г. Краснодар |
|
02 августа 2022 г. |
Дело N А32-52919/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от истца - муниципального унитарного предприятия "Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска" (ИНН 2315990838, ОГРН 1162315054340) - Рябоконь Н.А. (доверенность от 28.06.2022), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Космические Коммуникации" (ИНН 7704313605, ОГРН 1157746350046) - Чернышенко П.В. (ордер N 573473), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Космические Коммуникации" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022 по делу N А32-52919/2021, установил следующее.
МУП "Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска" (далее - истец, предприятие, МУП) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Космические Коммуникации" (далее - ответчик, общество) о расторжении договора от 05.07.2019 N 31907841874-05/19.
Решением от 10.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.05.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора по требованию о расторжении договора; суд первой инстанции не обеспечил возможность участия представителя ответчика в судебном заседании, поскольку ходатайство ответчика об участии в судебном заседании посредством онлайн-заседания, зарегистрированное судом 10.02.2022, осталось без рассмотрения, поэтому суд апелляционной инстанции должен был рассмотреть дело по правилам первой инстанции. Перечисленные истцом недостатки в работе являются несущественными и устранимыми без несоразмерных затрат ресурса и времени, которые в рамках договора устранялись и продолжают устраняться в ходе технического взаимодействия сторон. Аналитические материалы свидетельствуют об эффективном внедрение электронной системы оплаты проезда в пассажирском транспорте и развитии инфраструктуры, предназначенной для пользователей системы (пассажиров). Кроме того, факт надлежащего исполнения обществом обязанностей по договору подтверждается ежемесячными актами об оказании услуг, подписанными сторонами.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие поддержало выводы судебных инстанций, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В суд кассационной инстанции 27.07.2022 поступило ходатайство ответчика об участии в судебном заседании в режиме веб-конференции (онлайн-заседание), которое оставлено судом кассационной инстанции без удовлетворения ввиду отсутствия технической возможности. На этом основании ответчик заявил ходатайство об отложении рассмотрения его кассационной жалобы на более поздний срок в связи с невозможностью участия его представителя.
Рассмотрев данное ходатайство суд кассационной инстанции считает его не подлежащим удовлетворению ввиду явки представителя ответчика в заседание суда кассационной инстанции в установленное время.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 05.07.2019 предприятие (заказчик) и общество (исполнитель) заключили договор N 31907841874-05/19, предметом которого является внедрение электронной системы оплаты проезда в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории муниципального образования г. Новороссийск (пункт 2.1). В соответствии с пунктом 3.1 цена договора составляет 35 405 366 рублей 30 копеек. Вознаграждение исполнителя за оказание услуг по договору складывается из процента с транзакции при наличной оплате, который составляет 4%, и процента с транзакций при безналичной оплате, который составляет 7% (пункт 3.2 договора в редакции дополнительного соглашения от 31.12.2020 N 1 к договору). Календарные сроки оказания услуг - с момента заключения договора до 01.07.2024 либо при выплате исполнителю полной суммы договора, указанной в пункте 3.1 договора (пункты 4.1.1 - 4.1.2). График исполнения договора определен в приложении N 2 к договору (пункт 4.1.3). Количество транспорта, подлежащее оснащению оборудованием, относящимся к автоматической системе оплаты проезда, - не менее 75 единиц (подпункт 5.1.2).
Во исполнение договора исполнитель передал заказчику платежные терминалы по акту от 30.08.2019 (т. 3, л. 64).
Письмом от 20.08.2021 N 361/2021 заказчик просил исполнителя решить вопрос о совместимости автоматизированной системы оплаты проезда на территории муниципального образования г. Новороссийск льготным электронным проездным билетом, выданным для региональных льготников. В случае отсутствия возможности решить проблему заказчик указал на вынужденный характер расторжения договора.
В ответном письме от 31.08.2021 N Кк/119/2021 исполнитель указал, что в рамках заключенного договора совместимость с льготным электронным билетом не требуется, внесение дополнительных изменений либо расторжение договора является незаконным.
Письмом от 27.10.2021 N 499/2021 заказчик уведомил исполнителя о выходе из строя 5 терминалов POS NEW8210. Названное оборудование направлено исполнителю сопроводительным письмом от 02.11.2021 N 510/2021 для выполнения ремонта либо замены.
