город Ростов-на-Дону |
|
26 мая 2023 г. |
дело N А32-8229/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Мисника Н.Н., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобровой М.Ю.,
при участии:
от ООО "Мергель": представитель Романенко Д.В. по доверенности от 22.05.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Мергель"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2023 по делу N А32-8229/2021
по иску Министерства природных ресурсов Краснодарского края
к ООО "Мергель"
об обязании провести работы по лесоразведению
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов Краснодарского края обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мергель" об обязании за счет собственных средств в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и согласовать с министерством природных ресурсов Краснодарского края, проект лесовосстановления, об обязании проведения работ в соответствии с согласованным проектом по лесовосстановлению на площади 5,4077 га, равной площади вырубленных лесных насаждений из состава лесных участков, предназначенных для компенсационного лесовосстановления, информация о которых размещена на официальном сайте министерства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2022, в удовлетворении искового заявления отказано. Суды пришли к выводу об отсутствии у общества обязанности осуществлять компенсационное лесовосстановление, поскольку статья 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) подлежит применению к отношениям, возникшим после введения ее в действие (с 01.01.2019).
Постановлением Арбитражный суд Северо-Кавказского округа от 31.08.2022 суд отменил решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2022, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции указал, что вывод судебных инстанций о неприменении положений статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакциях Закона N 212-ФЗ и Закона N 303-ФЗ) к спорным правоотношениям является ошибочным.
Кроме того, Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса дополнена частью 7, согласно пункту 2 которой данная статья не распространяется на осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр. В силу части 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ положения части 7 распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ. Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" недра могут предоставляться в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых. При этом недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.
Спорные лесные участки предоставлены обществу для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки полезных ископаемых и заготовки древесины.
Следовательно, судам необходимо исследовать фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения данного дела, установить, для какой цели осуществлялась рубка лесных насаждений на площади, указанной министерством (5,4077 га), в какой период общество осуществило рубку лесных насаждений, произведена ли рубка лесных насаждений и на какой площади лесных участков исключительно для целей геологического изучения недр.
При новом рассмотрении дела, решением от 29.03.2023 иск удовлетворен, суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Мергель", г. Крымск, Крымский район, Краснодарский край за счет собственных средств провести в соответствии с согласованным проектом лесовосстановления на площади 5,4077 га, равной площади вырубленных лесных насаждений из состава лесных участков, предназначенных для компенсационного лесовосстановления, в порядке, предусмотренном Правилами выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, в иске отказать.
Жалоба мотивирована следующим.
Материалами дела подтверждается проведение обществом работ по геологическому изучению недр. Обществом представлен проект рекультивации арендованных земельных участков, согласно которому будут проведены работы по посадке деревьев и кустарников на месте добычи полезных ископаемых. Не подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566, так как оно отменено постановлением Правительства Российской Федерации N 897 от 18.05.2022. В рассматриваемом случае подлежит применению часть 7 статьи 63,1 Лесного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между Министерством природных ресурсов Краснодарского края (арендодатель) и ООО "Мергель" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 16.03.2018 N 9/18.
Согласно пункту 1 договора арендодатель на основании приказа Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 13.03.2018 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Мергель" в аренду лесной участок из состава земель лесного фонда, площадью 8,4000 га, в Крымском лесничестве. Нижне-Баканском участковом лесничестве, с целью выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых" обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 договора (далее - лесной участок).
В силу пункта 2 договора обществу предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 8,4000 га; местоположение: Краснодарский край, муниципальное образование Крымский район, Крымское лесничество, Нижне-Баканское участковое лесничество, квартал 56А части выдел о в 1.5, 22, 26, выдел 16, квартал 57А часть выдела 2. Кадастровый номер 23:15:0000000:1315, номер учетной записи в государственном лесном реестре 002062-2017-1 1.
Также между сторонами заключен договор аренды лесного участка от 16.03.2018 N 10/18.
Согласно пункту 1 договора арендодатель на основании приказа Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 13.03.2018 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Мергель" в аренду лесных участков из состава земель лесного фонда, площадью 8,5940 га, в Крымском лесничестве. Нижне-Баканском участковом лесничестве, с целью выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых" обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности, определенные в пункте 2 договора.
