г. Ессентуки |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А15-109/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей: Егорченко И.Н., Демченко С.Н., при ведении протокола судебного заседания Наниковым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общественной организации по развитию гражданского общества "Консенсус" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.11.2021 по делу N А15-109/2021, в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом, извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Дагестанская региональная общественная организация по развитию гражданского общества "Консенсус" (далее - истец, организация) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Республике Дагестан (далее - ответчик, министерство, управление) о взыскании расходов за аренду помещения в размере 990 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.11.2021 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что истцом не представлены правоустанавливающие документы на арендуемое имущество, а так же доказательства обоснования размера задолженности (расчет арендной платы).
Не согласившись с решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции от 25.11.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции допущены процессуальные нарушения, в частности, позднее направление апеллянту копии решения суда. Апеллянт так же ссылается на то, что доказал сумму исковых требований, в том числе чеками о ежемесячной оплате за аренду, а так же представил необходимые учредительные документы.
Информация о времени и месте судебного разбирательства с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы,арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Дагестанская Региональная общественная организация по развитию гражданского общества "КОНСЕНСУС" создана в 2016 году.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности истца является деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки (ОКВЭД 94.99), дополнительными видами деятельности является деятельность в области права (ОКВЭД 69.10).
Истец ссылается на то, что осуществляет социально-ориентированную деятельность и по его мнению на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 N 1478 "Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 N 1478), государство обязано предоставить истцу помещение в аренду на льготных условиях либо в бессрочное пользование.
Считая, что за период с 10.03.2017 по 10.03.2019 им понесены расходы за аренду нежилого помещения в размере 990 000 руб., в связи с тем, что государство не исполнило указанные обязательства, организация обратилась в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В силу п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон о некоммерческих организациях) социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом о некоммерческих организациях формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона о некоммерческих организациях.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 31.1 Федерального закона о некоммерческих организациях органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом о некоммерческих организациях и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами деятельности в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.
Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению (пункт 6 статьи 31.1 Федерального закона о некоммерческих организациях).
В соответствии с п. 7 ст. 31.1 Федерального закона о некоммерческих организациях федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций).
Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) общественным, социально ориентированным некоммерческим организациям.
Указанная выше норма права не обязывает органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления вести перечень государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи в аренду или пользование социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006, на который при обосновании этого довода сослался представитель потребительского общества, государственное или муниципальное имущество без торгов предоставляется некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Социально ориентированные некоммерческие организации при условии осуществления ими деятельности, предусмотренной вышеуказанными нормами, имеют право на заключение договоров безвозмездного владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
Положениями статьи 31.1 Федерального закона о некоммерческих организациях не предусмотрена безусловная обязанность органа местного самоуправления предоставлять социально ориентированным некоммерческим организациям муниципальное имущество в безвозмездное пользование на долгосрочной основе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 N 1478, на которое ссылается истец, утверждены Правила предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (далее - Правила N 1478).
Действие Правил N 1478 распространяется только на предоставление нежилых помещений, включенных в перечень федерального имущества, во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям, за исключением государственных и муниципальных учреждений и некоммерческих организаций, учрежденных Российской Федерацией.
В соответствии с п.п. "б" и "в" пункта 2 Правил N 1478 нежилое помещение предоставляется организации во владение и (или) в пользование в случае, если предоставление нежилого помещения в безвозмездное пользование при условии осуществления организацией в соответствии с учредительными документами одного или нескольких видов деятельности, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 31.1 Федерального закона о некоммерческих организациях, в течение не менее 5 лет до подачи указанной организацией заявления о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование; если предоставление нежилого помещения в аренду при условии осуществления организацией в соответствии с учредительными документами одного или нескольких видов деятельности в течение не менее одного года до подачи указанной организацией заявления о предоставлении нежилого помещения в аренду.
Согласно материалам дела, как указано выше основным видом деятельности организации является деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки (ОКВЭД 94.99), дополнительными видами деятельности является деятельность в области права (ОКВЭД 69.10). Истец осуществляет свою деятельность на территории Республики Дагестан.
