г. Краснодар |
|
05 сентября 2022 г. |
Дело N А53-43549/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Коржинек Е.Л. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) - федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области" (ОГРН 1026103711523, ИНН 6165095301) Зинькевич Э.А. (доверенность от 07.07.2022), в отсутствие ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску) - общества с ограниченной ответственностью "Юг-Фреш" (ОГРН 1176196000595, ИНН 6166103065), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 ГУФСИН России по Ростовской области" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 по делу N А53-43549/2021, установил следующее.
ФКУ "Исправительная колония N 2 главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Юг-Фреш" (далее - общество) о возложении обязанности открыть лицевой счет в органах казначейства в целях оплаты поставленного по государственному контракту от 13.09.2021 N 153 товара.
Общество обратилось в арбитражный суд со встречным исковым заявлением к учреждению о взыскании задолженности, неустойки по контрактам от 13.09.2021 N 153, 154, 155.
Решением от 28.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.04.2022, в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано. Встречный иск удовлетворен, с учреждения в пользу общества взыскано 3 588 748 рублей 05 копеек задолженности, 35 095 рублей 50 копеек неустойки, неустойка в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату оплаты долга, начисленная на 3 588 748 рублей 05 копеек с 04.12.2021 по день фактической оплаты долга, а также 41 119 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты. Заявитель указывает, что в нарушение условий контрактов, положений Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ), а также постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 N 2106 "Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", общество не открыло лицевой счет в органах казначейства, следовательно, исполнение обязанности по оплате стало невозможным ввиду неправомерных действий поставщика.
В дополнении к кассационной жалобе заявитель просил судебные акты отменить частично, отказать в удовлетворении требования о взыскании неустойки и государственной пошлины.
В судебном заседании представитель учреждения повторил доводы жалобы.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 25.08.2022 до 16 часов 00 минут 31.08.2022. После перерыва судебное заседание было продолжено.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя учреждения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как установили суды и следует из материалов дела, 13.09.2021 учреждение (заказчик) и общество (исполнитель) заключили государственные контракты N 153, 154 и 155 (далее - контракты).
В соответствии с пунктами 1.1 контрактов поставщик принимает обязательство в установленный контрактом срок поставить заказчику товар в количестве, комплектности, ассортименте, соответствующий качеству и иным требованиям в целях приобретения продовольственного обеспечения в рамках государственного оборонного заказа, установленным контрактом, путем его передачи заказчику на условиях, установленных контрактом.
Согласно пункту 3.8 контрактов оплата товара осуществляется заказчиком в течение 20 банковских дней при наличии придельных объемов финансирования.
Пунктом 4.9 контрактов предусмотрено, что в случае просрочки исполнения обязательств заказчиком, предусмотренных контрактом, поставщик вправе потребовать уплату пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения, установленного настоящим контрактом срока исполнения обязательства.
Поставщик во исполнение контрактов поставил товар по товарным накладным от 17.09.2021 N 1555, от 20.09.2021 N 1577, от 23.09.2021 N 1590, от 24.09.2021 N 1594, от 27.09.2021 N 1603, от 28.09.2021 N 1605, от 29.09.2021 N 1608, от 29.09.2021 N 1609, от 30.09.2021 N 1617, от 01.10.2021 N 1618, от 12.10.2021 N 1657, от 13.10.2021 N 1661, от 21.10.2021 N 1689, от 22.09.2021 N 1580, от 28.09.2021 N 1604, от 215.09.2021 N 1556, от 22.09.2021 N 1581 на общую сумму 3 588 748 рублей 05 копеек.
Учреждение товар не оплатило.
Общество направило учреждению претензию с требованием оплаты.
Учреждение направило обществу дополнительные соглашения к государственным контрактам с условием об открытии поставщиком лицевого счета в органах казначейства.
Однако поставщик отказался вносить изменения в условия контракта и открывать лицевой счет в органах казначейства.
Ввиду невозможности разрешения спора в досудебном порядке, стороны обратились с исками в арбитражный суд.
Рассматривая спор, суды руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно статье 516 Гражданского кодекса покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
Суды указали, что факт поставки товара на общую сумму 3 588 748 рублей 05 копеек подтверждается представленными в материалы дела товарными накладными. Учреждение не оспаривает факт поставки товара, однако указывает, что не может произвести оплату, пока общество не откроет казначейский лицевой счет, поставщику направлены дополнительные соглашения к государственным контрактам N 153 и 154, однако общество отказалось от открытия специального счета.
Суды отклонили доводы учреждения о том, что в нарушение положений Закона N 275-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 N 2106 "Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" общество не открыло лицевой счет в органах казначейства и исполнение обязанности по оплате невозможно ввиду действий поставщика, поскольку согласно пунктам 3.7 контрактов оплата за поставленный товар осуществляется с лицевого счета заказчика на расчетный счет поставщика по реквизитам, указанным в контракте.
Установив, что учреждение получило от общества товар и не оплатило его, при этом оплата за поставленный товар осуществляется с лицевого счета заказчика на расчетный счет поставщика по реквизитам, указанным в контракте, суды удовлетворили требования общества о взыскании задолженности с учреждения.
