г. Краснодар |
|
12 сентября 2022 г. |
Дело N А63-5063/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Гиданкиной А.В. и Маркиной Т.Г., при ведении протокола помощником судьи Яковлевой К.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2626042723, ОГРН 1102650002212) - Кравцовой И.С. (доверенность от 29.12.2021), в отсутствие заявителя - о бщества с ограниченной ответственностью "Экосервис" (ИНН 26350505202, ОГРН 1022601942978) и Казакова Павла Викторовича, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" и Казакова Павла Викторовича (в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по делу N А63-5063/2021, установил следующее.
ООО "Экосервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Северо-Кавказскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление), о признании незаконным требования от 11.03.2021 N 1398/2 об уплате 110 887 179 рублей 87 копеек: 69 611 577 рублей плата за размещение отходов производства за 2018 год, 10 109 341 рубль 29 копеек пени за размещение отходов производства за 2018 год, 29 429 434 рубля 46 копеек плата за размещение отходов производства за 2019 год, 1 736 827 рублей 12 копеек пени за размещение отходов производства за 2019 год.
Решением суда от 17.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.01.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что требования по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду обоснованно выставлены с учетом результатов проведенной плановой проверки в 2020 году, с учетом документов, полученных в ходе проверки, при этом управлением не нарушен срок составления и направления акта контроля.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указал, что для него не установлена платность природопользования, которая неразрывно связана с образованием отходов и установлением наличия вреда окружающей среде. Целевым назначением деятельности общества является нейтрализация и изоляция промышленных стоков с тем, чтобы исключить попадание вредных веществ в окружающую среду. Условие о платности размещения отходов реализовано лицами, в результате деятельности которых образовались отходы в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ). Общество уплачивает плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов в шламонакопителях. В ряде судебных актов по спорам общества с управлением установлено, что в 2020 году (не в спорном периоде - 2018 - 2019 годах) в результате деятельности общества по размещению отходов в шламонакопителях в результате их естественного смешивания образовались отходы. В материалах дела отсутствуют доказательства, что захоронение промышленных стоков в палеоценовый горизонт повлекло за собой какие-либо негативные изменения окружающей среды. Палеоценовый горизонт, в который осуществляется закачка промышленных стоков, не является объектом размещения отходов, понятие которого определено статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). Отсутствуют какие-либо доказательства того, что в 2018 - 2019 годах промышленные стоки перед их закачкой в палеоценовый горизонт относились к 4 классу опасности. Суды не учли смысл постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь"" (далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 3-П). При проведении проверки и вынесении оспариваемого требования допущены процессуальные нарушения, управлением не проводилась проверка декларации за 2018 год, нарушен срок, предусмотренный пунктом 44 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255) при составлении и вручении обществу акта проверки.
Казаков Павел Викторович обратился в окружной суд с кассационной жалобой по правилам статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указывая на то, что судебные акты приняты о его правах и обязанностях, поскольку он является владельцем шламонакопителей.
В отзывах на кассационные жалобы управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу общества оставить без удовлетворения, а производство по кассационной жалобе Казакова Павла Викторовича - прекратить.
Представитель управления в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, а производство по кассационной жалобе Казакова Павла Викторовича - прекратить.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, отзывов, выслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба общества не подлежит удовлетворению, а производство по кассационной жалобе Казакова Павла Викторовича надлежит прекратить.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 05.03.2020 N 241 управление провело плановую выездную проверку общества, в ходе которой установило, что общество осуществляет деятельность по размещению (захоронению) отхода IV класса опасности (промстоки) "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4" в палеоценовый водоносный горизонт в предоставленный участок недр и по размещению (хранению) отхода IV класса опасности (донные отложения (твердый осадок)), относящиеся к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0" в шламонакопителях N 2, 3, без лицензии на осуществление указанных видов деятельности.
Обществом осуществляется деятельность по подземному захоронению промстоков (отходов) через нагнетательную скважину "Люминофор N 1" на глубину 1650 метров в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода, с установленной площадью 64 га.
