г. Краснодар |
|
12 августа 2022 г. |
Дело N А32-28579/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Маркиной Т.Г. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от муниципального унитарного предприятия "Теплокомплекс" - Лавриненко И.О. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Теплокомплекс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022 по делу N А32-28579/2021, установил следующее.
МУП "Теплокомплекс" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 24.05.2021 N 578.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Жилсервис" (далее - общество).
Решением суда от 15.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды указали, что на дату начала отопительного периода 2020 - 2021 года у ресурсоснабжающей организации имелась информация о наличии ОДПУ в многоквартирном жилом доме N 373 по ул. Батарейная, г. Славянска-на-Кубани (далее - многоквартирный жилой дом N 373), что подтверждается представленными в дело доказательствами. Кроме того, действие подпункта "д" пункта 81(12) приостановлено до 01.01.2021 (постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"; далее - постановление N 424). До этой даты приборы применяются без проведения поверки (письмо Росстандарта N АА-275/04, Росаккредитации от 21.04.2020 N НС-73 "Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы в области обеспечения единства измерений по поверке бытовых приборов учета"; далее - письмо от 1.04.2020), у ресурсоснабжающей организации также не имелось оснований для игнорирования данного общедомового прибора учета. Фактически ресурсоснабжающая организация ошибочно приравняла многоквартирный жилой дом N 373 к многоквартирным домам, не оборудованным приборами учета, и произвела начисление за отопление исходя из норматива, хотя фактически услуга теплоснабжения за октябрь 2020 года не предоставлялась.
В кассационной жалобе предприятие просит принятые судебные акты отменить, заявление - удовлетворить. По мнению заявителя, суды нарушили нормы материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Общество с октября 2019 года не предоставляло показания ОДПУ, установленного в многоквартирном жилом доме N 373, поэтому с октября 2019 по январь 2020 года начисление платы за коммунальные услуги по отоплению производилось по среднему, а с февраля по октябрь 2020 года начисление платы за коммунальные услуги по отоплению производилось исходя из нормативов потребления. Наличие прибора учета, не введенного в эксплуатацию, не свидетельствует о необходимости ресурсоснабжающей организации применения показания такового прибора учета к расчетам. Суды сделали необоснованный вывод о том, что до октября 2020 года ресурсоснабжающая организация производила расчеты по показаниям прибора учета. Довод предприятия об отсутствии показаний прибора учета с октября 2019 года обществом не опровергнут, доказательств передачи показаний в адрес предприятия не представлено. Следовательно, предприятие начало отопительный период многоквартирного жилого дома N 373 с октября 2020 года по нормативу потребления в связи с окончанием расчетов в апреле 2020 года по нормативу начисления.
В отзывах на кассационную жалобу общество и инспекция просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела проверку предприятия по факту нарушения требований пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в отношении многоквартирного жилого дома N 373.
В ходе проверки установлено, что исполнителем коммунальной услуги по отоплению в указанном доме является предприятие.
В ответ на запрос инспекции от 22.04.2021 N 75-06-09-4427/21 о предоставлении в орган государственного контроля документов для проведения внеплановой документарной проверки предприятие представило письменные пояснения с приложением документов, подтверждающих правильность расчетов по многоквартирному жилому дому N 373, возражения на ранее выданное предписание от 22.01.2021 N 31, которые не рассмотрены инспекцией в установленные законом сроки.
По итогам проверки установлено, что многоквартирный дом N 373 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. При этом предприятие, не оказывая услугу по отоплению в октябре 2020 года, размер платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2020 года собственникам и пользователям многоквартирного жилого дома произвело исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению как для домов, не оборудованных общедомовым прибором учета тепловой энергии, что противоречит требованиям пункта 42(1) Правил N 354.
По результатам проверки выдано предписание от 24.05.2021 N 578, которым на заявителя возложена обязанность: произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2020 года всем собственникам и пользователям многоквартирного жилого дома; излишне предъявленную плату за отопление зачесть в счет будущих платежей собственникам в многоквартирном жилом доме; в дальнейшем соблюдать данные требования.
Общество, не согласившись с выданным предписанием, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правилами N 354.
Суды установили, что многоквартирный жилой дом N 373 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению должен определяться по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354 на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. При этом 27.07.2020 общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме вышел из строя и введен в эксплуатацию 09.11.2020. Предприятие начало фактическую подачу теплоносителя в многоквартирном жилом доме 02.11.2020. Предприятие не отрицает, что в октябре 2020 года подача теплоносителя в многоквартирном жилом доме не оказывалась.
После введения общедомового прибора учета тепловой энергии (09.11.2020), предприятие рассчитало размер платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2020 года собственникам и пользователям помещений в многоквартирном жилом доме исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению как для домов, не оборудованных общедомовым прибором учета тепловой энергии, что противоречит требованию пункта 42(1) Правил N 354.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 81(12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя, в том числе в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80(1) Правил N 354.
После проведения поверки общедомового прибора учета тепловой энергии, согласно акту ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 09.11.2020, общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме повторно введен в эксплуатацию 09.11.2020. Начисление платы за коммунальную услугу по отоплению с ноября 2020 года предприятие производило исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в соответствии с требованием пункта 42 (1) Правил N 354.
Апелляционный суд установил, что сам прибор учета начал учитывать показания с начала установки - 29.10.2020, поскольку в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя подтвердил данное обстоятельство, указав, что ввод прибора в эксплуатацию занимает несколько дней.
Согласно подпункту "б" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общего прибора учета за период не менее 6 месяцев в случае непредставления показаний общего прибора учета за расчетный период в сроки, установленные договором, начиная с расчетного периода, за который не представлены показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд. По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 названных Правил, за которые плата за коммунальную услугу определялась из среднемесячного расчета, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Апелляционный суд правомерно исходил из того, что ввиду фактического отсутствия оказания услуги по теплоснабжению в октябре 2020 года и ввода в эксплуатацию ОДПУ с начала отопительного периода начисление должно было производиться за фактически оказанную услугу по показаниям прибора учета.
Апелляционный суд учел пояснения управляющей компании о том, что собственники помещений многоквартирного жилого дома N 373 получили от предприятия счета на оплату услуг за отопление за октябрь 2020 года, рассчитанные по нормативу, как для многоквартирных жилых домов, не оборудованных приборами учета. Собственники помещений данного дома, а также других многоквартирных домов в г. Славянске-на-Кубани фактически получили отопление только в ноябре 2020 года.
По другим многоквартирным домам города, где установлены ОДПУ, собственники помещений счета на оплату данной услуги за октябрь месяц не получили.
Поскольку общество допустило нарушение требований жилищного законодательства, у инспекции имелись основания для выдачи ему предписания, которое по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, направлено на устранение выявленного нарушения, является исполнимым.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов. Нормы права при разрешении спора применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022 по делу N А32-28579/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"После проведения поверки общедомового прибора учета тепловой энергии, согласно акту ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 09.11.2020, общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме повторно введен в эксплуатацию 09.11.2020. Начисление платы за коммунальную услугу по отоплению с ноября 2020 года предприятие производило исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в соответствии с требованием пункта 42 (1) Правил N 354.
...
Согласно подпункту "б" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общего прибора учета за период не менее 6 месяцев в случае непредставления показаний общего прибора учета за расчетный период в сроки, установленные договором, начиная с расчетного периода, за который не представлены показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд. По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 названных Правил, за которые плата за коммунальную услугу определялась из среднемесячного расчета, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 августа 2022 г. N Ф08-7365/22 по делу N А32-28579/2021