г. Краснодар |
|
15 августа 2022 г. |
Дело N А63-6828/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Маркиной Т.Г. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества "Урожайное" (ИНН 2615012420, ОГРН 1022602823902) и заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при рассмотрении кассационной жалобы открытого акционерного общества "Урожайное" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022 по делу N А63-6828/2021, установил следующее.
ОАО "Урожайное" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Новоалександровскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 27.04.2021 по делу N 30/36/2021 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде 133 162 рублей 44 копеек штрафа.
Решением от 09.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.04.2022, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением управлением порядка и срока привлечения общества к административной ответственности, отсутствием оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Заявитель жалобы полагает, что материалами дела об административном правонарушении не доказана вина общества в совершении вмененного ему административного правонарушения; земельный участок с кадастровым номером 26:04:160104:7 обществом не использовался в 2021 году, использование спорного земельного участка для уборки сельскохозяйственных культур осуществлялось в летне-осенний период 2020 года; материалы дела не содержат доказательства уведомления общества собственником земельного участка о необходимости возврата земельного участка по акту приема-передачи до проведения внеплановой проверки в 2021 году. Срок давности для привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса, истек на момент вынесения оспариваемого постановления.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. Управление со ссылкой из размещенное в картотеке арбитражных дел решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.12.2021 по делу N A63-5736/2021 указало, что общество направило в адрес администрации уведомление о необходимости полного завершения цикла сельскохозяйственных работ в 2021 году и, в связи с этим, продления использования спорного земельного участка до получения обществом конечного результата в виде урожая, что подтверждает использование обществом спорного земельного участка в 2021 году без установленных прав на него.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление, во исполнение требование от 09.04.2021 прокурора Новоалександровского района о проведении проверки по обращениям главы Новоалександровского городского округа и генерального директора ЗАО "Красная заря" Костоева Д.Т., провело внеплановую выездную проверку соблюдения обществом требований земельного законодательства при использовании земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 26:04:160104:7, в ходе которой установило, что земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, относится к государственной собственности до разграничения прав. По сведениям ЕГРН право аренды на земельный участок отсутствует. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (проведено межевание), межевые знаки на местности сохранены. При проведении визуального осмотра земельного участка выявлено, что на участке проводится подготовка к весеннему севу путем культивации. Ранее (в 2019 году) общество использовало земельный участок в целях сельскохозяйственного производства на основании договора субаренды. После расторжения договора субаренды, Администрация Новоалександровского городского округа Ставропольского края в целях урегулирования сложившейся ситуации (завершения цикла полевых сельскохозяйственных работ 2019 - 2020 годов по возделыванию и уборке урожая сельскохозяйственных культур, обеспечения поступлений в бюджет Новоалександровского городского округа Ставропольского края доходов от арендной платы с 01.01.2020 за использование земельных участков) направила обществу проект соглашения от 12.05.2020 о внесении арендной платы за фактическое использование земельных участков, государственная собственность на который не разграничена (далее - соглашение от 12.05.2020). Подписанный экземпляр соглашения о внесении арендной платы за фактическое использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, общество администрации не возвратило. С января 2020 года спорный земельный участок свободен от прав третьих лиц и Администрация Новоалександровского городского округа Ставропольского края в соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществляла мероприятия по предоставлению данного земельного участка в аренду.
По факту использования обществом спорного земельного участка без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на него, управление составило протокол об административном правонарушении от 15.04.2021 и постановлением от 27.04.2021 N 30/36/2021 привлекло общество к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса в виде 133 162 рублей 44 копеек.
Полагая, что постановление административного органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 7.1 Кодекса самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, если определена кадастровая стоимость земельного участка - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 2% до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тыс. рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
При рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка, выраженной в установленном порядке (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В соответствии пунктом 1 статьи 25 и статьи 26 Земельного кодекса, права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральным законом, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Законом N 218-ФЗ.
Судебные инстанции установили, что на дату проверки общество использует земельный участок площадью 514 936 кв. м с кадастровым номером 26:04:160104:7 в отсутствие зарегистрированных в установленном порядке прав на земельный участок, что является нарушением статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации и образует состав административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.1 Кодекса.
Судебные инстанции не приняли довод общества об отсутствии у него до проведения внеплановой проверки информации относительно необходимости возврата по акту приема-передачи спорного земельного участка, обоснованно указав, что данная информация содержится в направленных обществу администрацией Новоалександровского с округа Ставропольского края письме от 13.05.2020 и соглашении от 12.05.2020.