Оборудование получено исполнителем 09.11.2021, однако ремонт либо замена оборудования последним не произведена.
Письмом от 11.11.2021 N 178/2021 исполнитель попросил заказчика высылать неисправные терминалы в адрес ООО "Городские Технологии".
Истец указал, что в период с 22.10.2021 по 11.11.2021 вышли из строя 56 терминалов POS NEW8210, что привело к сходу с линии маршрута регулярных перевозок на территории муниципального образования г. Новороссийск транспортных средств заказчика, о чем составлены акты от 22.10.2021, 08.11.2021, 10.11.2021, 11.11.2021 (т. 1, л. д. 7-10).
Ссылаясь на нарушение условий договора, выразившееся в необеспечении транспортных средств 75 терминалами POS NEW8210 (фактически установлено 56), отсутствие у пассажиров возможности пользования системой для оплаты проезда с помощью бесконтактных льготных региональных карт и учета проезда граждан в целях возмещения расходов за предоставление транспортных услуг населению, неисполнение обязанности по обучению сотрудников заказчика в период 2019 - 2021 годов, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 432, 450, 452, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив существенное нарушение ответчиком условий заключенного договора, отсутствие обусловленного договором результата работ в части внедрения исполнителем автоматизированной системы оплаты проезда на территории муниципального образования г. Новороссийск по льготным электронным проездным билетам, выданным для региональных льготников, отсутствие потребительской ценности выполненного исполнителем объема работ, утрату заказчиком интереса к согласованным работам, суды сделали вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суды выяснили, что между сторонами возникли правоотношения в связи с реализацией Закона Краснодарского края от 13.02.2016 N 987-КЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006 - 2023 годы" (далее - Закон N 987-КЗ). В целях повышения качества предоставления услуг льготным категориям граждан Министерством труда и социального развития Краснодарского края проездные билеты, выполненные на бумажном носителе, заменены электронными социальными проездными, выполненными в виде пластиковых карт.
Законом N 987-КЗ и постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.11.2005 N 1131 "О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края" муниципальным образованиям Краснодарского края рекомендовано осуществить работу по реализации управлениями социальной защиты населения мер социальной поддержки при проезде на городском транспорте льготников, в частности, приобретение ежемесячных проездных документов, представляющий собой бумажный носитель, на котором указаны реквизиты, либо получить проездной документ в виде пластиковой карты, содержащей часть реквизитов в электронной форме для проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на всех видах городского пассажирского транспорта.
Письмом от 13.08.2021 N 05.5.9-978/21 администрация муниципального образования г. Новороссийск указала на необходимость приобретения 6100 штук электронных проездных билетов по льготной стоимости, содержащих часть информации в электронной форме для проезда в автобусе и троллейбусе по видам: автобус - 5400 штук, троллейбус - 150 штук, троллейбус - автобус - 550 штук.
ГКУ Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в г. Новороссийске 17.01.2022 передало предприятию на реализацию электронные проездные на троллейбус в количестве 150 штук согласно копии акта приема-передачи бланков строгой отчетности от 17.01.2022 N 2.
В рамках спорного договора сотрудниками предприятия с 01.02.2022 по 03.02.2022 проведена проверка применения и использования автоматизированной системы оплаты проезда на территории муниципального образования г. Новороссийск с льготным электронным проездным билетом - троллейбус. По результатам проверки установлено, что терминалы POS NEW8210 не читают карты электронных проездных билетов, на табло терминала выдается ошибка "неверная карта", что свидетельствует об отсутствии у льготной категории граждан возможности использовать льготные электронные проездные билеты в системе ответчика, внедренной по договору.
Согласно подпункту "к" пункта 5.1.2 договора исполнитель обязуется фиксировать факты регистрации поездок при осуществлении транзакций по наличному и безналичному расчетам, в т. ч. по льготным транспортным картам, а также по картам, предназначенным для проезда на платной основе.
Ежемесячными отчетами о перевозке пассажиров за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 подтверждается, что количество транзакций по безналичной оплате, прошедших в системе без оплаты (возвратов), составляет 2956 транзакций на общую сумму 91 992 рубля.
Таким образом, оплата за проезд по безналичной оплате не соответствует фактическому объему перевозки пассажиров, зарегистрированных в системе, в связи с этим заказчик несет убытки.
