г. Краснодар |
|
29 июля 2022 г. |
Дело N А32-26297/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Гиданкиной А.В. и Маркиной Т.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" (ИНН 2342018036 ОГРН 1082342000377) - Волосатовой Н.В. (доверенность от 24.05.2021), Андреевой Н.В. (доверенность от 24.05.2021), от заинтересованного лица - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375 ОГРН 1042304949752) - Долговой И.О. (доверенность от 08.09.2021), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2022 по делу N А32-26297/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) от 14.05.2021 N 04-23-212-П-2 о взыскании 300 тыс. рублей штрафа по части 2 статьи 7.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - Кодекс) за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении требований отказано по мотивам наличия состава правонарушения, соблюдения срока и процедуры привлечения к ответственности, отсутствия оснований для изменения или отмены наказания, замены его на предупреждение.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты по мотиву устранения ответственности за совершенное нарушения исходя из вмененных обществу деяний, а также выявления в процессе одной проверки и одним должностным лицом нескольких правонарушений, назначение наказания по которым производится один раз. Ссылается на проведение надлежащего производственного контроля, соблюдение программы производственного контроля на техническом водозаборе общества от 2018 года, составленной на основании протокола заседания ТКР Югнедра по МПВ и ПС города Ростов-на-Дону от 16.02.2018. В представленных протоколах испытаний имеется вся необходимая информация, некоторые показатели исследуемых образцов имеют альтернативные наименования.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель управления возражал против них.
В судебном заседании по делу объявлялся перерыв с 15 час. 10 мин. 21.07.2022 до 17 час. 50 мин. 28.07.2022.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил, что общество является владельцем лицензии на право пользование недрами от 20.04.2009 N КРД 03673 ВЭ для добычи пресных подземных вод для технологического водоснабжения. Участок недр расположен в поселке Псебай Мостовского района Краснодарского края, имеет статус горного отвода. Приложением N 1 к лицензии ее владельцу предоставлен в пользование участок недр, расположенный в окрестностях поселка Псебай общей площадью 0,45 га, под одиночные водозаборные скважины N 3/1, 3/2, 3/3, обеспечивающих его водой. Подземные воды добываются из четвертичного водоносного комплекса с интервалами каптажа 5 - 25 метров, уровень добычи - не более 1 тыс. кубических метров в сутки при допустимом понижении уровня в скважинах 15 метров. Общество и Департамент по недропользованию по Южному федеральному округу разработали программу производственного контроля на техническом водозаборе (далее - Программа от 28.04.2018,, Югнедра, протокол согласования от 16.02.2018 N 04-18-ПВ). Добыча воды из скважин N 3/1, 3/2, 3/3 подтверждается журналами учета водопотребления средствами измерений за 2020 год.
Подпунктами 4.1, 5.1, 5.2 лицензионного соглашения на общество в числе других возложены обязанности эксплуатировать водозаборные скважины с применением современной технологии работ, обеспечивающей рациональное использование и охрану подземных вод от загрязнения и истощения; принимать меры к сокращению расхода воды на производственные нужды и потери; соблюдать требования безопасного ведения работ; применять современную, рациональную и экологически чистую технологию работ, обеспечивающую безопасное их проведение, выполнять установленные стандарты по охране подземных вод и других объектов окружающей среды; своевременно ликвидировать прямые и потенциальные источники загрязнения поверхностных и подземных вод, не связанных с эксплуатируемым объектом пользования недрами. Производственный контроль на водозаборе ведется в соответствии с Программой от 28.04.2018.
В соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на 2021 год, размещенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет и распоряжением от 25.02.2021 N 194-П управление провело плановую выездную проверку с 18.03.2021 14.04.2021 соблюдения обществом требований природоохранного законодательства. По результатам проверки управление составило акт проверки от 14.04.2021 N 04-23-35-П, зафиксировавший, что общество не оформило документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), соответственно не включило их в лицензию как ее неотъемлемую составную часть. В письме Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 24.03.2021 N РМ-04-4630 указано на непредставление ему соответствующих документов. Кроме того, управление сочло производственный контроль проведенным не в полном объеме - он не ведется по таким показателям, как: взвешенные вещества, биохимическое потребление кислорода (БПК5), химическое потребление кислорода (ХПК), термотолерантные колиформные бактерии, общие колиформные бактерии, коли-фаги, общая минерализация (сухой остаток), нефтепродукты суммарно, аммоний (NH4+), кадмий (Cd суммарно), марганец (Мn), медь (Сu), мышьяк (As), натрий + калий (Na+ + К+), свинец (РЬ), фториды (F), цинк (Zn), силикаты (SiO4), полифосфаты (РO4), молибден (Мо), хром (Сг). Управление 23.04.2021 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 Кодекса, 14.05.2021 вынесло постановление о взыскании с общества 300 тыс. рублей штрафа за его совершение. Общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
Ссылаясь на статьи 7, 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1465 "Об утверждении Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода" (далее - Правила N 1465), суд указал, что предварительные границы горного отвода устанавливаются при выдаче лицензии на недропользование, после разработки технического проекта выполнения работ по пользованию недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования такого проекта, орган государственного горного надзора оформляет документы об уточненных границах горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), включаемых в лицензию как ее неотъемлемая составная часть.
Суд счел ошибочным применение управлением Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2015 N 770 "Об утверждении Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода", что не привело к нарушению прав общества, поскольку изложенные в нем правила подготовки и согласования горноотводного акта идентичны содержащимся в Правилах N 1465.
Пунктом 2 Правил N 1465 под документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, указаны горноотводный акт и графические приложения, включающие план горного отвода с ведомостью координат угловых точек горного отвода, план границ горного отвода и разрезы участка недр по форме, установленной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Эти документы оформляются на срок действия лицензии до начала работ по пользованию недрами, на соответствующем участке недр и по заявлению недропользователя. К заявлению прилагается проект горного отвода по правилам, определенным госгорнадзором, его подготовку осуществляет недропользователь или привлекаемое им на договорной основе лицо, имеющее лицензию на производство маркшейдерских работ. Уточненные границы горного отвода представляют собой совокупность пространственных плоскостей, составляющих замкнутый объем горного отвода - геометризованного блока недр (пункт 5 - 8 Правил N 1465).
Поскольку в пункте 3.2 Приложения N 1 к лицензии общества указаны лишь географические координаты центра используемого участка, более точные данные отсутствуют, суд счел общество нарушившим требование о необходимости оформления горноотводного акта с уточненными границами горного отвода и графических приложений к нему.
Суд также счел доказанным нарушение обществом такого лицензионного условия, как проведение производственного контроля не в полном объеме (не ведется по ряду физико-химических показателей).
Отказывая в удовлетворении требования общества по мотивам наличия в его действиях вмененного ему правонарушения, суд не учел следующее.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса установлена ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами (до 20.03.2021 ответственность наступала за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта)).
В рассматриваемом случае обществу одним из нарушений лицензионных условий вменяется невыполнение им требований, под которым управление понимает обязанность недропользователя по внесению изменений (дополнений) в лицензию после оформления горноотводного акта, что противоречит установленным для недропользователей пунктом 3 части 2 статьи 22, статьями 23 - 34 Закона о недрах в том числе в редакции, действующей в момент вынесения обжалуемого постановления, требованиям.
Невыполнение обществом пункта 3 части 1 статьи 12 Закона о недрах (указание границ участка, предоставляемого в пользование (в редакции Закона от18.07.2011 N 222-ФЗ)), по сути, вменяется ему в редакции Закона от 30.04.2021 N 123-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2022, где к лицензионным требованиям пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона о недрах отнесено наименование участка недр, предоставленного в пользование, с описанием его границ с учетом положений статьи 7 Закона о недрах.
Часть 3 статьи 7 Закона о недрах, относящая к документам, удостоверяющим уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), включаемых в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части, и возлагающая на недропользователя после установления предварительных границ горного отвода при предоставлении лицензии на недропользование разработать технический проект выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получить положительное заключения государственной экспертизы и согласовать его по правилам статьи 23.2 Закона о недрах в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения), оформить документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), включаемых в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части, вступила в силу с 01.01.2022 (в редакции Закона от 30.04.2021 N 123-ФЗ).
