г. Краснодар |
|
23 августа 2022 г. |
Дело N А53-45429/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Прокофьевой Т.В., судей Гиданкиной А.В. и Маркиной Т.Г., в отсутствие заявителя - администрации Шолоховского района Ростовской области и заинтересованного лица - Комитета по управлению архивным делом Ростовской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Шолоховского района Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу N А53-45429/2021, установил следующее.
Администрация Шолоховского района Ростовской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным предписания Комитета по управлению архивным делом Ростовской области (далее - комитет) от 30.09.2021 N 11.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.03.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022, в удовлетворении заявления администрации отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В отзыве на кассационную жалобу комитет просит оставить принятые судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, комитет провел плановую проверку администрации по выполнению требований законодательства об архивном деле.
По результатам проверки составлен акт N 8 от 30.09.2021 и выдано предписание N 11 от 30.09.2021, согласно которому администрации необходимо:
- создать с выделением помещения ведомственный архив администрации района в целях хранения, комплектования, учета и использования, образовавшихся в процессе его деятельности архивных документов (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон об архивном деле)) - срок исполнения 01.01.2022;
- выделить помещение для муниципального архива, соответствующее требованиям Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных, документов в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденных приказом Росархива от 02.03.2020 N 24, (далее - Правила N 24) (пункт 3.2 данных Правил) - срок исполнения 01.09.2022;
- установить распашные решетки на окна сектора, что позволит провести эвакуацию документов в чрезвычайной ситуации (пункт 3.1 Специальных правил пожарной безопасности государственных и муниципальных архивов Российской Федерации, утвержденных приказом Минкультуры Российской Федерации от 12.01.2009 N 3 (далее - Специальные правила N 3), подпункт "г" пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила 1479)) - срок исполнения 01.07.2022;
- установить технически укрепленные двери во все помещения сектора (пункт 5.9 Специальных правил N 3, Правила N 1479) - срок исполнения 01.04.2022;
- установить в архивохранилище системы кондиционирования воздуха (пункт 5.12 Правил N 24) - срок исполнения 01.09.2022;
- приобрести и установить металлические стеллажи (пункт 6.4 Правил N 24)- срок исполнения 01.07.2022;
- определить ответственное лицо за работу по формированию и подготовке дел к передаче на муниципальное хранение (пункт 4.33 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 31.03.2015 N 526 (далее - Правила N 526)) - срок исполнения 01.12.2021;
- разместить имеющиеся в архивохранилищах стеллажи в соответствии с Правилами N 24 (пункт 4.2 данных Правил) - срок исполнения 01.07.2022;
- организовать передачу на хранение в органы местного самоуправления похозяйственные книги с неистекшими сроками ведомственного хранения (пункт 6 Порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 11.10.2010 N 345 (далее - Порядок N 345)) - срок исполнения 01.09.2022;
- организовать передачу на хранение в ведомственные архивы действующих источником комплектования документы по личному составу согласно номенклатуре дел действующих организаций (часть 1 статьи 17 Закона об архивном деле) - срок исполнения 01.09.2022;
- установить на окнах архивохранилища жалюзи (шторы) (пункт 2.24 Правил N 526) - срок исполнения 01.12.2021;
- оборудовать пожарный гидрант (статья 127 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент)) - срок исполнения 01.07.2022;
- установить в архивохранилище специализированный шкаф для хранения наблюдательных дел (пункт 4.1 Правил N 24) - срок исполнения 01.12.2021.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация оспорила предписание комитета в судебном порядке.
Согласно части 13 статьи 1 Закона N 125-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа и внутригородского района обязаны создавать архивы для хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации обеспечивают в соответствии с правилами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства, отбор, подготовку и передачу в упорядоченном состоянии документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы. Все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств органов и организаций, передающих документы.
Согласно пункту 3.2 Правил N 24 размещение архива в приспособленном здании (помещениях) допускается только после его обследования (в том числе подвальных и чердачных помещений, работоспособности электросетей, отопительных и вентиляционных систем, прочности межэтажных перекрытий с учетом потенциальных нагрузок) представителями архива, соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти в сфере архивного дела или органа местного самоуправления.
Предназначенные для хранения архивных документов помещения в приспособленном под архив здании должны быть изолированы от остальных его помещений.
