г. Краснодар |
|
31 августа 2022 г. |
Дело N А32-8229/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от истца - министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Сопиной Д.Р. (доверенность от 27.12.2021), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Мергель" (ИНН 2337023249, ОГРН 1022304061988) - Горбачева М.Г. (директор) и Романенко Д.В. (доверенность от 01.07.2022), рассмотрев кассационную жалобу министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2022 по делу N А32-8229/2021, установил следующее.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Мергель" (далее - общество) о понуждении за счет собственных средств провести в соответствии с согласованным проектом лесовосстановления работы на площади 5,4077 га, равной площади вырубленных лесных насаждений из состава лесных участков, предназначенных для компенсационного лесовосстановления, информация о которых размещена на официальном сайте министерства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2022, в удовлетворении искового заявления отказано. Суды пришли к выводу об отсутствии у общества обязанности осуществлять компенсационное лесовосстановление, поскольку статья 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) подлежит применению к отношениям, возникшим после введения ее в действие (с 01.01.2019).
Министерство обжаловало данные судебные акты по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Податель жалобы указывает, что суды не применили к спорным правоотношениям Федеральный закон от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Общество представило в суд округа отзыв и пояснения, в которых указало на отсутствие оснований для отмены решения и постановления апелляционного суда.
В судебном заседании представитель министерства на удовлетворении кассационной жалобы настаивал. Представители общества полагали, что обжалуемые судебные акты основаны на представленных в дело доказательствах, соответствуют применимым нормам действующего законодательства и условиям договоров аренды лесных участков.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела, министерство (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 16.03.2018 N 9/18 аренды лесного участка из состава земель лесного фонда площадью 8,4000 га, в Крымском лесничестве, Нижне-Баканском участковом лесничестве, для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины в объеме 678,634 куб. м.
В силу пункта 2 договора обществу предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 8,4000 га, с местоположением: Краснодарский край, муниципальное образование Крымский район, Крымское лесничество, Нижне-Баканское участковое лесничество, квартал 56А, части выделов 15, 22, 26, выдел 16, квартал 57А, часть выдела 2; кадастровый номер 23:15:0000000:1315, номер учетной записи в государственном лесном реестре 002062-2017-11.
Стороны также заключили договор от 16.03.2018 N 10/18, согласно которому обществу предоставлены в аренду лесные участки из состава земель лесного фонда, площадью 8,5940 га, в Крымском лесничестве, Нижне-Баканском участковом лесничестве, для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины в объеме 249,798 куб. м.
Согласно пункту 2 договора обществу предоставлены во временное пользование лесные участки общей площадью 8,5940 га, с местоположением: Краснодарский край, муниципальное образование Крымский район, Крымское лесничество, Нижне-Баканское участковое лесничество: квартал 49А, части выделов 20, 46, кадастровый номер 23:15:0000000:1313, номер учетной записи в государственном лесном реестре 02064-2017-11; квартал 49А, части выделов 20, 46, выдел 43, квартал 56А части выделов 14, 15, 26, квартал 57А, часть выдела 1, кадастровый номер 23:15:0000000:1314, номер учетной записи в государственном лесном реестре 02065-2017-11.
Стороны подписали акты приема-передачи названных лесных участков, договоры аренды прошли процедуру государственной регистрации.
Общество представило в министерство лесные декларации, в которых заявило об использовании в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых и заготовки древесины (т. 1, л. д. 11 - 26).
Министерство направило в адрес общества претензию от 13.07.2020 о необходимости выполнения работ по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению в соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса.
Поскольку требования претензии общество не выполнило, министерство обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении искового заявления министерства, указали, что на момент заключения договоров аренды лесных участков законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов не установлена обязанность арендатора по выполнению работ по лесовосстановлению. Поскольку правоотношения сторон возникли до вступления в силу Закона N 212-ФЗ, которым Лесной кодекс дополнен статьей 63.1, положения указанной нормы в рассматриваемом случае применению не подлежат. Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка (далее - Правила N 566), действуют с 21.05.2019, то есть за пределами периода осуществления рубок, отраженных в поданных ответчиком лесных декларациях.
