г. Краснодар |
|
23 сентября 2022 г. |
Дело N А32-862/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Маркиной Т.Г., судей Гиданкиной А.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310133029, ОГРН 1082310016580) - Вареникова Н.Н. (доверенность от 10.01.2022), от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "СВП" (ИНН 2308136470, ОГРН1072308010730) - Клочко В.А. (доверенность от 17.11.2021), рассмотрев кассационную жалобу Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 по делу N А32-862/2022, установил следующее.
Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СВП" (далее - общество) о досрочном прекращении действия свидетельств об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок от 13.09.2021 серии 000001 N 000353, от 17.09.2021 серии 000001 N 000356, от 17.09.2021 серии 000001 N 000358, от 17.09.2021 серии 000001 N 000359.
Решением суда от 24.03.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.06.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что выявленные департаментом нарушения являются незначительными, носят устранимый характер, не могут свидетельствовать о грубом нарушении обществом требований действующего законодательства, для пресечения которого необходимо принятие такой крайней меры ответственности как прекращение действия свидетельства по маршруту.
В кассационной жалобе департамент просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Департамент полагает, что суды нарушили нормы материального права, сделали выводы, которые не соответствуют обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представители департамента и общества поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, департаментом выданы обществу свидетельства об осуществлении регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар по соответствующим маршрутам.
В связи с привлечением общества в 2020 - 2021 годах к административной ответственности при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршрутам N 183А, N 36, N 65 и N 121А департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о досрочном прекращении действия свидетельств об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по данным маршрутам.
Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии вступившего в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства.
Суды, правильно применив положения Закона N 220-ФЗ, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, сделали обоснованный вывод о том, что указанное департаментом в качестве основания для прекращения действия свидетельств привлечение общества к административной ответственности само по себе не свидетельствует о причинении вреда жизни и здоровью пассажиров, в связи с чем отсутствуют основания для применения в отношении общества крайней меры административного воздействия на перевозчика в виде прекращения действия выданных ему свидетельств об осуществлении перевозок пассажиров по маршрутам.
Оценивая соотношение тяжести вменяемых обществу нарушений и размера запрашиваемой департаментом меры ответственности, суды учли, что прекращение действия свидетельств об осуществлении перевозок является правом, а не обязанностью суда и применяется в качестве крайней меры воздействия по итогам исследования всех обстоятельств дела. Суды сделали правомерный вывод о том, что прекращение действия свидетельств об осуществлении перевозок ограничивает правоспособность юридического лица, так как препятствует осуществлению вида деятельности, в связи с чем при наличии в данном случае формальных признаков нарушений запрашиваемая департаментом мера ответственности не соответствует характеру совершенных обществом деяний.
Суды приняли во внимание, что допущенные обществом нарушения, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, носят устранимый характер, значительных общественно-опасных последствий не наступило.
Принимая во внимание фактические обстоятельства рассматриваемого спора, суды пришли к обоснованному выводу о том, что основания для применения такой меры административного воздействия как прекращение действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 по делу N А32-862/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Г. Маркина |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии вступившего в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства.
Суды, правильно применив положения Закона N 220-ФЗ, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, сделали обоснованный вывод о том, что указанное департаментом в качестве основания для прекращения действия свидетельств привлечение общества к административной ответственности само по себе не свидетельствует о причинении вреда жизни и здоровью пассажиров, в связи с чем отсутствуют основания для применения в отношении общества крайней меры административного воздействия на перевозчика в виде прекращения действия выданных ему свидетельств об осуществлении перевозок пассажиров по маршрутам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 сентября 2022 г. N Ф08-10029/22 по делу N А32-862/2022