г. Краснодар |
|
30 сентября 2022 г. |
Дело N А53-26445/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И. судей Артамкиной Е.В. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Новоорловский горнообогатительный комбинат" (ИНН 8000027737, ОГРН 1028002322424) - Чумаковой М.А. (доверенность от 13.07.2022), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Андерсен" - Карайчева О.В. (доверенность от 28.07.2021), в отсутствие заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 26 по Ростовской области (ИНН 6161069131, ОГРН 1136193006641), третьего лица - Ибрагимова Магомедибира Ибрагимовича, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Андерсен" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 26 по Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 по делу N А53-26445/2021, установил следующее.
ЗАО "Новоорловский горно-обогатительный комбинат" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к МИ ФНС России N 26 по Ростовской области (далее - инспекция) о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО "Консалт Менеджмент" от 26.07.2021 за государственным регистрационным номером 2216100579825; о возложении на инспекцию обязанности восстановить нарушенные права общества, аннулировав запись в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО "Консалт Менеджмент".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Семёнов Е.В., ООО "Андерсен", Ибрагимов М.И. Протокольным определением суда от 26.10.2021 Семёнов Е.В. исключён их числа третьих лиц в связи со смертью.
Решением от 05.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 23.06.2022 решение от 05.03.2022 отменено, признана недействительной запись о ликвидации ООО "Консалт Менеджмент" с регистрационным номером 2216100579825 от 26.07.2021; на инспекцию возложена обязанность аннулировать (исключить) данную регистрационную запись из ЕГРЮЛ.
С инспекции в пользу общества взыскано 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе ООО "Андерсен" просит отменить апелляционное постановление. Заявитель указывает, что ни ему, ни ликвидатору не было известно о задолженности перед обществом. Общество должно самостоятельно отслеживать информацию, касающуюся ликвидации юридических лиц. ООО "Консалт Менеджмент" не знало о судебном разбирательстве по делу N А78-3278/2020. Договор займа от 29.09.2017 является притворной сделкой.
Инспекция в жалобе просит отменить апелляционное постановление и оставить в силе решение суда. По мнению заявителя, закон не возлагает на регистрирующий орган обязанность осуществлять проверку представленных документов, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов.
В отзыве на кассационные жалобы общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон повторили свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыв, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 29.09.2017 общество и ООО "Консалт Менеджмент" заключили договор займа, по условиям которого заявитель (заимодавец) принял на себя обязательство по передаче заемщику (ООО "Консалт Менеджмент") денежных средств в размере 307 тыс. рублей до 28.09.2018 с выплатой процентов в размере 17,1% годовых, с начислением процентов на сумму займа ежемесячно, а заемщик - возвратить заемные денежные средства с процентам в установленный договором займа срок.
Пунктами 2.3 и 3.1 договора займа предусмотрено, что сумма займа считается переданной заемщику в момент ее зачисления на банковский счет заемщика, с этого дня договор вступает в силу.
Заимодавцем обязательства по передаче денежных средств по договору займа исполнены в полном объеме, 29.09.2017 денежные средства перечислены заемщику, что подтверждается платежным поручением от 29.09.2017 N 3934.
В установленный срок заем ООО "Консалт Менеджмент" заявителю не возвращен, проценты по договору не оплачены. Проценты согласно пункту 1.2 договора заявителем начислены со дня, следующего за днем перечисления денежных средств, т.е. с 30.09.2017.
Сумма процентов за период с 30.09.2017 по 21.04.2020 (день обращения в суд) составила 134 434 рубля 61 копейка.
Пунктом 4.1 договора предусмотрена ответственность заемщика в виде процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Проценты уплачиваются со дня, когда сумма займа должна была быть возвращена, до дня ее возврата заимодавцу независимо от уплаты процентов на сумму займа, установленных в пункте 1.2 договора.
Неисполнение ООО "Консалт Менеджмент" обязательств по договору займа от 29.09.2017 явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Забайкальского края с иском к ООО "Консалт Менеджмент".
Вступившим в законную силу мотивированным решением Арбитражного суда Забайкальского края от 30.09.2021 (резолютивная часть от 22.06.2020) по делу N А78-3278/2020 исковые требования общества удовлетворены, с ООО "Консалт Менеджмент" в пользу общества взыскано 307 тыс. рублей задолженности по договору займа от 29.09.2017, а также 134 434 рубля 61 копейка процентов на сумму займа в размере 17,1% годовых, начисляемых ежемесячно с 30.09.2017 по 21.04.2020, проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса с 29.09.2018 по 21.04.2020 в размере 34 183 рубля 29 копеек, всего 475 617 рублей 90 копеек, проценты на сумму займа в размере 17,1 % годовых, начисленные за период с 22.04.2020 в соответствии с пунктом 1.2 договора займа по день фактической оплаты задолженности, проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные с 22.04.2020 по правилам статьи 395 Гражданского кодекса по день фактической оплаты задолженности.