В силу пункта 2 договора обществу предоставлены во временное пользование лесные участки общей площадью 8,5940 га; местоположение: Краснодарский край, муниципальное образование Крымский район, Крымское лесничество, Нижне-Баканское участковое лесничество: квартал 49А части выделов 20,46, Кадастровый номер 23:15:0000000:1313, учетной записи в государственном лесном реестре 02064-2017-11; квартал 49А части выделов 20,46, выдел 43, квартал 56А части выделов 14,15,26, квартал 57А часть выдела 1, Кадастровый номер 23:15:0000000:1314, номер учетной записи в государственном лесном реестре 02065-2017-11.
Согласно акту приема-передачи лесных участков от 16.03.2018 ответчику предоставлен в пользование лесной участок площадью 8,5940 га, местоположением: Краснодарский край, муниципальное образование Крымский район, Крымское лесничество, Нижне-Баканское участковое лесничество, для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины.
Согласно акту приема-передачи лесных участков от 16.03.2018 ответчику предоставлен в пользование два лесных участка площадью 1,0453 га и 7,5487 га, местоположением: Краснодарский край, муниципальное образование Крымский район, Крымское лесничество, Нижне-Баканское участковое лесничество, для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины.
Министерством установлено, что в соответствии с представленными обществом декларациями в 2019 году на лесных участках, предоставленных ответчику в аренду, осуществлена рубка лесных насаждений, в том числе на площади в 5,4077 га.
На основании изложенного, истец установил, что ответчик, в нарушение пункта 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а также пункта 11 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 не обратился в министерство с заявлением о проведении мероприятий по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению на землях лесного фонда Краснодарского края и не приступил к проектированию данных работ на площади 5,4077 га.
В адрес общества направлена претензия от 13.07.2020 N 202-06.3-10-17821/20 об устранении выявленных нарушений в срок до 10.08.2020, которая обществом не исполнена в добровольном порядке.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства природных ресурсов Краснодарского края в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса.
К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платность использования лесов.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами (часть 1 статьи 9 Лесного кодекса).
Частью 1 статьи 71 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды. Как следует из части 4 статьи 71 Лесного кодекса, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом. Таким образом, нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами Гражданского и Земельного кодексов.
В силу частей 1 и 5 статьи 12 Лесного кодекса освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции - лесного комплекса). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса к видам использования лесов относятся осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых.
В силу частей 1, 2 и 5 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута.
Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 Кодекса.
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведкой и добычей полезных ископаемых, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, без установления сервитута.
Согласно части 1 статьи 19 Лесного кодекса мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В силу статьи 61 Лесного кодекса вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя лесовосстановление и осуществляется, в том числе лицами, на которых данным Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
Статьей 62 Лесного кодекса предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений, естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Также Законом N 212-ФЗ Лесной кодекс дополнен статьей 63.1, согласно части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, статьей 63.1 Лесного кодекса установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (статья 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (статья 46); для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ) в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ он вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
Во исполнение указанной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 07.05.2019 утвердило Правила N 566, устанавливающие порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению, в том числе лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, на площади, равной площади вырубаемых лесных насаждений.
Согласно пункту 2 Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса.
Пунктом 5 Правил N 566 предусмотрено, что лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 данных Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
По смыслу указанных норм Лесного кодекса и Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. При этом не имеет правового значения, кто именно осуществил заготовку древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, поскольку рубка осуществляется в целях освобождения участков от лесных насаждений для строительства (размещения) объектов, указанных в приведенных нормах Кодекса.
Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора.
Из материалов дела следует, что 16.03.2018 ООО "Мергель" в пользование предоставлены лесные участки: площадью 8,5940 га, местоположением: Краснодарский край, муниципальное образование Крымский район, Крымское лесничество, Нижне-Баканское участковое лесничество, для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины; площадью 1 0453 га и 7,5487 га, местоположением: Краснодарский край, муниципальное образование Крымский район, Крымское лесничество, Нижне-Баканское участковое лесничество, для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины.
Во исполнение требований, изложенных в постановлении Арбитражного суду Северо-Кавказского округа от 31.08.2022, при новом рассмотрении дела судом первой инстанции запрошены дополнительные документы и сведения, из которых установлено, что за период с 01 января 2019 года по 31 декабрь 2019 года обществом на арендуемом земельном участке по договору от 16.03.2018 N 9/18 в целях заготовки древесины произведен объем заготовки в размере 678,634 куб. на общей площади выдела 7,7812 га. В качестве вида рубки обществом указана рубка лесных насаждений на объектах не связанных с созданием лесной инфраструктуры в целях геологического изучения недр.
