г. Краснодар |
|
28 июля 2022 г. |
Дело N А32-32215/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Сурма Н.А. (доверенность от 15.12.2020 ), от ответчика - акционерного общества "Зерновой терминал "КСК"" (ИНН 2315006923, ОГРН 1022302398139) - Ткаченко С.В. (доверенность от 10.01.2022), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2022 по делу N А32-32215/2021, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к АО "Зерновой терминал "КСК"" (далее - терминал) о взыскании 292 848 рублей платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, 5770 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим их начислением по день фактической оплаты задолженности.
Решением от 14.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.04.2022, в иске отказано.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и удовлетворить иск, ссылаясь на то, что согласно пункту 7 договора вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из свободных путей парка "Восточный" станции Новороссийск, дальнейшее продвижения вагонов производится локомотивом ответчика самостоятельно. Время ожидания вагонов на станционных путях - 2 часа. Простой вагонов на станционных путях связан с занятостью одного выставочного пути парка "Восточный". Вывод об отсутствии доказательств занятости всех выставочных путей парка "Восточный" неправомерен, так как по условиям договора вагоны локомотивом перевозчика подаются на один из свободных путей парка "Восточный", следовательно, вагоны могли быть размещены только на одном выставочном пути. Иные пути парка "Восточный" распределены между другими грузополучателями. Занятость лишь одного выставочного пути свидетельствует об отсутствии возможности дополнительного размещения спорных вагонов на выставочных путях и обоснованности начисления взыскиваемой платы. Акты общей формы составлены обоснованно, истцом представлены доказательства занятости выставочных путей парка "Восточный" станции Новороссийск вагонами с грузом для ответчика в спорный период. Не дана оценка сведениям, приведенным в таблице сопоставления актов общей формы, времени простоя вагонов на выставочных путях.
В отзыве на кассационную жалобу терминал указал на несостоятельность ее доводов, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон по делу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что 17.03.2020 железная дорога (перевозчик) и терминал (контрагент) заключили договор N 296/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования терминала при станции Новороссийск СКЖД, предметом которого является регулирование взаимоотношений сторон по эксплуатации принадлежащего контрагенту железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования N 18 ООО Контейнерный терминал "НУТЭП" стрелкой N 8. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом контрагента.
В пункте 7 договора установлено, что сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из свободных путей парка "Восточный" станции Новороссийск.
Суды истолковали это условие договора как возможность подачи вагонов на любой из свободных путей парка. Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой контрагенту, устанавливается не более 30 вагонов (120 осей), по весу не более 2900 тонн (пункт 8 договора).
На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагона - 6 часов (пункт 12 договора).
Согласно пункту 13 договора суточная перерабатывающая способность по выгрузке основных родов грузов (зерновые грузы) составляет 149 вагонов (в редакции дополнительного соглашения от 29.09.2020).
На основании подпункта "б" пункта 14 договора контрагент уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе и на промежуточных станциях, железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от контрагента, по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 с учетом коэффициентов, действующих на дату оказания услуги.
Истец указал, что в период с августа по октябрь 2020 года на путях общего пользования станции Новороссийск СКЖД в ожидании подачи простаивали вагоны, прибывшие в адрес терминала..
По данному факту составлены акты общей формы (далее - АОФ) о задержке вагонов на промежуточной станции по причине, зависящей от контрагента, и памятки приемосдатчика.
За период, указанный в АОФ, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 292 848 рублей.
Неоплата обществом задолженности явилась основанием для обращения железной дороги в арбитражный суд с иском.
Рассматривая зхаявленные требования, судебные инстанции исходили из следующего.