При исследовании довода общества о внесении платы за использование земельного участка с кадастровым номером 26:04:160104:7, судебные инстанции установили, что спорный земельный участок использовался обществом в 2019 году на основании заключенного с предпринимателем Рыбалко Ж.А. договора субаренды, который расторгнут и оплата арендной платы произведена по 31.12.2019. Учитывая, что в 2019 году общество использовало спорный земельный участок в целях сельскохозяйственного производства на основании договора субаренды, впоследствии расторгнутого, администрация Новоалександровского городского округа Ставропольского края в целях урегулирования сложившейся ситуации направила обществу письмо от 12.05.2020 с приложением проекта соглашения о внесении арендной платы за фактическое использование спорного земельного участка без оформления договора аренды. Согласно подпункту 2.2 пункта 2 соглашения от 12.05.2020 общество обязано произвести уборку сельскохозяйственных культур на земельном участке с кадастровым номером 26:04:160104:7 до 31.10.2020.
Установив указанные обстоятельства, суды обоснованно указали, что такая форма предоставления земельного участка в аренду, как заключение соглашения о внесении арендной платы за фактическое использование земельного участка, государственная собственность на которое не разграничена, на которое ссылается общество, не предусмотрена действующим земельным законодательством, соответственно названное соглашение по своей правовой природе не является договором аренды спорного земельного участка.
Суды установили, что документы, свидетельствующие о волеизъявлении администрации относительно использования обществом в хозяйственной деятельности земельного участка с кадастровым номером 26:04:160104:7 в 2021 году в материалы дела не представлены. Федеральная государственная информационная система "Единый государственный реестр недвижимости" не содержит сведения о регистрации права общества на использование спорного земельного участка. Документально данное обстоятельство общество не опровергло.
Кроме того, согласно статье 2 Закона Ставропольского края от 07.12.2020 N 138-кз "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края" с 01.01.2021 полномочия органов местного самоуправления муниципальных и городских округов Ставропольского края по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, осуществляют органы государственной власти Ставропольского края.
Вывод судебных инстанций об использовании обществом в своей деятельности земельного участка с кадастровым номером 26:04:160104:7 при отсутствии предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на него, на день проведения проверки в 2021 году и вынесения оспариваемого обществом постановления управления, основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств, в том числе протокола об административном правонарушении. Документально данный вывод общество не опровергло.
Таким образом, установив использование обществом в 2021 году земельного участка с кадастровым номером 26:04:160104:7 при отсутствии предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на него, судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.1 Кодекса. Расчет назначенного обществу штрафа проверен судебными инстанциями и признан методологически и арифметически правильным. Доказательства обратного общество не представило.
Доказательства того, что общество предприняло все исчерпывающие меры по оформлению документов на право пользования спорным земельным участком, однако непреодолимые препятствия лишили его возможности оформить соответствующие документы, а также доказательства о невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, ОАО "Урожайное" не представило.
Судебные инстанции проверили довод общества об истечении срока для привлечения к административной ответственности на основании статьи 7.1 Кодекса и, с учетом установленных по данному делу конкретных фактических обстоятельств, дали ему надлежащую правовую оценку, обоснованно указав о соблюдении управлением срока для привлечения общества к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса для данной категории дел.
Судебные инстанции не установили основания для применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса. Возможность применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного дела. Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющей применить в рассматриваемом случае положения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса, с учетом положений статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.02.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022 по делу N А63-6828/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод судебных инстанций об использовании обществом в своей деятельности земельного участка с кадастровым номером 26:04:160104:7 при отсутствии предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на него, на день проведения проверки в 2021 году и вынесения оспариваемого обществом постановления управления, основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств, в том числе протокола об административном правонарушении. Документально данный вывод общество не опровергло.
Таким образом, установив использование обществом в 2021 году земельного участка с кадастровым номером 26:04:160104:7 при отсутствии предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на него, судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.1 Кодекса. Расчет назначенного обществу штрафа проверен судебными инстанциями и признан методологически и арифметически правильным. Доказательства обратного общество не представило.
...
Судебные инстанции проверили довод общества об истечении срока для привлечения к административной ответственности на основании статьи 7.1 Кодекса и, с учетом установленных по данному делу конкретных фактических обстоятельств, дали ему надлежащую правовую оценку, обоснованно указав о соблюдении управлением срока для привлечения общества к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса для данной категории дел."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 августа 2022 г. N Ф08-7002/22 по делу N А63-6828/2021