Данные сведения подтверждаются лесной декларацией ООО "Мергель" от 14.12.2018, а также отчетом об использовании лесов по форме N 1-ИЛ за период январь - декабрь 2019 года.
Вместе с тем, согласно данному отчету об использовании лесов по договору аренды N 9/18 за период январь - декабрь 2019 года общество использовало леса для заготовки древесины - 3,2 га площади на территории выдела 16.
Также согласно представленным сведениям за период с 01 января 2019 года по 31 декабрь 2019 года обществом на арендуемом земельном участке по договору от 16.03.2018 N 10/18 в целях заготовки древесины произведен объем заготовки в размере 249,798 куб. на общей площади выдела 2,2077 га.
Данные сведения подтверждаются лесной декларацией ООО "Мергель" от 14.12.2018, а также отчетом об использовании лесов по форме N 1-ИЛ за период январь - декабрь 2019 года.
На основании изложенного, судом установлено, что вопреки доводам общества и в соответствии с представленными обществом декларациями за 2019 год, на арендуемых лесных участках, ответчик осуществил рубку лесных насаждений на площади 5,4077 га не связанную с целью геологического изучения недр, а именно в целях заготовки древесины.
Суд первой инстанции отнесся критически к доводам общества том, что вырубка лесных насаждений произведена только в целях геологического изучения недр, ввиду отсутствия в материалах дела документального обоснования данных доводов и опровергнутым представленными отчетами об использовании лесов и лесными декларациями общества за 2019 год.
Кроме того, учитывая, в каких именно выделах арендуемых участков обществом производилась вырубка лесных насаждений, суд приходит к выводу, что в данных районах геологическое изучение не осуществляется и вырубка лесных насаждений произведена для расширения территории карьера.
В материалы дела также представлен проект искусственного лесовосстановления на лесном участке площадью 5,6 га, расположенном в Краснодарском лесничестве, Каневском участковом лесничестве, квартала 4А, выдел 11. Заказчиком работ является ООО "Мергель".
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с учетом приведенных норм права лицом, использующим леса в соответствии со статьей 43 Лесного кодекса, является общество, которому в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины предоставлены в аренду лесные участки, на которых не будет более лесных насаждений, следовательно, именно ответчик обязан выполнить работы по лесовосстановлению в установленном порядке.
Поскольку ответчик не исполнил возложенную на него законодательством как на лицо, использующее лесные участки в соответствии со статьей 43 Лесного кодекса, обязанность по проведению работ по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, заявленные министерством требования об обязании общества выполнить работы по лесовосстановлению на площади земельного участка, равной 5,4077 га в порядке и сроки, предусмотренные Правилами N 566 обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что материалами дела подтверждается проведение обществом работ по геологическому изучению недр и о том, что в материалы дела представлен проект рекультивации арендованных земельных участков, согласно которому будут проведены работы по посадке деревьев и кустарников на месте добычи полезных ископаемых не подтверждают нарушений норм материального и (или) норм процессуального права, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, оснований для иных выводов в отношении указанных доводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Кроме того, как указано судом округа, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 по делу N 307-ЭС22-5959 сказано, что по смыслу статьи 63.1 Лесного кодекса и Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора.
Также в апелляционной жалобе заявитель указывает, что не подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566, так как оно отменено постановлением Правительства Российской Федерации N 897 от 18.05.2022.
При этом в определении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.08.2022 суд кассационной инстанции указал, что частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
В соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса утверждены Правила N 566.
Согласно пункту 2 Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса.
Пункт 5 Правил N 566 определяет, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 данных Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799 сформулирована правовая позиция, согласно которой по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов. Учитывая, что частью 2 статьи 62 Лесного кодекса, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, следовательно, у лиц, использующих леса для названных целей и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
Также отклоняется довод заявителя о том, что в рассматриваемом случае подлежит применению часть 7 статьи 63,1 Лесного кодекса Российской Федерации, так как основан на неверном толковании положений законодательства.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указывает, что как следует из материалов дела и текста апелляционной жалобы, обществом использовались спорные участки не только с целью геологического изучения недр, разработки месторождения полезных ископаемых, но и с целью заготовки древесины.
С учетом изложенного, возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2023 по делу N А32-8229/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8229/2021
Истец: Министерство природных ресурсов КК, Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Ответчик: ООО "Мергель"
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8385/2023
26.05.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6669/2023
29.03.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8229/2021
31.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6093/2022
11.05.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5973/2022
28.02.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8229/2021