Не допускается размещение архива: в зданиях, в которых расположены предприятия общественного питания, готовящие горячую пищу, продуктовые магазины и (или) склады, организации, хранящие и (или) применяющие пожароопасные и агрессивные химические вещества; в ветхих строениях, деревянных постройках, помещениях с относительной влажностью воздуха более 55% и с печным отоплением; в подвалах и помещениях, расположенных ниже уровня поверхности земли, за исключением хранилищ (помещений), обеспечивающих защиту от проникновения в них грунтовых, талых и паводковых вод.
Как установлено судами, муниципальный архив администрации находится в отдельно стоящем ветхом помещении, при этом в цокольном этаже (фактически в подвале) вышеуказанного здания находится предприятие общепита кафе "Погребок".
Помещения муниципального архива администрации не соответствует санитарным, температурно-влажностным, санитарно-гигиеническим, охранным, световым и противопожарным режимам. Кровля здания требует ремонта - на потолке архива имеются многочисленные потеки; сильное отслоение штукатурки от стен со стороны улицы, многочисленные сквозные щели в полу, через которые просматривается кухня, расположенного под архивом предприятия общепита, а также поступает пар и продукты горения от приготовления пищи на кухне предприятия общепита.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды исходили их того, что подобное состояние здания, требующего капитальный ремонт, может привести к порче, а также безвозвратной утрате документов, находящихся на хранении в муниципальном архиве администрации и имеющих жизненно важное значение, затрагивающее права и социальные гарантии граждан Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и т. д. Доводы кассационной жалобы не опровергают установленные при проверке обстоятельства, не влияют на наличие у администрации обязанности иметь помещение муниципального архива, соответствующее всем обязательным требованиям.
Довод администрации о том, что оспариваемое предписание фактически обязывает выделить новое помещение и провести капитальный ремонт, суд апелляционной инстанции признал несостоятельным. Оспариваемое предписание содержит лишь указание на необходимость наличия помещения соответствующее нормам хранения архивных документов в соответствии с пунктом 3.2 Правил N 24, предусматривающего размещение архива в приспособленном здании.
Доводы администрации о том, что выделение необходимых администрации денежных средств возможно только при помощи и инициативе комитета противоречат пункту 22 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": формирование и содержание муниципального архива относится к вопросам местного значения муниципального образования.
Довод администрации об отсутствии необходимости в установке распашных оконных решеток в помещении архивов отклонен, поскольку противоречит подпункту "г" пункта 16 Правил N 1479.
Пунктом 1 статьи 2 Технического регламента определено, что аварийный выход - дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей, но не учитываются при оценке соответствия необходимого количества и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов и которые удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре. Аварийный (эвакуационный) выход у здания муниципального архива администрации, а также схема эвакуации людей в случае пожара также отсутствовала.
В соответствии с пунктом 2.20 Правил N 24 архивохранилища (за исключением архивохранилищ, располагающихся на охраняемой территории) оборудуются дверями с повышенной технической откреплённостью против возможного взлома, оснащенными замками повышенной секретности. Окна помещений первого этажа должны быть оборудованы запирающимися решетками.
В муниципальном архиве администрации технически укреплена и имеет запирающее устройство (замок) только входная металлическая дверь. Остальные двери деревянные и не являются технически укрепленными (ни от взлома, так как не имеют элементарных замков, ни от пожара, так как не являются огнеупорными.).
Согласно пункту 5.12 Правил N 24 архивные документы должны храниться в вентилируемом помещении, обеспечивающим рециркуляцию воздуха с кратностью воздухообмена не менее 2/3 в час и стабильность температурно-влажностных характеристик воздушной среды.
Пункт 5.13 Правил N 24 раскрывает требования к влажности и температуре воздуха в архивохранилище, согласно которым параметры воздушной среды в архивохранилище документов на бумажном носителе, оборудованном системой кондиционирования воздуха, должны составлять; температура 17 - 19°С, относительная влажность воздуха 50 - 55 процентов.
Фактически архивохранилище муниципального архива администрации кондиционер имеется только в рабочем кабинете. Его мощность не может обеспечить соблюдение норм температурно-влажностного режима хранения документов, что впоследствии приводит к порче документов, находящихся на хранении в результате сырости и перепадов температур окружающей среды.
