Постановление Верховного Суда РФ от 15 декабря 2023 г. N 31-АД23-13-К6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Андреева М.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора города Чебоксары по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Чебоксары Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 02 июня 2022 года, решение судьи Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 23 ноября 2022 года, решение судьи Верховного суда Чувашской Республики от 14 марта 2023 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09 июня 2023 года, вынесенные в отношении главы администрации Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики Андреева Максима Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора города Чебоксары по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Чебоксары Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 02 июня 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 29 июля 2022 года, глава администрации Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики (далее также - должностное лицо) Андреев М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 06 октября 2022 года решение судьи Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 29 июля 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение по подсудности в Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики.
Решением судьи Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 23 ноября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Чувашской Республики от 14 марта 2023 года и постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09 июня 2023 года, жалоба Андреева М.А. на постановление по делу от 02 июня 2022 года оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Андреев М.А. выражает несогласие с постановлением заместителя главного государственного инспектора города Чебоксары по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Чебоксары Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 02 июня 2022 года, решением судьи Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 23 ноября 2022 года, решением судьи Верховного суда Чувашской Республики от 14 марта 2023 года и постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09 июня 2023 года, ставит вопрос об отмене данных актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 данного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 указанной статьи.
За те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства (преамбула Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности").
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" под обязательными требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Особый противопожарный режим определен названной статьей как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
В силу статьи 30 Федерального закона "О пожарной безопасности" особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 марта 2022 года N 124 установлено начало пожароопасного сезона в 2022 году на территории Чувашской Республики с 11 апреля 2022 года. Населенные пункты, в числе которых город Чебоксары, утвержденные Приложением 1 к данному постановлению, включены в перечень населенных пунктов, расположенных на территории Чувашской Республики, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01 апреля 2022 года N 127 с 15 апреля 2022 года на территории Чувашской Республики установлен особый противопожарный режим до особого распоряжения о его отмене.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов в числе прочих относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
Аналогичное требование закреплено в пункте 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Перечень первичных мер пожарной безопасности определен в статье 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"), утратившей силу с 01 марта 2023 года.
Руководители органов местного самоуправления несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством (статья 38 Федерального закона "О пожарной безопасности").
В соответствии со статьями 23, 41, 44, 45 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики администрация города Чебоксары является единственным исполнительно-распорядительный органом города Чебоксары. Администрация Ленинского района города Чебоксары относится к территориальным органам администрации города Чебоксары, входит в общую структуру администрации города и является юридическим лицом. Территориальные органы администрации города создаются для управления соответствующими территориями, осуществления функций управления и контроля за хозяйственной деятельностью, жилищно-коммунального и социально-культурного обслуживания населения, осуществления других полномочий, в соответствии с Положением о территориальных органах администрации города, утверждаемым Чебоксарским городским Собранием депутатов, руководители территориальных органов являются должностными лицами органов местного самоуправления города Чебоксары.
Согласно пунктам 1.1, 2.1, 3.1, 3.1.34 Положения об администрациях Ленинского. Калининского, Московского районов города Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03 марта 2016 N 188, основной задачей означенных территориальных органов администрации города Чебоксары является реализация в пределах своей компетенции функций по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Чувашской Республики на подведомственной территории, территориальные органы обеспечивают выполнение возложенных на них функций по направлениям деятельности на подведомственной территории, в том числе принимают участие в мероприятиях по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 8.2.23 распоряжения администрации города Чебоксары от 30 января 2014 года N 30-р "О распределении обязанностей между главой администрации Чебоксары, его заместителями, главами администраций районов и начальником Заволжского территориального управления" (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) глава администрации района обеспечивает выполнение возложенных на администрацию района задач и функций, в том числе, по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах района.
Аналогичное положение предусмотрено пунктом 3.1.14 должностной инструкции главы администрации района города Чебоксары. Также пунктами 3.4.10, 5.1.5 на главу администрации района города Чебоксары возложена обязанность по соблюдению правил, норм, инструкций по пожарной безопасности и ответственность за их соблюдение.
Как усматривается из материалов дела, 14 апреля 2022 года начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Чебоксары управления надзорной деятельности и профилактической работы по городу Чебоксары Главного управления МЧС России по Чувашской Республике в рамках федерального государственного пожарного надзора в целях исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного в ходе оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу "О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период", утвержденный протоколом от 27 января 2022 года Пр-195, вынесено распоряжение N 109 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении органа местного самоуправления - администрации города Чебоксары Чувашской Республики на предмет проверки исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
По результатам внеплановой выездной проверки, проведенной уполномоченными должностными лицами означенного органа федерального государственного пожарного надзора в период с 18 по 29 апреля 2022 года на территории Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности в условиях установленного на территории Чувашской Республики особого противопожарного режима:
1) не разработаны и не реализуются меры пожарной безопасности, направленные на исключение возможных переходов лесных и ландшафтных пожаров на населенный пункт (статья 21 Федерального закона "О пожарной безопасности", статья 69 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности);
2) не организовано проведение своевременной очистки территории городского округа, а также противопожарных минерализованных полос от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и других горючих материалов на улицах Еловая, Солнечная, Дубравная в коттеджном поселке "Дубки" (пункт 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, далее - Правила противопожарного режима);
3) допущено устройство свалок отходов на землях городского округа - в овраге между улицами Ярославская и Пушкина, на территории около остановки "микрорайон Благовещенский" и территории по улицам Белинского, Еловая и Солнечная (овраг рядом с домом 33) (пункт 69 Правил противопожарного режима);
4) территория городского округа, прилегающая к лесу, не обеспечена противопожарной преградой установленной ширины на всей протяженности границы населенного пункта (коттеджный поселок "Дубки", улицы Дубравная (земли леса с кадастровым номером 21:01:021301:454), Солнечная (земли леса с кадастровыми номерами 21:01:021301:461/2, N 21:01:021301:436), Еловая (земли с кадастровым номером 21:01:021301:459) (пункт 70 Правил противопожарного режима);
5) отсутствует противопожарный водопровод, обеспечивающий необходимый расход воды на тушение пожаров, с расстановкой пожарных гидрантов с учетом радиуса их обслуживания (по улицам Еловая и Солнечная) (часть 4 статьи 6, статьи 65, частей 1, 3 статьи 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 75 Правил противопожарного режима, пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункты 8.5, 8.16, 9.30 СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", пункты 4.1., 5.1, 8.5, 8.9 СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности");
6) не обеспечено наличие системы оповещения населения о возможной чрезвычайной ситуации, вызванной природными пожарами на территории Чебоксарского городского округа (поселок Лапсары, микрорайоны Садовый. Благовещенский и район реки Сугутки) (статья 63 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статья 19 Федерального закона "О пожарной безопасности");
7) не организовано обучение населения городского округа мерам пожарной безопасности в пределах полномочий, не организовано проведение собраний населения (сходов и собраний граждан) с рассмотрением вопросов обеспечения пожарной безопасности, не определен порядок и места обучения населения городского округа мерам пожарной безопасности (статья 63 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статья 19 Федерального закона "О пожарной безопасности");
8) территории общего пользования не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (поселок городского типа Н.Лапсары) (статья 19 Федерального закона "О пожарной безопасности");
9) допускается перекрытие проезда для пожарной техники (улицы Воеводы Буртаса, Василия Токсина) (пункт 71 Правил противопожарного режима).
Таким образом, глава администрации Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики Андреев М.А. в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности, Положения об администрации Ленинского, Калининского, Московского районов города Чебоксары, распоряжения администрации города Чебоксары от 30 января 2014 года N 30-р и должностной инструкции главы администрации района города Чебоксары не обеспечил первичные меры пожарной безопасности в границах вверенного района, допустив нарушение требований пожарной безопасности в условиях установленного на территории Чувашской Республики особого противопожарного режима, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечисленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о незаконности проведенной внеплановой проверки, поскольку проверка проведена в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, тогда как контрольная надзорная деятельность в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", безосновательны.
В соответствии с частью 6 статьи 2 указанного Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются федеральными законами о видах контроля, принимаемыми в соответствии с ними положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) и (или) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Согласно абзацу 16 статьи 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" наряду с основаниями, установленными Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", основанием для проведения внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, является наличие решения органа государственной власти об установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима.
В силу положений абзаца 2 части 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации без согласования с органами прокуратуры.
Как следует из материалов дела и установлено судами, внеплановая выездная проверка проведена уполномоченными должностными лицами органа федерального государственного пожарного надзора на основании соответствующего распоряжения от 14 апреля 2022 года N 109, изданного в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации, данного в ходе оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу "О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период", утвержденный протоколом от 27 января 2022 года Пр-195, что соответствует перечисленным требованиям законодательства.
Решение о проведении проверки доведено до администрации города Чебоксары Чувашской Республики 14 апреля 2022 года.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе, лицо, совершившее противоправное деяние, и его виновность.
Бездействие должностного лица Андреева М.А., не исполнившего свои служебные обязанности надлежащим образом, квалифицированы по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.
Порядок и срок давности привлечения должностного лица Андреева М.А. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено должностному лицу Андрееву М.А. минимальное, предусмотренное санкцией части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент обнаружения противоправного деяния).
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены судами в установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке, имеющие правовое значение для разрешения дела доводы жалоб получили надлежащую оценку.
Право должностного лица Андреева М.А. на защиту при производстве по делу реализовано.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора города Чебоксары по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Чебоксары Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 02 июня 2022 года, решение судьи Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 23 ноября 2022 года, решение судьи Верховного суда Чувашской Республики от 14 марта 2023 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09 июня 2023 года, вынесенные в отношении главы администрации Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики Андреева Максима Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Андреева М.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 15 декабря 2023 г. N 31-АД23-13-К6
Опубликование:
-