г. Краснодар |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А32-8229/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от истца - министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Берко М.В. (доверенность от 18.05.2023), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Мергель" (ИНН 2337023249, ОГРН 1022304061988) - Горбачева М.Г. (директор) и Романенко Д.В. (доверенность от 22.05.2023), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мергель" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2023 по делу N А32-8229/2021, установил следующее.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Мергель" (далее - общество) о понуждении за счет собственных средств провести в соответствии с согласованным проектом лесовосстановления работы на площади 5,4077 га, равной площади вырубленных лесных насаждений из состава лесных участков, предназначенных для компенсационного лесовосстановления, информация о которых размещена на официальном сайте министерства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2022, в удовлетворении искового заявления отказано. Суды пришли к выводу об отсутствии у общества обязанности осуществлять компенсационное лесовосстановление, поскольку статья 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) подлежит применению к отношениям, возникшим после введения ее в действие (с 01.01.2019).
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.08.2022 решение от 28.02.2022 и постановление от 11.05.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд округа указал на необходимость исследования обстоятельств рубки лесных насаждений (осуществлялись ли рубка исключительно для геологического изучения недр), определения наличия (отсутствия) у ответчика обязанности по компенсационному лесовосстановлению.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2023, исковое заявление удовлетворено. На общество возложена обязанность за счет собственных средств провести в соответствии с согласованным проектом лесовосстановления на площади 5,4077 га, равной площади вырубленных лесных насаждений из состава лесных участков, предназначенных для компенсационного лесовосстановления, в порядке, предусмотренном Правилами выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566. Судебные акты мотивированы следующим. Обществу в пользование предоставлены лесные участки: площадью 8,5940 га с местоположением: Краснодарский край, муниципальное образование Крымский район, Крымское лесничество, Нижне- Баканское участковое лесничество, для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины; площадью 1,0453 га и 7,5487 га с местоположением: Краснодарский край, муниципальное образование Крымский район, Крымское лесничество, Нижне-Баканское участковое лесничество, для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины. Из представленных в дело доказательств следует, что с 01 января 2019 года по 31 декабрь 2019 года общество на арендуемом земельном участке по договору от 16.03.2018 N 9/18 в целях заготовки древесины произведен объем заготовки в размере 678,634 куб. м на общей площади выдела 7,7812 га. В качестве вида рубки общество указало рубку лесных насаждений на объектах, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в целях геологического изучения недр. В то же время согласно отчету об использовании лесов в период январь - декабрь 2019 года общество использовало леса для заготовки древесины (площадью 3,2 га на территории выдела 16). Кроме того, в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года общество на арендуемом земельном участке (договор от 16.03.2018 N 10/18) произвело рубку древесины на общей площади выдела 2,2077 га. Данные сведения подтверждены отчетом об использовании лесов в период с января по декабрь 2019 года. Фактически вырубка лесных насаждений произведена ответчиком для расширения территории карьера. В материалы дела также представлен проект искусственного лесовосстановления на лесном участке площадью 5,6 га, расположенном в Краснодарском лесничестве, Каневском участковом лесничестве, квартал 4А, выдел 11. Заказчиком работ является общество. С учетом установленных обстоятельств суды сделали вывод о том, что общество, как лицо, которому в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины предоставлены в аренду лесные участки, на которых не будет более лесных насаждений, обязано выполнить работы по лесовосстановлению в установленном порядке. Поскольку ответчик не исполнил возложенную на него законом обязанность по проведению работ по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, заявленные министерством требования подлежат удовлетворению. Суд апелляционной инстанции отклонил доводы жалобы о том, что общество проводило работы по геологическому изучению недр, а также о том, что проектом рекультивации арендованных земельных участков предусмотрено проведение работ по посадке деревьев и кустарников на месте добычи полезных ископаемых. Обязанность по компенсационному восстановлению предусмотрена Лесным кодексом, нормы которого, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора. В определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799 сформулирована правовая позиция, согласно которой по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов. Представленные в дело доказательства подтверждают, что общество произвело рубку лесных насаждений на указанных министерством лесных участках не только для геологического изучения недр.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить судебные акты, по делу принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Податель жалобы указывает, что суды сделали ошибочный вывод об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих факт проведения обществом работ по геологическому изучению недр. Представленные обществом доказательства судебные инстанции не исследовали. В силу действующего нормативного регулирования эксплуатационная разведка относится к стадии геологического изучения недр и проводится в течение всего периода освоения месторождения полезных ископаемых. Правила части 7 статьи 63.1 Лесного кодекса суды не применили. В материалы дела представлен проект рекультивации отработанных земель, согласно которому запланировано восстановление лесных насаждений на месте добычи полезных ископаемых.
