г. Краснодар |
|
19 сентября 2022 г. |
Дело N А63-15329/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Посаженникова М.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Емтыль Ф.А., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" - Мирошниченко Е.В. (доверенность от 13.07.2021), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Пашковой Н.Н. (доверенность от 10.01.2022), рассмотрев с использованием систем видео-конференц-связи Арбитражного суда Ставропольского края, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 по делу N А63-15329/2021, установил следующее.
ООО "Эко-Сити" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании недействительным и отмене постановления от 15.09.2021 N 026/04/14.31-1734/2021.
Решением суда от 30.03.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.05.2022, постановление от 15.09.2021 N 026/04/14.31-1734/2021 изменено в части назначения административного наказания. Суд назначил обществу административное наказание по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 325 тыс. рублей штрафа.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права. В действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения. У Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Кавказстат) отсутствует индивидуальная контейнерная площадка, что исключает возможность изменения ранее согласованного способа коммерческого учета твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представитель управления отклонил их.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационных жалоб откладывалось до 15.09.2022.
После отложения в составе суда на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Воловик Л.Н. на судью Посаженникова М.В.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Кавказстат и общество заключили договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 23.01.2020 N 02_01_01290. На момент заключения указанного договора у Кавказстата отсутствовало разрешение от комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя на размещение ТКО, в связи с чем способ учета ТКО установлен исходя из утвержденных нормативов их накопления.
21 апреля 2020 года Кавказстат направил в адрес регионального оператора - общества обращение исх. N РК-29-15/2144-ДР с предложением с 01.05.2020 перейти на коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнера (фактическое потребление) и внести соответствующие изменения в договор от 23.01.2020 N 02_01_01290.
Письмом от 30.04.2020 N 01-06/2665 общество отказало Кавказстату в переходе на указанный способ учета ТКО. Согласно позиции регионального оператора в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО должен осуществляться в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), т. е. исходя из норматива накопления ТКО.
Кавказстат направил обществу письмо от 14.05.2020 N АК29-15/2441-ДР, в котором повторно предложило внести изменения в расчет цены договора исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления (по фактическому объему).
В ответ на данное обращение общество направило письмо от 28.05.2020 N 01-06-3323, в котором повторно изложило доводы об отказе от перехода на предложенный способ учета ТКО, и указало на то, что, по мнению регионального оператора, единственно возможным способом определения объема ТКО является использование нормативов накопления ТКО, утвержденных приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26.12.2017 N 347.
Кавказстат обратился в управление с жалобой на действия общества, связанные с отказом перейти на коммерческий учет ТКО, исходя из количества и объема контейнера (фактическое потребление), и внести соответствующие изменения в договор на оказание услуги по обращению с ТКО от 23.01.2020 N 02_01_01290.
По итогам рассмотрения жалобы комиссия управления вынесла решение от 11.03.2021 N 026/01/10-2075/2020, которым общество признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), что выразилось в отказе от перехода на предложенный Кавказстатом способ учета ТКО и навязывании данному абоненту способа учета ТКО, исходя из нормативов накопления как единственно возможного. Названное решение обществом не обжаловано, вступило в законную силу.
На основании решения управления от 11.03.2021 N 026/01/10-2075/2020, антимонопольным органом 26.07.2021 возбуждено дело об административном правонарушении N 026/04/14.31-1734/2021 по признакам нарушения части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
9 августа 2021 года заместитель руководителя управления Сапунов Д.Н. составил в отношении общества протокол об административном правонарушении N 750 по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в котором также указано время и место рассмотрения дела об административном правонарушении - 11 часов 40 минут 17.08.2021, г. Ставрополь, ул. Ленина, д. 384, каб. 315.
Определением от 17.08.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 10 часов 00 минут 15.09.2021. Названное определение получено обществом 24.08.2021, что подтверждается сопроводительным письмом от 20.08.2021 N 4 ДС/03-10035/2021, отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80094463446044.
Изучив материалы административного дела в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о рассмотрении материалов административного дела, заместитель руководителя управления Сапунов Д.Н. вынес постановление от 15.09.2021 по делу об административном правонарушении N 026/04/14.31-1734/2021, которым общество признано виновным в нарушении части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде 650 тыс. рублей административного штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 10 Закона N 135-ФЗ, статьями 1, 421, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснением Президиума ФАС России от 07.06.2017 N 8 "О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции", пунктами 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства".
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Как указано в пункте 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ, определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 25 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016, определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО.
В пункте 6 Правил N 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил.
В силу подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением N 1156, также предусмотрено, что учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами N 505 одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Таким образом, Правилами N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
Пункт 8 Правил N 505 регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений для других видов сбора накопления ТКО.
Отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления ТКО коммерческий учет ТКО может осуществляться расчетным путем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956).
Таким образом, в силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО.
Из материалов дела видно, что письмом от 04.03.2020 (исх. N АК-29-15/1302-ДР) Кавказстат обратился в комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя с заявлением о согласовании установки индивидуального металлического контейнера с замком объемом 0,75 куб. м на контейнерной площадке, расположенной на внутридомовой территории, прилегающей к зданию заявителя.
Письмом от 01.04.2020 N 05/1-14/05-4864 комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя согласовал установку указанного контейнера на предложенном месте.
Кавказстат направил в адрес регионального оператора - общества обращение от 21.04.2020 исх. N РК-29-15/2144-ДР с предложением с 01.05.2020 перейти на коммерческий учет ТКО, исходя из количества и объема контейнера (фактическое потребление), и внести соответствующие изменения в договор от 23.01.2020 N 02_01_01290.
Таким образом, из материалов дела следует, что в апреле 2020 года Кавказстат согласовал место размещения индивидуального контейнера на оборудованной контейнерной площадке.
Поскольку общество отказывало в заключении дополнительного соглашения об изменении способа коммерческого учета ТКО, тем самым навязывало невыгодные потребителя условия оплаты услуг, суды сделали обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Довод кассационной жалобы о том, что Кавказстат не обладает собственным местом (площадкой) накопления ТКО, что исключает возможность применения варианта коммерческого учета, предусмотренного абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 со ссылкой на позицию, приведенную в определении Конституционного Суда РФ от 24.12.2020 N 2933-О, сделаны в отрыве от обстоятельств рассматриваемого спора. В рассматриваемом случае Кавказстат в установленном порядке согласовало место установки индивидуального контейнера на специально оборудованной контейнерной площадке, что не исключает права выбора способа расчета.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 по делу N А63-15329/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления ТКО коммерческий учет ТКО может осуществляться расчетным путем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956).
...
Поскольку общество отказывало в заключении дополнительного соглашения об изменении способа коммерческого учета ТКО, тем самым навязывало невыгодные потребителя условия оплаты услуг, суды сделали обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Довод кассационной жалобы о том, что Кавказстат не обладает собственным местом (площадкой) накопления ТКО, что исключает возможность применения варианта коммерческого учета, предусмотренного абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 со ссылкой на позицию, приведенную в определении Конституционного Суда РФ от 24.12.2020 N 2933-О, сделаны в отрыве от обстоятельств рассматриваемого спора. В рассматриваемом случае Кавказстат в установленном порядке согласовало место установки индивидуального контейнера на специально оборудованной контейнерной площадке, что не исключает права выбора способа расчета."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 сентября 2022 г. N Ф08-8855/22 по делу N А63-15329/2021