Материалами дела подтверждается, что на момент проверки из-за отсутствия кондиционеров и циркуляции воздуха, а также из-за выключенного в целях экономии бюджета обогревающего оборудования (газовый котел) в помещения муниципального архива не соблюдён температурный режим, в связи с чем довод заявителя об отсутствии необходимости установки кондиционеров для соблюдения температурно-влажностного режима хранения документов, правомерно отклонен судами, как не соответствующий нормам законодательства.
На момент проведения проверки загруженность архивохранилища составила 94 процента. Документы, находящиеся на хранении в муниципальном архиве, хранятся на полу при входе в помещение архива, что является прямым нарушением правил хранения. Довод администрация об отсутствии необходимости закупки и установки металлических стеллажей для хранения документов у муниципального архива отклонен.
В соответствии с пунктом 4.2 Правил N 24 в архивохранилище с естественным освещением стеллажи и шкафы открытого типа устанавливаются перпендикулярно стенам с оконными проемами, в архивохранилище без окон - с учетом конструкционных особенностей помещения и используемого оборудования. Согласно пункту 6 Порядка N 345 завершённые похозяйственные книги хранятся в органе местного самоуправления до их передачи в государственные и муниципальные архивы в течение 75 лет. Требования предписания в этой части нормативно закреплены и не нарушают права и законные интересы администрации.
Пунктам 2.24 Правил установлено, что архивные документы следует хранить в темноте.
В муниципальном архиве администрации шторы (жалюзи) на окнах, а также светорассеиватели на момент проверки отсутствовали.
При проведении проверки главным специалистом отдела организационно-методической и научной работы, хранения, комплектования учета и использования архивных документов в присутствии начальника отдела организационно-методической и научной работы, хранения, комплектования учета и использования архивных документов совместно с сотрудниками муниципального архива администрации проведен осмотр здания архивохранилища, а также прилагаемой территории (произведен обход здания вокруг, а также по всей территории двора архива) с целью обнаружения пожарного гидранта. Проведенный осмотр подтвердил отсутствие пожарного гидранта.
С учетом изложенного, администрацией нарушены требования частей 1 и 2 статьи 127 Технического регламента, согласно которым пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения. Пожарные колонки должны обеспечивать возможность открывания (закрывания) подземных гидрантов и присоединения пожарных рукавов для отбора воды из водопроводных сетей и ее подачи на цели пожаротушения.
Довод администрации о том, что на официальном сайте отражены сведения о выданном предписании, которое содержит нарушения по одному пункту сроком исполнения 01.09.2022, проверен и отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку сайт ФГИС "ЕРП" находится на стадии доработки и при взаимодействии комитета, прокуратуры Ростовской области и службы тех. поддержки ФГИС "ЕРП", а также иных контрольных органов, постоянно производится пополнение сайта информацией. Нормативные документы, строго регламентирующие наполнение сайта, в настоящее время отсутствуют.
Кроме этого, предписание выдано на бумажном носителе, содержит полную и достоверную информацию о нарушениях, сроках их исправления.
Довод администрации о том, что пункты предписания являются неисполнимыми, отклонены судами, поскольку противоречат материалам дела.
Администрация фактически признала законность части выданного предписания, поскольку согласно распоряжению главы администрации от 30.12.2021 N 468 назначено ответственное лицо Нечепурнова Е.А. за ведомственный архив администрации и закреплено помещение для "комплектования и хранения документов ведомственного архива Администрации Шолоховского района".
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выоду об отсутствии оснований для удовлетворения заявления администрации.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу N А53-45429/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 5.13 Правил N 24 раскрывает требования к влажности и температуре воздуха в архивохранилище, согласно которым параметры воздушной среды в архивохранилище документов на бумажном носителе, оборудованном системой кондиционирования воздуха, должны составлять; температура 17 - 19°С, относительная влажность воздуха 50 - 55 процентов.
...
В соответствии с пунктом 4.2 Правил N 24 в архивохранилище с естественным освещением стеллажи и шкафы открытого типа устанавливаются перпендикулярно стенам с оконными проемами, в архивохранилище без окон - с учетом конструкционных особенностей помещения и используемого оборудования. Согласно пункту 6 Порядка N 345 завершённые похозяйственные книги хранятся в органе местного самоуправления до их передачи в государственные и муниципальные архивы в течение 75 лет. Требования предписания в этой части нормативно закреплены и не нарушают права и законные интересы администрации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 августа 2022 г. N Ф08-7546/22 по делу N А53-45429/2021