Министерство представило в суд округа отзыв, в котором просило отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представители общества на удовлетворении кассационной жалобы настаивали. Представитель министерства поддержал доводы отзыва.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, министерство (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 16.03.2018 N 9/18 аренды лесного участка из состава земель лесного фонда площадью 8,4000 га, в Крымском лесничестве, Нижне-Баканском участковом лесничестве, для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины в объеме 678,634 куб. м.
В силу пункта 2 договора обществу предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 8,4000 га, с местоположением: Краснодарский край, муниципальное образование Крымский район, Крымское лесничество, Нижне-Баканское участковое лесничество, квартал 56А, части выделов в 15, 22, 26, выдел 16, квартал 57А, часть выдела 2; кадастровый номер 23:15:0000000:1315, номер учетной записи в государственном лесном реестре 002062-2017-11.
Стороны также заключили договор от 16.03.2018 N 10/18, согласно которому обществу предоставлены в аренду лесные участков из состава земель лесного фонда, площадью 8,5940 га, в Крымском лесничестве, Нижне-Баканском участковом лесничестве, для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины в объеме 249,798 куб. м.
Согласно пункту 2 договора обществу предоставлены во временное пользование лесные участки общей площадью 8,5940 га, с местоположением: Краснодарский край, муниципальное образование Крымский район, Крымское лесничество, Нижне-Баканское участковое лесничество: квартал 49А части выделов 20, 46, кадастровый номер 23:15:0000000:1313, номер учетной записи в государственном лесном реестре 02064-2017-11; квартал 49А, части выделов 20, 46, выдел 43, квартал 56А части выделов 14, 15, 26, квартал 57А, часть выдела 1, кадастровый номер 23:15:0000000:1314, номер учетной записи в государственном лесном реестре 02065-2017-11.
Стороны подписали акты приема-передачи названных лесных участков, договоры аренды прошли процедуру государственной регистрации.
Общество представило в министерство лесные декларации, в которых заявило об использовании в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых и заготовки древесины (т. 1, л. д. 11 - 26).
Министерство направило в адрес общества претензию от 13.07.2020 о необходимости выполнения работ по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению в соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса.
Поскольку требования претензии общество не выполнило, министерство обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами (часть 1 статьи 9 Лесного кодекса).
Частью 1 статьи 71 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.
Как следует из части 4 статьи 71 Лесного кодекса, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом.
Таким образом, нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами Гражданского кодекса и Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 12 Лесного кодекса определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса к видам использования лесов относятся осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых.
Согласно статье 43 Лесного кодекса для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 данного Кодекса. Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства.
В силу части 1 статьи 61 Лесного кодекса вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 Лесного кодекса воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.
Статья 62 Лесного кодекса, в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Законом N 212-ФЗ (до 01.01.2019), устанавливала, что лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (часть 1); на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Таким образом, до 01.01.2019 Лесным кодексом обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды вид деятельности по заготовке древесины.
Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса, в редакции Закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
Также Законом N 212-ФЗ Лесной кодекс дополнен статьей 63.1, согласно части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, статьей 63.1 Лесного кодекса установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (статья 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (статья 46); для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ) в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ он вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799 сформулирована правовая позиция, согласно которой по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов. Учитывая, что частью 2 статьи 62 Лесного кодекса, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, следовательно, у лиц, использующих леса для названных целей и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
Во исполнение статьи 63.1 Лесного кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 утверждены Правила N 566, которыми установлен порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению, в том числе лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, на площади, равной площади вырубаемых лесных насаждений.
