г. Краснодар |
|
29 августа 2022 г. |
Дело N А15-109/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании представителей Дагестанской региональной общественной организации по развитию гражданского общества "Консенсус", Министерства финансов Российской Федерации, Управления федерального казначейства по Республике Дагестан, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Дагестанской региональной общественной организации по развитию гражданского общества "Консенсус" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.11.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по делу N А15-109/2021, установил следующее.
Дагестанская региональная общественная организация по развитию гражданского общества "Консенсус" (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Дагестан (далее - министерство, управление) о взыскании расходов за аренду помещения в размере 990 тыс. рублей.
Решением суда от 25.11.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.04.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе организация просит отменить принятые по делу судебные акты и по усмотрению суда либо удовлетворить ее требования, либо направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, организация создана в 2017 году. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом ее деятельности является деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки (ОКВЭД 94.99), дополнительными видами деятельности является деятельность в области права (ОКВЭД 69.10).
Истец ссылается на то, что осуществляет социально ориентированную деятельность и, по его мнению, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 N 1478 "Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - постановление N 1478) государство обязано предоставить ему помещение в аренду на льготных условиях либо в бессрочное пользование.
Полагая, что с 10.03.2017 по 10.03.2019 организация понесла расходы по аренде нежилого помещения в размере 990 тыс. рублей, а государство не исполнило указанные обязательства, организация обратилась в суд с рассматриваемым иском.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 78.1, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пунктом 2 Правил предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 N 1478 (далее - Правила N 1478), приказом Минимущества Республики Дагестан от 16.07.2019 N 363 "Об утверждении регламента рассмотрения Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан обращений о предоставлении в безвозмездное пользование государственного имущества Республики Дагестан, составляющего казну Республики Дагестан" (далее - Приказ N 363).
Суды исходили из следующих обстоятельств.
Основным видом деятельности организации является деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки (ОКВЭД 94.99), дополнительным видом деятельности является деятельность в области права (ОКВЭД 69.10). Истец осуществляет свою деятельность на территории Республики Дагестан. При этом перечисленные виды деятельности, осуществляемые истцом, не входят в перечень видов деятельности, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ, позволяющих предоставление данной организации нежилого помещения в безвозмездное пользование, а Правила N 1478 не распространяются на государственное имущество Республики Дагестан, составляющего казну Республики Дагестан.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Закона Республики Дагестан от 03.12.2004 N 34 "Об управлении государственной собственностью Республики Дагестан", принятого Народным Собранием Республики Дагестан 25.11.2004, под государственной собственностью Республики Дагестан понимается имущество, принадлежащее на праве собственности Республике Дагестан как субъекту Российской Федерации. Республика Дагестан самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается республиканской собственностью.
Обращения о предоставлении в безвозмездное пользование государственного имущества Республики Дагестан, составляющего казну Республики Дагестан, рассматриваются Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.
Порядок рассмотрения указанных обращений утвержден Приказом N 363.
Решение вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в соответствии с пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
По смыслу приведенных норм федерального законодательства в их взаимосвязи, законом о бюджете субъекта Российской Федерации закрепляются в том числе предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, включая социально ориентированные некоммерческие организации. Нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации регламентируется порядок определения объема и предоставления указанных субсидий с отражением вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 78 и пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28.04.2021 N 92 утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан социально ориентированным некоммерческим организациям, которым установлены Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - Правила N 92).
Согласно пунктам 3 и 4 Правил N 92 субсидии предоставляются на конкурсной основе в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных соответствующему органу исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющему государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций в пределах своей компетенции, а организация предоставления субсидий осуществляется органом исполнительной власти, осуществляющим поддержку.
Информация о субсидии при формировании проекта закона о республиканском бюджете Республики Дагестан и проекта закона о внесении изменений в республиканский бюджет Республики Дагестан размещается на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет Министерством финансов Республики Дагестан (www.budget.gov.ru) (пункт 5 Правил N 92).
Пунктом 6 Правил N 92 установлено, что право на получение субсидии имеют социально ориентированные некоммерческие организации, зарегистрированные в качестве юридического лица в установленном порядке и осуществляющие на территории Республики Дагестан в соответствии со своими учредительными документами виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Закона N 7-ФЗ и статьей 5 Закона Республики Дагестан от 30.12.2013 N 105 "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Дагестан".
Суды приняли во внимание, что истец заявил требования к Министерству финансов Российской Федерации, тогда как Правила N 1478 не распространяются на имущество Республики Дагестан, при рассмотрении дела в суде первой инстанции истец не уточнил исковое заявление. Кроме того, суды исходили из того, что доказательства обращения в порядке, утвержденном Приказом N 363 либо Правилами N 92, в материалы дела не представлены. Тот факт, что истцом в электронном виде приобщены к материалам дела правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности, на недвижимое имущество и копии квитанций, о внесении арендной платы в размере 990 тыс. рублей, не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод кассационной жалобы, о том, что истцу не предоставлена возможность ознакомления с материалами дела, подлежит отклонению, поскольку на ходатайстве от 14.10.2021 содержится подпись представителя истца об ознакомлении 15.11.2021 (т. 1, л. д. 118), кроме того, истцом 16.11.2021 подготовлены возражения на отзыв ответчика (т. 1, л. д. 127 - 132).
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения иска организации являются правильными.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.11.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по делу N А15-109/2021
оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу приведенных норм федерального законодательства в их взаимосвязи, законом о бюджете субъекта Российской Федерации закрепляются в том числе предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, включая социально ориентированные некоммерческие организации. Нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации регламентируется порядок определения объема и предоставления указанных субсидий с отражением вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 78 и пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.
...
Пунктом 6 Правил N 92 установлено, что право на получение субсидии имеют социально ориентированные некоммерческие организации, зарегистрированные в качестве юридического лица в установленном порядке и осуществляющие на территории Республики Дагестан в соответствии со своими учредительными документами виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Закона N 7-ФЗ и статьей 5 Закона Республики Дагестан от 30.12.2013 N 105 "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Дагестан"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 августа 2022 г. N Ф08-7763/22 по делу N А15-109/2021