Обязанность недропользователей внести изменений (дополнений) в лицензию после оформления уточненного горноотводного акта установлена после 01.01.2022, постановление управление вынесло 14.05.2021.
Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429 (далее - Положение N 429), Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденный приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (далее - Регламент), Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее Положение о лицензировании) с учетом установленных судом обстоятельств свидетельствуют об отсутствии нарушений обществом условий лицензий на пользование недрами и, как следствие, оснований для его привлечения к ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса.
Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать указание границ участка недр, предоставляемого в пользование (пункт 3 части 1 статьи 12 Закона о недрах). Описание границ участка недр включается в лицензию на пользование недрами в качестве ее неотъемлемой составной части (пункт 3 Положения N 429). В соответствии с пунктом 24 Регламента в виде текстовых и графических приложений к бланку лицензии на пользование недрами в качестве документов, являющихся ее неотъемлемыми частями, прикладываются условия пользования недрами, которые включают в том числе указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование, а также пространственных границ геологического и (или) горного отвода (при наличии) (пункт 1); схему расположения участка недр. Пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование, отражаются географическими координатами угловых точек. Пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование, рекомендуется указывать на топографических планах, геологических картах, геологических разрезах с указанием линий таких разрезов на картах (пункт 3).
Процедура уточнения границ горного отвода не является изменением границ участка недр и не влечет за собой расширение или уменьшение границ лицензионного участка. Горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода и оформляемый органом Ростехнадзора, выполняет функцию обеспечения безопасного ведения горных и взрывных работ на этом участке и не ограничивает права пользователя недр в отношении площади лицензионного участка за границами уточненного горного отвода (например, на дачу согласия осуществления какой-либо деятельности, связанной с пользованием недрами). В свою очередь, если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка, у него не возникает права на проведение работ за указанными в лицензии границами участка недр, поскольку осуществление пользования недрами за пределами лицензионного участка не допускается.
Федеральное агентство по недропользованию в письме от 02.12.2014 N ЕШ-01-29/13650 отметило, что горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода, может оформляться в качестве дополнения к лицензии на право пользования недрами.
Внесение изменений и дополнении в лицензии на пользование участками недр осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Роснедр или его территориального органа при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена (абзац третий пункта 37 Регламента).
Основаниями для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр являются заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами; обращение Роснедр или его территориальных органов к пользователю недр с предложением о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование участком недр (пункт 38 Регламента).
Исходя из установленных судом обстоятельств совершенного обществом нарушения в рассматриваемом случае отсутствует нарушение обществом условий пользования недрами, обозначенное как невыполнение установленных законодательством требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Осуществление обществом деятельности за пределами лицензионных участков не вменяется, а само по себе несовершение им действий, направленных на включение горноотводных актов в перечень приложений к лицензиям, не свидетельствует о нарушении условий лицензий, связанных с пользованием недрами.
Кроме того, в момент совершения нарушения существовала правовая неопределенность в вопросе о том, признается ли горноотводный акт неотъемлемой составной частью лицензии на право пользования недрами в силу прямого указания Закона недрах либо для его включения в состав лицензии необходимо внесение соответствующих изменений (дополнений) в нее. Действовавшим в момент совершенного деяния законодательством прямо не регулировалась указанная процедура, в том числе не устанавливались сроки для лиц, ее инициирующих (недропользователя или лицензирующего органа, получивший горноотводный акт), для внесения изменений (дополнений).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П, вытекающее из конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства требование определенности правового регулирования предполагает, что механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений.
Неустранимые сомнения в правовом регулировании публичных (административных) отношений, сопряженные с возможностью привлечения к ответственности за его нарушение частных лиц, не предполагают, по общему правилу, допустимость расширительного толкования юридических обязанностей таких лиц.
Сходный правовой подход изложен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 01.11.2021 N 304-ЭС21-19872, 25.10.2021 "N 304-ЭС21-18834, 10.02.2022 N 310-ЭС21-28278.