21 июля 2020 года взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС N 031005082, исполнительный лист предъявлен для взыскания в Банк ВТБ (ПАО) Центральный в г. Москве, в котором у ООО "Консалт Менеджмент" был открыт расчетный счет, однако обязательства ООО "Консалт Менеджмент" перед заявителем не исполнены.
Из выписки из ЕГРЮЛ от 30.07.2021 следует, что 19.02.2021 ООО "Консалт Менеджмент" принято решение о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии, ликвидатором ООО "Консалт Менеджмент" назначен Ибрагимов М.И., утвержден ликвидационный баланс.
Ликвидатор 26.07.2021 подал в налоговый орган заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией. На основании представленного 26.07.2021 заявления налоговым органом 26.07.2021 внесена в ЕГРЮЛ запись за государственным регистрационным номером 2216100579825 о прекращении деятельности юридического лица.
Общество полагает, что внесенная налоговым органом запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией является недействительной, поскольку ликвидатором ООО "Консалт Менеджмент" нарушен порядок ликвидации. Запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО "Консалт Менеджмент" в связи с ликвидацией внесена с нарушением норм Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), так как запись основана на недостоверных сведениях и нарушает права и законные интересы заявителя как кредитора ликвидированного юридического лица.
На момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса ООО "Консалт Менеджмент" и ее ликвидатору было известно о неисполненных перед обществом обязательствах по договору займа и решению Арбитражного суда Забайкальского края от 30.09.2021 по делу N А78-3278/2020, в нарушение положений статьи 63 Гражданского кодекса ликвидатор письменно не уведомил заявителя о ликвидации ООО "Консалт Менеджмент" и не произвел с ним расчет. Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, поскольку при ликвидации компании установленный статьями 61-64 Гражданского кодекса порядок ликвидации юридического лица нарушен, для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган не представлены, следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для внесения записи о ликвидации ООО "Консалт Менеджмент", при этом публикация сведений о предстоящей ликвидации юридического лица не освобождает ликвидатора от обязанности по выявлению и письменному уведомлению кредиторов.
Рассматривая спор, апелляционный суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, регулируются Законом N 129-ФЗ.
В пункте 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ установлено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 этой статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр, при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются (пункт 3 статьи 5, статья 11 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с положениями статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1 и 10 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
На основании пункта 1 статьи 62 Гражданского кодекса учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
В силу пункта 4 статьи 62 Гражданского кодекса с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Согласно пункту 4 статьи 62 Гражданского кодекса с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
В соответствии с положениями статьи 63 Гражданского кодекса ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса, пункт 6 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
В рассматриваемом случае ликвидационном балансе не отражена задолженность перед обществом.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11 и от 15.07.2014 N 4407/14, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Поскольку на государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией представлен ликвидационный баланс с заведомо недостоверными сведениями, в котором не отражена кредиторская задолженность перед учреждением, у инспекции отсутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности общества (представленные в регистрирующий орган данные промежуточных и ликвидационных балансов не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования. Аналогичная правовая позиция отражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, от 15.01.2013 N 11925/12, от 15.07.2014 N 4407/14, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2015 N 307-ЭС15-13449, от 20.07.2016 N 308-КГ16-7615, от 05.10.2016 N 304-КГ16-12146, от 30.10.2017 N 305-ЭС17-16000, от 28.09.2017 N 305-КГ17-14446, постановлениях Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 27.10.2020 N А32-6664/2020 от 25.08.2020 по делу N А22-1572/2019, от 13.02.2020 по делу N А53-16468/2019, от 17.12.2019 по делу N А32-43021/2018.
Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, установил фактические обстоятельства, представленным сторонами доказательствам дал правовую оценку. Оснований для отмены или изменения апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам не установлено, поскольку они не опровергают правильности выводов суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что недопустимо в силу установленных статьями 286 и 287 Кодекса пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 по делу N А53-26445/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку на государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией представлен ликвидационный баланс с заведомо недостоверными сведениями, в котором не отражена кредиторская задолженность перед учреждением, у инспекции отсутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности общества (представленные в регистрирующий орган данные промежуточных и ликвидационных балансов не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования. Аналогичная правовая позиция отражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, от 15.01.2013 N 11925/12, от 15.07.2014 N 4407/14, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2015 N 307-ЭС15-13449, от 20.07.2016 N 308-КГ16-7615, от 05.10.2016 N 304-КГ16-12146, от 30.10.2017 N 305-ЭС17-16000, от 28.09.2017 N 305-КГ17-14446, постановлениях Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 27.10.2020 N А32-6664/2020 от 25.08.2020 по делу N А22-1572/2019, от 13.02.2020 по делу N А53-16468/2019, от 17.12.2019 по делу N А32-43021/2018."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 сентября 2022 г. N Ф08-10617/22 по делу N А53-26445/2021