г. Краснодар |
|
01 сентября 2022 г. |
Дело N А32-16113/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца по первоначальному иску - общества с ограниченной ответственностью "Нефтебитум" (ИНН 2348031210, ОГРН 1102348000941) - Коноплевой О.В. (доверенность от 02.10.2020), от третьего лица - федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Краснодарском крае" - Гончаровой О.В. (доверенность от 22.07.2021), Соловьевой Т.В. (доверенность от 13.08.2021), в отсутствие ответчика по первоначальному иску - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (ИНН 2308070396, ОГРН 1022301205662), третьего лица - федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Москве и Московской области", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2022 по делу N А32-16113/2019, установил следующее.
ООО "Нефтебитум" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (далее - компания) о признании незаконным произведенного расчета по начислению объема потребленного газа с 01.01.2019 по 18.04.2019, возложении обязанности произвести расчет объема и стоимости поставленного газа, руководствуясь показаниями узла учета на базе счетчика RVG G-250 (1:50), заводской номер 10112969, с 01.01.2019 по 18.04.2019 (уточненные требования).
Компания обратилась в суд со встречным иском к обществу о взыскании 18 558 660 рублей 33 копеек задолженности за поставленный газ с 01.01.2019 по 30.04.2019 и 1 394 403 рублей 48 копеек пеней с 26.02.2019 по 22.11.2019 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Краснодарском крае" (далее - ФБУ "Краснодарский ЦСМ") и ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Москве и Московской области".
Решением от 09.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.05.2021, в удовлетворении первоначального иска отказано, встречный иск удовлетворен.
Постановлением суда кассационной инстанции от 17.08.2021 решение от 09.03.2021 и постановление суда апелляционной инстанции от 31.05.2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении удовлетворено ходатайство общества об уточнении исковых требований, согласно которым истец просит признать незаконным произведенный обществом расчет суммы по начислению дополнительного объема потребленного газа с 01.01.2019 по 18.04.2019, возложить обязанность произвести расчет объема поставленного газа, руководствуясь показаниями узла учета на базе счетчика RVG G-250 (1:50) (заводской номер 10112969) с 01.01.2019 по 18.04.2019, произвести расчет стоимости поставленного газа с 01.01.2019 по 18.04.2019 по договору поставки газа, руководствуясь показаниями узла учета на базе счетчика газа RVG G-250 (1:50) (заводской номер 10112969).
Также суд удовлетворил ходатайство компании об уточнении встречных исковых требований, по которым ответчик просит взыскать с общества 18 558 660 рублей 33 копейки задолженности с 01.01.2019 по 30.04.2019 и 1 394 403 рубля 48 копеек пеней с 26.02.2019 по 22.11.2019.
Решением от 07.02.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.04.2022, признаны незаконными действия компании по начислению дополнительного объема газа с 01.01.2019 по 30.04.2019, на ответчика возложена обязанность произвести расчет объема поставленного газа, руководствуясь показаниями узла учета на базе счетчика RVG G-250 (1:50) (заводской номер 10112969) с 01.01.2019 по 30.04.2019, произвести расчет стоимости поставленного газа с 01.01.2019 по 30.04.2019 по договору поставки газа, руководствуясь показаниями узла учета газа на базе счетчика газа RVG G-250 (1:50) (заводской номер 10112969). В удовлетворении встречного иска отказано. С ответчика в пользу истца взыскано 6 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении первоначального иска и удовлетворить встречный иск. По мнению заявителя, расчет объема потребленного истцом газа следует производить по мощности газоиспользующего оборудования ввиду установления неисправности узла учета газа. Узел учета газа в спорный период не мог приниматься к коммерческим расчетам.
В отзывах общество и ФБУ "Краснодарский ЦСМ" просят оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей истца и третьего лица, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, компания (поставщик) и общество (покупатель) заключили договор поставки газа от 29.09.2017 N 25-4-11474/18 (далее - договор), по условиям которого поставщик обязуется поставлять с 01.01.2018 по 31.12.2022 газ горючий природный, и (или) газ горючий природный сухой отбензиненный, и (или) газ горючий природный попутный, цена которого является государственно регулируемой, а также добытый организациями, не являющимися аффилированными лицами ПАО "Газпром", и (или) организациями - собственниками региональных систем газоснабжения, и (или) созданными во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17.11.1992 N 1403 (кроме организаций, являющихся собственниками региональных систем газоснабжения), а покупатель обязуется принимать и оплачивать газ в соответствии с условиями договора.