Согласно пункту 2 Правил N 566 работы по лесовосстановлению и лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, указанными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса, соответственно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2022 N 897 утверждены новые Правила осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном частью 4 статьи 63.1 Лесного кодекса, а также признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566, которым ранее утверждены Правила N 566.
Согласно пункту 2 действующих Правил N 897 лица, указанные в частях 1 и 2 статьи 63.1 Лесного кодекса осуществляют лесовосстановление или лесоразведение в соответствии с Лесным кодексом, настоящими Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса, соответственно.
Таким образом, обстоятельством, в силу которого у арендатора лесного участка наступает обязанность по выполнению работ по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению, является сам факт использования лесов в определенных целях, связанного с рубкой лесных насаждений. Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора.
При этом Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса дополнена частью 7, согласно пункту 2 которой данная статья не распространяется на осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр. В силу части 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ положения части 7 распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" недра могут предоставляться в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых. При этом недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.
В силу заключенных сторонами договоров аренды спорные лесные участки предоставлены обществу для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки полезных ископаемых и заготовки древесины. Поэтому для определения наличия на стороне общества соответствующей обязанности необходимо установить, для какой цели осуществлялась рубка лесных насаждений на площади, указанной министерством (5,4077 га), в какой период общество осуществило рубку лесных насаждений, произведена ли рубка лесных насаждений и на какой площади лесных участков исключительно для целей геологического изучения недр.
При новом рассмотрении дела судебные инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Кодекса представленные в дело доказательства, установили, что в рассматриваемом случае общество, использующее на основании договоров аренды лесные участки, предоставленные для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых и для заготовки древесины, в период с 09.01.2019 по 31.12.2019 осуществило сплошную рубку лесных насаждений на площади 5,4077 га, в том числе для расчистки площадки под карьер (устройство карьера). С учетом установленных обстоятельств, суды пришли к правильному выводу о возникновении у общества обязанности по производству компенсационного лесовосстановления, предусмотренного частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса, поэтому удовлетворили исковые требования министерства.
Довод общества о необходимости применения положений пункта 2 части 7 статьи 63.1 Лесного кодекса, исключающего проведение мероприятий по лесовосстановлению в связи с осуществлением рубки лесных насаждений при геологическом изучении недр, суды отклонили. Исходя из условий заключенных сторонами договоров аренды, предусматривающего такие виды разрешенного использования лесов, как: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых и заготовка древесины, суды признали не доказанным факт того, что спорная рубка лесных насаждений осуществлена исключительно в целях геологического изучения недр. Так, из представленных в дело доказательств (лесных деклараций, отчетов об использовании лесов за 2019 год) следует, что общество в рамках указанных министерством договоров аренды осуществляло рубку лесных насаждений, в том числе в целях устройства карьера (т. 5, л. д. 6, 10 - 28), что относится к горно-подготовительным работам, входящим в добычные, вскрышные и вспомогательные процессы разработки месторождения мергеля (т. 3, л. д. 15).
Учитывая длительный период разработки карьера, наличие проекта рекультивации (т. 3, л. д. 1 - 58), предусматривающего восстановление лесных насаждений после завершения его разработки, обязанность ответчика по компенсационному лесовосстановлению не устраняет.
Представленный обществом договор от 21.12.2018 N 694-М на выполнение геологоразведочных работ, предусматривающий бурение скважин, отбор и обработку проб (т. 4, л. д. 60 - 64), сам по себе не подтверждает необходимость для выполнения названных работ производства рубки лесных насаждений на площади более 5 га.
Указание суда первой инстанции в решении от 29.03.2023 на постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 обусловлено наличием согласованного проекта искусственного лесовосстановления, подготовленного в соответствии с данным нормативным правовым актом (т. 2, л. д. 55 - 91).
Иные доводы подателя кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Кодекса). При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Кодекса, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с правилами статьи 71 Кодекса.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Кодекса.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Кодекса), суд округа не установил.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следуют оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на общество в соответствии с правилами статьи 110 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2023 по делу N А32-8229/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 октября 2023 г. N Ф08-8385/23 по делу N А32-8229/2021
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8385/2023
26.05.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6669/2023
29.03.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8229/2021
31.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6093/2022
11.05.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5973/2022
28.02.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8229/2021