Пунктом 3 Технического задания к договору установлены требования к обеспечению телекоммуникациями, а именно: требуется наличие каналообразующего сетевого оборудования не менее чем двух операторов связи, функционирующего и подключенного к сетям связи; наличие необходимых телекоммуникационных ресурсов для организации каналов связи с публичными и закрытыми сетями с резервированием доступа через разных провайдеров пропускной способностью не менее 8 Мбит/сек.
Суды установили, что в нарушение названного пункта Технического задания исполнитель не обеспечил подключение оборудования (терминалов) к сетям связи для обеспечения информационного и технологического взаимодействия между участниками системы и ее работой. Согласно материалам дела терминалы POS NEW8210 оборудованы сим-картами оператора связи "Билайн", оплату за которые предприятие производит ПАО "ВымпелКом" по договору N 622607318 об оказании услуг связи "Билайн".
Суды также установили, что исполнитель не предоставил заказчику оборудование в количестве 75 единиц (только 56), не провел обучение сотрудников заказчика в период с 2019 года по 2021 годы, не осуществил своевременный ремонт и замену оборудования после обращения к нему заказчика по поводу неисправности 56 терминалов (т. 2, л. 11 - 12). При этом в силу пункта "е" пункта 5.1.2 договора в обязанности исполнителя входит осуществление замены вышедшего из строя транспортного терминала на резервный, в течение 3 рабочих дней с момента получения от заказчика уведомления по телефону или электронной почте и получения от заказчика вышедшего из строя транспортного терминала.
Ссылка ответчика на отсутствие в договоре условия об обучении персонала заказчика не принята судом апелляционной инстанции с указанием на то, что отсутствие в договоре порядка оформления выполнения каких-либо действий свидетельствует о том, что исполнение данной обязанности оформляется согласно обычной практике подобных отношений актом. Кроме того, подпунктом "з" пункта 5.1.2 договора предусмотрено обучение сотрудников заказчика, участвующих в эксплуатации системы на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте по маршрутам регулярных перевозок заказчика, правилам эксплуатации системы не менее 12 часов в год. Доказательств проведения такого обучения общество в дело не представило.
Установив эти обстоятельства, суды сделали вывод о том, что нарушение ответчиком пунктов "е", "з" пункта 5.1.2 договора и пункта 3 Технического задания к договору свидетельствует о наличии предусмотренных статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для расторжения договора.
Доказательств, опровергающих эти выводы судов, ответчик не представил.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка общества на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора по требованию о расторжении договора являлась предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонена.
Довод заявителя жалобы о необеспечении судом первой инстанции возможности участия представителя ответчика в судебном заседании 16.02.2022, поскольку ходатайство общества об участии в судебном заседании посредством онлайн-заседания, зарегистрированное судом 10.02.2022, осталось без рассмотрения, подлежит отклонению. В картотеке арбитражных дел ходатайство общества от 10.02.2022 об участии в судебном заседании путем использования системы онлайн-заседания имеет статус "отклонено". Кроме того, в судебном заседании суда первой инстанции 16.02.2022 представитель ответчика принимал участие.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
В связи с принятием по рассмотрению кассационной жалобы постановления срок приостановления исполнения судебных актов подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022 по делу N А32-52919/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов по настоящему делу, принятое определением от 09.06.2022.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от истца - муниципального унитарного предприятия "Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска" (ИНН 2315990838, ОГРН 1162315054340) - Рябоконь Н.А. (доверенность от 28.06.2022), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Космические Коммуникации" (ИНН 7704313605, ОГРН 1157746350046) - Чернышенко П.В. (ордер N 573473), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Космические Коммуникации" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022 по делу N А32-52919/2021, установил следующее.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 432, 450, 452, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив существенное нарушение ответчиком условий заключенного договора, отсутствие обусловленного договором результата работ в части внедрения исполнителем автоматизированной системы оплаты проезда на территории муниципального образования г. Новороссийск по льготным электронным проездным билетам, выданным для региональных льготников, отсутствие потребительской ценности выполненного исполнителем объема работ, утрату заказчиком интереса к согласованным работам, суды сделали вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
...
Установив эти обстоятельства, суды сделали вывод о том, что нарушение ответчиком пунктов "е", "з" пункта 5.1.2 договора и пункта 3 Технического задания к договору свидетельствует о наличии предусмотренных статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для расторжения договора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 августа 2022 г. N Ф08-6360/22 по делу N А32-52919/2021