г. Краснодар |
|
15 августа 2022 г. |
Дело N А63-6449/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., судей Гиданкиной А.В. и Маркиной Т.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "КС-1" (ИНН 2635123986, ОГРН 1092635004978) - Калмыковой Т.Г. (доверенность от 05.08.2022), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции (ИНН 2636055320, ОГРН 1082635013670), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "КС 1" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.01.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2022 по делу N А63-6449/2022, установил следующее.
ООО Управляющая компания "КС-1" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края - государственная жилищная инспекция (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 12.04.2021 N 145 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьей 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде 250 тыс. рублей штрафа.
Решением от 17.01.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.03.2022, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением управлением порядка и срока привлечения общества к административной ответственности, отсутствием оснований для применения статей 3.4, 4.1.1 Кодекса.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, проверка придомовой территории многоквартирных домов (далее - МКД), находящихся в управлении общества, проведена управлением с нарушением действующего законодательства. По мнению общества, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьей 14.1.3 Кодекса
Отзыв в суд кассационной инстанции не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество на основании лицензии N 026000010 от 17.03.2015 осуществляет управление многоквартирными домами N 5 по ул. Рогожникова и N 24/1 по ул. Тухачевского в г. Ставрополь.
26 февраля 2021 года Ткаченко А.Н. передано управлению обращение от 24.02.2021 N 297-ТД-Т по вопросу неудовлетворительного содержания общего имущества собственников помещений в МКД (придомовая территория, входная группа, скатная крыша), в том числе некачественного оказания услуг по уборке придомовой территории многоквартирного дома N 24/1 по ул. Тухачевского в г. Ставрополь.
Управлением издано распоряжение N 504 о проведении в период с 27.02.2021 по 29.03.2021 в отношении общества внеплановой проверки. При проведении осмотра придомовой МКД N 24/1 по ул. Тухачевского в г. Ставрополе, управление установило, что обществом не проводится очистка придомовой территории МКД от снега, а также обработка песчано-соляной смесью придомовой территории указанного многоквартирного дома (выходы в подъезды, тротуары), снег с отмостки не убран, что является нарушением пунктов 3.6.8, 3.6.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Также в ходе визуального обследования придомовой территории МКД N 5 по ул. Рогожникова в г. Ставрополь, находящегося в управлении общества, управление установило, что обществом не проводится очистка придомовой территории МКД от снега, а также обработка песчано-соляной смесью придомовой территории указанного многоквартирного дома (выходы в подъезды, тротуары), снег с отмостки не убран.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 10.03.2021 N 504-10/7.
Усмотрев в действиях (бездействии) общества признаки административного правонарушения, управления составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 12.03.2021 N 282 и вынесло постановление от 12.04.2021 N 556 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 тыс. рублей.
Полагая, что постановление управления является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 14.1.3 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 250 тыс. до 300 тыс. рублей.
Исследовав и оценив представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц, установив фактические обстоятельства, связанные с нарушением обществом лицензионных требований, установленных для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, выразившемся в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением требований пунктов 3.6.8, 3.6.23, 3.6.15, 3.6.22 постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170), руководствуясь положениями статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса, признав законным оспариваемое обществом постановление административного органа.
Лицензионным требованием, административная ответственность за нарушение которого установлена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса, является оказание услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает, в том числе, соблюдение требований постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170 и являются обязательными для исполнения управляющими организациями. Все текущие, неотложные, обязательные, сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Таким образом, управляющая организация при управлении многоквартирным домом обязана оказывать все услуги и (или) выполнять работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 3.6.8 Правил N 170 уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости - посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории.
В соответствии с пунктом 3.6.23 Правил N 170 при возникновении скользкости обработка дорожных покрытий пескосоляной смесью должна производиться по норме 0,2 - 0,3 кг/м при помощи распределителей. При этом пунктом 3.6.14 этих же Правил предусмотрена периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега) согласно таблице 3.2: при температуре выше -2°С не реже 1,5 часов, при температуре ниже -2°С не реже 3 часов. Периодичность очистки тротуаров от снега при снегопадах значительной интенсивности и снегопереносах независимо от их класса, приведенная в таблице 3.2, сокращается, и уборка в отдельных случаях должна производиться непрерывно (пункт 3.6.30 Правил N 170).