Согласно пункту 4.1 договора поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
Общество после монтажа узла учета газа провело его проверку и 22.03.2011 получило от ФБУ "Краснодарский ЦСМ" акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ПР 50.2.019-2006, согласно которому узел учета газа соответствует требованиям ПР 50.2.019-2006.
15 февраля 2011 года истец получил акт соответствия измерительного комплекса, использующего счетчик газа, метрологическим и строительным нормам.
06 сентября 2011 года произведено опломбирование ВКГ-2 N 2960 после ремонта пломб N 108125, 108126, 108127 (акт от 06.09.2011).
24 ноября 2015 года ФБУ "Краснодарский ЦСМ" выдало обществу акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ПР 50.2.019-2006, согласно которому узел учета газа соответствует требованиям ГОСТ Р 8.740-2011.
В январе 2019 года при очередной проверке узла учета газа общества компания выявила следующие нарушения: расстояние от точки отбора давления до ближайшего местного сопротивления менее 5 DN (нарушен пункт 9.2.3.3 ГОСТ Р 8.740-2011), угол между осевыми плоскостями ИТ, в которых располагаются рабочий и контрольный ПТ, - 0 градусов (нарушен пункт 9.2.4.4 ГОСТ Р 8.740-2011).
Указанные обстоятельства послужили основанием для определения стоимости потребленного газа исходя из мощности газопотребляющего оборудования.
Полагая, что выставленные ответчиком объем и стоимость поставленного газа являются неверными, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В свою очередь в связи с отсутствием оплаты поставленного газа, рассчитанного по мощности газопотребляющего оборудования, компания обратилась в арбитражный суд со встречным иском о взыскании задолженности.
При новом рассмотрении, удовлетворяя первоначальные исковые требования и отказывая в удовлетворении встречного иска, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", Правил учета газа, утвержденных приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа), Правил поставки газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), и исходили из недоказанности неисправности узла учета газа истца и отсутствия оснований для начисления задолженности исходя из мощности газопотребляющего оборудования.
Как видно из материалов дела, компания, осуществляя проверку узла учета газа на объекте "Битумная установка" по адресу: Краснодарский край, Северский район, п. Ильский, микрорайон Битумный обнаружила несоответствие узла учета газа обязательным требованиям ГОСТ Р 8.740-2011, о чем составлен акт несоответствия от 23.01.2019.
Как верно установлено судами, ГОСТ Р 8.740-2011 утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.12.2011 N 1049-ст для добровольного применения (пункт 1 приказа).
После издания приказа Росстандарта от 28.12.2016 N 2024 применение ГОСТ Р 8.740-2011 стало обязательным для организаций любой формы собственности, в том числе для истца.
При этом названным стандартом не установлен порядок и сроки замены узлов учета, ранее соответствовавших техническим требованиям.
Пункт 12.1.1 ГОСТ Р 8.740-2011 устанавливает, что проверка реализации методик измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляется перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции. Дополнительную проверку проводят по решению арбитражного суда в спорных случаях между поставщиком и потребителем газа.
Согласно пункту 12.1.4 данного ГОСТа по результатам проверки составляется акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения указанного ГОСТа.
Заключенный сторонами договор не содержит обязанности истца по проведению проверок реализации методики выполнения измерений в иных случаях, помимо установленных ГОСТ Р 8.740-2011.
Ввиду отсутствия в спорный период случаев, установленных в пункте 12.1.1 ГОСТ Р 8.740-2011, истец не должен был проводить проверку состояния и применения средств измерений на соответствие методики выполнения измерений (соответственно, отсутствовала обязанность иметь акт реализации методики выполнения измерений).
Ответчик не обосновал нормами действующего законодательства возникновение у общества обязанности провести реконструкцию узла учета либо ввести узел учета в эксплуатацию (истечение срока годности и др.).
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что на момент ввода узла учета в эксплуатацию имелись какие-либо замечания к данному узлу либо он не соответствовал действовавшим требованиям. Напротив, актом проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ПР 50.2.019-2006 "Правила метрологии. Государственная система обеспечения единства измерений. Методика выполнения измерений при помощи турбинных, ротационных и вихревых счетчиков" от 22.03.2011 ФГУ "Краснодарский ЦСМ" установлено соответствие правильности выполненного монтажа средств измерений, вспомогательного оборудования, измерительного трубопровода ПР 50.2.019-2006.
В последующем актом проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 от 24.11.2015, выданным ФБУ "Краснодарский ЦСМ", установлена правильность выполненного монтажа вспомогательных и дополнительных устройств, в связи с чем сделан вывод о том, что на узле учета газа соблюдены требования ГОСТ Р 8.740-2011. Указанный акт принят компанией без замечаний и не оспаривался.