Общество также заявило требование о взыскании с учреждения неустойки с 15.10.2021 по 03.12.2021 в сумме 35 095 рублей 50 копеек, а также начислении неустойки за последующий период до фактического исполнения обязательства.
Проверив расчет неустойки и признав его арифметически верным, суды удовлетворили требования и в данной части.
Между тем суды не учли следующего.
Как указано в преамбулах контрактов, они заключены в целях выполнения государственного оборонного заказа с соблюдением требований Закона N 275-ФЗ, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пунктам 1.1 контрактов поставщик обязуется в установленный срок поставить заказчику товар в количестве, комплектности, ассортименте, соответствующий качеству и иным требованиям в целях приобретения продовольственного обеспечения в рамках государственного оборонного заказа.
Пунктами 3.11 контрактов предусмотрено, что при их исполнении поставщик должен руководствоваться положениями постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 294 "О казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации, получаемых при осуществлении расчетов в целях исполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу".
Исходя из системного понимания норм статьи 3 Закона N 275-ФЗ любой поставщик (подрядчик, исполнитель), заключивший договор на поставку продукции (товары, работы, услуга) в целях выполнения государственного оборонного заказа, является исполнителем государственного оборонного заказа и должен соблюдать обязанности и запреты, установленные Законом об оборонном заказе.
Таким образом, общество является головным исполнителем по государственным контрактам.
В соответствии с главой 3.1 Закона N 275-ФЗ установлен порядок оплаты работ, услуг, продукции в сфере государственного оборонного заказа с использованием отдельного счета.
Пунктом 7 части 1 и пунктом 7 части 2 статьи 8 Закона N 275-ФЗ установлена обязанность головного исполнителя и исполнителя использовать для расчетов с контрагентами отдельные счета.
Пунктом 7 части 2 и пунктом 2 части 4 статьи 5 Федерального закона от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" установлена обязанность казначейского сопровождения, т.е. открытия казначейского счета для расчетов по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа па сумму более 600 тыс. рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 600 тыс. рублей.
Сумма по государственным контрактам на приобретение продуктов питания составляет 2 880 620 рублей 91 копейка (по контракту N 153) и 642 999 рублей 50 копеек (по контракту N 154).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в 2021 году в случаях, предусмотренных данной статьей, территориальные органы Федерального казначейства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют казначейское сопровождение средств в валюте Российской Федерации, указанных в части 2 (с учетом положений частей 3 - 6) настоящей статьи, включая остатки средств, предусмотренные частями 10 и 11 настоящей статьи (далее - целевые средства). При казначейском сопровождении целевых средств операции по зачислению и списанию целевых средств осуществляются на казначейских счетах, открытых в территориальных органах федерального казначейства, и отражаются на лицевых счетах, открытых в установленном федеральным казначейством порядке в территориальных органах федерального казначейства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
При казначейском сопровождении целевых средств, за исключением целевых средств, указанных в пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", территориальными органами федерального казначейства в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке осуществляется санкционирование расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства.
С учетом изложенного возражение учреждения о том, что неоплата задолженности вызвана исключительно неисполнением обществом императивно установленной законом обязанности открыть лицевой счет в территориальном органе федерального казначейства (данное условие содержится в законе, было предусмотрено в проекте контракта, содержащегося в аукционной документации), обоснованно и неправомерно отклонено судами первой и апелляционной инстанции, поэтому в части взыскания с учреждения неустойки судебные акты являются незаконными, подлежат отмене.
В суд кассационной инстанции поступило дополнение к кассационной жалобе, согласно которому учреждение просит отказать в удовлетворении требований о взыскании неустойки, в части взыскания основной задолженности судебные акты не обжалуются, так как оплата задолженности произведена платежным поручением от 30.06.2022 N 664158 на сумму 3 523 620 рублей 41 копейка на основании исполнительного листа, выданного 20.05.2022 Арбитражным судом Ростовской области; против взыскания данной суммы заявитель жалобы не возражает.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 указанной статьи.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, в части взыскания основной задолженности судебные акты исполнены, заявитель жалобы не оспаривает наличие у него задолженности, судебные акты надлежит отменить в части взыскания с учреждения в пользу общества 35 095 рублей 50 копеек неустойки, а также неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату оплаты долга, начисленную на сумму долга 3 588 748 рублей 05 копеек с 04.12.2021 по день фактической оплаты долга; принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении встречного иска, в остальной части судебные акты оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 по делу N А53-43549/2021 в части взыскания по встречному иску с федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области" в пользу ООО "Юг-Фреш" 35 095 рублей 50 копеек неустойки, а также неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату оплаты долга, начисленной на сумму долга 3 588 748 рублей 05 копеек с 04.12.2021 по день фактической оплаты долга отменить. В иске в этой части отказать. В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При казначейском сопровождении целевых средств, за исключением целевых средств, указанных в пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", территориальными органами федерального казначейства в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке осуществляется санкционирование расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства.
...
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 указанной статьи."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 сентября 2022 г. N Ф08-8114/22 по делу N А53-43549/2021