Для осуществления указанной деятельности общество эксплуатирует два объекта размещения (хранения) отходов и одну скважину для подземного захоронения промстоков в палеоценовый водоносный горизонт:
- для хранения жидких отходов - шламонакопитель N 2, введен в эксплуатацию в 1989 году, проектная мощность - 77 тыс. куб. м, площадь объекта размещения отходов -18 314 кв. м. Объект размещения отходов (ОРО) включен в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), номер объекта в ГРОРО 26-00021-Х-00421-270716. Инвентаризация ОРО и характеристика ОРО составлена в 2015 году;
- для хранения жидких отходов - шламонакопитель N 3, введен в эксплуатацию в 1979 году, проектная мощность - 90 тыс. куб. м, площадь объекта размещения отходов - 28 800 кв. м. Включен в ГРОРО, номер объекта в ГРОРО: 26-00023-Х-00645-031016.
- для захоронения (закачки) жидких промышленных отходов в палеоценовый водоносный горизонт - нагнетательную (поглощающую) скважину "Люминофор N 1".
В шламонакопителях N 2, 3 общество осуществляет сбор и размещение (хранение) следующих видов отходов 4 классов опасности (промстоки): "отходы водных растворов неорганических солей щелочных металлов при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94940191104", "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104", "смесь вод промывки и фильтрации стеаратов бария-кадмия, цинка, кальция и сульфата в их производстве, код по ФККО 31897711104" (далее - жидкие отходы 4 класса опасности, промстоки, жидкие отходы, промышленные стоки), с целью их предварительной подготовки для подземного захоронения, через нагнетательную скважину "Люминофор N 1" на глубину 1650 метров, в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода, с установленной площадью 64 га.
Сбор и размещение (хранение) отходов IV класса опасности в шламонакопителях N 2, 3 осуществляется на основании лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности от 24.10.2019 N Д 26 00004/П, выданной Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, на виды работ (услуг) по сбору, размещению (хранению) в шламонакопителях отходов IV класса опасности:
- отходы водных растворов неорганических солей щелочных металлов при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94940191104;
- растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104;
- смесь вод промывки и фильтрации стеаратов бария-кадмия, цинка, кальция и сульфата в их производстве, код по ФККО 31897711104.
Промышленные стоки (отходы) принимаются на размещение (хранение) на шламонакопителях N 2, 3 от предприятий ЗАО "Сезар плюс", ООО "СЗСП", ЗАО НПФ "Люминофор", ООО НПФ "ЛЮМ", расположенных на промплощадке ОАО "Люминофор" в промышленной зоне северо-западного района г. Ставрополя, на основании заключенных договоров (от 01.03.2018 N 1/18-отх/эко на прием химических отходов; от 01.03.2017 N 8/БЭГТС на услуги по эксплуатации, техническое обслуживание и текущий ремонт объектов по размещению отходов; от 30.12.2011 N 4/12-П/эко на оказание услуг по приему и хранению промстоков; от 01.02.2015 N 7/15-П/эко на оказание услуг по приему и хранению промтоков).
В соответствии со справкой общества от 18.03.2020 N 29/ЭКО, актами выполненных работ за 2018 - 2019 года, отчетом об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов 2018 год, статистической отчетностью N 2-ТП (отходы) 2018, 2019 годы, пояснительной запиской за 2018, 2019 годы общество приняло и разместило на шламонакопителях N 2, 3 жидкие отходы IV класса опасности (промышленные стоки) от указанных предприятий, всего в 2018 году - 10 391 куб. м (в шламонакопитель N 2 - 5615 куб. м, в шламонакопитель N 3 - 4776 куб. м, в 2019 году - 8953 куб. м (в шламонакопитель N 2 - 3711 куб. м, в шламонакопитель N 3 - 5242 куб. м).
Образующиеся от деятельности ЗАО "Сезар плюс", ООО "СЗСП", ООО НПФ "Люм", ЗАО НПФ "Люминофор" отходы поступают в их собственные отстойники, расположенные на территории предприятий, где происходит процесс их нейтрализации с целью доведение значения рН равному 7,0 - 8,0.
В рамках плановой выездной проверки с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Ставропольскому краю" (далее - ЦЛАТИ по Ставропольскому краю) в присутствии представителя общества произведен отбор проб отходов, размещенных в шламонакопителях N 2 и N 3 (отход - жидкая фаза (фракция); отход - донные отложения (твердый осадок)), о чем составлены протоколы отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 17.03.2020 N 20-241/П/6 и 20-241/П/4, протоколы отбора (измерений) проб отходов от 17.03.2020 N 23-о, 24-о, 25-о, 26-о.
