город Ростов-на-Дону |
|
05 мая 2022 г. |
дело N А32-52919/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко А.М.
при участии:
от истца - представитель Рябоконь Н.А. по доверенности от 01.01.2022;
от ответчика - представитель Чистяков А.В. по доверенности от 20.12.2021, посредством веб-конференции представитель Белоусов А.С. по доверенности от 17.05.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Космические Коммуникации" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2022 по делу N А32-52919/2021
по иску МУП "Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска"
к ответчику - ООО "Космические коммуникации"
о расторжении договора
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Космические Коммуникации" о расторжении договора от 05.07.209 N 31907841874.
Решением от 10.03.2022 иск удовлетворен, договор от 05.07.209 N 31907841874 расторгнут.
Решение мотивировано тем, что ответчиком допущены существенные нарушения условий договора.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что не дана оценка доводам ответчика, изложенным в отзыве на иск. Основания для расторжения договора по пункту 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют. Постановление главы администрации Краснодарского края от 31.08.2021 N Кк/119/2021 принято до проведения истцом конкурса на заключение спорного договора, истец не включил требования о поддержке региональных социальных транспортных карт в условиях конкурса и договора. Спорный договор носит инвестиционный характер, объем инвестиций ответчика составляет 20000000 рублей, расторжение договора не позволит инвестору достичь желаемого финансового результата. Письмом от 31.08.2021 ответчик предложил истцу заключить дополнительное соглашение к договору, истец уклонился.
По акту от 30.08.2019 ответчик передал истцу 75 терминалов POS NEW8210. Указанные истцом недостатки в работе переданного ответчиком по договору оборудования, носят рабочий характер, не оказывают влияние на исполнение договора в целом. Ответчик 15.11.2021 заменил 4 терминала POS NEW8210 на основании письма истца 27.10.2021 и передал 2 резервных терминала для экстренной замены. Претензия истца от 11.11.2021 о неисправности 56 терминалов переадресовано техническому партнеру - ООО "Городские технологии" привлеченного ответчиком по договору от 01.12.2019 N 9 на выполнение работ по обслуживанию электронной системы оплаты проезда. Согласно отчету технического партнера каких-либо недостатков в работе терминалов не имеется.
По условиям договора ответчик не обязан проводить обучение сотрудников истца в 2019-2021 гг. Между тем, обучение проводилось в рабочем порядке, о чем свидетельствует факт эксплуатации оборудования с 2019 года.
Письмо от 13.08.2021 не имеет отношения к обязательствам сторон по спорному договору, так как поддержка льготного проездного билета региональных льготников не учтена договором и техническим заданием к нему. Таким образом, требования истца противоречат условиям договора и Правилам, размещенным в сети интернет на официальном сайте ответчика: http://novoros.kos-com.ru.
В пункте 3 технического задания к договору не содержится указания на обязанность ответчика обеспечить транспортные терминалы сим-картами и нести расходы на оплату услуг связи.
По мнению заявителя, истцом не представлено доказательств существенного нарушения ответчиком условий договора, основания для расторжения договора на основании пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По ходатайству ООО "Космические коммуникации" судом апелляционной инстанции организовано проведение онлайн-заседания.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал.
Представитель истца в заседании доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по итогам проведения конкурса в электронной форме с соблюдением требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" 05.07.2019 между сторонами заключен договор (т. 3 л.д. 52-58), предметом которого является внедрение электронной системы оплаты проезда в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории муниципального образования г. Новороссийск (пункт 2.1).
Внедрение электронной системы оплаты проезда в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории муниципального образования город Новороссийск, осуществляется с помощью автоматизированной системы оплаты проезда на территории муниципального образования город Новороссийск, то есть электронной системы оплаты и учета проезда в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории муниципального образования город Новороссийск по регулируемым и (или) нерегулируемым тарифам. Электронная система оплаты и учета проезда - технологический комплекс, обеспечивающий возможность использования электронных средств платежа для оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте города Новороссийска, осуществления безналичных расчетов, учета проданных билетов и совершенных поездок.