В пункте 3.6.15 Правил N 170 указано, что очистка покрытий при отсутствии снегопада от снега наносного происхождения должна производиться в ранние, утренние часы машинами с плужно-щеточным оборудованием, периодичность выполнения - один раз в 3, 2 и 1 сутки соответственно для тротуаров I, II и III классов.
В пункте 3.6.22 Правил N 170 указано, что снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования" в перечень работ по уборке придомовой территории в зимний период включаются сдвигание и подметание снега. Первая уборка снега и посыпка противогололедными реагентами и чистым песком проводятся до 7 часов утра или иного времени, если такое время установлено органами местного самоуправления, на территории которого находится многоквартирный дом.
Уборка выпадающего снега начинается при достижении высоты снежного покрова более 2 сантиметров, если высота снежного покрова менее 2 сантиметров, то сразу после окончания снегопада. При непрекращающемся в течение суток снегопаде должно быть выполнено не менее 2 циклов "уборка снега, посыпка противогололедными средствами - подметание".
Суды установили, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению спорным МКД на основании лицензии, а также договоров управления спорными МКД, предметом которых является, в том числе, выполнение работ и услуг по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Факт ненадлежащего содержания придомовой территории спорного МКД, находящегося в управлении общества, подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 12.03.2021 N 282, актом проверки от 10.03.2021 N 504-10/7, фотоматериалом и другими материалами дела об административном правонарушении и документально обществом не опровергнут.
По данным сайта погоды https://stavropol.nuipogoda.ru/ в феврале-марте 2021 года значения температурного режима колебались от плюсовых днем до минусовых ночью, 01.03.2021 и 09.03.2021 имело место выпадение осадков в виде снега.
Указанные обстоятельства обуславливали необходимость уборки снега и наледи, обработки дорожных покрытий пескосоляной смесью ввиду наличия гололеда и скользкости покрытий.
Судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства и, установив нарушение обществом лицензионных требований, в связи с наличием на придомовой территории спорных МКД - на тротуарах, отмостке перед входом в подъезд имеется наледь, тротуары, отмостки, входная группа не посыпаны пескосоляной смесью, пришли к выводу о нарушении обществом пунктов 3.6.8, 3.6.23 Правил N 170.
Суды установили, что доказательств невозможности соблюдения обществом Правил N 170 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса свидетельствует о виновности общества во вмененном правонарушении.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что общество является субъектом ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса, а также о наличии в действиях общества состава административного правонарушения.
Оснований для применения статей 2.9, 4.1, 3.4, 4.1.1 кодекса суды не установили. Возможность применения статей 2.9, 4.1, 4.1.1 Кодекса является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела. Обстоятельства для применения указанных статей суды не установили. Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющей применить в рассматриваемом случае положения статей 2.9, 4.1, 4.1.1 Кодекса, с учетом положений статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Судебные инстанции установили соблюдение административным органом процедуры и срока давности привлечения общества к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса для данной категории дел.
Довод общества о нарушении порядка проведения проверки, предусмотренного Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), подлежит отклонению. Из части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются, в числе прочего, поступления в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 указанного Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Закон N 294-ФЗ, устанавливающий порядок организации и проведения проверок, не применяется к действиям государственных органов, связанным с проведением административного расследования. Кроме того, Закон N 294-ФЗ имеет иные цели и сферу применения, не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности, и не отменяет фактическое основание наступления административной ответственности.
Доводы кассационной жалобы, в том числе об отсутствии вины общества в совершении правонарушения, исследованы судебными инстанциями и оценены ими.
То обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15).
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.01.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2022 по делу N А63-6449/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод общества о нарушении порядка проведения проверки, предусмотренного Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), подлежит отклонению. Из части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются, в числе прочего, поступления в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 указанного Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Закон N 294-ФЗ, устанавливающий порядок организации и проведения проверок, не применяется к действиям государственных органов, связанным с проведением административного расследования. Кроме того, Закон N 294-ФЗ имеет иные цели и сферу применения, не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности, и не отменяет фактическое основание наступления административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 августа 2022 г. N Ф08-6184/22 по делу N А63-6449/2021