При этом, как правильно указанно судом первой инстанции, указанные виды деятельности, осуществляемые истцом, не входят в перечень видов деятельности, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 31.1 Федерального закона о некоммерческих организациях, позволяющих предоставление данной организации нежилого помещения в безвозмездное пользование, а Правила N 1478 не распространяются на государственное имущество Республики Дагестан, составляющего казну Республики Дагестан.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Закона Республики Дагестан от 03.12.2004 N 34 "Об управлении государственной собственностью Республики Дагестан", принятого Народным Собранием РД 25.11.2004, под государственной собственностью Республики Дагестан понимается имущество, принадлежащее на праве собственности Республике Дагестан как субъекту Российской Федерации.
Республика Дагестан самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается республиканской собственностью.
Обращения о предоставлении в безвозмездное пользование государственного имущества Республики Дагестан, составляющего казну Республики Дагестан, рассматриваются Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.
Порядок рассмотрения указанных обращений, утвержден приказом Минимущества Республики Дагестан от 16.07.2019 N 363 "Об утверждении Регламента рассмотрения Министерством по земельным и имущественным отношениям республики Дагестан обращений о предоставлении в безвозмездное пользование государственного имущества Республики Дагестан, составляющего казну Республики Дагестан".
Доказательств обращения истца с заявлением о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование материалы дела не содержат.
Решение вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в соответствии с пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
По смыслу приведенных норм федерального законодательства в их взаимосвязи, законом о бюджете субъекта Российской Федерации закрепляются, в том числе предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, УСЛУГ, включая социально ориентированные некоммерческие организации.
Нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации регламентируется порядок определения объема и предоставления указанных субсидий с отражением вопросов, предусмотренных п. 3 ст. 78 и п. 2 ст. 78.1 БК РФ.
Пунктом 2 ст. 85 БК РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 28.04.2021 N 92 утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан социально ориентированным некоммерческим организациям, которым установлены Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - Правила N 92).
Согласно пунктам 3 и 4 Правил N 92 субсидии предоставляются на конкурсной основе в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных соответствующему органу исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющему государственную поддержку СО НКО в пределах своей компетенции (далее - орган исполнительной власти, осуществляющий поддержку), а организация предоставления субсидий осуществляется органом исполнительной власти, осуществляющим поддержку.
Информация о субсидии при формировании проекта закона о республиканском бюджете Республики Дагестан и проекта закона о внесении изменений в республиканский бюджет Республики Дагестан размещается на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" Министерством финансов Республики Дагестан (www.budget.gov.ru) (пункт 5 Правил N 92).
Пунктом 6 Правил N 92 установлено, что право на получение субсидии имеют СО НКО, зарегистрированные в качестве юридического лица в установленном порядке и осуществляющие на территории Республики Дагестан в соответствии со своими учредительными документами виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона о некоммерческих организациях и статьей 5 Закона Республики Дагестан от 30.12.2013 N 105 "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Дагестан".
Истцом в материалы дела не представлены учредительные документы, подтверждающие осуществление истцом деятельности входящей в перечень видов деятельности, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 31.1 Федерального закона о некоммерческих организациях, позволяющих предоставление ему нежилого помещения в безвозмездное пользование, а также их реализацию.
Кроме того, истцом не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности, а также переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, а так же обоснованный расчет арендной платы в размере 990 000 руб.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции допущены процессуальные нарушения, в частности позднее направление апеллянту копии решения суда, подлежат отклонению, поскольку позднее направление копии обжалуемого решения стороне само по себе не является основанием для отмены правильного по существу судебного акта. Каких либо процессуальных нарушений влекущих безусловное основание для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что организация доказала сумму исковых требований, в том числе чеками о ежемесячной оплате за аренду, а так же представила необходимые учредительные документы, подлежат отклонению, поскольку апеллянтом не представлено документов, подтверждающих осуществление им деятельности предусмотренной Правилами N 92.
Фактически доводы жалобы сводятся к не согласию апеллянта с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.11.2021 по делу N А15- 109/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-109/2021
Истец: Дагестанская региональная по развитию гражданского общества "Консенсус"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН