Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2023 г. N 69-КГ23-12-К7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 ноября 2023 г. кассационную жалобу Адина Артёма Васильевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 января 2023 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2023 г.
по делу N 2-3545/2022 Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по иску Адина Артёма Васильевича к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения о снятии с учёта на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, об обязании восстановить на данном учёте.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Адин Артём Васильевич 2 сентября 2022 г. обратился в суд с иском к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - уполномоченный орган) о признании незаконным решения о снятии с учёта на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, об обязании восстановить на данном учёте.
В обоснование заявленных требований Адин А.В. указал, что он как представитель коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2013 году был признан участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 г. N 368-п (далее также - подпрограмма по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре), и поставлен на учёт на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на приобретение или строительство жилого помещения (далее также - субсидия) в составе семьи из одного человека.
6 июня 2014 г. Адин Артём Васильевич вступил в брак с Хатанзеевой Анной Валерьевной (фамилия супруги после заключения брака - Адина), ... г. у супругов родился сын Адин А.А.
С 2018 года Адин А.В. состоял на учёте на получение субсидии с семьёй в составе трёх человек (он, супруга и сын).
Приказом Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 апреля 2022 г. N 138-п Адин А.В. и члены его семьи (супруга и сын) сняты с учёта на получение субсидии и исключены из списка участников подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре ввиду того, что супруга Адина Артёма Васильевича - Адина Анна Валерьевна в составе семьи своего отца (Хатанзеева В.П.) ранее (2012 - 2013 год) получила субсидию на строительство индивидуального жилого дома.
По мнению Адина А.В., такое решение Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не соответствует действующему законодательству, поскольку Адин А.В. был признан участником подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до вступления в брак с Адиной А.В.; его супруга на момент получения её отцом субсидии на строительство индивидуального жилого дома была несовершеннолетней и не являлась членом семьи Адина А.В. Вследствие предоставления субсидии на строительство индивидуального жилого дома иной семье - семье Хатанзеева В.П. были лишены права на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения Адин А.В. и его несовершеннолетний сын, которые до настоящего времени нуждаются в улучшении жилищных условий.
Адин А.В. просил суд признать незаконным и отменить приказ Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 апреля 2022 г. N 138-п о снятии Адина А.В. и его несовершеннолетнего сына с учёта на получение субсидии, обязать Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры восстановить Адина А.В. и его несовершеннолетнего сына в очереди с 5 апреля 2022 г.
Представитель ответчика в судебное заседание суда первой инстанции не явился, представил письменные возражения на иск, в которых содержалась просьба об отказе в удовлетворении исковых требований Адина А.В. и о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 октября 2022 г. исковые требования Адина А.В. удовлетворены.
Признан незаконным приказ Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 апреля 2022 г. N 138-п в части снятия с учёта на получение субсидии Адина А.В. и Адина А.А., ... года рождения, и исключения их из списка участников подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. На Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры возложена обязанность восстановить Адина А.В. и Адина А.А., ... года рождения, в данном списке. С Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Адина А.В. взысканы расходы на уплату государственной пошлины в сумме 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 января 2023 г. решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 октября 2022 г. отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Адина А.В.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 января 2023 г. оставлено без изменения.
В поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобе Адиным А.В. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 января 2023 г. и определения судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2023 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 11 августа 2023 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 16 октября 2023 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации истец Адин А.В. и представитель ответчика - Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки сведений не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью четвёртой статьи 390 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции и кассационным судом общей юрисдикции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Адин А.В., ... года рождения, является представителем народа Манси, который в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" отнесён к коренным малочисленным народам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
25 апреля 2013 г. Адин А.В. обратился с заявлением в уполномоченную организацию, которой на дату обращения являлось открытое акционерное общество "Ипотечное агентство Югры" (далее - ОАО "Ипотечное агентство Югры", уполномоченная организация) о признании его как представителя коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры участником подпрограммы "Обеспечение жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 г. N 368-п.
На момент подачи заявления Адин А.В. был зарегистрирован по месту жительства и постоянно проживал совместно со своими родителями и братом в жилом помещении, расположенном по адресу: ... область, Ханты-Мансийский автономный округ - ..., общей площадью 69 кв.м, на основании договора коммерческого найма жилого помещения, заключённого 28 апреля 2010 г. между обществом с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" и Адиным В.Н. (отцом Адина А.В.).
Решением уполномоченной организации от 7 мая 2013 г. Адин А.В. признан участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года".
С 6 июня 2014 г. Адин А.В. состоит в браке с Адиной (Хатанзеевой) А.В.
... г. в семье Адина А.В. родился сын Адин А.А.
Супруга Адина А.В. - Адина А.В., ... года рождения, с 23 октября 2012 г. зарегистрирована по месту жительства в жилом доме, расположенном по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, ..., принадлежащем на праве собственности её отцу - Хатанзееву В.П.
9 января 2018 г. Адин А.В. обращался в ОАО "Ипотечное агентство Югры", 6 июня 2021 г. в Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлениями о предоставлении ему субсидии в планируемом финансовом году (в 2019 и 2020 гг.), в которых указывал состав его семьи в количестве трёх человек (он, супруга и сын).
Приказом Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 апреля 2022 г. N 138-п Адин А.В. и члены его семьи - супруга Адина А.В. и сын Адин А.А. сняты с учёта на получение субсидии и исключены из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на основании подпунктов 7.5 и 7.7 пункта 7 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утверждённого постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 г. N 643-п, - в связи с получением участником мероприятия и (или) членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, а также в связи с выявлением в заявлении на получение субсидии и представленных к нему документах не соответствующих действительности сведений.
8 апреля 2022 г. Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры письменно уведомил Адина А.В. о принятом решении о снятии его и членов его семьи с учёта на получение субсидии и исключении их из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В уведомлении о принятом решении о снятии с учёта на получение субсидии и исключении из списка участников мероприятия Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры указал, что согласно имеющимся сведениям супруге Адина А.В. - Адиной (Хатанзеевой) А.В. в составе семьи её отца Хатанзеева В.П. предоставлена субсидия в рамках подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ...
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований Адина А.В. о признании незаконным приказа Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 апреля 2022 г. N 138-п в части снятия Адина А.В. и его сына Адина А.А. с учёта на получение субсидии и исключении их из списка участников подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, суд первой инстанции руководствовался положениями части третьей статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утверждённого постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 г. N 643-п, и исходил из того, что право на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения имеют граждане, отнесённые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, постоянно проживающие на территории этого автономного округа и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Суд первой инстанции, ссылаясь на установленные по делу обстоятельства, пришёл к выводу о том, что Адин А.В. и его сын Адин А.А. имеют право на получение субсидии, поскольку Адин А.В. как представитель коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры был поставлен на учёт на получение субсидии до вступления в брак с Адиной (Хатанзеевой) А.В., при этом ни Адин А.В., ни его сын Адин А.А. не получали меры государственной поддержки в целях улучшения жилищных условий, на дату принятия Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решения о снятии Адина А.В. и членов его семьи с учёта на получение субсидии и исключения их из списка участников подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югре семья Адина А.В. не была обеспечена жилыми помещениями в пределах социальной нормы, являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Суд первой инстанции с учётом положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации о пределах осуществления гражданских прав и недопустимости злоупотребления правом, отметил, что Адин А.В., обращаясь к ответчику с заявлениями о предоставлении субсидии в 2018, 2019, 2020 гг., представлял документы о регистрации по месту жительства, о составе семьи и письменно выражал согласие на проверку ответчиком достоверности представленных им сведений, то есть действовал добросовестно, при отсутствии с его стороны какого-либо злоупотребления. Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в период с 2018 по 2022 год не осуществлял проверку представленных Адиным А.В. сведений, решений об исключении семьи Адина А.В. из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не принимал, при этом на момент включения в состав семьи Адина А.В. его супруги располагал информацией о предоставлении Адиной (Хатанзеевой) Анне Валерьевне в составе семьи её отца субсидии на строительство индивидуального жилого дома.
По мнению суда первой инстанции, в результате ненадлежащего исполнения Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры своих обязанностей, Адин А.В. и его сын, нуждающиеся в улучшении жилищный условий, лишены права на получение мер государственной поддержки в виде субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования о восстановлении Адина А.В. и его сына в списке участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, указав, что супруга Адина А.В. не подлежит учёту при определении нуждаемости истца и его сына в целях предоставления субсидии, ввиду того, что право супруги Адина А.В. на получение мер государственной поддержки было реализовано её родителями в период её несовершеннолетия.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований Адина А.В., суд апелляционной инстанции исходил из того, что возможность исключения из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры только члена семьи участника, получившего меры государственной поддержки, законодательством, регулирующим спорные отношения, не предусмотрена, условием снятия с учёта на получение субсидии является получение заявителем и (или) членом его семьи субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Суд апелляционной инстанции полагал, что поскольку член семьи Адина А.В. - его супруга Адина А.В. получила субсидию за счёт средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, то Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял законное решение о снятии Адина А.В. и членов его семьи (супругу и сына) с учёта на получение субсидии и исключении их из списка участников подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, и, соответственно, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Адина А.В. у суда первой инстанции не имелось.
Суд апелляционной инстанции счёл не имеющим значения для рассмотрения данного спора тот факт, что Адин А.В. первоначально был поставлен на учёт на получение субсидии в составе семьи из одного человека и на момент получения Адиной (Хатанзеевой) А.В. субсидии не состоял с ней в браке, приведя доводы о том, что подпрограмма по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре является публичной и участники этой подпрограммы должны соответствовать её условиям как на момент постановки на учёт, так и в период до получения мер государственной поддержки.
Кассационный суд общей юрисдикции не установил нарушения либо неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции и кассационного суда общей юрисдикции сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причём органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашённым статьёй 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвёртого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой" (далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
В пункте 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Частью третьей статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. 1
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре жилищные отношения в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, регулирует Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз).
Названный закон субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, согласно его преамбуле, направлен на обеспечение граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ), жилыми помещениями, создание условий для развития жилищного строительства в автономном округе.
Органы государственной власти автономного округа в пределах своих полномочий используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз).
К числу полномочий Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области жилищных отношений относятся: разработка, утверждение и реализация целевых программ автономного округа и определение порядка предоставления субсидий на строительство или приобретение жилых помещений (подпункты 1, 5 пункта 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз). 1
------------------------------
1 С 1 января 2023 г Федеральный закон от 6 октября 1999 г N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2021 г N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", в части 3 статьи 48 которого содержатся аналогичные положения о праве органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
------------------------------
Статьёй 4 "Целевые программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области обеспечения прав граждан на жилые помещения" Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз, действовавшей на дату подачи Адиным А.В. заявления о признании его участником подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 25 апреля 2013 г. 2, было предусмотрено, что целевые программы автономного округа направлены на улучшение жилищных условий в том числе граждан из числа коренных малочисленных народов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Условия и порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях данной статьи определялись целевой программой автономного округа и иными нормативными правовыми актами автономного округа.
В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 г. N 368-П была утверждена целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" (далее также - целевая программа), составной частью которой являлась подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Целевая программа действовала на дату обращения Адина А.В. с заявлением о признании его участником мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - 25 апреля 2013 г.
Согласно паспорту данной целевой программы её целями и задачами являлись: создание условий, способствующих улучшению жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, повышение уровня доступности жилья для населения этого автономного округа, реализация единой государственной политики и нормативного правового регулирования в жилищной сфере, государственная поддержка решения жилищной проблемы граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
------------------------------
1Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 апреля 2014 г N 32-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" в подпункте 1 пункта 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г N 57-оз слова "целевая программа" заменены словами "государственная программа".
2Статья 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз признана утратившей силу Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2021 г N 8-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
------------------------------
Одно из направлений указанной целевой программы - поддержка семей из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при решении жилищной проблемы для обеспечения стабильных условий жизни этой части населения.
В числе основных мероприятий по реализации целевой программы - подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", которая направлена на осуществление государственной поддержки граждан, отнесённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также членов их семей, проживающих на территории автономного округа и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Названной подпрограммой определено, что её участникам предоставляются субсидии из средств бюджета автономного округа на приобретение или строительство жилых помещений.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 г. N 408-п была утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года". В рамках данной государственной программы продолжались мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2013 г. участниками подпрограмм, в виде предоставления им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.
На дату издания приказа Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о снятии Адина А.В. и членов его семьи (супруги и сына) с учёта на получение субсидии и исключении их из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - 5 апреля 2022 г. правила и условия предоставления субсидии за счёт средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры такой категории граждан были определены Порядком предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утверждённым постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 г. N 643-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" (далее - Порядок предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре).
В пункте 6 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре указано, что в случае если в составе сведений об участнике мероприятия 1 и (или) членах его семьи произошли изменения, участник мероприятия обязан уведомить уполномоченный орган об их изменении, которые могут повлиять на получение субсидии, не позднее 30 календарных дней с даты изменения обстоятельств. Документы, свидетельствующие об изменениях, связанных с жилищными условиями, получением участником мероприятия и членами его семьи субсидии за счёт средств бюджетной системы Российской Федерации, направленных на улучшение жилищных условий, в соответствии с нормативными правовыми актами автономного округа, если они не представлены участником мероприятия и членами его семьи по собственной инициативе, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с даты получения сведений запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа.
Право на участие в мероприятии сохраняется за участниками мероприятия до получения ими субсидии в соответствии с порядком или до выявления оснований, установленных пунктом 7 порядка, для снятия с учёта на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка (пункт 6.1 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре).
Уполномоченный орган осуществляет проверку сведений об участниках мероприятия в случаях: поступления сведений об изменении в составе семьи, жилищных условий, выезде за пределы автономного округа; наступления очередности на получение уведомления, указанного в пункте 13 Порядка; проведения переучёта участников мероприятия, состоящих на учёте. При проведении проверки уполномоченный орган запрашивает сведения и документы в порядке межведомственного взаимодействия в органах, указанных в пункте 14 Порядка (пункт 6.2 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре).
В пункте 7 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре установлены основания для снятия с учёта на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка. Перечень этих оснований, приведённый в подпунктах 7.1 - 7.11 пункта 7 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, является исчерпывающим.
------------------------------
1 Под участником мероприятия согласно абзацу третьему пункта 4 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре понимается совершеннолетний гражданин Российской Федерации, отнесенный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам в автономном округе, постоянно проживающий на территории автономного округа, нуждающийся в улучшении жилищных условий, подавший до 31 декабря 2013 г заявление на получение мер государственной поддержки, а также члены его семьи.
------------------------------
Согласно подпункту 7.5 пункта 7 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре основанием для снятия с учёта на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка является получение участником мероприятия, подавшим заявление на получение субсидии после 31 декабря 2010 г., и (или) членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счёт средств бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев направления материнского (семейного) капитала и (или) Югорского капитала на улучшение жилищных условий (в том числе за пределами автономного округа), получения за счёт средств бюджета автономного округа компенсации части процентной ставки по ипотечным кредитам, заключённым до 31 декабря 2013 г., в том числе рефинансированным после указанной даты, а также приобретения жилого помещения большей площади, получения в установленном порядке гражданами, имеющими 3 и более детей, земельного участка бесплатно в собственность для строительства индивидуального жилого дома.
В соответствии с подпунктом 7.7 пункта 7 Порядка предоставления субсидии основанием для снятия с учёта на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка является выявление в заявлении на получение субсидии и представленных к нему документов, не соответствующих действительности сведений.
Из приведённых нормативных положений следует, что в Ханты-Мансийском автономном округе разработаны и утверждены целевые программы, которые реализуются за счёт средств бюджета автономного округа и направлены на улучшение жилищных условий и обеспечение жильём отдельных категорий граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации. Среди таких граждан - граждане из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также члены их семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Цель улучшения жилищных условий этой категории граждан - обеспечение им стабильных условий жизни на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Формой обеспечения жилым помещением граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, которая в рамках соответствующей целевой программы предоставляется участнику целевой программы однократно. Одно из условий участия граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в такой целевой программе и, соответственно, условий для предоставления субсидии на приобретение или строительство жилого помещения - нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий. Право на участие в мероприятии по улучшению жилищных условий сохраняется за гражданами из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся участниками этого мероприятия, до получения ими субсидии на приобретение или строительство жилого помещения или до выявления оснований для снятия с учёта на получение субсидии и исключения из участников названного мероприятия. В числе таких оснований - получение участником мероприятия, подавшим заявление на получение субсидии, и (или) членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счёт средств бюджетной системы Российской Федерации.
Для реализации права на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения и участия в целевой программе названные граждане представляют в уполномоченный орган заявление и необходимые документы, в частности подтверждающие их соответствие в совокупности условиям целевой программы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Уполномоченный орган проверяет правильность оформления поданных заявителем и участником программы документов, достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путём получения соответствующей информации в порядке межведомственного взаимодействия, и по результатам этой проверки принимает решение о признании заявителя участником программы по улучшению жилищных условий или об отказе в признании участником такой программы, а в случае если заявитель уполномоченным органом уже был признан участником программы - о предоставлении ему субсидии на приобретение или строительство жилого помещения или о снятии его с учёта на получение субсидии. При этом перечень оснований для снятия с учёта на получение субсидии является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчёркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьёзно ущемлённым (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П, от 14 января 2020 г. N 2-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учёта всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Таким образом, исходя из целей и задач государственной политики, направленных на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилье граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и обеспечение им стабильных условий жизни на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, формальный подход в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, недопустим.
Для исключения такого формального подхода суду при разрешении спора по иску гражданина из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании решения органа государственной власти об исключении из списков участников мероприятия по обеспечению жилым помещением и проверке законности этого решения необходимо учитывать не только причины, послужившие основанием для принятия органом государственной власти решения об исключении гражданина из списков участников мероприятия, но и иные обстоятельства, имеющие значение для дела: обстоятельства, послужившие основанием для признания гражданина участником названного мероприятия, обеспеченность участника мероприятия и его семьи жилым помещением по социальным нормам, их нуждаемость в жилом помещении, изменялся ли с момента признания гражданина участником мероприятия состав его семьи, соблюдение участником мероприятия правил предоставления субсидии, срок, прошедший с момента включения гражданина в состав участников мероприятия, предоставление им необходимых документов в целях получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, действия уполномоченного органа по проверке этих документов на предмет определения права гражданина на получение субсидии и иные обстоятельства.
Судебные инстанции в настоящем деле по иску Адина А.В. к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения о снятии его и сына Адина А.А. с учёта на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры применили приведённое выше правовое регулирование об условиях и порядке предоставления гражданам из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Однако суд апелляционной инстанции в отличие от суда первой инстанции формально подошёл к разрешению спора, в нарушение положений статей 67, 71, 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не учёл всей совокупности обстоятельств, связанных с обеспечением Адина А.В. и его семьи как представителей коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, жилым помещением путём предоставления на эти цели субсидии за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Так, судом апелляционной инстанции оставлено без внимания и надлежащей правовой оценки то обстоятельство, что Адин А.В. был признан участником мероприятия по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до вступления в брак с Адиной (Хатазеевой) А.В., которая являлась получателем мер государственной поддержки, направленных на улучшение жилищных условий, в несовершеннолетнем возрасте в составе семьи своего отца - Хатанзеева В.П., то есть ещё до регистрации брака с Адиным А.В.
Суд апелляционной инстанции также не учёл, что Адин А.В., обращаясь в уполномоченный орган с заявлениями о предоставлении субсидии в 2018, 2019, 2020 гг, представлял документы о регистрации по месту жительства, о составе семьи и письменно выражал согласие на проверку ответчиком достоверности представленных им сведений, то есть действовал добросовестно. В тоже время Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в период с 2018 по 2022 год, то есть более трёх лет, не осуществлял проверку представленных Адиным А.В. сведений, решений об исключении семьи Адина А.В. из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не принимал, при этом на момент включения в состав семьи Адина А.В. его супруги располагал информацией о предоставлении Адиной (Хатанзеевой) А.В. в составе семьи её отца - Хатанзеева В.П. субсидии на строительство индивидуального жилого дома.
Лишение в такой ситуации Адина А.В. и его несовершеннолетнего сына Адина А.А. права на обеспечение жилым помещением путём предоставления субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, исходя только из формального критерия получения супругой Адина А.В. - Адиной (Хатанзеевой) А.В. в несовершеннолетнем возрасте в составе семьи её отца субсидии на приобретение или строительство жилого помещения не будет отвечать целям и задачам государственной политики, направленной на улучшение жилищных условий граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и обеспечения им стабильных условий жизни на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и права на достойное существование. При подобном подходе суда апелляционной инстанции к применению норм, регулирующих спорные отношения, предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения гражданам из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, по сути, утрачивает характер меры социальной поддержки данной категории граждан, что противоречит целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни граждан.
Ввиду изложенного мнение суда апелляционной инстанции о том, что не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора тот факт, что Адин А.В. первоначально был поставлен на учёт на получение субсидии в составе семьи из одного человека и на момент получения Адиной (Хатанзеевой) А.В. субсидии не состоял с ней в браке, со ссылкой на то, что мероприятие по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является публичным и участники этого мероприятия должны соответствовать его условиям как на момент постановки на учёт, так и в период до получения мер государственной поддержки, равно как и вывод суда апелляционной инстанции о законности решения Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приказ от 5 апреля 2022 г. N 138-п) о снятии Адина А.В. и его сына Адина А.А. с учёта на получение субсидии и исключении из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по причине того, что член семьи Адина А.В. - его супруга Адина (Хатанзеева) А.В. получала субсидию за счёт средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, нельзя признать соответствующими правовому регулированию отношений по улучшению жилищных условий граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и предназначению этой меры государственной поддержки.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Адина А.В. о признании незаконным приказа Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 апреля 2022 г. N 138-п в части снятия Адина А.В. и его несовершеннолетнего сына Адина А.А. с учёта на получение субсидии, применив к спорным отношениям приведённое правовое регулирование об условиях предоставления субсидии на приобретение или строительство жилого помещения гражданам из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, исходил из того, что Адин А.В. был признан участником мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и поставлен на учёт на получение субсидии до вступления в брак с Адиной (Хатанзеевой) А.В., его семья не обеспечена жилым помещением в пределах социальной нормы и является нуждающейся в улучшении жилищных условий, при этом ни Адин А.В., ни его несовершеннолетний сын Адин А.А. мер государственной поддержки в целях улучшения жилищных условий не получали. Суд первой инстанции указал и на то, что Адин А.В., обращаясь в уполномоченный орган за получением субсидии и в последующем (в 2018, 2019, 2020 гг.), представлял необходимые документы о составе своей семьи, письменно выражал согласие на проверку уполномоченным органом достоверности представленных им сведений, то есть действовал добросовестно.
С учётом совокупности установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии у Адина А.В. и его несовершеннолетнего сына Адина А.А. права на получение субсидии и о том, что в результате ненадлежащего исполнения Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры своих обязанностей, Адин А.В. и его несовершеннолетний сын Адин А.А., нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие ранее мер государственной поддержки, направленных на улучшение жилищных условий, были лишены права на получение мер государственной поддержки в виде субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.
Не установив каких-либо новых обстоятельств, имеющих значение для дела, не опровергнув выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, ограничился формальным применением нормативных положений Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе участником мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получения мер государственной поддержки, утверждённого постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 г. N 643-п, в частности подпункта 7.5 пункта 7 названного Порядка, о том, что основанием снятия с учёта на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка является получение участником мероприятия и (или) членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счёт средств бюджетной системы Российской Федерации, неправильно истолковав эту норму применительно к обстоятельствам настоящего дела. Вследствие чего суд апелляционной инстанции пришёл к противоречащему целям и задачам государственной политики по улучшению жилищных условий нуждающихся в жилье граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выводу об отсутствии у Адина А.В. и его несовершеннолетнего сына Адина А.А. права на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.
Вместе с тем общеправовой принцип справедливости исключает формальный подход и предполагает учёт особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, препятствует возложению бремени неблагоприятных последствий сложившейся ситуации на гражданина и позволяет обеспечить справедливое соотношение прав и законных интересов такого гражданина с правами и законными интересами органа государственной власти.
Формальный подход суда апелляционной инстанции к рассмотрению настоящего дела привёл к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьёй 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и права Адина А.В. на судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационной жалобе Адина А.В. законность апелляционного определения суда апелляционной инстанции, допущенные им нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379 6 и частей 1-3 статьи 379 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ввиду изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 января 2023 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2023 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы Адина А.В., что согласно статье 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений с оставлением в силе решения суда первой инстанции, разрешившего данный спор в соответствии с требованиями закона и установленными обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390 14, 390 15, 390 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 января 2023 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2023 г. по делу N 2-3545/2022 Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отменить.
Оставить в силе решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 октября 2022 г.
Председательствующий |
Л.М. Пчелинцева |
Судьи |
Т.Ю. Вавилычева |
|
С.В. Фролкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2023 г. N 69-КГ23-12-К7
Опубликование:
-