Кроме того, пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, возлагающим на недропользователя обязанность обеспечить выполнение лицензионных условий, статьей 63 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), возлагающей осуществление государственного мониторинга окружающей среды в рамках единой системы мониторинга окружающей среды федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, пунктом 2 статьи 36.2 Закона о недрах об осуществлении государственного мониторинга состояния недр федеральным органом управления государственным фондом недр не установлена обязанность недропользователей по ведению мониторинга состояния недр.
Пунктом 7 Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21.05.2001 N 433, установлено, что государственный мониторинг состояния недр осуществляется не только на федеральном, региональном, территориальном уровнях, но и на объектном (локальном) уровне, ведение которого осуществляют недропользователи. Условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование, а такие условия, объемы и виды мониторинга обществу при выдаче лицензии определялись в общем, неконкретном смысле (" отбор проб на сокращенный химических анализ производится по программе производственного контроля, утвержденной в установленном порядке, не реже одного раза в год"), в связи с чем их невыполнение обществу вменено быть не может. Сходный правовой подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2022 N 310-ЭС21-28218.
Вменение обществу как нарушение лицензионного условия отбора проб исходя из редакции лицензионного соглашения в рассматриваемом случае не свидетельствует о вменении ему обязанности по осуществлению мониторинга состояния недр, или ведения мониторинга на основе специальной программы.
Наличие в лицензии общих фраз о необходимости отбора проб на сокращенный химический анализ, наличия программы производственного контроля, утвержденной в установленном порядке, исходя из вмененного обществу нарушения и установленных судом фактических обстоятельств дела ("производственный контроль, предусмотренный проектом водозабора _не ведется по ряду химических показателей") не свидетельствуют о возникновении обязанности, неисполнение которой ему вменено управлением.
Более того, суд установил и материалами дела подтверждается, что общество разработало программу локального мониторинга состояния недр, согласовало ее с уполномоченной организацией (Роснедра), производилось лабораторные исследования физико-химического состава извлекаемых из недр вод в соответствии с разработанной программой, несоблюдение им изложенных в ней мероприятий управление не вменяет, ссылаясь на ее разработку не в том порядке, а разработанную Роснедрами методику, - не соответствующей неназванным правилам (по сути, - методикам), несоблюдение которых вменено обществу.
В силу части 1 статьи 19.1 Закона о недрах пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу ОПИ в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Условиями лицензии не предусмотрена обязанность общества вести мониторинговые наблюдения состояния недр в указываемом управлении объеме. Приводимые управлением доводы о временнОм периоде проведения отбора проб какими-либо ссылками на нормы права не обоснованы.
Кроме того, соглашаясь с выводом управления о неполном производственном контроле обществом на техническом водозаборе и нарушении тем самым лицензионных условий, суд согласился с выводом управления об отсутствии у Программы от 28.04.2018 и протокола согласования от 16.02.2018 признаков документов, отвечающих требованиям производственного контроля в определенном природоохранным законодательством смысле, а примененную методику исследования извлекаемых водных запасов, - не позволяющей проверить такие показатели, как: взвешенные вещества, биохимическое потребление кислорода (БПК5), химическое потребление кислорода (ХПК), термотолерантные колиформные бактерии, общие колиформные бактерии, коли-фаги, общая минерализация (сухой остаток), нефтепродукты суммарно, аммоний (NH4+), кадмий (Cd суммарно), марганец (Мn), медь (Сu), мышьяк (As), натрий + калий (Na+ + К+), свинец (РЬ), фториды (F), цинк (Zn), силикаты (SiO4), полифосфаты (РO4), молибден (Мо), хром (Сг).
При этом суд отклонил ссылки общества на разработку Программы от 28.04.2018 и протокола согласования от 16.02.2018 уполномоченным на составление таких документов органом (Югнедра), проведении обществом всех указанных в этих документах о ведении производственного контроля мероприятий, в доказательство чего представил в ходе проверки документы (протоколы испытаний). Суд не указал на установленные им в этой части обстоятельства и доказательства, законы и иные нормативные правовые акты, и мотивы отклонение этих доказательств и конкретные нормы права, несоблюдение которых вменено обществу в этой части.