В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом. Если в указанных в части одиннадцатой статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Выяснение причин нахождения вагонов на путях общего пользования и возможность взыскания за это платы с грузополучателя входит в предмет доказывания правомерности заявленных железной дорогой требований.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 39, 119 Устава, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, Правилами эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, суды сделали вывод о недоказанности истцом простоя вагонов по вине терминала и отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Из буквального содержания пункта 7 договора следует, что сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из свободных путей парка "Восточный" станции Новороссийск, что означает возможность подачи вагонов локомотивом железной дороги на любой свободный железнодорожный выставочный путь, входящий в состав парка "Восточный" станции Новороссийск, а не только на железнодорожные пути, указанные в АОФ (таблица N 1), так как конкретный номер пути в тексте договора не указан. В соответствии с техническо-распорядительным актом железнодорожной станции Новороссийск парк "Восточный" состоит из 13 железнодорожных путей, из которых 8 выполняют исключительно функцию выставочных путей (т. 7, л. 130 - 132).
Иное толкование железной дорогой условия пункта 7 договора - как возможность подачи вагонов только на один путь противоречит идеографическому значению словосочетания "один из", означающему "один из многих, наряду с другими, также как и, равно как и, а не только" - Баранов А.С, 1995 г. "Идеографический словарь русского языка", М., Издательство ЭТС) и волеизъявлению сторон договора. Поэтому суды правомерно выясняли вопрос о занятости всех путей парка "Восточный" станции "Новороссийск"!
Исследовав представленные в материалы дела АОФ, суды установили отсутствие в них сведений о занятости всех входящих в его состав железнодорожных выставочных путей парка "Восточный", по причинам, зависящим от терминала. При этом названные АОФ идентичны в части описания обстоятельств - основанием их составления послужила занятость определенных путей парка "Восточный". АОФ подписаны с разногласиями со стороны ответчика и указанием на их необоснованное составление.
Суды также отметили, что во всех АОФ указан недействующий договор от 05.09.2014 N 296/2, поскольку в спорный период действовал договор от 17.03.2020 N 296/2.
Изучив содержание представленных в дело памяток приемосдатчика, суды установили, что на территории терминала находились вагоны, шестичасовой технологический срок оборота которых не истек и плата за которые включена в задолженность.
Так, пунктом 12 договора предусмотрено, что на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагона - 6 часов. Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой контрагенту, устанавливается не более 30 вагонов (120 осей), по весу не более 2900 тонн (пункт 8 договора). Суточная перерабатывающая способность по выгрузке основных родов грузов (зерновые грузы) - 149 вагонов (пункт 13 договора в редакции дополнительного соглашения от 29.09.2020).
В таблице N 2 (т. 1, л. 20 - 24) приведены сведения о памятках приемосдатчика, подтверждающих нахождение на путях необщего пользования вагонов, шестичасовой срок оборота которых не истек к моменту начала простоя, отраженного в АОФ (таблица N 1 - т. 1, л. 17 - 19), а также сведения о памятках приемосдатчика, подтверждающие передачу перевозчиком вагонов на пути необщего пользования контрагента в период простоя, указанного в АОФ.
Суды указали, что памятки приемосдатчика, указанные в АОФ, как документы, подтверждающие обоснованность составления данных актов, не содержат информации о том, что указанные в них вагоны занимали выставочные пути парка "Восточный".
Установление этих обстоятельств послужило основанием для вывода судов о необоснованности составлении железной дорогой АОФ до истечения технологического срока оборота вагонов.
Доказательств, опровергающих эти выводы, железная дорога не представила.
Поскольку суды установили недоказанность простаивания вагонов по причинам, зависящим от терминала, вывод судов об отсутствии у последнего обязанности оплатить такой простой соответствует имеющимся в деле материалам и отказ в иске обоснован.
Выводы судов сделаны при полном исследовании обстоятельств дела, оценке всех представленных доказательств.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая выходит за пределы полномочий окружного суда.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2022 по делу N А32-32215/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом. Если в указанных в части одиннадцатой статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 39, 119 Устава, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, Правилами эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, суды сделали вывод о недоказанности истцом простоя вагонов по вине терминала и отсутствии оснований для удовлетворения иска."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 июля 2022 г. N Ф08-7015/22 по делу N А32-32215/2021