном обнаружении признаков административного правонарушения.
При этом ссылка в апелляционной жалобе на представленные в суд первой инстанции документы (табель учета рабочего времени за июнь 2021 года, отчеты по сменам с налогами за период с 11 сентября 2020 года по 2021 год, журнал отчета продаж, декларации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за I, II кварталы 2020 года) судом апелляционной инстанции также не принимается с учетом наличия в материалах дела доказательств, бесспорно подтверждающих оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы материалы дела содержат достаточные доказательства для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2022 по делу N А32-46653/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46653/2021
Истец: Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края
Ответчик: ООО "Шоколад"