Соглашаясь с наличием у общества обязанности по проверке конкретных физико-химических свойств извлекаемых водных запасов, суд не указал соответствующие нормы права.
Отсутствуют в судебных актах и ссылки на доказательства, опровергающие доводы общества о проведении им в соответствии с разработанной Югнедрами мероприятий производственного контроля, предусмотренных Программой от 28.04.2018, протоколом согласования от 16.02.2018 (что управление обществу не вменяет), своевременном исследовании с момента выдачи лицензии не только приводимых управлением физико-химических исследований извлекаемой воды, но и более широкого спектра проводимых лабораторных исследований. Часть приводимых управлением показателей является теми же, что проверяет само общество по Программе от 28.04.2018 (например, полифосфаты (Мо2+) (редакция управления) являются фосфат-ионами (Программа Югнедр), имеют одинаковую химическую формулу; термотолерантные колиформные бактерии (управление) определялись обществом (протокол испытаний от 19.10.2020); общие колиформные бактерии (управление) определялись (протокол испытаний от 19.10.2020); коли-фаги (управление) определялось общее микробное число (Программа); общая минерализация (сухой остаток (управление) определяется в лаборатории ООО "Сфера"; нефтепродукты суммарно (управление) определись как показатель нефетепродуктов (Программа); аммоний (NH4+) (управление) определялся как ион аммония (Программа); кадмий (Cd суммарно), марганец (Мn), медь (Сu), свинец (РЬ), цинк (Zn 2+), хром (Сг) (управление) определялись обществом один раз в пять лет (протоколы испытаний от 27.12.2016, 09.11.2021) по Программе, при этом иная периодичность законом не установлена), что подтверждается письмом ООО "Экоаналитическая лаборатория "Сфера"" от 20.12.2021 с описанием конкретных химико-физических свойств требуемых управлением и проводимых обществом в соответствии с Программой Югнедр лабораторных исследований. Фактически отвергая согласованные с Югнедрами в Программе от 28.04.2018, протоколе согласования от 16.02.2018 мероприятия производственного контроля как ненадлежащие и недостаточные, суд не привел мотивы признания их таковыми.
Управление также не привело доводы или ссылки на соответствующие методики, требующие исследования извлекаемых из недр водных запасов, конкретные химические формулы и сроки периодичности таких исследований.
С учетом отсутствия у общества нормативно обоснованной обязанности по осуществлению локального мониторинга состояния недр, изложенного в лицензии условия в этой части, правового регулирования публичных (административных) отношений, не допускающего расширительное толкование юридических обязанностей участников хозяйственного оборота, отсутствие в судебных актах конкретных доказательств и мотивов отклонения доводов общества о надлежащем мониторинге состояния недр не влияет на вывод об отсутствии в действиях общества вмененного ему нарушений лицензионных условий и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выразившихся в неведении производственного контроля по ряду физико-химических показателей.
Совершение иных, помимо перечисленных, нарушений в оспариваемом постановлении обществу не вменяется. В связи с изложенным в действиях общества отсутствует состав вмененного ему правонарушения, а обжалуемые судебные акты подлежат отмене как основанные на неправильном применении норм к установленным им фактическим обстоятельствам, требование по делу, - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2022 по делу N А32-26297/2021 отменить.
Постановление Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 14.05.2021 N 04-23-212-П-2 признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 7 Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21.05.2001 N 433, установлено, что государственный мониторинг состояния недр осуществляется не только на федеральном, региональном, территориальном уровнях, но и на объектном (локальном) уровне, ведение которого осуществляют недропользователи. Условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование, а такие условия, объемы и виды мониторинга обществу при выдаче лицензии определялись в общем, неконкретном смысле (" отбор проб на сокращенный химических анализ производится по программе производственного контроля, утвержденной в установленном порядке, не реже одного раза в год"), в связи с чем их невыполнение обществу вменено быть не может. Сходный правовой подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2022 N 310-ЭС21-28218.
...
В силу части 1 статьи 19.1 Закона о недрах пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу ОПИ в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 июля 2022 г. N Ф08-6857/22 по делу N А32-26297/2021