г. Краснодар |
|
17 августа 2022 г. |
Дело N А53-31844/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Гиданкиной А.В. и Прокофьевой Т.В., в присутствии в судебном заседании от заявителя - Прокуратуры Ростовской области (ИНН 6164045555, ОГРН 1026103302972) - Барсук Н.Н. (удостоверение), от заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (ИНН 6164226375, ОГРН 1046164025951) - Исаакян А.М. (доверенность от 22.12.2021 N 2041-СЗ/0), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, общества с ограниченной ответственностью "Чистота" (ИНН 615007971, ОГРН 1106182000264) - Кузиной Г.Ю. (доверенность от 15.10.2021), Озеровой Т.Е. (генеральный директор, решение от 16.09.2021, паспорт), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (ИНН 6166059867, ОГРН 1076166000129), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Прокуратуры Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 по делу N А53-31844/2021, установил следующее.
Прокуратура Ростовской области (далее - заявитель, прокуратура) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее - управление) о признании незаконными действий по переоформлению ООО "Чистота" лицензии от 30.12.2015 серии 061 N 00111/П.
Решением суда первой инстанции от 15.02.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием у управления правовых оснований для переоформления лицензии ООО "Чистота".
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов и оценив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с изданием Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р "Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается" (далее - Распоряжение N 1589-р), которым утвержден перечень таких видов отходов, ООО "Чистота" обратилось с заявлением в управление о переоформлении лицензии от 30.12.2015 серия 061 N 00111/П на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
По результатам рассмотрения заявления деятельность ООО "Чистота" признана соответствующей требованиям, предъявляемым к лицензионному виду деятельности по обращению с отходами I - IV класса опасности на установках по утилизации (сжиганию) отходов "Форсаж-1", "Форсаж-2" и "Термодеструкционная установка "ТДУ-2000-ЖДТ"", в связи с чем на основании приказа от 02.02.2021 N 16-РД-06 произведено переоформление лицензии от 30.12.2015 серии 061 N 00111/П.
Прокуратурой Ростовской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при лицензировании отельных видов деятельности в сфере обращения с отходами, по результатам которой установлено, что действия управления по переоформлению лицензии ООО "Чистота" серии от 30.12.2015 061 N 00111/П на основании приказа от 02.02.2021 N 16-РД-06 не соответствуют требованиям действующего законодательства в силу того, что лицензиат на момент подачи заявления не представил положительные заключения государственной экологической экспертизы в отношении используемых объектов "Установка по утилизации (сжиганию) отходов "Форсаж"", "Установка по утилизации (сжиганию) отходов "Форсаж-2"", "Термодексрукцонная установка "ТДУ-2000-ЖДТ"".
По результатам проверки прокуратурой вынесено представление от 30.06.2021 N 7-13-85-2021 об устранении нарушений законодательства при лицензировании отдельных видов деятельности в сфере обращения с отходами.
Прокуратура обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
В силу части 9 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ при намерении лицензиата внести изменения в предусмотренный лицензией перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. При намерении лицензиата выполнять работы, оказывать услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, но не предусмотренные лицензией, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
На основании Распоряжения N 1589-р утвержден перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.
Таким образом, в связи с изменениями, внесенными вышеуказанным распоряжением у ООО "Чистота" возникла необходимость в переоформлении лицензии от 30.12.2015 серия 061 N 00111/П на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно материалам дела в соответствии с заявлением от 20.01.2021 о переоформлении лицензии от 30.12.2015 серия 061 N 00111/П ООО "Чистота" планирует осуществлять виды работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с учетом исключенного перечня видов работ по сбору и размещению отходов согласно приложению N 1 к данному заявлению.
Судебные инстанции, правильно применив положения Федерального закона N 99-ФЗ, Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах", а также приняв во внимание Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.12.2007 N 899 "Об утверждении заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Установка по утилизации (сжиганию) отходов "Форсаж-1"", Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.11.2004 N 273 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Установка по утилизации (сжиганию) отходов "Форсаж-2"", Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.12.2015 N 1041 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Термодеструкционная установка "ТДУ-2000-ЖДТ"", установили, что в данном случае переоформление лицензии осуществлено в связи с исключением из лицензии организации отдельных видов деятельности, поэтому получения повторного положительного заключения государственной экологической экспертизы не требуется.
Поскольку перечень видов работ подлежал изменению, в целях исключения ряда отходов для размещения и захоронения из действующей лицензии согласно перечню Распоряжения N 1589-р, то действия управления по переоформлению лицензии ООО "Чистота" являлись правомерными.
В этой связи судебные инстанции, надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, пришли к обоснованному выводу о том, что доказательств несоответствия оспариваемых действий управления положениям закона материалы дела не содержат.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судами правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 по делу N А53-31844/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции, правильно применив положения Федерального закона N 99-ФЗ, Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах", а также приняв во внимание Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.12.2007 N 899 "Об утверждении заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Установка по утилизации (сжиганию) отходов "Форсаж-1"", Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.11.2004 N 273 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Установка по утилизации (сжиганию) отходов "Форсаж-2"", Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.12.2015 N 1041 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Термодеструкционная установка "ТДУ-2000-ЖДТ"", установили, что в данном случае переоформление лицензии осуществлено в связи с исключением из лицензии организации отдельных видов деятельности, поэтому получения повторного положительного заключения государственной экологической экспертизы не требуется.
Поскольку перечень видов работ подлежал изменению, в целях исключения ряда отходов для размещения и захоронения из действующей лицензии согласно перечню Распоряжения N 1589-р, то действия управления по переоформлению лицензии ООО "Чистота" являлись правомерными."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 августа 2022 г. N Ф08-7734/22 по делу N А53-31844/2021