Кроме того, актами проверки узла учета газа на базе счетчика, проводимыми ответчиком, от 28.11.2014, 10.04.2015, 24.07.2015, 02.02.2016, 24.03.2016, 23.08.2016, 14.03.2017, 19.09.2017, 13.07.2018 замечаний к узлу учета газа не выявлено.
Таким образом, суды верно указали, что узел учета газа введен в эксплуатацию в соответствии с ПР 50.2.019-2006 ранее введения в действие ГОСТа Р 8.740-2011, реконструкция узла учета не производилась до мая 2019 года, все средства измерений входящие в состав, надлежащим образом в установленном порядке поверены, признаны пригодными к применению в качестве коммерческого измерительного комплекса и допущены к расчетам.
Суды также отметили, что в целях исполнения условий пункта 4.17 договора общество обратилось с письмом от 22.02.2019 N 43 к ФБУ "Краснодарский ЦСМ" и ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Москве и Московской области" о проведении исследований, используемых в качестве обоснования при аттестации методики измерений, по отсутствию влияния расположений существующих мест для отбора давления и измерению температуры на результирующую погрешность определения объемного расхода и объема природного газа, приведенных к стандартным условиям, на которое от ФБУ "Ростест-Москва" получен ответ о готовности проведения исследований.
09 апреля 2019 года совместно с представителем ответчика проведены исследования, по результатам которых составлен акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований МИ и представлено свидетельство об аттестации от 09.04.2019 N 2667/449-RA.RU.311703-2019, где отражено, что узел измерений объемного расхода и объема газа соответствует требованиям МИ и признан пригодным для измерений объемного расхода и объема природного газа.
Кроме того, общество получило свидетельство об аттестации методики (метода) измерений объемного расхода и объема природного газа с помощью счетчика газа ротационного RVG G250 на узле измерений общества, а также утвержденную ФБУ "Ростест-Москва" методику измерений объемного расхода и объема природного газа с помощью счетчика газа ротационного RVG G 250 на узле измерений истца.
В письме от 26.04.2019 N 449-8/29 ФБУ "Ростест-Москва" разъяснило, что установленная гильза на расстоянии 1,2 DN после рабочего ПТ никакого влияния на измерения температуры рабочим ПТ не оказывает. Измерения температуры контрольным ПТ не участвуют в определении объемного расхода и объема природного газа на узле измерений.
Установив, что общество обоснованно производило оплату за фактическое количество газа, определенное по показаниям узла учета, являвшегося исправным, суды пришли к выводу о необоснованности требований компании о взыскании задолженности, рассчитанной по мощности газоиспользующего оборудования, и необходимости признания незаконными действий ответчика по начислению дополнительного объема потребления газа с 01.01.2019 по 30.04.2019, возложении обязанности произвести расчет объема поставленного газа, руководствуясь показаниями узла учета на базе счетчика RVG G-250 (1:50) (заводской номер 10112969) с 01.01.2019 по 30.04.2019, произвести расчет стоимости поставленного газа с 01.01.2019 по 30.04.2019 по договору, руководствуясь показаниями узла учета газа на базе счетчика газа RVG G-250 (1:50) (заводской номер 10112969), признав выбранный истцом способ защиты права надлежащим.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судами имеющихся в деле доказательств и направлены на их переоценку, которая не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2022 по делу N А32-16113/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 12.1.1 ГОСТ Р 8.740-2011 устанавливает, что проверка реализации методик измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляется перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции. Дополнительную проверку проводят по решению арбитражного суда в спорных случаях между поставщиком и потребителем газа.
...
Заключенный сторонами договор не содержит обязанности истца по проведению проверок реализации методики выполнения измерений в иных случаях, помимо установленных ГОСТ Р 8.740-2011.
Ввиду отсутствия в спорный период случаев, установленных в пункте 12.1.1 ГОСТ Р 8.740-2011, истец не должен был проводить проверку состояния и применения средств измерений на соответствие методики выполнения измерений (соответственно, отсутствовала обязанность иметь акт реализации методики выполнения измерений).
...
В последующем актом проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 от 24.11.2015, выданным ФБУ "Краснодарский ЦСМ", установлена правильность выполненного монтажа вспомогательных и дополнительных устройств, в связи с чем сделан вывод о том, что на узле учета газа соблюдены требования ГОСТ Р 8.740-2011. Указанный акт принят компанией без замечаний и не оспаривался."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 сентября 2022 г. N Ф08-7455/22 по делу N А32-16113/2019
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7455/2022
29.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4934/2022
07.02.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-16113/19
17.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7247/2021
31.05.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6737/2021
09.03.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-16113/19
07.07.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10041/19