В то же время обжалованные министерством судебные акты состоялись без учета следующего.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами (часть 1 статьи 9 Лесного кодекса).
Частью 1 статьи 71 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.
Как следует из части 4 статьи 71 Лесного кодекса, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом.
Таким образом, нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами Гражданского и Земельного кодексов.
Статьей 12 Лесного кодекса определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса к видам использования лесов относятся осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых.
Согласно статье 43 Лесного кодекса для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 данного Кодекса. Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства.
В силу части 1 статьи 61 Лесного кодекса вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 Лесного кодекса воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.
Статья 62 Лесного кодекса, в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Законом N 212-ФЗ (до 01.01.2019), устанавливала, что лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (часть 1); на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Таким образом, до 01.01.2019 Лесным кодексом обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды вид деятельности по заготовке древесины.
Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса, в редакции Закона N 212-ФЗ, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
Также Законом N 212-ФЗ Лесной кодекс дополнен статьей 63.1, согласно части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, статьей 63.1 Лесного кодекса установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (статья 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (статья 46); для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ) в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ он вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
В соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса утверждены Правила N 566.
Согласно пункту 2 Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса.
Пункт 5 Правил N 566 определяет, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 данных Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799 сформулирована правовая позиция, согласно которой по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов. Учитывая, что частью 2 статьи 62 Лесного кодекса, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 4 6 Лесного кодекса, следовательно, у лиц, использующих леса для названных целей и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 по делу N 307-ЭС22-5959 указано, что по смыслу статьи 63.1 Лесного кодекса и Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора.
Таким образом, вывод судебных инстанций о неприменении положений статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакциях Закона N 212-ФЗ и Закона N 303-ФЗ) к спорным правоотношениям является ошибочным.
Кроме того, Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса дополнена частью 7, согласно пункту 2 которой данная статья не распространяется на осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр. В силу части 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ положения части 7 распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" недра могут предоставляться в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых. При этом недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.
Спорные лесные участки предоставлены обществу для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки полезных ископаемых и заготовки древесины. Следовательно, судам необходимо исследовать фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения данного дела, установить, для какой цели осуществлялась рубка лесных насаждений на площади, указанной министерством (5,4077 га), в какой период общество осуществило рубку лесных насаждений, произведена ли рубка лесных насаждений и на какой площади лесных участков исключительно для целей геологического изучения недр.
С учетом изложенного, выводы судебных инстанций об отсутствии у общества обязанности по компенсационному лесовосстановлению нельзя признать основанными на исследовании и оценке представленных в дело доказательств, а также на подлежащих применению к спорным правоотношениям сторон нормах материального права.
Согласно части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку выводы, приведенные в обжалуемых судебных актах, сделаны без учета подлежащих применению норм права и исследования необходимой совокупности доказательств, решение и постановление следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных доказательств установить обстоятельства, необходимые для правильного рассмотрения иска, в том числе, определить в какой период и для каких целей общество осуществило рубку лесных насаждений, осуществлялась ли рубка (и на каких лесных участках) исключительно для геологического изучения недр, определить наличие (отсутствие) у ответчика обязанности по компенсационному лесовосстановлению, после чего на основании полного и всестороннего исследования всех представленных сторонами доказательств и приведенных ими доводов с правильным применением норм материального и процессуального права разрешить требования министерства.
Вопрос о распределении государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку министерство освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2022 по делу N А32-8229/2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 по делу N 307-ЭС22-5959 указано, что по смыслу статьи 63.1 Лесного кодекса и Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора.
Таким образом, вывод судебных инстанций о неприменении положений статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакциях Закона N 212-ФЗ и Закона N 303-ФЗ) к спорным правоотношениям является ошибочным.
Кроме того, Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса дополнена частью 7, согласно пункту 2 которой данная статья не распространяется на осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр. В силу части 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ положения части 7 распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" недра могут предоставляться в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых. При этом недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.
...
Согласно части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 августа 2022 г. N Ф08-6093/22 по делу N А32-8229/2021
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8385/2023
26.05.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6669/2023
29.03.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8229/2021
31.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6093/2022
11.05.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5973/2022
28.02.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8229/2021