В соответствии с пунктом 3.1 цена договора составляет 35405366 руб. 30 коп. Вознаграждение ООО "КосКом" (исполнитель) за оказание услуг по настоящему договору складывается из процента с транзакции при наличной оплате, который составляет 4,2 % и процента с транзакций при безналичной оплате, который составляет 7,2 % (пункт 3.2). Календарные сроки оказания услуг: с момента заключения договора (пункт 4.1.1) до 01.07.2024 либо при выплате исполнителю полной суммы договора, указанной в пункте 3.1 договора (пункт 4.1.2). График исполнения договора определен в приложении N 2 к договору (пункт 4.1.3, т. 3 л.д. 36-37).
В подпункте 5.1.2 договора предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить транспортные средства, относящиеся к автоматической системе оплаты проезда, оборудованием в количестве не менее 75 единиц.
В обязанности исполнителя определены в пункте 5.2 договора:
осуществить замену вышедшего из строя транспортного терминала на резервный, в течение 3 рабочих дней с момента получения от МУП "Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска" (заказчик) уведомления по телефону или электронной почте и получения вышедшего из строя транспортного терминала от заказчика (подпункт "е");
осуществлять обучение сотрудников заказчика, участвующих в эксплуатации системы на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте по маршрутам регулярных перевозок заказчика, правилам эксплуатации системы не менее 12 часов в год (подпункт "з").
фиксировать факты регистрации поездок при осуществлении транзакций по наличному и безналичному расчетам, в т.ч. по льготным транспортным картам, а также по картам, предназначенным для проезда на платной основе (подпункт "к");
предоставить в безвозмездное пользование заказчику на период действия договора оборудование, необходимое для функционирования системы. Факт передачи имущества исполнителем заказчику оформляется актом приема-передачи, в котором указывается перечень передаваемого имущества. Указанное оборудование должно быть возвращено исполнителю в течение 30 дней с момента окончания срока оказания услуг (подпункт "н").
Сторонами к договору подписаны техническое задание, требования к системе, график оказания услуг (т. 3 л.д. 3-37).
Во исполнение названного договора, исполнитель передал заказчику платежные терминалы по акту от 30.08.2019 (т. 3 л.д. 64).
Письмом от 20.08.2021 N 361/2021 заказчик просил решить вопрос о совместимости автоматизированной системы оплаты проезда на территории муниципального образования город Новороссийск с льготным электронным проездным билетом, выданным для региональных льготников. В случае отсутствия возможности решить изложенную проблему, заказчик указал на вынужденный характер расторжения договора.
В ответном письме от 31.08.2021 N Кк/119/2021 исполнитель указал, что в рамках заключенного договора совместимость с льготным электронным билетом не требуется, внесение дополнительных изменений либо расторжение договора является незаконным.
Заказчик письмом от 27.10.2021 N 499/2021 уведомил исполнителя о выходе из строя 5-ти терминалов POS NEW8210. Данное оборудование направлено исполнителю с сопроводительным письмом от 02.11.2021 N 510/2021 для выполнения ремонта либо замены.
Оборудование получено исполнителем 09.11.2021, ремонт либо замена оборудования не произведена.
Письмом от 11.11.2021 N 178/2021 исполнитель просил высылать неисправные терминалы в адрес ООО "Городские Технологии".
В период с 22.10.2021 по 11.11.2021 вышли из строя 56 терминалов POS NEW8210, что привело к сходу с линии маршрута регулярных перевозок на территории муниципального образования город Новороссийск транспортных средств заказчика, о чем составлены акты от 22.10.2021, 08.11.2021, 10.11.2021, 11.11.2021 (т. 1 л.д. 7-10).
Ссылаясь на то, что в нарушение условий договора исполнитель не обеспечил транспортные средства 75 терминалами POS NEW8210 (фактически установлено 56), на отсутствие возможности пользования системой для оплаты проезда пассажирами с помощью бесконтактных, льготных региональных карт, а также учета проезда граждан в целях возмещения расходов, за предоставление транспортных услуг населению, неисполнение обязанности по обучению сотрудников заказчика в период 2019 - 2021 гг., МУП "Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматриваемый спор возник из правоотношений сторон, сложившихся в рамках исполнения договора возмездного оказания услуг, правовое регулирование которого определено главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 08.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В письме от 13.08.2021 N 05.5.9-978/21 администрация г. Новороссийска подтвердила необходимость в приобретении 6100 штук электронных проездных билетов по льготной стоимости, содержащих часть информации в электронной форме для проезда в автобусе и троллейбусе по видам: автобус - 5400 шт.; троллейбус - 150 шт.; троллейбус - автобус - 550 шт. (т. 1 л.д. 13).
ГКУ Краснодарского края "Управление социальной защиты населения в городе Новороссийске" 17.01.2022 передало МУП "МПТН" на реализацию электронные проездные троллейбус в количестве 150 шт. по акту приема-передачи бланков строгой отчетности от 17.01.2022 N 2.
Заказчиком по спорному договору проведена проверка соблюдения ООО "КосКом" условий договора в период с 01.02.2022 по 03.02.2022 по вопросу применения и использования автоматизированной системы оплаты проезда на территории города Новороссийск установленной в рамках договора с льготным электронным проездным билетом-троллейбус.
По результатам проверки установлено, что терминалы POS NEW8210 не читают карты электронных проездных билетов, на табло терминала выдается ошибка "Неверная карта", в связи с чем у льготной категории граждан отсутствует возможность использовать льготные электронные проездные билеты в системе, внедренной по спорному договору.
Согласно техническому заданию к спорному договору транспортная карта - это пластиковая (картонная) карта, электронное средство платежа, предназначенное для осуществления пользователем, в зависимости от используемого им вида транспортной карты, операции подключения к системе, пополнения, регистрации (оплаты) проезда, активации, проверки остатка предоплаты и включающее в себя в электронном виде часть или все обязательные реквизиты билета, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации; транспортная карта льготника - это пластиковая бесконтактная смарт-карта, которая выдается жителю региона, являющемуся получателем транспортных услуг на льготных основаниях в соответствии с федеральным, областным или муниципальным законодательством.
В подпункте "к" пункта 5.1.2 договора предусмотрена обязанность исполнителя фиксировать факты регистрации поездок при осуществлении транзакций по наличному и безналичному расчетам, в т.ч. по льготным транспортным картам, в связи с чем отклоняется как несостоятельный довод заявителя жалобы о том, что обязанность обеспечить возможность применения льготных пластиковых карт не предусмотрена договором и техническим заданием к нему. Указанный довод заявителя жалобы противоречит договору и техническому заданию к нему.
В названном подпункте "к" пункта 5.1.2 договора исполнитель обязался фиксировать факты регистрации поездок при осуществлении транзакций по наличному и безналичному расчетам, в т.ч. по льготным транспортным картам, а также по картам, предназначенным для проезда на платной основе. Транзакция это информационный файл (обмен данными), сформированный в системе между транспортным терминалом и программно-аппаратным комплексом системы. Транзакция формируется в системе в результате совершения операции с использованием банковской карты и является безусловным подтверждением факта совершение пользователем регистрации проезда с использованием банковской карты.
Согласно, предоставленных ежемесячных отчетов ООО "КосКом" о перевозке пассажиров за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 количество возвратов, т.е. транзакций по безналичной оплате прошедших в системе без оплаты составляет 2956 транзакций на общую сумму 91992 рубля, из них: за период с 01.01.2020 по 31.01.2020 число возвратов (транзакций) составило 1021 на сумму 32338 рублей; за период с 01.01.2021 по 31.01.2021 число возвратов (транзакций) составило 1 935 на сумму 59654 рубля.
Таким образом, оплата за проезд по безналичной оплате не соответствует фактическому объему перевозки пассажиров зарегистрированных в системе, в связи с чем, заказчик несет финансовые потери.
В пункте 3 технического задания к договору установлены требования к обеспечению телекоммуникациям, а именно: требуется наличие каналообразующего сетевого оборудования не менее чем двух операторов связи, функционирующего и подключенного к сетям связи; требуется наличие необходимых телекоммуникационных ресурсов для организации каналов связи с публичным и закрытыми сетями с резервированием доступа через разных провайдеров пропускной способностью не менее 8 Мбит/сек.
Терминалы, установленные в транспортных средствах заказчика, ООО "КосКом" не обеспечены подключением к сетям связи, для обеспечения информационного и технологического взаимодействия между участниками системы и ее работы.
Терминалы POS оборудованы сим-картами оператора связи "Билайн", оплату за которые производит МУП "МПТН" по договору N 622607318 об оказании услуг связи "Билайн" заключенного с ПАО "ВымпелКом" (т. 2 л.д. 62-76).
Таким образом, исполнителем не исполнена обязанность, предусмотренная в пункте 3 технического задания.
В обоснование доводов жалобы о передаче заказчику терминалов в количестве 75 шт. заявитель ссылается на акт от 30.08.2019 (т. 3 л.д. 64), в котором указано, что передаются терминалы в количестве 75 единиц.
Однако, МУП "Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска" отрицает получение терминалов по акту от 30.08.2019 в количестве 75 штук.
Подлинник данного акта в дело не представлен.
Кроме того, после обращения заказчика к исполнителю о неисправности 56 терминалов (т. 2 л.д. 11-12), исполнителем не представлено доказательств выполнения ремонтно-восстановительных ремонт в отношении терминалов и возврата заказчику из ремонта исправного оборудования.
Однако, доказательств возврата исправного оборудования, после сообщения об обнаружении недостатков 56 терминалов и передаче их исполнителю по акту от 11.11.2021.
Также в деле отсутствуют доказательства прохождения персонала заказчика исполнителем в период 2019-2022 гг.
Ссылка заявителя жалобы на то, что в спорном договоре не предусмотрено оформление проведения обучения персонала заказчика каким-либо документов, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Отсутствие в договоре порядка оформления выполнения каких-либо действий свидетельствует о том, что исполнение данной обязанности оформляется согласно обычной практике подобных отношений, в данном случае - актом. Кроме того, по договору обучение проводится в количестве 12 часов в год, доказательств того, что обучение проводилось указанное количество времени заявителем жалобы не представлено.
Довод заявителя о подписании актов заказчиком без замечаний и возражений, признается необоснованным, поскольку в силу разъяснений, изложенных в пунктах 12 и 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51.
При таких условиях, вывод суда первой инстанции о нарушении исполнителем условий спорного договора о замене вышедших из строя терминалов в течение 3 рабочих дней с момента получения от МУП "Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска" (заказчик) уведомления по телефону или электронной почте и получения вышедшего из строя транспортного терминала от заказчика (подпункт "е" пункта 5.1.2), о проведении обучения сотрудников заказчика (подпункт "з" пункта 5.1.2), об обеспечении возможности фиксировать факты регистрации поездок при осуществлении транзакций по наличному и безналичному расчетам, в т.ч. по льготным транспортным картам, а также по картам, предназначенным для проезда на платной основе (подпункт "к" пункта 5.1.2), обоснован.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции суд апелляционной инстанции не усматривается.
Довод заявителя жалобы об отсутствии оснований для расторжения договора на основании статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку обжалуемым решением договор расторгнут по основаниям, предусмотренным в пункте 2 статьи 450 Кодекса, в связи с существенным нарушением исполнителем принятых на себя обязательств.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "Космические коммуникации" заявил о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора по требованию о расторжении договора на основании пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем, в пункте 18 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020) разъяснено, что если в арбитражном суде первой инстанции ответчик не заявлял довод о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, то данный довод не может быть рассмотрен в качестве основания для отмены судебных актов в арбитражном суде апелляционной или кассационной инстанции.
В суде первой инстанции ООО "Космические коммуникации" не заявляло о несоблюдении досудебного порядка по указанному выше основанию заявленных исковых требований.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2022 по делу N А32-52919/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Баранова Ю.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52919/2021
Истец: МУП "МПТН", МУП "Муниципальный Пассажирский Транспорт Новороссийска"
Ответчик: ООО "Космические Коммуникации", ООО КосКом