По результатам исследований ЦЛАТИ по Ставропольскому краю от 20.04.2020 N 11-12/752 установлено, что в результате деятельности общества в процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях N 2, 3 образуются два вида отходов, которые относятся к IV классу опасности (экспертное заключение от 10.04.2020 N 42, протоколы испытаний (измерений) проб отходов от 26.03.2020 N 23-о, 24-о, 25-0, 26-о; протоколы биотестирования проб отходов от 25.03.2020 N 23-о, 24-о, 25-о, 26-о): жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки), вид отхода: "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4"; донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), относится к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0".
Согласно экспертному заключению от 10.04.2020 N 42 отобранные пробы отходов из шламонакопителей N 2, 3 (жидкая фаза и донные отложения) являются различными видами отходов ввиду того, что у отходов разный компонентный состав и агрегатное состояние.
Установив по итогам проверки, что общество осуществляет деятельность по размещению (захоронению) отхода IV класса опасности (промстоки) "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4" в палеоценовый водоносный горизонт в предоставленный участок недр и размещение (хранение) отхода IV класса опасности (донные отложения (твердый осадок)), относящийся к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0" в шламонакопителях N 2, 3, без лицензии на осуществление указанных видов деятельности, управление направило в адрес общества требование от 11.03.2021 N 1398/2, в соответствии с которым обществу начислены 69 611 577 рублей плата за размещение отходов производства за 2018 год, 10 109 341 рубль 29 копеек пени за размещение отходов производства за 2018 год, 29 429 434 рубля 46 копеек плата за размещение отходов производства за 2019 год, 1 736 827 рублей 12 копеек пени за размещение отходов производства за 2019 год.
Указанную сумму предложено добровольно оплатить в течение 10 календарных дней с момента получения требования.
Общество оспорило требование управления в арбитражный суд.
Суды при разрешении спора применили положения статей 1, 16, 16.1 - 16.4, 51 Закона N 7-ФЗ, статей 1, 12 Закона N 89-ФЗ.
Отклоняя довод общества об отсутствии у него задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду ввиду отсутствия обязанности по внесению указанной платы, суды установили, что проект подземного захоронения промстоков ОАО "Люминафор" в палеоценовый водоносный горизонт получил положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом государственного комитета по охране окружающей среды Ставропольского края от 12.04.2000 N 61/2 (далее - заключение).
Согласно пункту 5.1 "Охрана геологической среды" Раздела 5 "Анализ материалов по оценке воздействия на окружающую природную среду" заключения подземное захоронение промстоков, как всякое техногенное явление, оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду.
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы пришла к выводу о возможности реализации "Проекта подземного захоронения промстоков ОАО "Люминафор" в палеоценовый водоносный горизонт" посчитав уровень воздействия на окружающую среду допустимым.
Таким образом, деятельность общества по захоронению промышленных стоков не исключает негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 20 постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы" (действующего на момент получения заключения), заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы.
Учитывая изложенное, заключение является документом, подтверждающим возможность реализации объекта экспертизы, допустимость намечаемого воздействия на окружающую природную среду и соответствие намечаемой деятельности экологическим требованиям. При этом наличие заключения не исключает обязанности юридического лица по компенсации за право пользования природными ресурсами при осуществлении хозяйственной деятельности.
Как видно из материалов дела, общество имеет лицензию от 10.08.2001 серия СТВ N 00584 ЗЭ на право пользования недрами, не связанных с добычей полезных ископаемых, для захоронения промстоков в подземный палеоценовый водоносный горизонт, которая выдана Департаментом природных ресурсов по Северо-Кавказскому региону (Северо-Кавказский региональный геологический фонд).
В пунктах 6, 8 лицензионного соглашения об условии пользованием недрами для захоронения промстоков в подземный палеоценовый водоносный горизонт, к лицензии от 10.08.2001 серия СТВ N 00584 ЗЭ (далее - лицензионное соглашение), установлены условия захоронения промстоков и обязательства владельца лицензии.
Суды установили, что в нарушение условий и обязательств владельца лицензии, установленных пунктом 6 лицензионного соглашения обществом не проводятся научно-исследовательские работы с целью уточнения гидродинамических параметров водоносного комплекса, обеспечения безопасности захоронения, изучения взаимодействия промстоков с пластовыми водами, породой, оборудованием и наблюдения за состоянием экологической обстановки.
Законом N 7-ФЗ прямо определено, что размещение отходов производства и потребления является видом негативного воздействия на окружающую среду.
Принимая во внимание, что общество выполняет работы по размещению (захоронению) отходов, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об оказании обществом негативного воздействия на окружающую среду по смыслу статьи 16 Закона N 7-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"".
Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ (введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 29.12.2014)) плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Пунктом 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных названной статьей, и суммирования полученных величин.
Ссылка общества на постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 3-П отклонена, поскольку данное постановление касается нормативного регулирования за иной временной период.
При размещении отходов производства и потребления отсутствие явных признаков негативного воздействия вредных веществ на окружающую среду в условиях непроведения обществом научно-исследовательских работ с целью уточнения гидродинамических параметров водоносного комплекса, обеспечения безопасности захоронения, изучения взаимодействия промстоков с пластовыми водами, породой, оборудованием и наблюдения за состоянием экологической обстановки не исключает обязанность общества по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Размещение отходов в специально предназначенном для этого объекте соответствует установленному законом виду негативного воздействия на окружающую среду, в связи с чем сам факт размещения отходов, в том числе захоронение отходов в специальном объекте, предназначенном для их размещения, является объектом взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
С учетом изложенного является правомерным вывод судебных инстанций, что необходимым условием для возникновения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении деятельности по размещению отходов, является не негативное изменение окружающей среды в виде заранее заданных параметров, которые общество не измеряет, а факт осуществления деятельности, отнесенной законодательствам к видам такого негативного воздействия.
Судами установлено, что общество имеет участок недр, выделенный (предоставленный) как объект захоронения отходов, который в соответствии с требованиями частью 6 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, являясь объектом размещения отходов, должен быть внесен в ГРОРО. Данный вывод содержится в решении Арбитражного суда Ставропольского края от 28.10.2020 по делу N А63-8538/2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.12.2020.
Также суды учли, что общество в нарушение требований части 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, части 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ осуществляет размещение (захоронение) отхода IV класса опасности "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104", образованного в результате деятельности общества в процессе стабилизации промстоков, на объекте, не внесенном в ГРОРО, в предоставленный участок недр, в палеоценовый водоносный горизонт. Данное обстоятельство подтверждено судебными актами по делу N А63-11566/2020, оставленными без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2021 N 308-ЭС21-18430.
Образованные в процессе стабилизации отходы IV класса опасности "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4" с помощью перекачивающих насосов общество захоранивает через поглощающую (нагнетательную) скважину N 1 Л на глубину 1650 метров в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода. Шламонакопители представляют собой открытые земляные сооружения, которые не исключают попадание в них атмосферных осадков.
Управлением при проведении плановой выездной проверки произведен отбор проб из шламонакопителей, по результатам которого установлено, что в шламонакопителе размещаются отходы IV класса опасности, которые в последующем захораниваются в водоносном горизонте. Указанное свидетельствует о том, что смешивание отходов с атмосферными осадками не исключает отнесение промышленных отходов к отходам IV класса опасности и дальнейшее их захоронение в водоносный горизонт.
Размещение отходов IV класса опасности подтверждается не только лабораторными исследованиями, полученными управлением в ходе плановой проверки, но и отчетностью и справками общества, в которых указано конкретное количество захороненных отходов.
Расчет задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, в части размещения отходов, произведен на основании положений статей 16, 16.1, 16.2, 16.3, 16.4 Закона N 7-ФЗ, Правил N 255 исходя из фактических объемов размещенных отходов в палеоценовый водоносный горизонт в 2018 и 2019 годах, которые установлены на основании справки общества при проведении плановой выездной проверки. Вред, причиненный обществом окружающей среде, в ходе плановой проверки не рассчитывался.
Установив, что у общества отсутствуют установленные лимиты на размещение отходов "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях", код по ФККО 9 49 310 11 10 4 и донные отложения (твердый осадок), относящийся к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях", код по ФККО 9 40 000 00 00 0, суды пришли к выводу о правомерном применении управлением повышающего коэффициента, действующего в соответствующий временной период. При этом суды учли пояснения специалиста в части описания понятия палеоцентового горизонта, в который обществом осуществляется закачка промышленных стоков (водоносного горизонта нижнеэоценового-палеоценового возраста, входящего в состав Скифской койлогенной области в районе Азово-Кубанского бассейна), а также мнение специалиста в части безопасности для окружающей среды такого вида захоронения отходов.
Признавая необоснованной ссылку общества на отсутствие в материалах дела каких-либо доказательств того, что в 2018 и 2019 годах отходы перед их закачкой в палеоценовый горизонт можно было отнести к IV классу опасности, судебные инстанции указали, что факт размещения отходов IV класса опасности (промстоки) "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4" в палеоценовый водоносный горизонт в предоставленный участок недр подтверждается протоколом и экспертным заключением ЦЛАТИ по Ставропольскому краю от 20.04.2020 N 11-12/752, справкой общества от 18.03.2020 N 29/ЭКО, актами выполненных работ за 2018, 2019 годы, отчетом об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2017, 2018 годы, статистической отчетностью N 2-ТП (отходы) за 2017, 2018, 2019 годы и пояснительной запиской за 2018, 2019 годы.
Отклоняя довод общества со ссылкой на письма Федерального агентства по недрам и Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу о возможном отнесении водоносного горизонта к объектам размещения отходов, суды указали, что указанные организации не являются органами, компетентными давать письменные разъяснения по вопросам лицензирования в области обращения с отходами производства и потребления. Письма органов исполнительной власти, на которые ссылается общества, не являются нормативными правовыми актами и не могут иметь юридического значения, в связи с чем не подлежат применению в качестве доказательств.
С учетом изложенного, является обоснованным вывод судов о правомерности требований управления о взыскании с общества платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 - 2019 годы.
Судебные акты приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, связаны с неправильным толкованием норм права и по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений или неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право кассационного обжалования вступивших в законную силу судебных актов судов первой и апелляционной инстанций имеют лица, участвующие в деле (статья 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), и иные лица в предусмотренных Кодексом случаях.
В соответствии со статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным указанным Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
Таким образом, для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы судебные акты были приняты непосредственно о правах и обязанностях таких лиц.
Лицами, названными в статье 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должны быть представлены доказательства нарушения их прав и законных интересов. Наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, заинтересованности в исходе дела само по себе не наделяет его правом на обжалование принятого судебного акта.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что из содержания судебных актов не усматривается, что они приняты о правах и обязанностях Казакова П.В., каких-либо обязанностей на Казакова П.В. судебными актами не возложено, судебные акты не порождают для него каких-либо правовых последствий.
Для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы судебные акты были приняты непосредственно о правах и обязанностях таких лиц.
Наличие заинтересованности в исходе дела само по себе не подтверждает право на подачу жалобы в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что судебные акты не приняты о правах и обязанностях Казакова П.В., принимая во внимание положения части 1 статьи 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по его кассационной жалобе подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
прекратить производство по кассационной жалобе Казакова Павла Викторовича.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по делу N А63-5063/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что общество имеет участок недр, выделенный (предоставленный) как объект захоронения отходов, который в соответствии с требованиями частью 6 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, являясь объектом размещения отходов, должен быть внесен в ГРОРО. Данный вывод содержится в решении Арбитражного суда Ставропольского края от 28.10.2020 по делу N А63-8538/2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.12.2020.
Также суды учли, что общество в нарушение требований части 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, части 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ осуществляет размещение (захоронение) отхода IV класса опасности "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104", образованного в результате деятельности общества в процессе стабилизации промстоков, на объекте, не внесенном в ГРОРО, в предоставленный участок недр, в палеоценовый водоносный горизонт. Данное обстоятельство подтверждено судебными актами по делу N А63-11566/2020, оставленными без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2021 N 308-ЭС21-18430."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 сентября 2022 г. N Ф08-4132/22 по делу N А63-5063/2021